Неделя физики в МБОУ Новозоринская СОШ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новозоринская средняя общеобразовательная школа
Ононский район
Забайкальский край
«Неделя физики в школе»
Автор:
учитель физики
Бальжинимаева Цыцыгма Эрдынеевна
С. Новая Заря
2015 год
Цели и задачи
«Неделя Физики в школе»
Цели:
1.Активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся
5. Развитие навыков общения, умения работать в команде
2. Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества
3. Повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения
4. Расширение кругозора в результате организованного общения.
Задачи
1. Сделать школьную жизнь интересной, насыщенной, запоминающейся.
2. Предоставить возможность учащимся попробовать себя в роли учителя.
Высказывания известных людей о физике
«Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – основа и опора
Всех без исключения наук!» Марк Борн
«…поэзия почерпает слово свое из науки, возвеличивая в свою очередь науку…» М.де Сервантес
«Он стал поэтом. Для занятий физикой у него было слишком мало воображения» Д.Гильберт«Радость видеть и понимать – есть самый прекрасный дар природы» Альберт Эйнштейн
«Все науки делятся на физику и коллекционирование марок»
Эдуард Резерфорд
«Сделал ,что мог , пусть другие сделают лучше» И. Ньютон
Программа «Недели Физики» в школе
1. Урок-презентация «Открывая, физику…» (5-6 класс)
2. Игра по станциям «Путешествие по стране Физики» (9-10 классы)
3. Любителям кроссвордов (9-11 класс)
4. Учусь разгадывать кроссворды (6-7 класс)
5. Физика в твоей профессии (7-11 класс)
Урок-презентация «Открывая физику…»
(для учащихся 5-6 классов)
Задачи:
ознакомить учащихся с новым предметом – физикой: предмет изучения, физические явления;
развивать логическое мышление ;воспитывать интерес к физике, желание познавать окружающий мир.
Оборудование: приборы для проведения опытов, высказывания ученых о физике ; картинки, иллюстрирующие физические явления; портреты ученых; рефераты старшеклассников.
Мотивация (зачем необходимо изучать физику).
Связь физики с другими науками.
Физика на кухне (термос, микроволновая печь, кипятильник, мыльница – присоска, матрешка на самоваре и т.д.)Физика и техника
Физика на производстве.
История зарождения физики.
Явления, изучаемые физикой (рассмотреть картинки с физическими явлениями).
Проведение опытов (демонстрация и комментирование старшеклассников).
1 –й Всех не сосчитать игрушек у детей:
Погремушек, неваляшек и мячей.
Скачет маленький цыпленок,
Едет танк, бежит слоненок.
Быстро дай ответ: в чем секрет?
Заводя ключом игрушку, должен знать,
Что при этом ты пружину должен сжать,
Механизм придет в движенье-
Вот и весь секрет, вот ответ.
2 –й .А теперь перед тобою звонкий мяч-
Ударяется о землю, мчится вскачь.
Отчего же этот мячик
Так красиво, быстро скачет?
3 –й .Быстро дай ответ: в чем секрет?
При ударе деформация ясна.
Силу разовьет упругости она,
И энергия найдется,
Мяч при этом вверх взовьется,
Вот и весь секрет, вот ответ.
На игрушки ты внимательно смотри
И подумай, что у них там есть внутри.
Тот, кто ими обладает,
Он ведь с физикой играет.
Вот и весь секрет, вот ответ.
4 –й Очень давно, еще маленькими, мы полюбили эти игрушки: заводного мишку, зайку, курочку. А как лихо мчится этот паровозик(демонстрируем) .Почему движутся игрушки? Разберемся в этом, ознакомившись с устройством игрушки «Курочка Ряба». Механизм, при помощи которого происходит движение Курочки, состоит из основного вала и двух ведомых, пружины и зубчатого колеса(показываем). Сжатая пружина обладает потенциальной энергией. За счет потенциальной энергии тело может совершать работу.
Опыт 1. Поместим пружину на металлический стержень от подъемного столика. Сожмем пружину и свяжем ее ниткой. Подожжем нитку- пружина взлетает высоко вверх. Пружина приобрела скорость, так как ее потенциальная энергия перешла в кинетическую .Опыт 2. С наклонной плоскости пустим цилиндр, на пути которого находится шарик. Шарик тоже приходит в движение(объясняем явление).
Опыт 3. Демонстрируем и объясняем действие маятника Максвелла.
Вернемся к нашей игрушке. Потенциальная энергия пружины превращается в кинетическую энергию механизма, ножки Курочки приходят в движение.
Демонстрируем различные заводные игрушки.
1 – й .Представьте себе , что мы с вами в цирке. Идет обычное цирковое представление. Выступают акробаты, дрессировщики животных, ловко подбрасывают мячи жонглеры.
Очень интересное искусство – жонглирование. Правда , оно связано с большим трудом. Но есть и особые секреты, не овладев которыми трудно жонглировать. Эти секреты заключаются в законах физики, без которых жонглер не может быть находчивым и ловким. Например, он должен знать, при каких условиях тело может опрокинуться или изменить направление полета.
Все это знали и на фабрике «Детской игрушки». Посмотрите, какую красивую неваляшку там сделали. А чтобы понять, почему она никогда не падает, обратимся к физике.
