Рабочая программа по учебному предмету Письмо и развитие речи



Пояснительная записка
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Ф.З. - 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
2. Устава КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат».
3. Учебного плана КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат».
Программа составлена на основе:
Примерной программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой. - М.: «Просвещение», 2010 г.
По программе предусмотрен УМК, включающий:
- «Русский язык» А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская - учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение 2010
Тип программы: образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащиеся 3 класса КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 173 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: на изучение письма и развития речи в 3 классе начальной школы отводится по 5 часов в неделю. Курс третьего класса составляет 173 часа (34 учебные недели).
Формы контроля: текущий (устный опрос, самостоятельные и проверочные работы) и итоговый контроль (контрольные работы на начало учебного года и в конце каждой четверти).
Основные типы учебных занятий:
-урок изучения нового учебного материала;
-урок закрепления и применения знаний;
-урок обобщающего повторения и систематизации знаний
-урок контроля знаний и умений.
Нетрадиционные формы уроков:
- интегрированный;
- урок-игра;
-урок-презентация;
-уроки – путешествия;
-работа с таблицами и схемами;
Основным типом урока является комбинированный.
Виды и формы организации учебного процесса:
-коллективная;
-фронтальная;
-групповая;
-индивидуальная работа;
-работа в парах.
В 3 классе учащимся с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике русского языка, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Обучение письму и развитию речи носит элементарно- практический характер, тесно связано с жизнью и профессионально- трудовой подготовкой учащихся, с другими учебными предметами, является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения и дальнейшей социализации учащихся.
Цель. Создание оптимальных условий для подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально- трудовыми навыками.
Задачи:
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
- воспитание интереса к родному языку;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формировать навык читательской самостоятельности, читательской культуры.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина.)
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.)
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие навыков адекватного общения.
6. Развитие устной и письменной речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире расширение, обогащение и активизация словаря.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке, как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В 3 классе умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике русского языка, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Обучение письму и развитию речи носит элементарно- практический характер, тесно связано с жизнью и профессионально- трудовой подготовкой учащихся, с другими учебными предметами, является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения и дальнейшей социализации учащихся.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе.
Личностные:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий
- развитие мыслительной деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, творческой и других видах деятельности;
- формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала.
Метапредметные:
▪ регулятивные универсальные учебные действия:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;  
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
▪ познавательные универсальные учебные действия:
- находить ответы на вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
- умение высказывать своё отношение к получаемой информации;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
▪ коммуникативные универсальные учебные действия:
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль.
У учащегося будут сформированы:
• элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
• элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
• элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
• уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
• первичного (на практическом уровне) понимания значения знаний русского языка в жизни человека и первоначальных умений решать практические задания с использованием знаний;
• потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
•понимать, принимать и сохранять учебные задания и выполнять их в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
• составлять под руководством учителя план действий для решения учебных заданий;
• выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
Учащийся получит возможность научиться:
• принимать учебные упражнения, предлагать возможные способы их выполнения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
• оценивать правильность выполнения действий по решению учебного задания и вносить необходимые исправления;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Коммуникативные
Учащийся научится:
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
• принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
• вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра, по обсуждаемому вопросу;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
По уровню обучения учащихся данного класса можно выделит 3 группы:
1 группа - базовый уровень
2 группа - минимально необходимый уровень
3 группа - ниже минимально необходимого уровня
Предметные:
I группа
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы
Учащиеся должны знать:
алфавит.
II группа
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходиться с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
выделять предложения из речи.
III группа
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буква;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять вопросы, ответы, действия, объяснения за учителем, хорошо успевающими учащимися, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.
Содержание программы
«Звуки и буквы». Учащиеся получают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите; о слоге и переносе слов по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких и др. Начинается работа по систематизации умений различать звуки и буквы, классифицировать звуки по группам, сравнивать звуки различных групп и характеризовать их. В практических упражнениях учащиеся наблюдают за соответствием и несоответствием звука и буквы в слове. Такой звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т.е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции, имеющихся у них отклонений психофизического развития.
«Слово» включает подготовительные грамматические упражнения. К ним относятся знакомство со словами, обозначающими названия предметов и названия действий. Эти темы носят пропедевтический характер, они подготавливают учащихся к прохождению в старших классах элементарной грамматики. В третьем классе главным является требование различать данные категории слов по вопросам: кто? что? что делает? что делают?
Основными упражнениями при изучении этой темы являются словарно-логические (группировка предметов, действий). Например: перечисление предметов одного рода с последующим обобщением, т.е. называнием одним словом (щука, карась, окунь – Кто это?); устранение лишнего члена деления из данной родовой группы (можно ли назвать одним словом, что здесь лишнее? - щука, карась, окунь, слон); подбор к одному предмету ряда действий (лягушка что делает?) и др.
В связи с изучением слов, обозначающих названия предметов, в третьем классе даётся первое орфографическое правило, которое в своей основе имеет определённое грамматическое понятие (имя собственное). Это понятие формируется у учащихся на протяжении ряда лет обучения: в третьем классе под эту категорию подводятся имена, фамилии людей, клички животных.
«Предложение» предполагает формирование умения выделять предложения из речи, из текста, а также практическое знакомство с построением простого предложения. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни и общению. Понятие о предложении дети получают на конкретном речевом материале в процессе подбора предложенных слов и составления предложений из слов. Упражнения в составлении предложений на тему, по рисунку, по опорным словам, распространение предложения по вопросам, по смыслу, восстановление нарушенного порядка слов в предложении должны помочь учащимся осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде. Работа над предложением проводится в течение всего учебного года. В первой четверти ученики закрепляют знания, полученные о предложении во втором классе, в дальнейшем при прохождении всех тем идёт практическая работа по составлению предложений под руководством учителя. Завершается эта тема специальными упражнениями в выделении и составлении предложений, имеющих целью подготовить учащихся к самостоятельной работе.
«Связная устная и письменная речь».
В третьем классе учитель начинает формирование у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как возможности детей с ОВЗ излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены Дети должны научиться правильно составлять простые распространенные предложения; сложные предложения с союзом «и». Связно высказываться по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).Учащиеся должны овладеть элементарными умениями составлять подписи под сериями рисунков, отвечать на 2-4 последовательно поставленных вопроса. Эти упражнения рассматриваются как подготовительные, направленные на создание предпосылок развития умения высказываться в устной или письменной форме.
«Графические навыки».
В третьем классе у учащихся продолжают совершенствоваться графические навыки, трудности формирования которых у детей с ОВЗ часто бывают связаны с недостаточным развитием моторики мелких мышц руки. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при списывании орфографических ошибок.
«Повторение в конце учебного года». При повторении основное внимание уделяется наиболее сложным для усвоения темам. Главное в процессе повторения – практическое использование полученных знаний и навыков.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала;
звукобуквенный анализ слова;
овладение правописанием слов, предложений, текстов;
различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков;
работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения;
ответы на последовательно – поставленные вопросы;
совершенствование графического навыка;
списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку;
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания;
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
При изучении тем курса используются:
учебники,
наглядные пособия (алфавит, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),
дидактический материал,
коррекционные задания и упражнения,
игры по русскому языку.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
При составлении данной рабочей программы по русскому языку в авторскую программу В.В. Воронковой были внесены изменения и дополнения путем:
- установления четкой связи выполняемых упражнений с окружающей действительностью с целью социальной адаптации и реабилитации школьников;
- для практической работы над темой подобран материал, доступный пониманию детям данного класса.
В соответствии со спецификой региона во всех классах дополнен следующий раздел «Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц»
«Большая буква в названиях населенных пунктов Алтайского края» (названия городов, посёлков, деревень, где проживают учащиеся).
Учебно-тематический план
№ Наименование темы Общее кол-во часов
I. Повторение. II. Звуки и буквы. III. Гласные и согласные звуки и буквы. IV. Ударение в слове. V. Слог как часть слова. VI. Перенос слов при письме. VII. Твёрдые и мягкие согласные. VIII. Мягкий знак на конце и в середине слова. IX. Гласные после шипящих. X. Парные звонкие и глухие согласные. XI. Разделительный мягкий знак (Ь). XII. Слово. XIII. Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц. XIV. Названия действий. XV. Названия признаков. XVI. Предлоги. XVII. Предложение. XIII. Повторение. Итого: Iчетверть
Календарно-тематическое планирование
№ разде-ла №
темы Наименование разделов и тем Всего часов Календарные сроки Коррекционная
деятельность
по плану по факту I. Повторение
1. Вводное занятие. Предложение, правило написания предложения. 1 Развивать внимание, восприятие, память, формировать и совершенствовать навыки каллиграфического письма.
2. Составление предложений по схемам с использованием слов из словаря. 1 Познакомить с новым словом «огород», развивать речь, орфографическую зоркость, формировать навыки учебной мотивации на примере оказания адекватной помощи ( веры в возможности ученика; моделировании ситуации успеха).
3. Выделение предложений из речи и текста. 1 Расширять и обогащать словарный запас.
4. Составление предложений по вопросам с использованием слов для справок. 1 Совершенствовать навыки правильного оформления предложений на письме.
5. Составление и запись предложений по сюжетным картинкам. 1 Совершенствовать навыки правильного оформления предложений на письме.
6. Работа с деформированным текстом. 1 Способствовать развитию умений правильно строить предложения и употреблять их в тексте, устанавливая между ними связь.
7. Повторение и закрепление по теме «Предложение». 1 Развивать зрительное, слуховое восприятие, память, мышление, устную и письменную речь, орфографическую зоркость.
8. Контрольное списывание «Для чего нужны хвосты». 1 Развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание.
9. Работа над ошибками. 1 Развивать орфографическую зоркость.
II. Звуки и буквы
10. Звуки и буквы. Различение звуков и букв. 1 Развивать умения наблюдать за произношением слов и проводить их звукобуквенный анализ.
11. Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком. 1 Развивать умения наблюдать за произношением и написанием слов; совершенствовать навыки звукобуквенного анализа.
12. Сравнение пар слов. 1 Расширять и обогащать словарный запас.
13. Составление предложений по серии сюжетных картинок «Умная галка». 1 Развивать и совершенствовать устную и письменную речь.
14. Упражнение в различении звуков и букв. 1 Развивать фонематический слух и восприятие.
15. Составление предложений по серии сюжетных картинок «Пёс Барбос». 1 Развивать и совершенствовать устную и письменную речь.
16. Алфавит. Порядок букв в русской азбуке. 1 Развивать память, внимание.
17. Расположение слов в алфавитном порядке. 1 Развивать память, внимание
18. Упражнение в написании слов в алфавитном порядке. 1 Развивать память, внимание
19. Гласные и согласные звуки и буквы. 1 Развивать умения наблюдать за произношением слов и проводить их звукобуквенный анализ.
20. Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв. 1 Развивать фонематический слух и восприятие.
21. Гласные и согласные звуки и буквы. Повторение и закрепление. Внимание, память, фонематический слух, орфографическую зоркость
22. Контрольный диктант по теме «Гласные и согласные звуки и буквы». 1 Развивать слуховое и зрительное восприятие, орфографическую зоркость.
23. Работа над ошибками. 1 Формировать умение самопроверки.
III. Гласные и согласные звуки и буквы.
24. Гласные буквы И, Е, Ё,Э, Ю, Я. Место в слове. 1 Развивать фонематический слух и восприятие.
25. Гласные Ю, Я. Место в слове. 1 Развивать фонематический слух и восприятие.
26. Гласная Э.Место в слове. 1 Развивать фонематический слух и восприятие.
IV. Ударение в слове.
27. Ударение. Роль ударения в слове. Выделение ударного слога. 1 Развивать наблюдательность на примере слов, различающихся ударением, фонематический слух, внимание.
28. Ударные и безударные слоги. 1 Развивать фонематический слух, выполнение звукобуквенного анализа.
29. Упражнения в выделении ударных гласных в словах. 1 Развивать фонематический слух, выполнение звукобуквенного анализа.
30. Тренировочные упражнения в постановке ударений в словах. 1 Развивать память, мышление, речь.
31 Ударение в слове. Повторение и закрепление. 1 Развивать наблюдательность на примере слов, различающихся ударением, фонематический слух, внимание, орфографическую зоркость.
32. Выделение ударных и безударных гласных. Контрольное списывание. 1 Развивать орфографическую зоркость, восприятие.
33 Работа над ошибками. 1 Формировать умение самопроверки.
V. Слог как часть слова
34. Слог как часть слова. 1 Развивать память, внимание., умение различать количество слогов в слове по количеству гласных.
35. Составление слов по заданному слогу. 1 Развивать фонематический слух, мышление, речь.
36. Слогообразующая роль гласных. 1 Развивать фонематический слух, мышление, речь.
37. Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок. 1 Развивать внимание, восприятие, память, устную и письменную речь.
VI. Перенос слов при письме
38. Перенос слов при письме. 1 Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие.
39. Тренировочные упражнения в делении слов на слоги для переноса. 1 Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие.
40. Составление слов из слогов. Составление рассказа по картинке и вопросам. 1 Развивать фонематический слух, письменную речь.
41. Перенос слов при письме. Подготовка к контрольному диктанту за I четверть. 1 Развивать память, внимание, восприятие, орфографическую зоркость.
42. Контрольный диктант за I четверть. 1 Развивать память, внимание, орфографическую зоркость.
43. Работа над ошибками. 1 Развивать внимание, слуховое восприятие, орфографическую зоркость
44. Составление рассказа по вопросам и картинке Развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость.
II четверть
Календарно-тематическое планирование
№ разде-ла №
темы Наименование разделов и тем Всего часов Календарные сроки Коррекционная
деятельность
по плану по факту VII. Твёрдые и мягкие согласные
46. Звуки и буквы.
Твёрдые и мягкие согласные. 1 Развивать фонематический слух.
47. Обозначение твёрдости – мягкости согласных буквами А, О, У, Ы, И, Е, Ё, Ю, Я, 1 Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость.
48. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. 1 Развивать фонематический слух, и восприятие, орфографическую зоркость.
49. Употребление гласных букв для обозначения твёрдости – мягкости согласных. 1 Развивать фонематический слух, и восприятие, орфографическую зоркость
50. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как надо убирать класс». 1 Развивать устную и письменную речь.
VIII. Мягкий знак на конце и в середине слова
51. Мягкий знак на конце и в середине слова. 1 Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость.
52. Правописание слов с мягким знаком на конце. 1 Расширять и обогащать словарный запас. Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость.
53. Мягкий знак на конце и в середине слова 1 Зрительное и слуховое восприятие, внимание.
54. Объяснение написания мягкого знака в словах. 1 Зрительное и слуховое восприятие, внимание.
55. Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь 1 Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, зрительное и слуховое восприятие, внимание.
56. Тренировочные упражнения в правописании слов с мягкими согласными. 1 Развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание.
57. Диктант по теме «Правописании слов с мягкими согласными». 1 Развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие.
58. Работа над ошибками. 1 Развивать внимание, слуховое восприятие, орфографическую зоркость
IX. Гласные после шипящих
59. Гласные после шипящих.Правописание ЖИ – ШИ. 1 Развивать фонематический слух, речь, мышление.
60. Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ- ШИ. 1 Развивать внимание, память, орфографическую зоркость.
61. Правописание ЧА – ЩА. 1 Развивать фонематический слух, внимание, слуховое восприятие.
62. Упражнения в правописании слов со слогами ЧА – ЩА. 1 Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух.
63. Правописание ЧУ – ЩУ. 1 Развивать фонематический слух и внимание, вырабатывать навык определения орфограммы в словах
64. Правописание ЖИ – ШИ, ЧУ – ЩУ, ЧА – ЩА. 1 Развивать фонематический слух, память, орфографические навыки, внимание
65. Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ – ШИ, ЧУ – ЩУ, ЧА – ЩА. 1 Развивать внимание, память, орфографическую зоркость.
66. Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ – ШИ, ЧУ – ЩУ, ЧА – ЩА. Повторение и закрепление. 1 Развивать внимание, память, орфографическую зоркость
67. Итоговый контрольный диктант по теме « Гласные после шипящих» 1 Развивать память, внимание, орфографическую зоркость.
68. Работа над ошибками. 1 Развивать внимание, слуховое восприятие, орфографическую зоркость.
X. Парные звонкие и глухие согласные
69. Парные звонкие и глухие согласные. 1 Развивать фонематический слух, внимание, слуховое восприятие.
70. Различение парных согласных. 1 Развивать фонематический слух, внимание, восприятие.
71. Упражнения в различении парных звонких и глухих согласных 1 Развивать внимание, фонематический слух и восприятие.
72. Сопоставление парных звонких и глухих согласных на конце слова. 1 Развивать фонематический слух, внимание, слуховое восприятие.
73. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. 1 Развивать фонематический слух, внимание, слуховое восприятие, умение сопоставлять произношение и написание.
74. Подбор проверочных слов. 1 Развивать умение сопоставлять буквы в проверочных и проверяемых словах
75. Изменение слова для проверки. 1 Развивать орфографическую зоркость.
76. Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова. 1 Развивать связную речь.
77. Упражнения в подборе проверочных слов. 1 Обогащение словарного запаса.
78. Парные звонкие и глухие согласные. Повторение и закрепление. 1 Совершенствовать навыки сравнения произношения и написания слов с парными согласными на конце.
79. Контрольный диктант за II четверть. 1 Развивать память, внимание, орфографическую зоркость.
80. Работа над ошибками. 1 Развивать внимание, слуховое восприятие, орфографическую зоркость.
81. Составление предложений из разрозненных слов. 1 Развивать внимание, слуховое восприятие, устную и письменную речь, орфографическую зоркость
III четверть
Календарно-тематическое планирование
№ разде-ла №
темы Наименование разделов и тем Всего часов Календарные сроки Коррекционная
деятельность
по плану по факту XI. Разделительный мягкий знак (Ь)
82. Разделительный мягкий знак (Ь). 1 Развивать фонематический слух, письменную речь.
83. Объяснение правописания слов с разделительным Ь. 1 Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость; обогащение словарного запаса.
84. Упражнения в правописании слов с разделительным Ь. 1 Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость; обогащение словарного запаса.
85. Дифференциация изученных орфограмм. 1 Развивать, аналитико – синтетические умения и навыки.
86. Дифференциация разделительного и смягчающего мягких знаков. 1 Расширять и обогащать словарный запас. Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость.
87. Дифференциация изученных орфограмм. 1 Аналитико – синтетические умения и навыки, орфографическую зоркость.
88. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Зима», «Семья». 1 Развивать письменную речь, орфографическую зоркость.
89. Разделительный Ь. Повторение и закрепление. 1 90. Самостоятельная работа по теме «Разделительный Ь». 1 Развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного каллиграфического письма.
XII. Слово
91. Слова, обозначающие предметы. 1 Развивать зрительное и слуховое восприятие, навыки грамотного каллиграфического письма.
92. Упражнения в различении слов по вопросам кто? что? 1 Развивать зрительное и слуховое восприятие, навыки грамотного каллиграфического письма.
93. Группировка предметов по их назначению, по материалам, из которых они сделаны. 1 Зрительное и слуховое восприятие, внимание, навыки грамотного каллиграфического письма.
94. Употребление названий предметов в различных формах. 1 Развивать устную связную речь, используя названия предметов в различных формах.
95. Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы. Изменение слов по вопросам. 1 Развивать аналитико-синтетические умения.
96. Упражнения в изменение слов по вопросам 1 Развивать устную связную речь, используя названия предметов в различных формах.
XIII. Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень (Алтайского края), улиц
97. Большая буква в именах собственных. 1 Зрительное и слуховое восприятие, внимание, навыки грамотного каллиграфического письма
98. Дифференциация слов типа «БЕЛКА– БЕЛКА» 1 Развивать внимание, память, мышление, орфографическую зоркость.
99. Большая буква в названиях населённых пунктов. 1 Зрительное и слуховое восприятие, внимание, навыки грамотного каллиграфического письма
100. Дифференциация изученных орфограмм. 1 Аналитико-синтетические умения и навыки, орфографическую зоркость
101. Большая буква в именах собственных. Повторение и закрепление. 1 Зрительное и слуховое восприятие, внимание, навыки грамотного каллиграфического письма
102. Слова, обозначающие предметы. Повторение и закрепление. 1 Зрительное и слуховое восприятие, внимание, навыки грамотного каллиграфического письма
103. Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие предметы». 1 Развивать слуховое, зрительное восприятие на основе записи текста по слуху.
104. Работа над ошибками. 1 Развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.
XIV. Названия действий
105. Слова, которые обозначают действия предметов. 1 Развивать зрительное и слуховое восприятие, навыки грамотного каллиграфического письма.
106. Слова, отвечающие на вопросы Что делал? Что будет делать? Что делает? 1 Развивать внимание, обогащение словарного запаса.
107. Нахождение предметов по их действиям. 1 Развивать умение точно употреблять слова в речи.
108. Подбор слов действий по вопросу. 1 Развивать навыки грамотного каллиграфического письма, орфографическую зоркость, обогащение словарного запаса.
109. Согласование слов - предметов и слов - действий 1 Развивать навыки грамотного каллиграфического письма, орфографическую зоркость, обогащение словарного запаса.
110. Дополнение предложений. Дифференциация изученных орфограмм 1 Развивать письменную речь путём дополнения предложений словами по смыслу.
111. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке. Выделение в предложениях названий предметов и действий. 1 Внимание, зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.
