ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»
МБОУ «Пелымская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГОРАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»
Автор – составитель:
Петрова О.В.
заместитель директора
по воспитательной работе
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3
1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,
ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………5
2. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ
3.СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
3.1. ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО_НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ИХ ЗАДАЧИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И
ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ…………………………………………………….
5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………
6. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
7.КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации обучающихся.
Данная Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.
Такое пространство, иначе определяемое, как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов.Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей школы, проанализировали индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение, учитывали запросы родителей, возможности дополнительного образования, а также культурно-исторические, этнические, социально-экономические, демографические и иных особенности региона.
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу школы.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся имеет название: «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» и содержит шесть разделов.
Первый – «Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся» раскрывает конкретную цель и задачи духовно-нравственного развития младших школьников.
Во втором разделе «Ценностные установки духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников. Национальный воспитательный идеал» раскрывается понятие национального воспитательного идеала, а также приведена система базовых национальных ценностей.
В третьем разделе «Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания, их задачи, ценностные основы, содержание, формы и виды деятельности» формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В каждом из направлений воспитания раскрывается соответствующая система базовых ценностей, а так же приводятся основные виды деятельности и формы занятий с учащимися.
Четвертый раздел «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию учащихся» формулирует основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности; задачи, формы взаимодействия школы и семьи, взаимодействие школы с общественными и традиционными религиозными организациями.
В пятом разделе – «Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания.
В шестом разделе «Реализация программы» раскрыто содержание деятельности на каждом из этапов реализации программы, обозначены сроки реализации программы, её участники.
Седьмой раздел «Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников» предлагает ряд методик для изучения результата духовно-нравственного развития школьников, динамики нравственного развития, анализа состояния воспитательного процесса.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯЦель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Она заключается в становлении личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:
любящий свою семью, свой край, свою Родину и свой народ; уважающий и принимающий ценности своего народа и общества;
способный к организации собственной деятельности и готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
Духовно-нравственное воспитание - это процесс «содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности,апатриотизма),
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)».
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе:
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Задачи:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
2. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ
Воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.
Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным.
3. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.
3.1. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы лежат следующие принципы:
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.
Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства;
• периодической литературы, публикаций, радио_ и телепередач, отражающих современную жизнь;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
• жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог. Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.
Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних. Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.
3.2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания, их задачи, ценностные основы, содержание, формы и виды деятельности
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися, а также раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.
Направления Задачи Ценности Содержание Виды и формы деятельности
Я – гражданин, патриот.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России;
- развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- сформировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре;
- сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- воспитывать уважение к защитникам Родины;
- развивать умение отвечать за свои поступки. Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей;
закон и правопорядок;
межэтнический мир;
свобода и ответственность;
доверие к людям. •элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
• представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится школа;
• элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
• элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
• уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
• ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
• начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, области, в которой находится школа;
• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего региона;
• любовь к школе, своему городу, народу, России;
• уважение к защитникам Родины;
• умение отвечать за свои поступки;
• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. - беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная);
- классный час (внеурочная);
- краеведческая работа (внеурочная, внешкольная);
- просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная);
- творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования (урочная, внеурочная, внешкольная);
- изучение вариативных учебных дисциплин;
- участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациям (внеурочная, внешкольная);
- встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная, внеурочная, внешкольная)
Я - человек
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- сформировать представления о правилах поведения;
- сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;
- развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
нравственный выбор;
смысл жизни;
справедливость;
милосердие;
любовь;
почитание родителей;
забота о старших и младших
представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
• первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
• различение хороших и плохих поступков;
• представления о правилах поведения в школе,
дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
• элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• бережное, гуманное отношение ко всему живому;
• знание правил этики, культуры речи;
• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
• представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. - беседа, экскурсии, заочные путешествия (урочная, внеурочная, внешкольная);
- театральные постановки, литературно-музыкальные композиции (внеурочная, внешкольная);
- художественные выставки, уроки этики (внеурочная, внешкольная);
- встречи с религиозными деятелями (внеурочная, внешкольная);
-классный час (внеурочная);
- просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);
- праздники, коллективные игры (внеурочная, внешкольная);
-акции благотворительности, милосердия (внешкольная);
- творческие проекты, презентации (урочная, внеурочная, внешкольная).
Я – человек труда
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- сформировать элементарные представления о профессиях;
- сформировать первоначальные навыки коллективной работы;
- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
трудолюбие;
творчество;
целеустремленность;
настойчивость в достижении целей;
бережливость.
• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
• элементарные представления об основных профессиях;
• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
•умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
• умение соблюдать порядок на рабочем месте;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей. - встречи с представителями разных профессий (урочная, внеурочная, внешкольная),
- беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).
- презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые экономические игры (урочная, внеурочная, внешкольная);
- праздники труда, ярмарки, город мастеров (внеурочная, внешкольная);
- конкурсы поделок (урочная, внеурочная, внешкольная);
- работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции (внеурочная, внешкольная).
Я в мире прекрасногоВоспитание ценностного отношения к прекрасному, (художественно-эстетическое воспитание, творческое развитие) - сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях;
- сформировать представления о душевной и физической красоте человека;
- сформировать эстетические идеалы, развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским
спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- развивать интерес к занятиям художественным творчеством;
- развивать стремление к опрятному внешнему виду; красота;
гармония;
духовный мир человека;
эстетическое развитие;
художественное творчество.
•представления о душевной и физической красоте человека;
•формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
• интерес к занятиям художественным творчеством;
• стремление к опрятному внешнему виду;
•отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
- предметные уроки (урочная);
- беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);
- экскурсий к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, посещение музеев, выставок (внеурочная, внешкольная);
- посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок (внеурочная, внешкольная);
- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров (внеурочная, внешкольная)
Я и природа
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): - развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к растениям и животным. жизнь;
родная земля;
заповедная природа;
планета Земля. • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• элементарный опыт природоохранительной деятельности
• бережное отношение к растениям и животным.
- предметные уроки (урочная);
- беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная),
- прогулки, экскурсии, походы по родному краю, - экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты (внеурочная, внешкольная);Я и мое здоровье
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях;
- сформировать представления о душевной и физической красоте человека;
- сформировать эстетические идеалы, развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским
спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- развивать интерес к занятиям художественным творчеством;
- развивать стремление к опрятному внешнему виду; здоровье физическое,
здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива),
активный, здоровый образ жизни. - беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);
- встречи со спортсменами (внеурочная, нешкольная);
- прогулки на природе для укрепления своего здоровья (урочная, внеурочная, внешкольная);
- урок физической культуры (урочная);
- портивные секции (внеурочная, внешкольная);
- подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная);
- туристические походы (внеурочная, внешкольная);
-спортивные соревнования (внешкольная);
- игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений (внешкольная);
4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.
Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями. Основными задачами в работе с родителями являются:
развитие у родителей эмпатии и способности оказывать поддержку;
усиление взаимного интереса и принятия;
развитие конструктивных способов взаимодействия;
поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;
увеличение взаимной открытости;
улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:
• совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
• содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
• опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) должно отражать содержание основных направлений духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей необходимо согласовывать с планами воспитательной работы образовательного учреждения. Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с обучающимися и подготавливать к ней.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные центры народной культуры. При осуществлении программы воспитания и развития учащихся необходимо взаимодействовать с общественными и традиционными религиозными организациями для создания достаточных условий духовно-нравственного развития младшего школьника, его воспитания и полноценной социализации в контексте формирования идентичности гражданина России, более полной реализации собственной программы воспитания и социализации обучающихся.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Воспитать человека» в образовательном учреждении МБОУ «Пелымская средняя общеобразовательная школа».
По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Я – гражданин, патриот.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Я – человек
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным российским религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Я – человек труда
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
-умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Я и мое здоровье
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Я – эколог
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
-первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Я в мире прекрасного.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России (прежде всего коми-пермяцкого)
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
6. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
6.1. Срок реализации программы:
2013-2017 гг.
6.2. Этапы реализации программы
Подготовительный:
Разработка программы «Воспитания и социализации учащихся начальной школы».
Создание системы мероприятий по реализации задач программы по всем направлениям.
Знакомство педагогов с различными педагогическими и методическими приемами и методами, направленными на создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Создание системы работы школы по повышению педагогической культуры родителей.
Разработка проектов по реализации Программы «Воспитания и социализации учащихся начальной школы» на 2013-2017 гг.
Практический:
Реализация воспитательных мероприятий по всем направлениям образовательного процесса.
Обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование как педагогов, так и родителей.
Повышение педагогической культуры родителей через родительские собрания, родительские конференции, семейные гостиные, лектории.
Создание методических разработок и управленческих программ для организации работы с учащимися начальной школы по всем направлениям программы.
Отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию у учащихся таких ценностей как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, творчество, духовный мир человека, эстетическое развитие.
Ориентирование учащихся на достижения мировой науки, культуры, религиозные идеалы как основы образования.
Разработка и внедрение новых педагогических технологий как в урочное время так и во внеурочной деятельности.
Проведение внеурочных мероприятий по всем направлениям программы, способствующих формированию у учащихся общенациональных ценностей как жизненного идеала.
Заключительный:
Мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.
Составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
Подведение итогов и определение задач на будущую работу.
Участники реализации программы:
Учащиеся
Родители
Классные руководители
Социальный педагог
Администрация школы
Представители общественности.
7. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.
Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).
- ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;
- оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в лицее;
- уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно-психологический климат лицея;
- наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.
В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в лицее.
Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.Для диагностики процесса и результата духовно – нравственного развития личности используется методика «Проявление личностных качеств в поведении ребенка», разработанная Н.Александровой и Н.Курносовой. Она позволяет судить об уровне сформированности нравственных качеств личности.
Из имеющихся диагностических методик наиболее эффективными являются методики, разработанные О.В.Соловьевым.
Методика «Магазин»
Цель-изучение уровня духовно- нравственного развития личности и коллектива, побуждение детей к рефлексии.
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
Цель - изучение психологического климата в коллективе и взаимоотношения учащихся.
Методика «Диагностика развития духовно-нравственных качеств обучающихся»
Цель - диагностика уровня духовно-нравственных качеств личности обучающихся.
Для исследования уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся 1-4 классов возможно использование методик, разработанные сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.
Методика №1: Диагностика нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности.