Проектирование современного урока в свете ФГОС


Проектирование современного урока
в свете внедрения ФГОС второго поколения
 
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок учителя, как в смысле его подготовки и построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга, создания условий для развития каждого ученика.
Согласно требованиям ФГОС деятельность учителя в новых условиях требует от него высокой профессиональной компетентности, позволяющей «увидеть» всю совокупность учебно-познавательных «инструментов» каждого ученика и результативно использовать эти знания в проектировании учебного процесса.

Этапы проектирования урока
Первым обязательным этапом грамотного проектирования урока является проектирование целей для ученика. Именно целеполагание ученика является тем "входом", через который в учебную деятельность проникает законодательная информация об образовательном стандарте - минимуме тем, предметных понятий, знаний, умений и навыков, которые заполнят "образовательную корзину выпускника".
Педагогически грамотно спроектированное целеполагание ученика на учебную деятельность, важно еще и потому, что является для ученика опорой для развития организационных общеучебных умений: планировать свою деятельность, отслеживать ее результаты. Для этого учитель должен обучать учеников ставить цели, принимать их и планировать свою работу.
Цель урока должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Учитель, работающий в соответствии с современными требованиями, создает сценарный план урока, предоставляющий ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.
Этапы проектирования урока
Целеполагание ученика
↓Анализ и учет требований к результатам изучения предмета (ФГОС), концепции образования конкретной школы
и учебной программы
↓Целеполагание учителя
Отбор и структурирование содержания
↓Планирование возможных форм, видов деятельности, ресурсного обеспечения, подведения итогов, рефлексии
↓Создание технологической карты урока
Важным звеном сценарного плана может стать технологическая карта урока. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Создание технологической карты позволяет учителю:
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы
обеспечить реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
обеспечить повышение качества образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
сократить время на подготовку учителя к уроку
провести системный и аспектный самоанализ урока