Открытый урок Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление прилагательных в речи.
Урок по русскому языку
на тему «Морфологический разбор имени прилагательного.
Употребление прилагательных в речи».
по трёхмерной методической системе образования
С.А.Досаева ,преподаватель русского языка и литературы
Кызылординского аграрно-технического колледжа
г.КызылордаЦели урока:
Образовательная:
Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном,повторить и закрепить категории прилагательного, развивать умение проводить морфологический разбор имени прилагательного;
Развивающая:
способствовать развитию у учащихся памяти, мышления ,формированию умений и навыков связно излагать мысли в письменной и устной речи.
Воспитательная:
выработать самостоятельность, активность, самоконтроль и взаимоконтроль, умение работать в коллективе.
тип урока: изучения нового материала
методы урока: технология трёхмерного обучения,
интерактивные методы обучения
наглядности к уроку: флипчарты, таблицы, схемы, раздаточный материал
Ход урока:
а) организационный момент;
б) проверка домашнего задания. I ЭТАП
а)Проверка готовности к уроку
Психологический настрой учащихся
Прозвенел наш весёлый звонок
Пригласил нас всех на урок!
Урок повторения сегодня у нас
Компьютер будет работать для вас.
На наших гостей вы сейчас оглянитесь,
Доброй улыбкой всем улыбнитесь.
Много сегодня работы у нас,
И всем я желаю успехов сейчас.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма заметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
-О какой части речи говорится в стихотворении?
б)Эссе на тему « Описать внешность одного человека»
Задания «Мостика» на повторение пройденного материала 1.Игра « Подбери слово к сердцу»
- Что вы видите?
-Два сердца: одно ровное, красивое, другое- тонкое неровное.
Соотнесите прилагательные, обозначающие черты характера , с сердцами:
1 группа- добрый, заботливый, ласковый, щедрый, приветливый
2 группа- злой, жестокий, грубый, жадный, эгоистичный
-Как говорят о человеке, обладающим всеми этими положительными качествами?
-О таком человеке говорят, что у него золотое сердце, добрая душа.
-А как говорят о человеке, который обладает всеми отрицательными чертами характера?
-О таких людях говорят, что у него каменное сердце , чёрствая душа.
- С какими людьми вы бы хотели дружить и общаться?
2.Задания на актуализацию знаний.
Имена прилагательные
притяжательные
относительные
качественные
краткие
полные
Превосходная
степень
Сравнительная степень
3. Заполните «Сквозное письмо»:
Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает ................ ................. и отвечает на вопросы .................., ................, .................. и ................ .
Имя прилагательное зависит от ............................ исогласуется с ним в ........... , ............ и ................. .
Имена прилагательные в русском языке делятся на три разряда : ..................................... ,........................................ и .......................................... .
Имена прилагательные употребляются в .........................и ....................... форме.
В предложении имя прилагательное является чаще всего ............................. , реже ...................., а в краткой форме - ............................... .
II ЭТАП
«Узнавание»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: найдите в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и другие задания информационного характера.А также задания, содержащие слова и сочетания слов: запомнить…, составить список…, выделить…, рассказать о…, показать…, назвать… и т.д. Работа с текстовым материалом:
Великая компьютерная эра
1. ХХІ век –это эпоха информационного общества. Все развитые страны строят свое существование на основе широкого использования информационных технологий. Компьютеры,Интернет и активное пользование информационными ресурсами уже давно стали реальностью.
А началась компьютерная эра в 1936 году, когда молодой учёный из Англии Алан Тьюринг придумал счётный аппарат-компьютер, который существовал только на бумаге. Воображаемая машина могла применяться для самых разных целей – например , для игр в шахматы. В это же время в Германии инженер Конрад Гузе придумал счётное устройство. С помощью друзей он создаёт механический аппарат «Z-1».
2. А в Африке в том же 1936 году молодой физик из университета Говард Эйкен сконструировал машину, чем-то отдалённо напоминающую современный компьютер.
Первый компьютер « Говард Марк-I» весил пять тонн и был длиной в пятнадцать метров. Эта огромная машина лишь отдалённо напоминали современный компьютер.
В настоящее время компьютеры легки и удобны для пользования. Учёные создали переносной компьютер –Ноутбук, планшеты , которые можно носить с собой и пользоваться Интернетом в любом месте и в любое время.
В ближайшем будущем нас ждут электронные библиотеки и единое информационое пространство.
Послетекстовые задания:
а) Чтение текста.