Опыт 1.Возьмем линейку и подвесим ее на нитке так, чтобы нитка свободно передвигалась. Будем менять положение петли, чтобы линейка пришла в равновесие . В этом случае говорят, что линейка подвешена в центре тяжести.
Опыт 2. Центр тяжести есть у любого тела: круга, треугольника и т.д.(показываем фигуры на нитках).
А теперь рассмотрим , при каких условиях тела находятся в равновесии. Для этого возьмем «этажерку» и проделаем опыт.
Опыт 3. Положение этажерки будем менять и заметим, что если вертикаль, проведенная из центра тяжести, пересекает площадь опоры, то это этажерка остается в равновесии. Устойчивое равновесие наблюдается при самом низком положении центра тяжести.
Большой устойчивостью обладает тело, имеющее форму шарового сегмента, лежащего на своей выпуклой поверхности. Такое тело используется в устройстве распространенной игрушки- неваляшки. При всяком наклоне игрушки ее центр тяжести поднимается. Это вызывает самостоятельное движение игрушки к исходному положению наиболее устойчивого равновесия, при котором центр тяжести расположен ниже.
В игрушке «Катание с гор» санки могут катиться не только под гору , но и в гору.
Из повседневных наблюдений у нас создается убеждение, что любое тело , попавшее на наклонную плоскость, под действием силы тяжести будет скатываться с горы . Только наличие большой силы трения может удержать тело на наклонной плоскости. (опыт). Поэтому нет ничего необычного в том, что тела катятся с горы. Но иногда возможно и самостоятельное движение в гору.
Пусть наклонная плоскость представляет собой два направляющих рельса, расположенных под углом друг к другу так, что при подъёме они расходятся(показываем прибор).Тело , имеющее вид двух сложенных основаниями конусов, будет подниматься по рельсам . Причина этого – опускание центра тяжести тела при его движении. Тело будет двигаться к наиболее устойчивому своему положению. Центр тяжести – это точка тела, но исключительно большое значение она имеет при изготовлении игрушек.
2 –й. Если вы не умеете плавать, вам на помощь придут надувные резиновые игрушки( показываем) .Эти игрушки обладают большой подъемной силой , потому что их вес намного меньше действующей на них со стороны воды выталкивающей силы.
В существовании выталкивающей силы легко убедится на опыте . Для этого прикрепим небольшой груз к резиновой тесьме. Измерим длину растянувшейся при этом резинке. Держа резинку за верхний конец, опустим груз в сосуд с водой. Объясним причину укорачивания тесьмы (Даем объяснение). Величина выталкивающей силы зависит от плотности жидкости.
Опустим в банку с водой яйцо – оно тонет . Будем подсыпать в воду соль . По мере увеличения солености воды яйцо всплывет. (опыт)
Законы плавания тел использованы в устройстве детской игрушки «водолаз». Вес «водолаза» подобран таким образом, что при заполнении полости игрушки водой ее вес становится больше выталкивающей силы, и «водолаз» погружается на дно, а при заполнении полости воздухом выталкивающая сила становится больше веса игрушки, и «водолаз» всплывает.
Можно игрушечного «водолаза» применять и по- другому , устроив «картезианского водолаза».
Для опыта обычно используют плавание перевернутой пробирки внутри цилиндра с водой, затянутого пленкой. Целесообразно вместо пробирки взять яркую фигурку игрушки- водолаза, предварительно залепив верхнее отверстие игрушки пластилином .
Если нажать пальцем на перепонку, воздух в сосуде сжимается и сильнее давит на воду, вследствие чего некоторое количество воды входит в нижнее отверстие игрушки. «Водолаз» становится тяжелее и опускается на дно. (опыт)
Демонстрирует игрушки(Мяч, надувные игрушки)
3 –й. Мы живем в мире звуков. Где бы мы ни находились, нас сопровождают разные звуки. Вот, например, еще совсем маленький ребенок , а уже гремит погремушкой. Это его первая игрушка, и она звуковая.
Посмотрите эту птичку. Если закрыть канал с одной стороны пальцем, а с другой стороны в него подуть, то звука не будет слышно. Если открыть отверстие , то раздаются веселые трели. Вы хотите узнать ,почему поет птичка? Проведем такой опыт.
Опыт 1. Если по камертону ударить молоточком, то камертон зазвучит. Поднесем к звучащему камертону маленький шарик, подвешенный на нити. Ветви камертона будут его периодически отталкивать. Это показывает. Что ветви звучащего камертона колеблются . Как только прекращаются колебания камертона – исчезает звук. Следовательно, источником звука являются колеблющиеся тела.
В канале птички колеблется воздух , а в самой игрушке будет колебаться вода.
Опыт 2. Звуки бывают разной высоты(показываем свирель). Высота тона зависит от частоты колебаний . Чем в большее количество зубьев в единицу времени ударяется пластинка, тем выше звук.
Теперь посмотрите другую игрушку – говорящую куклу. «Говорящие куклы умеют произносить «Мама». Причина звука – колебания воздуха внутри кожаной коробочки с отверстиями, которую помещают внутрь игрушки. При наклоне куклы грузик, находящийся в коробочке, падает, заставляя воздух в ней сжиматься и выходить в отверстия. Колебания воздуха при этом сопровождаются звуком.
Причиной музыкальных звуков, издаваемых шарманкой , тоже являются колебания воздуха внутри нее. Чтобы звук был громче, ящик шарманки делают большим и полым.
Опыт 3. Посмотрите, как тихо звучит камертон, снятый с резонаторного ящика. Если же поставить камертон на ящик, то его колебания через стенки ящика передаются воздуху в нем. Вследствие этого воздух тоже начнет колебаться и издавать звук. Если частоты колебаний камертона и воздушного столба одинаковы, то происходит усиление звука – резонанс. Теперь нам понятно, для чего у шарманки, гитары, пианино делают резонаторные ящики.
Мы познакомились с некоторыми звуковыми игрушками. Думаю, что теперь вы сумеете объяснить принцип действия любых звуковых игрушек.
4 –й. Опыт «Козлик не ест редьку , а ест травку»
К магнитной стрелке на подставке приклеить фигуру козлика. К полосовому магниту с одной стороны – пучок сухой травы. Подносим редьку – козлик отталкивается, а травку – притягивается.
Почему козлик не ест редьку?
1 –й. «Висящий в воздухе шарик»
На один загнутый вверх конец трубки кладем шарик, а в другой дуем. Шарик подпрыгивает и остается «висеть» в воздухе , опускаясь и поднимаясь. Шарик будет держаться так, пока хватит дыхания.
Это проявление закона Бернулли. В узких участках струи скорость потока растет, а давление уменьшается, и атмосферное давление не дает шарику возможности выйти из воздушной воронки и упасть.
2 –й. Опыт «Стаканы и свечка»
В стакан ставим зажженную свечу. На верхний край стакана кладем сложенные стопкой и намоченные в воде бумажные кольца. На эти прокладки ставим перевернутый стакан и прижимаем его к бумаге. Свеча гаснет. Берем верхний стакан, вместе с ним поднимается и нижний. После того как свеча погаснет, воздух в стакане охлаждается, давление его уменьшается и внешнее атмосферное давление прижимает стаканы друг к другу.
3 –й Вам надоело скучно жить,
И надоело всего бояться?
Тогда вам можем предложить
Делом полезным заняться.
Вы верите в мистику и всякую ерунду,
Боитесь вы грома, боитесь грозу,
Вам страшно, когда начинается дождь,
Но вы не отчаивайтесь,
Мы можем помочь!
Не стоит ходить к шаманам, магистрам,
Не стоит целителей вам навещать,
Вместе Совет наш прост- не нужно бояться,
А лучше физику начать изучать.
Современная физика может похвастаться множеством открытий , но это не предел людских возможностей.
Учите! Экспериментируйте! Открывайте!
Игра по станциям «Путешествие по стране Физики»
(9-10 классы)
Описание станций.
Станция № 1 «Сообразилки»
Используя данное оборудование, установите стакан с водой так, чтобы он был приподнят над крышкой стола на 1 см.
Оборудование: стакан с водой, чистый листок из школьной тетради в клетку.
Используя данное оборудование поместите шарик в стакан, не трогая его руками, не подкатывая к краю стола, не наклоняя стол, не пользуясь посторонними предметами, не дуя на него и т. д. объяснить используемое явление.
Оборудование: пластмассовый шарик, стакан.
Попасть солнечным зайчиком в заданную точку.
Оборудование: зеркальце.
Станция № 2 «Что? Где? Когда?»
На этой станции учащимся показывают различные приборы и предлагают ответить на вопросы: что это за прибор, где используется, когда был создан.
Орг. материалы: - домашние бытовые приборы…
Пример: трансформатор, для преобразования переменного электрического тока, конец 19 века.
Станция № 3 «Счастливый случай»
На этой станции: Учащимся демонстрируется физический эксперимент, который они должны пояснить.
Станция № 4 «Почемучка» На этой станции учащимся необходимо объяснить то или иное явление
Подведение итогов
победители физических конкурсов, награждаются грамотами:
Приложение
Станция № 1 «Сообразилки»
Используя данное оборудование, установите стакан с водой так, чтобы он был приподнят над крышкой стола ровно на 1 см.
Оборудование: стакан с водой, чистый листок бумаги из школьной тетради в клеточку.
Используя данное оборудование, поместить шарик в стакан, не трогая его руками, не подкатывая к краю стола, не наклоняя стол, не пользуясь посторонними предметами, не дуя на него и т. д.
Оборудование: пластмассовый шарик, стакан
Попасть «солнечным зайчиком» в заданную точку
Оборудование: зеркальце
Станция № 2 «Что? Где? Когда?»
Фен1900 гГермания
Телевизор1939 гСША
Пылесос1860 гСША
УтюгXVIIIвМикроволновая печь1949 гСША
Стиральная машинка1851гСША ручная
1908 гСША электрическим приводом
Вентиляторконец 19 вСША
Станция № 3 «Счастливый случай»
Объяснить действие присоски.
«Скользящий стакан» Стакан с мокрыми краями находится на покатой доске. Если приблизить к стакану горящую свечу, то стакан начинает двигаться. Почему?
«Не замочив руки»Положим на тарелку монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив доже кончиков пальцев?
«Подъем тарелки с мылом» Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла,сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимается тарелка. Почему?
«Тяжелая газета» положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вверх вместе с газетой. Если же резко ударить по концу линейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?
«Как быстро погаснет свеча» Зажжем свечу и опустим в сосуд с водой. Как быстро погаснет свеча?
«Несгораемая бумага» Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?
«Несгораемый платок» Зажечь в лапке штатива платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?
«Картофельные весы» Укрепим картофелины на концах стержня. Подвесим стержень на нити на штативе. Уравновесим рычаг, передвигая картофелины. Нагреем один конец стержня в пламени спиртовки. Почему нарушилось равновесие?
«Загадочная картофелина» Поместим одну и ту же картофелины в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.
Станция № 4 «Почемучка»
Почему вода в глубинах Северного Ледовитого океана не замерзает, хотя температура ее ниже 0оС?
(температуру замерзания воды понижают растворенные в ней соли, кроме того вода находится под огромным давлением)
Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилась тепла.
Какая физическая ошибка допущена в этом стихотворении?
(Нарушен закон сохранения и превращения энергии.Уменьшилась внутренняя энергия капли, а теплота была передана в окружающую среду)
Сегодня в 12 часов ночи идет дождь. Можно ли утверждать, что через трое суток будет ясная и солнечная погода?
(Нет, так как будет 12 часов ночи)
Почему сырые дрова, даже разгоревшись, дают меньше тепла, чем сухие?
(Часть энергии, выделяющаяся при сгорании топлива, идет на парообразование)
Газ неограниченно расширяется. Почему же существует атмосфера?
(так как действует атмосфера )Почему вода гасит огонь?
(Интенсивное испарение воды охлаждает дерево, образующаяся оболочка водяного пара препятствует доступу кислорода, горение прекращается)
Что за искры сыплются от точильного камня? Опасны ли они для кожи?
(Это мельчайшие частицы железа, разогретые трением до высокой температуры.Они быстро остывают в полете и не вызывают ожога)
Почему за тюлевой занавеской не видно днем с наружи то, что находится в комнате, а вечером то, что происходит на улице?
(Отражение света от тюля сильнее, чем отражение от предметов за ним. Тюль отражение от них ослабляет. Глаз адаптируется к более яркому отражению)В автомобилях к лампочкам подведено по одному проводу. Почему нет второго провода?
(Второй провод – корпус автомобиля)
Почему ранней весной вокруг деревьев образуются воронки в снегу?
(Теплый ствол деревьев, обогреваемый солнцем, передает тепло излучением снегу, он подтаивает)
Любителям кроссвордов
Кроссворд для 8,9 класс
Слова по горизонталиозначают:
1. Прибор для измерения температуры.
2, 3, 12. Виды теплообмена.
4, 5.Современная и применявшаяся ранее единица количества теплоты.
6.Вещество, сжигаемое для получения тепла.
7. Ученый, который первым придумал прибор, отмечавший изменение температуры воздуха.
8. Сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообменас окружающей средой.
9. Шведский ученый, именем которого названа одна из термометрических шкал.
10.Газ, который является причиной того, что шерсть, пух, мех и другие простые
11.Процесс перехода частиц из жидкости в пар.
13.Единица температуры.
Кроссворд для 10, 11 класс
По горизонтали: 1. Переход вещества из жидкого состояния в твердое. 2.Парообразование,происходящее со свободной поверхности жидкости. 3. Агрегатное состояние вещества, характеризующееся отсутствием своей формы и объема. 4. Немецкий изобретатель, построивший первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.5. Переход вещества из твердого состояния в газообразное.
По вертикали: 1. Изобретатель паровоза. 2. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. 3. Переход вещества твердого состояния в жидкое. 4. Интенсивное парообразование, при котором внутри жидкости растут и поднимаются вверх пузырьки пара. 5. Изобретатель универсальной паровой машины. 6. Прибор для измерения влажности воздуха.
1 2 3 4 5 6 7 Кроссворд для 7 класса
Аппарат для дыхания человека под водой
Приспособление для измерения длины
Прибор для измерения глубины
Аппарат для изучения морских глубин
Прибор для определения сторон света
Жидкое полезное ископаемое
Металл красного цвета
-1905207645
-1905-1905Ответы на ребусы по физике. 1. Скорость. 2. Наблюдение. 3. Сила. 4. Анод. 5. Радар. 6. Осадка. 7. Траектория. 8. Изобара. 9. Спектр. 10. Экран. 11. Протон. 12. Физика.
Учусь разгадывать ребусы (6-7 класс)
1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже.2. Довольно часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не один, а два или больше названий, или может иметь одно общее и одно конкретное значение, например, «авто» и «машина», «цветок» и «растение» и т.п. Выбирать необходимо подходящее по логике. Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет собой одну из главных трудностей при разгадывании ребусов.3. Довольно часто название какого-нибудь предмета нельзя использовать полностью, необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или несколько букв. В таких случаях используется условный знак – запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия необходимо отбросить первую букву (слева от рисунка запятую часто изображают перевернутой в верхнем углу), если справа от рисунка – тогда последнюю. Если стоят две запятые, то соответсвенно отбрасывают две буквы и т.д.Например, нарисовано «стрекоза», а необходимо читать только «коза», изображен «графин», необходимо читать только «граф»:
4. Если предметы или буквы изображены один в другом, то их названия читаются с прибавлением союза «в». Например, «в-а-за»:
5. Если какая-то буква состоит из другой буквы (много раз повторенной), то читают с прибавлением союза «с». Например, «с-о-с-на»:
6. Если за какой-то буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать необходимо с прибавлением союза «за». Например, «за-м-ок»:
7. Если одна фигура или буква изображена под другой, то читать необходимо с прибавлением слов «на», «над», «под». Например, «на-пи-ток» или «над-е-ж-да»:
8. Если по какой-нибудь букве написана другая, то читают с прибавлением предлога «по». Например, «по-р-т»:
9. Если одна буква лежит возле другой, присоединена к ней, то читают с прибавлением предлога «у». Например, «л-у-к» или «с-у-д»:
10. Если в ребусе встречается изображение предмета, перевернутое вверх ногами, то название его обычно необходимо читать с конца, или иногда это делается просто ради усложнения (по-приколу) ребуса.11. Если изображено предмет, а возле него (или на нём) написана, а потом зачеркнута буква, то это означает, что эту букву необходимо исключить из слова, зашифрованного рисунком. Если же над зачеркнутой буквой находится другая, то это означает, что необходимо ею заменить зачеркнутую. Тоже самое делают, когда между двумя буквами стоит знак равенства или переходные стрелочки. Зачеркнутые (заменяемые) буквы обычно используют для исключения (замены) их из середины слова. Например, была «груша», а стала «группа», или был «доктор», а стал «диктор»:
12. Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не». Например, «не-р-в»:
13. Если рядом с рисунком (или над ним, или под ним) стоят цифры, то это означает, что буквы зашифрованного изображением слова читаются в том порядке, который указан цифрами. Также они указывают на то, все ли буквы слова необходимо читать, или нет. Зачеркнутые (отсутсвующие) цифры указывают на отсутствие определенных букв. Например, «табуретка» превращается в «букет», а «бутылка» на «булка»:
14. Если рисунки «двигаются» один от другого или один к другому, то необходимо использовать предлоги «к» или «от». Если же какую-то фигуру в ребусе изображают, которая как бы бежит, лежит, летит, сидит и т.п., то к названию этой фигуры необходимо добавить соответсвующий глагол в настоящем времени (бежит, лежит, летит, сидит и т.д.).15. Довольно часто в ребусах отдельные буквосочетания «до», «ре», «ми», «фа», «ля», «си» изображают соответсвующими нотами. Например, «до-м»:
Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.
Это, по существу, все основные правила для тех, кто хочет попробывать себя в составлении ребусов или в их разгадывании. Однако процесс ребусотворчества предпологает синтез всех приведенных принципов составления ребусов и создания новых правил, понятных для большинства по логике построения.
Теперь попробуй разгадать ребусы сам
1.
Правильный ответ: Одиннадцать
Комментарий.«Один», «единица», а может «кол»? Что выбрать? Довольно часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не один, а два или больше названий. Выбирать необходимо подходящее по логике. Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет собой одну из главных трудностей при разгадывании ребусов. Итак, не ясно, какое слово выбрать для изображения «1». Тогда рассмотрим вторую картинку. «На» букве «Д» сидит «царь». В слове «царь» надо заменить «р» на букву «т». Получим «на-д-ца-т-ь». Теперь несложно догадаться, что из предложенных трех слов нам подойдет «один». Искомое слово разгадано «один-на-д-ца-т-ь». Слайд [скачать] 2.
Правильный ответ: Тринадцать
Комментарий.Опять царь. Но ситуация изменилась. Можно сказать «три» «над» «царь» (названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже). Можно сказать «царь» «под» «три»… Прикинем, что получится, если выполнить следующие условия, обозначенные на рисунке. В слове «царь» надо букву «р» заменить на «т». В первом варианте получим «три-над-ца-т-ь». Замечательно! Кстати, если одна фигура или буква изображена под другой, то читать необходимо с прибавлением слов «на», «над», «под». Поэтому, можно в таких ребусах применять и другое слово. Не всегда сразу найдется удачный вариант. Слайд [скачать]. 3.
Правильный ответ: Показатель
Комментарий.Если по какой-нибудь букве написана другая, то читают с прибавлением предлога «по». На картинке «по» букве «к» буковки «а». Получим «по-к-а». Хотя может быть «а-по-к». Опять неопределенность, которую мы не можем разрешить. Посмотрим на вторую картинку. Если за какой-то буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать необходимо с прибавлением союза «за». У нас «за» буквой «т» «ель» или «ель» «за» «т». Вариант подходящий не сразу найдешь! Надо рассмотреть все возможные варианты. Ответ «по-к-а-за-т-ель». 4.
Правильный ответ: Ордината
Комментарий. Если рядом с рисунком (или над ним, или под ним) стоят цифры, то это означает, что буквы зашифрованного изображением слова читаются в том порядке, который указан цифрами. Также они указывают на то, все ли буквы слова необходимо читать, или нет. У нас на картинке «орден» (а может медаль, награда…, порой не сразу определишься с выбором слова). От слова «орден» берем первую, вторую и третью буквы «орд». Добавим букву «и». Если одна фигура или буква изображена под другой, то читать необходимо с прибавлением слов «на», «над», «под». Возможные варианты: «а-на-т», «на-т-а» или эти варианты с предлогами «над», «под». Что же выбрать? Я все варианты проговорила с уже известной частью слова «орд-и» и выбор нашелся быстро «на-т-а». Ответ «ордината». 5.
