Урок Окружающий мир в 1-м классе по УМК Перспективная начальная школа
Урок "Окружающий мир" в 1-м классе по УМК "Перспективная начальная школа"
Цели урока:
обобщить жизненные наблюдения детей за зимующими птицами;
упорядочить знания о видах зимующих птиц и раскрыть отличительные черты разных птиц;
воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной для детей помощи птицам – подкормка зимующих птиц в зимнее время
Оборудование к уроку: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы, модель кормушки, рисунки птиц, компьютер, видеопроектор, доска.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,Начинается урок
– Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте их поприветствуем. Садитесь удобнее.
Ну-ка, проверь, дружок,Ты готов начать урок?Все ль на месте?Всё ль в порядке?
2. Сообщение темы. Целеполагание
– Посмотрите за окно. Какое время года? Правильно. Зима. – Кому в такой мороз труднее всего? Давайте попробуем сформулировать тему урока. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Итак: тема нашего урока «Как помочь птицам перезимовать?»
СЛАЙД 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– И нам предстоит ответить на вопросы: кто может помочь птицам и каким образом?
3. Изучение нового материала
– Ответы на эти и другие вопросы я предлагаю начать искать со стихотворения, которое вы готовили все вместе.
«Как птице перезимовать?»
Как птице перезимовать?Известно, что у птах Нет ни халатов ватных,Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда.Они в грозу, и в град, И под дождем, и в холодаНа ветках сидя спят.
Бывают птицы разными:Одни боятся вьюгИ улетают на зиму На добрый, теплый юг.
Другие, те народ иной:В мороз над лесом кружат,Для них разлука с родинойСтрашнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошеннымНе пристают снежинки,Они и под порошамиРезвятся для разминки.
Но если долго снег идетИ долго длится вьюга,Тогда, друзья приходитсяПичугам нашим туго.
Сугробами засыпаныБугры, дворы, дорожки. Не могут пташки отыскать Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей Ворона, галка, воробей Но кто же им дает приют, Когда снега метут?
– Кто скажет, где мы будем искать ответы на наши вопросы? Откройте соответствующие страницы в учебнике и хрестоматии.– Рассмотрите общий рисунок в учебнике и назовите птиц, которые на нем изображены. Назовите признаки, по которым вы определили ту или иную птицу. – Уточнить ваши ответы можете в рассказе «Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека». Кто-то читал этот текст? Ответь на поставленный вопрос. Ребята, все ли птицы живут у нас постоянно? Как их называют? (Зимние гости) Найдите в хрестоматии этот текст. Даша, прочти нам, пожалуйста, текст «Зимние гости». А мы рассмотрим рисунки птиц в хрестоматии и на доске.
СЛАЙД 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– О каких птицах нам прочитала Даша? (О тех, которые прилетают только на зимовку.) – Когда в наших краях появляются первые стайки зимующих гостей (снегирей, щуров, свиристелей, чечеток)? – Где ночуют птицы? – Как ведут себя во время морозов? – Правильно. Птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.
Динамическая минутка
Игра «Да – нет»
В процессе игры нам нужно обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа – группа птиц. Из перечисленных признаков животных выделить признак, характеризующий птицу, и хлопнуть в ладоши.
– Тело покрыто шерстью. Тело покрыто перьями.(+) – Есть зубы. Есть клюв (+) – Крылья заменяют передние конечности (+) – Отыскивают пищу с помощью клюва и лап (+) – Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост. – Перья на хвосте отличаются особой длиной (+) – Перья на голове отличаются особой длиной (+) – Эти животные
– летают(+)– плавают (+)– издают звуки (+)– бегают(+)– зимуют с нами (+)– улетают зимой в теплые края (+)
Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от вас.Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу, А то и манной кашки И оживут бедняжки!
– Чем же кормятся птицы зимой? Посмотрите в учебнике рисунки слева. – А знаете ли вы почему рябину называют природной кладовой для птиц? – Где можно найти ответ на этот вопрос? Какие птицы любят лакомиться рябиной? Любит рябину и свиристель.
СЛАЙД 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Почему свиристели зимой в обморок падают?» Ответ на этот вопрос вы найдете в хрестоматии.
СЛАЙД 4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. Закрепление изученного материала
– Почему надо помогать зимой птицам? – Каким образом мы с вами можем помочь птицам. Посмотрите в учебнике на странице справа какие кормушки можно сделать. Какие кормушки у вас дома? Чем вы кормите птиц? – Предлагаю покормить птиц у нашей кормушки.
СЛАЙД 5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Назовите птиц, которые прилетели?
5. Работа в тетради
Проверка работы.
6. Итог урока
СЛАЙД 6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
7. Рефлексия
– Подошел к концу урок.– Вы на все вопросы получили ответы?– Зачем был нужен урок?– Он вам понравился?– За что бы ты похвалил себя на уроке?
Заголовок 115