Презентация по обществознанию Человек. Индивид. Личность


Разработано преподавателем УрГУПСБаженовой Л.В.Природа человека, врожденные и приобретенные качества
ppt_x,ppt_y План занятияФилософские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личностьДеятельность и мышление. 1. Философские представления о социальных качествах человека. Проблема человека – одна из основных в философии. Теория происхождения и развития человека называется антропогенезом Подходы к решению вопроса о происхождении человекаНазвание теорииРелигиозная (теологическая)Космическая Эволюционная (Ч.Дарвина)Трудовая (Ф.Энгельса)Сущность теорииЧеловек – творение Бога. Ч. – существо внеземное, пришелец из космоса.Ч. – продукт естественного отбора в процессе эволюции.Труд создал Ч. сформировалось сознание, язык, творческие способности ?Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной? Почему? Человек – биосоциальное существоБиологическое существоЧеловек – часть живой природы;Тело и мозг – результат деятельности природы;Наличие инстинктов;Анатомия и физиология, биологические потребности.Биологические свойства жёстко не запрограммированы, что ведёт к возможности приспосабливатьсяСоциальное существоПодавление и регулирование инстинктов;Формируется в обществе речь, мышление, навыки;Не мыслит себя вне общества. ? Каковы отличия человека от животного? Признаки (критерии) человекаПрямохождениеМышлениеРазвитие рукиРечьУмение изготавливать орудия труда и целенаправленно их использовать в производстве Человек существоУникальное (неповторим),Универсальное (способен к любому виду деятельности),Целостное (совокупность физического, психического, духовного начала) Человек, индивид, личность Человек высшая ступень в иерархии живых организмов на Землепредставитель рода человеческого. Индивид Отдельный человек в среде других людей,единичный представитель рода человеческого Индивидуальность отличия человека от других людей (внешний облик, совокупность социально значимых качеств).Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.Индивидуален каждый человек Личность - человек с социально значимыми качествами:РазумЦелеустремлённостьДобротаРаботоспособность;УчёныйСемьянинСтудент и др. Факторы формирования личностиНаследственные Социальные - Микросреда- Макросреда Природно-географическая среда. ?1.Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению. Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется: а) лидер; б) деятель; в) индивид; г) человек; д) личность.2. На знание основных признаков, характеризующих личность:Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:а) победитель конкурса эрудитов;б) человек высокого роста;в) “душа” коллектива;г) готов прийти на помощь в любую минуту Деятельность и мышление. Развитие общества – результат деятельности людейДеятельность – человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды. Различия деятельности человека и активности животногоАктивность животныхПриспособление к условиям природыЗадаётся инстинктом, целесообразнаяИспользование готовых природных материаловДеятельность человекаПриспособление и преобразование природных и социальных условийЗадаётся инстинктом и ставится самим человекомЦелесообразное и целеполагающее Основные компоненты деятельностиСубъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность ( человек, коллектив, общество) Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность( предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)МотивЦельМетоды и средстваПроцессРезультат(процесс) Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.В качестве мотивов могут выступать :потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоци и др. Цель – осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.Действие – активность, направленная на достижение цели. Средства – всё, что используется для достижения цели.Результат – реализованная на практике цель. Может быть - материальным (предметы…) - идеальным (знания…) Виды действий{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ВидЕго сущность1.Целенаправленное2. Ценностно-рациональное3. Аффективное 4. Традиционное Поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты действий.Индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т.п.Бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением сознания.Автоматическое, основано на привычках. Виды деятельностиПо объектам:Практическая (материально-предметная). Направлена на изменение природы, обществаДуховная. Связана с преобразованием сознания людей. познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая. Виды деятельности (продолжение)По результатам:Созидательная – деятельность во благо. Результат – «вторая природа»(культура).Разрушительная – деятельность во зло. (Последствия войны, бесхозяйственности и т.п.)По субъектам:ИндивидуальнаяКоллективная Виды деятельности (продолжение)По соответствию социальным нормам:Законная (незаконная)Моральная (аморальная)По соотношению с социальным прогрессом:Прогрессивная (реакционная)Созидательная (разрушительная) Виды деятельности (продолжение)По сфере общественной жизни:ЭкономическаяСоциальнаяПолитическаяДуховнаяПо характеру:Репродуктивная – повторяющая достигнутоеПродуктивная (творческая) – порождающая новое Виды деятельности, формирующие его как личность, обеспечивающие существование1. Игра – форма деятельности в условных ситуациях.Направлена не на результат, а на процесс, на усвоение общественного опыта.2. Обучение – целенаправленная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предками.3. Труд – направлен на достижение цели, практически полезного результата .4. Общение – передача информации, эмоций,настроений. Виды общенияНепосредственное – осуществляется при помощи органов чувствОпосредованное – осуществляется с использованием специальных приспособлений или изобретённых средств (газета, компакт-диск и т.п)Прямое – личный контакт Косвенное – через других людей Функции общенияСоциализации – формирование и развитие межличностных отношенийПознавательная – получение новой информацииПсихологическая – определённое воздействие на психическое состояние человекаОтождествления – выражение причастности человека к группе (свой, чужой)Организационная – распределение обязанностей, установление правил. Общение - это элемент любой деятельности,один из видов деятельности. Мышление активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.совершается в коре головного мозганеразрывно связано с языком Этапы процесса мышления1 этап Наличие: потребности (материальной, духовной) или необходимости понять, узнать, объяснить;интереса к новому, неизвестному в мире;умения отделить новое, необычное от известного;стремления узнать, понять, раскрыть новое, неизвестное.Формулирование задачи: определение предмета мышления и направления мыслительного процесса. Этапы процесса мышления2 этапРешение поставленной задачи (мыслительный процесс). Используют методы анализа и синтеза, различные умственные операции:сравнение,классификацию,систематизацию,обобщение,конкретизацию и пр. Этапы процесса мышления3 этапДостижение нового знания, которым раньше не владел человек. Типы мышленияОбразное – наглядное, в конкретной форме.Понятийное (теоретическое) – использование понятий, теоретических знаний.Знаковое – использование искусственных, знаковых языков. В процессе мышления человек делает открытия, что позволяет активно воздействовать на природу, общественную жизнь. Домашнее задание Работа с конспектом Работа с учебником - §§1.4, 2.2, 2.6;На примерах из жизни показать взаимосвязь мышления и деятельности. Подготовка к опросу Спасибо за внимание!