Презентация учителю Словообразование в русском языке
Словообразование в русском языке.Основные способы словообразования
.Словообразова́ние — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования. Словообразование - образование новых слов от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между новым словом и его производящим словом.
Главные задачи словообразования 1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),2) определить, от чего и как образованно данное производное слово.
Средство словообразованияэто то, с помощью чего образуются слова. словообразовательные морфемыспециальные операции с основой слова
Способы словообразования
Изучение словообразования в начальной школеФ.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Д.И. ТихомировСловообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся
Словообразовательные упражнения для начальной школы:Упражнения, направленные на овладение морфемной структурой слова:Наблюдения за словообразовательным значением морфемЭлементарный словообразовательный анализУпражнения на словообразовательный синтез
.Упражнения со словообразовательной модельюПостроение словообразовательных цепочекУпражнения со словообразовательным гнездомЛексико-словообразовательные упражнения.Упражнения на анализ и исправление словообразовательных ошибок.Упражнения, направленные на формирование умения правильно и точно употреблять производные слова с учётом их значения и стилистической окраски.
Используемая литература:Вахнина Т.П., Иванова О.В., Кузнецова Е.Ю. Современный русский язык: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. - 155 с. Вороничев О.Е. Где кончается основа знаменательного? [о связи словообразования с грамматикой] // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 40. Дёмичева В.В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию // Начальная школа. – 1994. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. – 1996. - № 6. – С. 8.Львова С.И. Словообразовательная модель как объект анализа на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1993. № 3. – С. 10 – 11.http://edu.glavsprav.ru/info/slovoobrazovanie/http://russkiy-na-5.ru/articles/159
Запишите несколько примеров слов, образованных:а) приставочным способом;б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения.