Город Мастеров (развлечение) в разновозрасной группе №6 Почемучки
МКДОУ «Новохоперский центр развития ребенка - детский сад №1»
в разновозрастной группе №6 «Почемучки»
(развлечение)
Воспитатель:
Меньшова А.А.
2016
«Город Мастеров»
Цели: Обобщить представления детей о народном искусстве России (роспись посуды и игрушек); развивать умение ориентироваться в накопленной информации, формулировать свои вопросы, разбираться в особенностях Хохломской, Городецкой и Дымковской росписи, прослеживать взаимосвязь промыслов с народными обычаями; воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа.
Задачи:
- закрепить знания о дымковских, хохломских и городецких изделий («Познание»);
-совершенствовать интонационную выразительность речи детей («Чтение художественной литературы»);
-развивать связную речь детей («Коммуникация»);
- совершенствовать умение двигаться под музыку («Музыка»);
-формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми («Социализация»);
-совершенствовать двигательную активность детей («Физическая культура»);
- формирование у детей первичных гендерных представлений («Социализация»);
– закрепить умение ориентироваться в пространстве («Познание»);
– формирование основ безопасности в игровой деятельности («Безопасность»);
- воспитывать интерес к здоровому образу жизни («Здоровье»).
Интеграция: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье».
Материалы и оборудование: народные костюмы, изделия мастеров, а также детские работы (рисование и аппликация) для оформления лавок; корзина для покупок, лента; музыкальное сопровождение – русские народные мелодии; физическая карта России, перышки, ложки, баранки, платки и юбки для матрешек.
Предварительная работа: сбор информации о промыслах совместно с родителями, создание в группе выставки посуды, украшенной знаменитыми росписями, изготовление работ с элементами Хохломской, Городецкой и Дымковской росписи на занятиях по изобразительной деятельности, разучивание стихов, песен и народных игр.
Логика образовательной деятельности:
Звучит музыка о России, дети заходят в зал, встают полукругом. Далее дети читают стихотворение «Моя страна» Н. Забила.
Как велика моя земля,Как широки просторы!Озёра, реки и поля,Леса и степь, и горы!
Раскинулась моя странаОт севера до юга:Когда в одном краю весна,В другом – снега и вьюга!
И поезд по стране моейК границе от границыНе меньше, чем за десять дней,И то едва домчится!
Как огромна и красиваНаша Родина – Россия!
Вед. (обращая внимание детей на карту России):
Да, велика наша страна – много городов, посёлков, деревень. В них живут добрые красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки». Мастера золотые руки». Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ!Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица: и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали её за это Марьей-искусницей! Прослышал о ней Кощей Бессмертный и решил заполучить мастерицу в своё царство. Да только Марья-искусница обернулась жар-птицей, и , улетая, стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы! Вот такой сказ!
Ребёнок:
Велика Россия наша,И талантлив наш народ.О Руси родной умельцахНа весь мир молва идёт!
Вед.: С давних времён у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать да на других посмотреть! Вот и наши мастера приготовили товары на ярмарку. Самое время туда и отправится!
(Дети идут по залу и поют русскую народную песню «Весёлая ярмарка»; становятся полукругом.)
Вед.:
Эй, вы люди добрые и недобрые!Слушайте! Слушайте! Слушайте!Как у нас бывало на святой Руси – А то не соколы да слетаются,А то мастера на ярмарку съезжаются!
(По завершению слов, дети встают возле лавок с изделиями Хохломы, Городца, Дымки, Филимоновских свистулек и народных игрушек. Остальные дети – покупатели и гости ярмарки.)
Хохломские мастера:
Подходите! Подходите!На товары поглядите!Привезли издалекаМы не ситцы, не шелка,И не кольца, и не брошки – Расписные чудо - ложки!
Вед:
Да откуда же товар,Кто бы нам, друзья, сказал?
Х.м.: (загадка)
Листочки, ягодки, цветочки,Стебелёчек, завиток.Здесь хозяева три цвета:Черный, красный, золотой.Как зовут товар такой?
П-ли: Это Хохлома!
Вед.: Как вы догадались? (ответы детей по содержанию загадки)
А посуда хороша,Так и радуется душа!Покупатели товаром любуются,А ещё интересуются!
Вопросы покупателей:
- Почему так называется ваша посуда – Хохлома? (По названию села.)- Из чего вы делаете свою посуду? (Из дерева липы и берёзы.)
-А узор какой? (ягодки, цветочки, стебелечки, листочки, завитки)Вед.: Да, сложная работа у хохломских мастеров!
Х.м.:
Налетайте! Налетайте!Покупайте! покупайте!Нет изделий крашеХохломы нашей!
Вед.:
Покупаем чудо-ложки,Потанцуем мы немножко! (Кладёт несколько изделий в корзину.)
Танец с ложками.
Вед: А теперь поиграем мы немножко!
«Игра с ложками».
Передавайте ложки,По нашему кружочку.Найдите чудо - ложкиДля себя дружочка!
(У кого из детей оказались ложки на момент окончания слов, выходят в круг, играют на ложках)
Вед.:
Э-ге-гей! Солнце красное встаёт,К другой лавке спешит народ!
(Дети в костюмах с городецкими мотивами встречают остальных ребят возле своей лавки.)
Городецкие мастера:
Есть у нас в стране местечкоГде расписывают дощечки!Вот на них растут цветыНебывалой красоты.Гирлянды птицы собирают,Кони гривами играют!Вы по Волге вниз спуститесь,На другой берег поднимитесь,Вас встретит, как родной отец,Славный город Городец!
Вед.: Да, красивые вещицы! Покупатели дивятся, а вопросы так и сыплются!
Вопросы покупателей:
- Что украшают городецкие мастера своей росписью? (Солонки, разделочные доски, хлебницы, а также шкатулки, сундуки, прялки и другую домашнюю утварь.) - Чем украшали посуду? розами, купавками, бутонами; волшебными птицами, грациозными конями, сценками из жизни людей.) -Какие краски использует мастер для росписи посуды? (В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок.)
Вед.:
Будет дома красотаИз славного города - Городца! (Помещает несколько изделий в корзину.) А теперь, мастера!Подходите-ка сюда!Ярмарку продолжаем,С ленточкой поиграем!
«Игра с лентой».
Вышел(а) (имя) погулять,Стал(а) подружку (друга) выбирать,Стал(а) подружку (друга) выбиратьКому ленту передать!Поклонись, поклонисьДа за ленточку возьмись!Мы считаем -1,2,3 – Ну-ка, ленту забери!
Вед.:
Пока дружно мы играли,Мастера новые приезжали!Лавку открывают,Гостей к себе зазывают!
(Дети – «дымковские мастера» встречают гостей возле третьей лавки.)
Вед обращает внимание на сундук:
Что это тут за чудесный сундук?
Дымковский мастер:
Сундучок тот не простой:
В нем товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Веселые зверюшки.
Мастер вынимает из сундука игрушки, покупатели говорят потешки про каждую появившуюся игрушку:
Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли.
Кони удалые, гордые, лихие.
Эта девица красна,
Тугая черная коса,
Щеки алые горят –
Замечательный наряд.
С виду, птичка – невеличка.
Только птичка не порхает –
В небеса не улетает.
Красотою удивляет!
Вот Индюк нарядный!
Весь такой он ладный!
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил!
Дымк. мастер:
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Вед: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.
Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки и т.д .
Вед.: Гости дорогие товары выбирайте, И на вопросы отвечайте!
-Как называются эти игрушки? (Дымковская игрушка)
-А вы знаете, почему её называют именно дымковская игрушка? (потому что её делают в селе Дымково.)
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали. И село большое
Дымково назвали.
-А как их изготавливает мастер? (ответы детей)
-Ребята, а какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей)
-Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?
(Ответы детей)
Вед: Краски яркие, яркие, и потому пестро, весело выходит. Игрушки эти повсюду славятся.
Ярмарку продолжаем, В игру поиграем!
Проводится народная игра «Пташечка».
Вед:
Дуйте в дудки,
Бейте в ложки.
В гости к вам
Пришли матрешки!
Ребенок: Кукла Матрешка нарядна, красива.
Кукла Матрешка - улыбка России.
Матрешка-игрушка, ты всем нам нужна.
Матрешка - подружка на все времена!
Песня «Матрешки».
Мы - веселые матрешки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах ходим пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки.
Ладушки, ладушки!
Вед: Ребята, героиней сегодняшнего праздника не случайно стала матрешка. Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Матрёшка - один из самых популярных русских сувениров.
Есть ли в вашем доме матрешки? Попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».
Матрешкин блиц-опрос:
1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!)
2. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще).
3. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается).
4. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая).
Вед:Ребята, приглашаем вас принять участие в матрешкиных конкурсах.
Матрешкины конкурсы:
1. Предлагается двум участникам надеть юбку и повязать платок - нарядиться матрешками. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и аккуратнее.
Матрешка - это один из видов народного декоративно-прикладного искусства. Изготовить матрешку не менее трудно, чем создать дымковскую игрушку, хохломскую посуду, и невозможно без таланта и фантазии, терпения и трудолюбия мастера-художника. У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер.
2.Матрешки любят ездить на ярмарку и покупать там баранки к чаю, приготовленному в угольном самоваре. Задание: двум командам раздаются по 20 баранок (из цветного картона) - кто быстрее соберет их в корзинку.
Вед.: Будем изделия на стол мы ставить, Умелых мастеров славить!
(Подзывает к себе детей жестами.)Ребенок:Мы сегодня чудеса видали, Мы на ярмарке весёлой побывали! К лавкам своим подойдите, На товары поглядите! Тары-бары-растабары, Раскупили все товары! А теперь честной народ, Вместе встанем в хоровод!
Хоровод «Русский сувенир» (Песня «Русский сувенир» музыка и слова Э. Чуриловой).
Вед.:
Ярмарка завершается,Чаепитие начинается!
(Дети и гости угощаются пряниками, баранками).
"Город Мастеров"