доклад по теме Роль этнографических музеев в воспитании личности на основе национальных традиций и в повышении качества образования

ВИННИЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ
СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ РАЙОННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ





Доклад по теме:
«Роль этнографических музеев
в воспитании личности на основе национальных традиций и в повышении качества образования»


Подготовила:
учитель крымскотатарского языка
и литературы
заведующая крымскотатарским
этнографическим музеем «Мусафирхане»
Винницкой ОШ І-ІІІ ступеней
Муртазаева Л.Ш.



Винницкое - 2013 г.

«Народ, который не знает свого
прошлого, не имеет будущего»

Сегодня на наше общество оказывают влияние совершенно новые события и веяния. Среди современных печальных тенденций – потеря людьми своей национальной идентичности. Поэтому одна из главных задач современного общества - сохранение достоинства каждой личности, гражданского духа и чести.
Эту задачу, в первую очередь, надо решать посредством школы.
Изучение народной культуры и истории – одно из главных средств в воспитании личности и повышении качества образования.
Знания о богатстве народной культуры формируют сплоченность нации и целостное мировоззрение личности.
Именно поэтому народную культуру надо сохранить любыми возможными способами, один из которых создание этнографических музеев на базе школ.
Современная система образования ставит две основные задачи:
- во-первых, знания выпускников должны соответствовать требованиям госстандарта;
- во-вторых, школа призвана воспитать цельную, всесторонне развитую личность. А правильное мировосприятие, другими словами, осознание своего места в мире, в социуме невозможно без знаний о народных традициях и культуре своего народа.
Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел народ, приобщить детей к народному творчеству – это одна из приоритетных задач современного обучения и воспитания.
Наша школа многонациональная, поэтому актуальным вопросом является использование этнического богатства народов Крыма как вектор повышения качества образования и воспитания.
Поэтому в нашей школе традиционно проводится ряд национальных праздников, в том числе крымскотатарских - «Наврез», «Хыдырлез», «Дервиза», «Къурбан байрам», славянских - «Праздник урожая», «Рождественские святки», «Масленица». Ежегодно проходит праздник встречи национальных культур «Вместе. Разом. Берабер». В этом году проведены конкурс стенгазет и ярмарка-выставка национальных блюд «Крым – полуостров добрососедства». В мероприятиях участвуют как учащиеся, так и родители, вместе возрождая историю и культуру народов.
С осознанием богатства культуры всех народов в детях растет уважение и интерес как к своей нации и культуре, так и толерантное отношение к другим культурам.
Передо мной, как учителя крымскоготатарского языка и литературы, стоит одна из главных проблем - привитие любви и интереса к родному языку, возрождение богатства народных традиций.
Это и стало стимулом для создания в нашей школе в 2003 году этнографического центра. В этом приняли участие администрация и педагоги Винницкой общеобразовательной школы, учащиеся и их родители, проживающие в селах Винницкое, Раздолье, Тепловка, Александровка, Кольчугино Симферопольского района, а также других районов Крыма. Например, нам присылали экспонаты из с. Крестьяновка Первомайского района, с. Скалистое Бахчисарайского района, с. Далекое Черноморского района и города Симферополя.
Постоянный поиск и пополнение фондов нашего центра привели к единому мнению – официально зарегистрироваться и открыть этнографический музей. И в 2010 году нашему этнографическому центру присвоен статус музея.
В план работы музея входит:
- поисково-творческая работа;
- проведение литературных вечеров;
- проведение национальных праздников;
- встреча с ветеранами и гостями нашей школы.
Музей называется «Мусафирхане», что в переводе означает «Комната для гостей» или «Гостиная». И это действительно комната для гостей, так как в нашем музее проводятся экскурсии не только для школьников, но и гостей.
Здесь бывают и представители старшего поколения – наши бабушки и дедушки, учителя-предметники из разных школ Симферопольского района, журналисты крымскотатарского телеканала АТР, актеры крымскотатарского театра. С целью изучения культуры и быта крымскотатарского народа были у нас в гостях студенты и преподаватели Киевского христианского университета, гости из Австралии, Узбекистана.
Но, конечно, самыми частыми посетителями являются учащиеся нашей школы. Для них проводятся экскурсии с целью ознакомления с богатой культурой, бытом, традициями крымскотатарского народа по следующим тематикам: «Наше прошлое», «Семейные реликвии», «Крымскотатарские ремесла и промыслы» и др. Такие экскурсии не только обогащают знаниями о крымскотатарском народе, но и формируют эстетический вкус у детей.
Наш этнографический музей – окно в прошлое, связующая нить между поколениями, своеобразный оберег народных традиций.
Работа в музее дает возможность приобщить подрастающее поколение к сохранению ценностей декоративно-прикладного творчества крымскотатарского народа. И, как результат, – принимать участие в историко-краеведческой конференции учащихся Симферопольского района, МАН Крыма «Искатель» и других конкурсах.
Так например, Муртазаева Ление, выпускница нашей школы 2013 года, защищала работу в МАН Крыма «Искатель» по теме «Шамиль Алядин – талантливый мастер слова крымскотатарской литературы» и заняла 3 место. Также была представлена работа выпускницей школы 2012 года Сеитжелиевой Зерой по истории ювелирных украшений «Семейные реликвии» в марте 2012 года.
Безусловно, поисково-творческая работа работа музея «Мусафирхане» и в дальнейшем будет способствовать восстановлению и сохранению традиций крымскотатарского народа, а также воспитанию любви и уважения учащихся к родному языку и культуре.
Большую роль школьного музея в воспитании учащихся подтверждают слова, оставленные в книге отзывов, гостями и посетителями музея. Вот некоторые из них.
«Искренне радует островок национального быта, истории и культуры крымскотатарского народа в нашей Винницкой школе, где посетители черпают информацию о жизни крымских татар, приобщаются к истокам их культуры, а у школьников пробуждается чувство сопричастия к работе музея, стремление своим творчеством и мастерством пополнить его новыми экспонатами». Отзыв оставила учитель украинского языка и литературы Казначеева В.В.
«Появилась возможность знакомства с жизнью и бытом крымскотатарской семьи, воспитание у наших детей любви к народу, языку, обычаям, искусству, Родине». Отзыв оставила родитель Девлетова Эльмаз Наримановна.
«Обычно, входя в любой музей, мы ощущаем гордость окружающих предметов, прохладу от высоких потолков и старинных гобеленов. А при входе в этот музей повеяло приятным теплом, домашней обстановкой. И тут вспоминаешь бабушкин низенький домик, где непринужденно она варит кофе в старинном джезве (турке). Помню, начнет она рассказывать про жизнь свою, про историю крымских татар. И думаешь, какая богатая у нас история, дух захватывает!..» Отзыв оставила медсестра школы Санаева Сусанна Серверовна.
«Я благодарна Всевышнему, что смогла познакомиться с этим прекрасным народом! Я восхищаюсь им, что нашли в себе силы перенести все эти испытания и вернуться на свою Родину. И этот музей – памятник, который не дает забыть о культуре крымских татар. И так должно быть! Пусть Бог благословит эту школу, это село и этих людей!» этот отзыв оставили гости нашей школы из Австралии Ричард, Руфь и Клайд Ансел.

Таким образом, с осознанием богатства культуры народов в детях растет уважение и интерес как к своей нации и культуре, так и толерантное отношение к другим культурам.
Поисково-творческая работа этнографического музея «Мусафирхане» способствует восстановлению и сохранению народных традиций, а также воспитанию любви и уважения учащихся к родному языку и культуре, дает возможность приобщить подрастающее поколение к сохранению ценностей декоративно-прикладного творчества крымскотатарского народа. Работа музея помогает школьникам стать цельной личностью со сформированным мировосприятием, дает возможность принимать участие в разнообразных историко-краеведческих конференциях, МАН, исследовательской работе.
Спасибо за внимание!










15