б)Составление толстых и тонких вопросов .Ответы на вопросы
Тонкие вопросы Толстые вопросы
Когда началась компьютерная эра? В каком году Г.Эйкен сконструировал свою машину?
Почему ХХІ век называется эпохой информационного общества? Как выглядела машина Г.Эйкена?
«Понимание»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: почему? зачем? объясни…, найди причину…, докажи…, придумай… и т.д. Данные вопросы ставятся к ответам учащихся из предыдущего «Узнавания». Задание .Определите род, число, падеж выделенных слов.
Просклоняйте одно словосочетание.
И. п. какой? молодой учёный какая? огромная машина
Р. п. какого? молодого учёного какой? огромной машины
Д.п. какому? молодому учёному какой? огромной машине
В.п. какой? молодой учёный какую? огромную машину
Т.п. каким? молодым учёным какой? огромной машиною
П.п. о каком? о молодом учёном о какой? о огромной машине
И. п. какое? счётное устройство какие? электронные библиотеки
Р. п. какого? счётного устройства каких? электронных библиотек
Д.п. какому? счётному устройству каким? электронным библиотекам
В.п. какой? счётное устройство какие? электронные библиотеки
Т.п. каким? счётным устройством какими? электронными библиотеками
П.п. о каком? о счётном устройстве о каких? об электронных библиотеках
Вывод: Род, число, падеж прилагательного зависит от существительного, с которым согласуется имя прилагательное.
«Анализ»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов:сравните…с … … (сравниваются ответы из «Понимания»); выявите различия между… …; найдите общее… …; выделите главную идею темы… Работа по таблице:
Степени сравнения имён прилагательных
сравнительная превосходная
простая составная простая составная
смелее более смелый веселейший самый весёлый
смелей менее твёрдый тончайший наиболее тонкий
тоньше наивысший наименее весёлый
веселее всех
-Как образуются степени сравнения имён прилагательных?
Задание
Выпишите из текста качественные прилагательные с существительными.
1 . Образуйте степени сравнения прилагательных.
Образуйте краткие прилагательные.
Вывод :Качественные имена прилагательные имеют полную и краткую форму, образуют степени сравнения.
«Синтез»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: а) приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.); б) сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение (на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа» ). 1.Новая тема :План морфологического разбора имени прилагательного:
І. Часть речи.Общее значение.
ІІ. Морфологические признаки:
1.начальная форма ( муж.род, Им.п., ,един. число).
2.Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное)
3.Непостоянные признаки:
а) степень сравнения, краткая форма (у качественнных);
б) число;
в) род ( в единств. числе);
ІІІ. Синтаксическая роль.
Практическая часть
«Применение»
Требования к заданиям для формирования умений: выполни следующие задания (№ …, №…, №… или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор …, стр…) Задание. Сделать морфологический разбор прилагательного
1 группа :ХХІ век –это эпоха информационного общества.
Ответ:
Информационного- І.имя прилагательное, обозначает признак предмета.
ІІ. Информационный, относительный, единств. ч., муж.род., 2 скл.
ІІІ. Определение
2 группа :В ближайшем будущем нас ждут электронные библиотеки и единое информационое пространство.
Электронные-.І.имя прилагательное, обозначает признак предмета.
ІІ. электронный, относительный, множест. ч., жен.род., 1 скл.
ІІІ. Определение
«Оценка» (рефлексия)
Вырази своё мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:
а) Как ты думаешь?
б ) Как бы поступил?
в) Для чего это нужно в жизни?
г) Какое применение может найти в жизненной ситуации…? Ответь на вопросы
-Когда началась компьютерная эра?
-Для чего ты в повседневной жизни используешь компьютерные технологии?
-Какими видами компьютерных технологий ты пользуешься?
III ЭТАП
1-уровень (5 баллов)
Теория
«Узнавание»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: найдите в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и другие задания информационного характера.А также задания, содержащие слова и сочетания слов: запомнить…, составить список…, выделить…, рассказать о…, показать…, назвать… и т.д. 1 группа :Что такое имя прилагательное?
а) часть слова
б) часть речи
в) часть предложения.
2.Как изменяются имена прилагательные? а) по родам, падежам, числам; б) по родам, падежам, числам и лицам; в) по лицам, временам, числам; 3. Какие формы имеет имя прилагательное?
а) полную
б) краткую
в) обе формы.
