Выступление на тему: Новое образовательное пространство в системе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (из опыта работы МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская школа)
Новое образовательное пространство в системе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (из опыта работы МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская школа)
Горожанкина С.М.
Учитель начальных классов
МБОУ «ООШ Обуховская»
Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса школы. Министерство образования РФ выпустило целый ряд нормативных документов, составляющих нормативно – правовую и методологическую основу духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО: Закон «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Каждое образовательное учреждение разрабатывает и создаёт собственную программу с учётом культурно – исторических, социально – экономических особенностей своей местности, запросов семьи и других субъектов образовательного процесса.
Таким воспитательным социумом для нашей школы являются
Администрация Обуховской сельской территории;
Дом-музей В.Я. Ерошенко
Краеведческий музей Старооскольского городского округа.
Управление по делам молодежи.
Центр духовно-нравственного просвещения.
Центр детского и юношеского творчества №1 и №2.
Дом ремесел.
Центр декоративно-прикладного искусства .
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования призвана создать условия для духовно-нравственного воспитания, физкультурно-спортивной, военно-патриотической, художественно-эстетической, культурно-просветительской, туристско – краеведческой, социально – педагогической,
досуговой, социально реабилитационной, информационной работы.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Цели программы духовно-нравственного развития и воспитания:
организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребёнка;
создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребёнка.
Задачи программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно - игровой, предметно -продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции «становиться лучше»;
-укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- осознание обучающимся ценности человеческой жизни,
- формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- установление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
Направления духовно-нравственного развития и воспитания
Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Белгородской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно - ролевых игр гражданского и историко - патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
ознакомление с историей и культурой Белгородской области, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно - ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий,
туристско - краеведческих экспедиций;
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно - патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно - ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
получение первоначального представления о базовых ценностяхотечественной культуры, традиционных моральных нормахроссийских народов (в процессе изучения учебных инвариантных ивариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий,участия в творческой деятельности, такой, как театральныепостановки, литературно - музыкальные композиции
художественные выставки и др., отражающие культурные и
духовные традиции народов России);
ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально - нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
участвуют в экскурсиях по городу, во время которыхзнакомятся с различными видами труда, различными профессиямив ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч спредставителями разных профессий;
узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий;
учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно - гигиенических норм труда и отдыха;
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений).
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
усвоение элементарных представлений об экокультурныхценностях, традициях этического отношения к природе в культуре
народов России, других стран, нормах экологической этики, об
экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе
изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед,
просмотра учебных фильмов);
получение первоначального опыта участия вприродоохранительной деятельности (в школе и на пришкольномучастке, экологические акции, высадка растений, созданиецветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора,подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических патрулей, работе лесничества; участие в создании иреализации коллективных природоохранных проектов.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно- краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий.
Особая роль в программе духовно – нравственного развития и воспитания отводится совместной деятельности школы с семьёй обучающегося. Сложилось так, что семья как фактор воспитания – это первая культурная ниша, откуда берут начало духовно – нравственное, социально – поведенческое, информационное составляющие каждого ребёнка.
Взаимодействие школы и семьи реализуется по следующим направлениям:
- развитие представлений школьников о духовности, нравственности, патриотизме;
- формирование мотивов, побуждающих детей к совершению социально значимых поступков;
- педагогическое просвещение родителей.
Формы работы по первому направлению: совместные обсуждения в семейном кругу произведений художественной литературы о войне; диспуты, ролевые игры, сочинения, историко – родословные исследования детей, предметом которых могут стать как целый род, так и отдельные представители. Соотнося историю семьи с событиями в стране, ребёнок пропускает через себя значимые исторические периоды. Очень важно добиться понимания детьми неразрывности понятий «патриотизм» и «семья».
Формы работы по второму направлению: семейные традиции празднования дня рождения ребёнка, поступления его в школу, семейные фотолетописи, общая работа по дому и вне его, игры, спорт, походы в музеи, театры. Задача школы - популяризировать такой образ и стиль жизни в семьях учащихся.
Педагогическое просвещение родителей направлено на развитие их педагогической культуры, оказание помощи семьям в осознании их собственной роли, ответственности в воспитании детей, обогащение родителей педагогическими знаниями и умениями .В этих целях в школе проводятся лектории и практикумы, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, родительские собрания, индивидуальные консультации, участие родителей в работе педагогических советов.
Последовательно и целенаправленно проводимая работа по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей имеет социально значимые результаты, которые позволят выпустить из начальной школы личность:
-способную осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
-умеющую противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;
-готовую осуществлять сотрудничество с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.
2.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1990.- С132.
3. Субботина М. Формирование ценностных отношений: авторский подход //Учитель. 2002. №2. С.36-40.
Направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Базовые национальные ценности:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, преставление о вере, духовной культуре и светской этике, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
15