Правильный ответ: БрадисКомментарий.Если изображен предмет, а возле него (или на нём) написана, а потом зачеркнута буква, то это означает, что эту букву необходимо исключить из слова, зашифрованного рисунком. Если же рядом с зачеркнутой буквой находится другая, то это означает, что необходимо ею заменить зачеркнутую. Тоже самое делают, когда между двумя буквами стоит знак равенства или переходные стрелочки. Зачеркнутые (заменяемые) буквы обычно используют для исключения (замены) их из середины слова. На рисунке «свекла»? Или «редис»? Попробуем выполнить замену «е» на «а» со словом «свекла». Получим «б-с-в-а-кла». Ха-ха-ха! Попробуем выполнить замену со словом «редис». Получим «Б-радис». Ты не знаешь кто это?! [ HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%81" ВикипедиЯ]. 6.
Правильный ответ: Тупой угол
Комментарий.Если по какой-нибудь букве написана другая, то читают с прибавлением предлога «по». На картинке «по» букве «й» буковки «у». Или «у» «по» «й»? А на второй картинке запечатлен замечательный момент футбольного матча «гол»! Добавив букву «у», получим «у-гол». Вернемся к первой картинке «т-у-по-й». Ответ «тупой угол». 7.
Правильный ответ: Циркуль
Комментарий.Узнали «цирк» и «улей»? В слове улей исключили последние две буквы. Присоединив мягкий знак, получим «цирк-ул-ь». Довольно часто название какого-нибудь предмета нельзя использовать полностью, необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или несколько букв. В таких случаях используется условный знак – запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия необходимо отбросить первую букву (слева от рисунка запятую часто изображают перевернутой в верхнем углу), если справа от рисунка – тогда последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т.д. Слайд [скачать]. 8.
Правильный ответ: Апофема
Комментарий.Буква «А» не просто стоит на фене, она идет «по» нему, взбирается вверх «по» фену. Поэтому запишем «А» «по». В слове «фен» (названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже) исключим последнюю букву, получим «а-по-фе». На втором рисунке известное растение «мак» (ты любишь булочки с маком?). В слове "мак" тоже отбросим последнюю букву. Ответ «а-по-фе-ма». Слайд [скачать]. «Физика в твоей профессии»
(7-11 класс)
Учитель: В мире очень много разных профессий, и каждая интересна по-своему. Кем стать, какую профессию выбрать? Это вопрос задаёт себе каждый школьник. Я надеюсь, что в выборе профессии вам в какой-то мере поможет и сегодняшний урок. Физика – фундаментальная наука. Физические законы и явления лежат в основе практически всех сфер деятельности человека. Сегодня требуются не просто специалисты, а профессионалы своего дела. Люди, способные не только выполнять определенную работу, но и подходить к ней творчески, понимать суть технологических процессов. Цель нашего урока: показать какое большое значение имеет физика в выборе будущей профессии. Эпиграфом к сегодняшнему мероприятию, я выбрала строки Владимира Маяковского:
Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
все работы хороши,
выбирай на вкус!
Мы проведем наше мероприятие в форме деловой игры. В которой будут участвовать две команды: «Юноши» и «Девушки». Попросим наших гостей взять на себя обязанности жюри. А болельщиков попросим быть активными помощниками для команд.
Первый этап «Все профессии нужны, все профессии важны!».
Командам задаются вопросы. Верный ответ оценивается 1 баллом.
Физика в профессии повара.
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель... И тогда
Ждёт вас вкусная еда
Почему ручки сковород и кастрюль делают из дерева или пластмассы?
( Дерево и пластмасса являются плохими проводниками тепла, а металл – хорошим. Чтобы
не обжечься)
Какое явление подсказывает нам, что мы зашли в кондитерский магазин, если нам закрыть глаза?
(явление диффузии)
С какой целью в стакан кладут ложечку, когда наливают кипяток?
(Металлическая ложечка – прекрасный проводник тепла. Она
поглощает большое количество теплоты, которое должно
быть сообщено стеклу стакана. Поэтому стакан с
ложечкой нагревается не так быстро и сильно.)
Почему чай в чашке обычно остывает быстрее, чем в стакане?
( Обычно чашки имеют больший диаметр, чем стакан, поэтому испарение жидкости в них происходит с большей
поверхности. В результате жидкость остывает быстрее)Почему хороший повар пользуется острым ножом?
(Острой нож имеет меньшую площадь и, соответственно, давление, создаваемое рукой, увеличивается и легче разрушает
материал)
Почему, когда электроплиту включают в сеть, ее спираль быстрее накаляется докрасна, а провода, подводящие напряжение, не нагреваются заметно?
(Провода обладают малым сопротивлением прохождению тока, а спираль изготовлена из специального сплава, который имеет большое удельное сопротивление. Преодоление этого сопротивления способствует выделению большого количества тепла, которое накаляет спираль электроплитки)Почему банка с холодной водой, если ее внести в теплую комнату «потеет»?
( В теплом воздухе комнаты содержаться водяные пары, они и конденсируются на холодных стенках банки)
Что необходимо сделать, чтобы суп приготовился быстрее: сделать сильнее огонь или плотно накрыть кастрюлю крышкой? Почему?
( Накрыть плотно крышкой, тем самым мы увеличим давление внутри кастрюли, что позволит получить выигрыш во времени)
Физика в профессии водителя.
Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт.
Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
(любое движущееся тело нельзя мгновенно остановить из-за проявления инерции)
Что такое тормозной путь?
(расстояние, которое прошел автомобиль при торможении до полной остановки)
Когда выгоднее заправить машину: ранним утром или днем? (Ранним утром, т.к. прохладно, а бензин при охлаждении сжимается сильнее и в бак его вместится больше).
Зачем у сельскохозяйственных машин делают колёса с широкими ободами?
(Для уменьшения давления на поверхность)
Зачем в темное время суток водители встречных автомобилей переключают свет фар с дальнего на ближний?
( Так как глаза человека болезненно реагируют на быстрое изменение интенсивности света в темное время суток.)
Как должен движется автомобиль в течение некоторого промежутка времени, чтобы по счетчику его спидометра можно было определить модуль перемещения, совершенного автомобилем за этот промежуток времени?
( По прямой)
Для чего радиаторы автомобилей зимой надевают утеплительный чехол? (Чехол является теплоизолятором. Он предохраняет
двигатель от переохлаждения)
Зачем при повороте водитель замедляет ход машины?
( При повороте начинает действовать центростремительная сила, при сильном значении которой автомобиль может занести)
Физика в профессии рыбака.
Рыбак-профессия морская.
Выносливым быть должен он.
Он средства лова рыбы знает
И с навигацией знаком.
При переходе из пресного озера в море осадка корабля уменьшается или увеличивается?
(Уменьшается, поскольку увеличивается плотность воды, и соответственно увеличивается сила Архимеда, которая выталкивает корабль.)
Какое свойство света помогает подводникам пользоваться перископом?
(Отражение света)
На одинаковом расстоянии от берега находятся лодка с грузом и такая же лодка без груза. С какой лодки легче прыгнуть на берег?
( Лодка с грузом)
В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?
(Морской, т.к. плотность у этой воды больше)
Почему трудно попасть в рыбу, стреляя в нее из ружья с берега, если она находится на глубине нескольких десятков сантиметров от поверхности воды?
( При прохождении через границу двух сред световые лучи преломляются. Это необходимо учитывать при попадании копьем в рыбу) Физика в профессии врача.
Я врачом, наверно, буду,
Стану я лечить людей!
Буду ездить я повсюду
И спасать больных детей!
Зачем в процедурном кабинете, операционном блоке часто используют ультрафиолетовые лампы?
(Ультрафиолетовый свет обладает обеззараживающими свойствами)
Для чего больным с высокой температурой назначают потогонное средство?
(для выделения пота: он испаряется с поверхности кожи, при этом температура организма понижается)
Какое физическое явление применяют при измерении температуры тела?
( Явление теплопроводности)
Почему капельки воды на теле человека могут в летнюю жару причинить вред?
(Капельки дождя, подобно линзам, собирают свет в фокусе, что увеличивает световое воздействие на кожу)
Назовите устройство, физические свойства которого помогают людям с нарушением зрения.
(Очки или линзы)
Физика в профессии агронома.
Урожай собрать высокийНам поможет агроном.Знает он посева срокиИ с ботаникой знаком.
Почему в парниках температура заметно выше, чем у окружающего воздуха, даже в отсутствие отопления?
(Возникает парниковый эффект)
Почему огородные культуры поливают вечером?
(В жаркое время суток испарение поверхности почвы происходит интенсивней, что для растений плохо)
Почему агрономы очень сильно переживают за озимые посевы, если в декабре долго не выпадает снег и стоят сильные морозы?
( Снежный покров – пористое тело, которое плохо пропускает тепло, что позволят в значительной мере сохранить урожайность)
Для чего у косилки, соломорезки и других сельскохозяйственных машин режущие части должны быть остро наточены?
( Для увеличения давления)
Второй этап «Быстро и в точку!».
Кроссворд-загадка про профессии. Командам нужно отгадать загадки, а слова вписать в соответствующие клетки, если правильно отгадаешь, в выделенных клетках можно прочитать название профессии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1. Шьёт рубашки, платья, брюки, все с иголочки одеты.
2. Выезжает на дорогу, на педаль поставив ногу, а рукой крутя баранку.
3. Наведёт стеклянный глаз, щёлкнет раз – и помним вас.
4. Несёт он службу, но притом вооружён багром и топором. С огнём бороться должен, и людям всем он нужен.
5. У него в руках ведро, красит краской он на крыше железо.
6. Ходят шумно поезда. А кто ведёт их?
7. Ведёт он классно самолёт, безопасен с ним полёт.
8. Кто учит детишек читать и писать, природу любить, стариков уважать.
9. Напишет писатель повесть; в ней такое закрутит, что все жители Земли и представить не могли.
10. Водит он вокруг Земли и суда и корабли .
11. Нужно ему для работы на пюпитр поставить ноты.
О Т В Е Т Ы1. Портниха. 2. Шофёр. 3. Фотограф. 4. Пожарник. 5. Маляр. 6. Машинист. 7. Пилот. 8. Учитель. 9. Фантаст. 10. Капитан. 11. Музыкант.
Третий этап «Попробуй угадай».
Пока команды разгадывают кроссворд проводится игра со зрителями. Детям предлагают найти ответы на загадки-обманки.
Чёрный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет ... (Не врач, а трубочист.)
Булки нам и калачи
Каждый день пекут ... (Не врачи, а пекари.)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый ... (Не почтальон, а повар.)
Арий, опер сочинитель
Называется ... (Не учитель, а композитор.)
