Статья Развитие слухоречевой памяти в процессе коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Абакумова Н.А.- учитель-дефектолог МКОУ № 365, г.Нижний Новгород
Развитие слухоречевой памяти в процессе коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников
с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Особое место в работе учителя-дефектолога, логопеда занимает воспитание слухоречевой памяти. Она, как функция наиболее молодая, латерализующаяся в левом полушарии, и, следовательно, наиболее ранимая, часто оказывается дефицитарной. Её нарушения легко заметить, но не просто исправить.
Нарушения слухоречевой памяти выражаются в сужении объема запоминания, трудности воспроизведения заданной последовательности, тормозимости , особенно при предъявлении однородной информации, и препятствует полноценному овладению знаниями по математике и гуманитарным предметам. Ограниченность слухоречевой памяти особенно отрицательно сказывается на первых этапах обучения, когда ребенок не имеет еще никаких рациональных способов работы с учебным материалом, усваивает его частично, что в дальнейшем приводит к стойкому отставанию в учебе.
Причинами нарушения слухоречевой памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является нарушенное слуховое восприятие. Например, ребенку говорят: «Коса» и показывают на картинку с ее изображением. Ребенок с нарушениями фонематического слуха слышит это слово как «коза» и запечатлевает картинку в памяти. Таким образом, нарушение фонематического восприятия приводит к неверному запоминанию.  Двигательная память, т.е. запоминание, сохранение, воспроизведение движений, развивается у детей с НОДА с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦП. Исследования И. И. Мамайчук и Е. Н. Бахматовой по изучению слухоречевой механической памяти у детей с ДЦП (предлагалось запомнить 10 слов и цифр) выявили у некоторых детей существенные трудности в удержании запоминаемого материала; при повторении дети нарушали порядок цифрового и словесного рядов, добавляли слова и цифры, которые не встречались в тексте. Аналогичные ошибки наблюдались и при запоминании материала, предъявляемого в зрительной модальности.  У некоторых детей с ДЦП механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение. Часто, однако, наблюдается механическое запоминание порядка следования явлений и их названий. Дети с ДЦП правильно перечисляют сезонные изменения, части суток и дни недели, но затрудняются в понимании каждого явления, путают то, что уже было, с тем, что наступит, т.е. возникают трудности в осмыслении, в понимании сущности явлений. 
Основная причина нарушений слухоречевой памяти - это низкая сформированность сюжетно-ролевой и ролевой игры или отсутствие этих форм игры в психическом развитии детей. В этом возрасте игра является не только ведущей и эмоционально привлекательной деятельностью детей, но и содержит в большом объеме вербальный (словесный), цифровой материал. Сюжетные правила и условия игры обучают детей запоминать и воспроизводить слухоречевые стимулы, расширяя тем самым объем и функции самой оперативной слухоречевой памяти.
Вот некоторые примеры игр, помогающих коррекции:
«Магазин» Попросить ребёнка запомнить предметы, которые надо купить. Начинать с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7.
«Пары слов» Попросите ребёнка запомнить несколько слов, предъявляя их в паре с другим словом. Слова в паре должны быть ассоциативны друг другу, например, «кошка-молоко», «мальчик- машина», «учитель-школа». Затем называть первое слово пары, а ребёнок должен вспомнить второе. Задание можно усложнять, подбирая далёкие по смысловым связям слова.
«Отгадай пропущенное слово» Зачитывается несколько слов, не связанных между собой по смыслу, затем ряд читается заново с пропуском одного слова. Ребёнок должен заметить пропуск. Усложнением этого задания будет не пропуск, а замена слова из одного семантического поля.
«Заметь мою ошибку» Предлагается ребёнку заметить ошибку взрослого при воспроизведении подобных рядов.
«Повтори и продолжи» Ребёнку предлагается повторить услышанный ряд и добавить своё слово (можно использовать при отработке обобщающих понятий, описаний предметов, расширении лексики по темам). Наиболее сложный вариант – составление рассказов, повторяя предыдущие предложения и добавляя своё
«Запомни нужные слова» Из предложенных фраз ребёнок запоминает только определённые (например, только имена девочек, растения, съедобное,).
«Зашифруй предложения» Для запоминания даются короткие завершённые фразы, опорные картинки. Ребёнку предлагается «зашифровать» высказывания при помощи подбора картинок и условных обозначений (стрелок, символов) и воспроизвести их. В течении одного занятия рекомендуется давать не более 2-3 фраз.
«Пиктограмма» Зарисовать каждый смысловой фрагмент и воспроизвести, опираясь на свои зарисовки (для более старших детей).
«Придумай, как запомнить слова» При условии освоения материала на обобщение объяснить ребёнку, как объединять слова в группы для удобства запоминания.
«Цепочка ассоциаций» Предлагается запомнить длинный ряд не связанных между собой слов, применяя метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти.
«Снежно-звуковой ком»
Так же, как снежинки последовательно образуют снежный ком, можно почти такой же ком «слепить» из звуков и назвать его «снежно-звуковым». Для этого предварительно нужно договориться – из каких звуков, пр. гласных, согласных, любых, будет составлен ком. Первый игрок называет звук, второй повторяет его и добавляет свой, следующий игрок повторяет предыдущие и добавляет свой. Выигрывает тот, кому удастся «слепить2 самый большой ком. Вариант игры – берутся не звуки, а слоги, слова. Пример: первый игрок – МА, второй – МА-РО, третий – МА-РО –ОТ и так далее.
«Солисты»
Рассказывается ситуация: «В каждом хоре есть солисты – певцы, которые могут правильно, красиво исполнять ту или иную песню. Попробуем себя в роли солиста. Для этого следует как можно точнее и правильнее повторить за мной разные песенки – распевки». «Песенки-распевки» представляют собой всё усложняющиеся ряды гласных звуков: ОА; АУ: ИА; УИ; ИАО; АИО; УАИ;УОИ; ИАОУ; УОАИ; АОИУ; ИАУО; ОИАУ; ИАОУЭ; ОЭИАУ; УОАИЭ;ЭИОАУ; АУОАИЭ и т.д. Можно изменить игру. «Вот беда, солист потерял голос! Он должен петь, но не может, попытайся догадаться какая песня должна прозвучать» Взрослый предлагает по беззвучной артикуляции громко повторить «песенки» - ряд гласных звуков из 2 – 5 элементов.
«Придумай слова со звуком»
От ребёнка требуется придумать как можно больше слов, в состав которых входит названный звук. Обратите внимание: ЗВУК! А не буква. То есть если предложили звук [а], то слово «моря» - подходит, т.к. второй звук – [а], а если звук [р], то слово моря – не подойдёт, т.к. в данном слове звук – мягкий.
«Повтори – не ошибись» Взрослый предлагает как можно точнее повторить за ним ряды слов, например: Сом – ком Том – дом Рак-мак-лак Лом-ком-ром Мышка-мишка-миша-мышка Кошка-мошка-ложка-мошка Паша-Маша-Даша-Саша и т.д.
«Цепочки звуков».
В игровой форме предлагаем детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их. От занятия к занятию объем цепочки постепенно увеличиваем.
Ведущий: "Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите". Даем первую цепочку: "А–О–У–Э". Затем ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если звуки произнесены верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: "Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз". Вторая цепочка может выглядеть так: "У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней идет по тому же алгоритму. Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки. Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.
«Говорим и пишем»
Это упражнение можно проводить на начальных этапах обучения.
Ведущий: "Ребята, вы уже знаете все звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги".
Дошколятам нравится произносить звуки и одновременно отыскивать и показывать их на плакатах или в книге. Однако работа в вертикальной плоскости дает, что доказано практикой, лучшие результаты. С чем это связано? С процессом формирования пространственных функций и ориентации в пространстве. Кроме того, в процессе "рисования" вы можете отследить не "зеркалит" ли ребенок при написании какой-либо буквы особенно если вы знаете, что он имеет элементы левшества или чистый левша. В случае искажения ребенком образа буквы следует использовать специальные упражнения.
«Цепочка слогов»
Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:
ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;
ПА–НА–РА–КА–ДА.
В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение "Галактическое собрание".
«Наша интонация»
В игровой форме мы просим ребенка произнести цепочку слогов (звуков, слов, любую фразу) с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно, восторженно, испуганно, разгневанно и т.д.
Например: цепочка слогов СЭ–ФЫ–РУ–ШУ–ХО–ЩА.
Ведущий: "Ребята, разные интонации придают новый смысл даже такой простой цепочке слогов, как эта. Произнесите ее радостно, словно сегодня у вас день рождения; кровожадно, как будто мы с вами истребляем всех комаров в этой комнате; печально, словно потеряли любимую игрушку или поссорились с другом..." и т.д.
Можно предложить ребенку самому выбрать интонацию или отследить, какую он использует чаще всего. Это хороший диагностический материал для анализа его эмоциональной сферы. Хорошо поделиться этими данными с психологом с целью оказания поддержки ребенку.
Если вы занимаетесь с группой ребят, то можно использовать упражнение "Два маленьких котенка". Вы организуете диалог между ребятами, предлагая им использовать различные интонации для выражения своих чувств.
«Повтори наоборот» (Усложненный вариант)
Ведущий: "Сейчас я произнесу цепочку слогов. Послушай ее внимательно, а затем по моей команде повтори эту цепочку, сохраняя мою интонацию, но в обратном порядке или "задом-наперед". Например, я говорю тебе: СА–ЖА–ЦА, а ты произносишь ЦА–ЖА–СА."
«Цепочка слов»
3десь возможны два этапа работы: первый – слова связаны между собой по смыслу, второй – слова не должны быть связаны по смыслу.
Первый вариант работы – даем два ряда слов, между которыми существуют смысловые связи: постель – подушка, курица – яйцо, стол – стул, ученик – школа, груша – компот, книга – страница, праздник – радостьи др.
Затем, после паузы в 10–15 секунд, мы произносим первое слово в паре и просим ребенка назвать нам второе. Для коррекции элементов дисграфии и дислексии у школьников рекомендуется орфографическое произнесение запоминаемых слов. Это упражнение, помимо механической, хорошо развивает и логическую память ребенка.
Второй вариант. Например, следующая цепочка слов: мак, соль, дом, лес, кот, лук, брат, гриб...
Ведущий: "Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно, а затем по моей команде повтори".
В качестве усложненного варианта можно использовать упражнение "Повтори наоборот".
Важно помнить, что в зависимости от возраста ребенка он может воспринять и воспроизвести разное количество смысловых единиц. Так, малыши 5–6 лет могут "взять" цепочку из 6–7 слов, а школьникам можно дать и все 10 слов.
«Увеличь предложение»
Предлагаем предложения с постепенным увеличением их объема.
Для того чтобы материал лучше "записывался" в памяти, надо подключать во время занятий эмоциональные реакции ребенка, что позволяет ему лучше усваивать запоминаемый материал. Для этого подбираются специальные фразы или кусочки текста, содержащие какой-либо эмоциональный контекст.
Мы просим детей преобразовать словесную форму в конкретный зрительный образ, так как абстрактные образы детям дошкольного и младшего школьного возраста запоминать сложно. Ребенок, мысленно создавая свою картинку, как бы иллюстрирует сначала слово, потом фразу, а потом и кусочек текста.
После каждого слова (фразы, отрывок из текста) делаем паузу.
Ведущий: "Ребята, я буду говорить вам слово (фразу, отрывок из текста), а вы после каждого закройте глаза и мысленно нарисуйте себе картинку".
Варианты слов: буря, слон, радость, чемпион, школа...
Варианты фраз: вкусный пирог, красивый цветок, теплое море...
Цепочка слов, предлагаемых для запоминания, постепенно увеличивается с 5–6 до количества, который может запомнить ребенок.