4 . Притяжательными называются прилагательные: а) обозначающие признаки, свойства, качества предмета, которые могут проявляться в большей или меньшей степени; б) обозначающие признак предмета не прямо, а через отношение его к другому предмету; в) обозначающие принадлежность предмета какому-либо лицу, животному; 5.Укажите относительные прилагательные: а) грубый, высокий; б) городской, детский; в) удобный, белый; 2 группа:
1.Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? чей?
в) почему? зачем?
Какими членами предложения может быть прилагательное?
а) подлежащее, сказуемое
б) определение, обстоятельство
в) определение, подлежащее, сказуемое.
3. Какое прилагательное не имеет краткой формы? а) плохой; б) хороший; в) снежный;
4. На какие разряды делятся имена прилагательные? а) вопросительные, относительные, повествовательные; б ) возвратные, отрицательные, личные; в) качественные, относительные, притяжательные; 5.Качественными называются прилагательные: а) обозначающие признаки, свойства, качества предмета, которые могут проявляться в большей или меньшей степени; б) обозначающие признак предмета не прямо, а через отношение его к другому предмету; в) обозначающие принадлежность предмета какому-либо лицу, животному;
Практика
«Применение»:
(по образцу) применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название, автор, страница…).Можно ли представить нашу жизнь без прилагательных?
Какие прилагательные нужны чтобы определить качества матери?
Задание. Дать описание одного предмета:
1 группа-
2 группа-
2-уровень (5+4 балла)
«Анализ»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: сравните…с … … (сравниваются ответы из «Понимания»); выявите различия между… …; найдите общее… …; выделите главную идею темы… 1.Задание к тексту из дидактических материалов:
а) выпишите выделенные прилагательные и заполните ими таблицу:
Имя
прилагательное Начальная форма Постоянные признаки Непостоянные
признаки Синтаксич роль
разряд краткая или
полная форма Сравнит, или превосход. Стапень склонение падеж число род Вывод: Только качественные имена прилагательные могут иметь степень сравнения, краткую форму
«Понимание»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: почему? зачем? объясни…, найди причину…, докажи…, придумай… и т.д. Данные вопросы ставятся к ответам учащихся из предыдущего «Узнавания». 1 группа-
Укажите ошибки в определении постоянных грамматических признаков
имени прилагательного:
Разряд по значению
Степень сравнения
Полная или краткая форма
Род
Число
падеж
2 группа-
Укажите ошибки в определении непостоянных грамматических признаков имени прилагательного:
Разряд по значению
Степень сравнения
Полная или краткая форма
Род
Число
падеж
3-уровень (9+3 балла)
Теория
«Синтез»:
в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: а) приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.); б) сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение (на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа» ). Найдите ошибки в морфологическом разборе имени прилагательного:
1 группа:
В настоящее время компьютеры легки и удобны для пользования.
Легки –имя прилагательное, обозначает признак предмета;
І. Начальная форма- лёгкий;
ІІ. 1) Постояннные морфологические признаки:
качественное;
2) Непостоянные морфологические признаки:
краткая форма, множественное число, Именит.падеж.
ІІІ. Определение.
2 группа:
Алан Тьюринг придумал счётный аппарат-компьютер.
Счётный- имя прилагательное, обозначает признак предмета;
І. Начальная форма- счётный;
ІІ. 1) Постояннные морфологические признаки:
относительное;
2) Непостоянные морфологические признаки:
краткая форма,единственное число, Винит. падеж.
ІІІ. Определение.
«Оценка» (рефлексия)
Вырази своё мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:
а) Как ты думаешь?
б ) Как бы поступил?
в) Для чего это нужно в жизни?
г) Какое применение может найти в жизненной ситуации…? - Употребляя имена прилагательные вырази свое отношению к развитию информационных технологий.
-Как ты думаешь какую пользу обществу принесли информационные технологии?
- Пользуешься ли ты ими в повседневной жизни?
- Всегда ли они приносят только пользу?
Домашнее задание Написать эссе «Польза и вред компьютера»
Использованная литература:
Караев Ж.А. Сущность технологии трёхмерной методической системы обучения.
Караев Ж.А., Кобдикова Ж. У. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода. — Алматы, «Жазушы». — 2005 г.
3.Караев Ж.А. Педагогические технологии как средство повышения качества обучения.- Творческая педагогика -2007 г.
4.Жанпеисова У.А., Майбалаева А.А. Русская язык, 10кл .- Алматы: Мектеп,2006 (для общественно-гуманитарного направления)
5.Жанпеисова У.А., Кожакеева Ш.Т., Русская язык, 10кл.-Алматы: Мектеп,2006 (для естественно-математического направления)