На заводах по три смены
У станков стоят ... (Не спортсмены, а рабочие.)
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой ... (Не пожарные, а учителя.)
Посадил уж сотни роз
В городском саду ... (Не матрос, а садовник, цветовод.)
Дрессирует львов, собак
Храбрый, смелый наш ... (Не рыбак, а укротитель.)
К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный ... (Не водолаз, а учитель.)
Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно, ... (Не продавец, а пастух.)
В классе английский слышится говор -
Новую тему даёт детям ... (Не повар, а учитель.)
Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно, ... (Не вор, а дворник.)
Ходят по клеточкам конь и ладья,
Ход свой победный готовит ... (Не судья, а шахматист.)
Складки, карманы и ровненький кант -
Платье красивое сшил ... (Не музыкант, а портной.)
Под куполом цирка в опасный полёт
Отправится смелый и сильный ... (Не пилот, а воздушный гимнаст.)
Высадить новые саженцы в ельник
Снова отправится утром наш ... (Не мельник, а лесник.)
На рояле, пианино
Вальс исполнит ... (Не балерина, а пианистка.)
В ресторане блюдо из дичи
Приготовит умело ... (Не лесничий, а повар.)
Лекарства нам в аптеке
Продаст ... (Не библиотекарь, а фармацевт.)
Стены выкрасила ярко
В нашей комнате … (Не доярка, а маляр.)
Четвертый этап «Угадай мелодию».
Знаете ли вы, что физика и музыка очень тесно связаны? Давайте проверим, сможете ли вы блеснуть своими знаниями по физике и музыке одновременно. Командам будут даны подсказки, с помощью которых вы должны угадать песню. Если у вас это не получиться, зазвучит мелодия. За верно отгаданную песню с помощью подсказки – 2 балла, с помощью мелодии – 1 балл.
Песня про перемещение зеленого предмета, подверженного воздействию холодных масс в естественной среде в зимнее время года.
( В лесу родилась ёлочка…)
Песня про рисунок в виде небесного светила, удаленного от нас на одну астрономическую единицу.
(Солнечный круг)
Песня про отсутствие движения наземного и воздушного транспорта в город русской глубинки.
( Мальчик хочет в Тамбов)
Песня про обман зрения, который приводит к личным переживаниям
(Девочка-видение)
Песня про страшное скопление водяных паров в атмосфере.
(Тучи)
Песня о гибели белого предмета в результате переохлаждения на окне.
(Белые розы)
Пятый этап «За всякое дело берись умело!».
В микроскоп учёный смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки -
Весь в работе, весь в науке.
У нас внеклассное мероприятие по физике. Поэтому необходимо поговорить о профессии, которая непосредственно связана с этой наукой. Профессия – ученый. Что делают ученые? Сначала наблюдают, потом выдвигают гипотезы, проводят эксперименты, а затем делают выводы.
Командам предлагается провести эксперимент: «Прилипчивый стакан» Необходимо прилепить к воздушному шарику простой пластиковый right249555стакан так, чтобы он не падал. Затем объяснить результат.
(Необходимо, приложив к слабо надутому шарику стакан, продолжать надувать шарик какое-то время. Объяснение:
когда ты прикладываешь стаканчик к шарику и надуваешь его, вокруг края стаканчика стенка шарика становится плоской. При этом объём воздуха внутри стаканчика слегка увеличивается, однако количество молекул воздуха остаётся прежним, поэтому давление воздуха внутри стаканчика уменьшается. Следовательно, атмосферное давление внутри стаканчика становится слегка меньшим, чем снаружи. Благодаря этой разницы в давлении стаканчик и удерживается на месте.)Шестой этап «Не учи ученого».
Прочитайте название профессии и произнесите соответственно название профессии в женском роде. Верный ответ – 1балл.
Она - балерина, он - … ( танцовщик)
Она - стюардесса, он - … (стюард)
Она - медсестра, он - … (медбрат)
Он - доктор, она - … (доктор)
Он - водолаз, она - … (водолаз)
Он - гимнаст, она - … (гимнастка)
Он - поэт, она - … (поэтесса)
Он - штукатур, она - … (штукатур)
Он - повар, она - … (повар)
Он - портной, она - … (портниха)
Седьмой этап «Знаешь ли ты…».
Каждой команде предлагают ответить на вопросы блиц-викторины. Верный ответ 1 балл.
Вопросы для первой команды:
Кто обслуживает и корову и компьютер? (оператор)
Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
Назовите орудие труда оперного певца? (голос)
Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)
Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)
Человек, работающий с огоньком, это … кто? (пиротехник)
Кто познается в беде? (спасатель)
Каким словом называют и плохого художника и плохого футболиста? (мазила)
Вопросы для второй команды:
Сидит дед, во сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)
Кто использует тонометр в своей работе? (врач)
Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (кучеру, сегодня шоферу).
Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)
Кто на все руки мастер? (перчаточник)
Кто работает со вкусом? (дегустатор)
Кто живет и работает припеваючи? (певцы)
Какой профессионал только о том и думает, как бы нанести тяжкие телесные повреждения братьям нашим меньшим? (охотник.)
Восьмой этап «Какие труды, такие и плоды».
Вот и закончилась игра, результат узнать пора.
Игра заканчивается подведением итогов, поздравлением и награждением команды - победительницы.
На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!