112. Выделение в предложениях названий предметов и действий. Повторение и закрепление. 1 Развивать навыки грамотного каллиграфического письма, орфографическую зоркость.
113. Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие действия предметов». 1 Развивать восприятие на основе записи текста по слуху.
114. Работа над ошибками. 1 Развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.
XV. Названия признаков
115. Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов. 1 Расширить знания об окружающей действительности; развивать умение наблюдать.
116. Определение предметов по цвету, вкусу и форме. 1 Развивать умение наблюдать, задавать вопросы.
117. Определение предметов по материалу, из которого они сделаны. 1 Развитие умения выделять в предложении слова – признаки.
118. Подбор названий признаков предметов по смыслу. 1 Развивать аналитико-синтетические умения и навыки.
119. Сравнение предметов по признакам. 1 Развивать аналитико-синтетические умения и навыки.
120. Подбор названия признаков предметов по смыслу. Дифференциация изученных орфограмм 1 Развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного каллиграфического письма, умения подбирать названия признаков предметов по смыслу.
121. Составление предложений по картинке и схеме. 1 Развивать аналитико-синтетические умения и навыки.
122. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 1 Развивать устную и письменную речь.
123. Дополнение предложений словами – признаками 1 Развивать орфографическую зоркость, письменную речь.
124 Слова, которые обозначают признаки предметов. Повторение. 1 Развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного каллиграфического письма, аналитико-синтетические умения и навыки.
125. Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов. Повторение и закрепление. 1 Развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного каллиграфического письма, умения подбирать названия признаков предметов по смыслу.
126. Самостоятельная работа по теме «Слова, которые обозначают признаки предметов». 1 Развивать слуховое, зрительное восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.
XVI. Предлоги
127. Предлоги. Предлог как отдельное слово. 1 Развитие внимания, зрительного и слухового восприятия.
128. Раздельное написание предлогов со словами. 1 Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость; обогащение словарного запаса.
129. Выделение предлогов в тексте. 1 Развивать внимание, память, речь, орфографическую зоркость.
130. Составление предложений по вопросам. Выделение предлогов. 1 Развивать навыки грамотного каллиграфического письма, орфографическую зоркость, письменную речь.
131. Подбор предлогов к словам. 1 Развивать внимание, память, речь, орфографическую зоркость.
132. Дифференциация изученных орфограмм 1 Развивать внимание, память, речь, орфографическую зоркость.
133. Контрольный диктант за III четверть. 1 Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, навыки грамотного письма.
134. Работа над ошибками. Развивать навыки грамотного письма, орфографическую зоркость.
IVчетверть
Календарно-тематическое планирование
№ разде-ла №
темы Наименование разделов и тем Всего часов Календарные сроки Коррекционная
деятельность
по плану по факту XVII. Предложение
135. Предложение. Повторение. 1 Способствовать повышению общего и речевого развития.
136. Дополнение предложений 1 Способствовать повышению общего и речевого развития.
137. Работа с деформированным предложением. 1 Способствовать повышению общего и речевого развития, развивать орфографическую зоркость.
138. Согласование слов в предложении. 1 Развивать навыки грамотного каллиграфического письма, орфографическую зоркость.
139. Определение порядка слов в предложении. 1 Развивать навыки грамотного письма.
140. Предложение как часть текста. Деление текста на предложения. 1 Развивать навыки грамотного каллиграфического письма, орфографическую зоркость.
141. Составление письменных ответов на вопросы текста. 1 Развивать речь, мышление.
142. Составление предложений с употреблением формы винительного падежа. 1 Развивать речь, мышление.
143. Слова, отвечающие на вопросы КОГО? ЧТО? 1 Развивать навыки грамотного письма, орфографическую зоркость.
144. Составление предложений с употреблением формы родительного падежа. 1 Развивать воображение, быстроту мышления, навыки грамотного письма.
145. Слова, отвечающие на вопросы КОГО? ЧЕГО? 1 Развивать навыки грамотного письма, орфографическую зоркость
146. Составление предложений с употреблением формы дательного падежа. 1 Развивать навыки грамотного письма.
147. Слова, отвечающие на вопросы КОМУ? ЧЕМУ? 1 Развивать умения правильно употреблять грамматические формы речи.
148. Составление и запись предложений по картинке и данному образцу. 1 Развивать навыки грамотного письма.
149. Составление предложений с употреблением формы творительного падежа. 1 Продолжить работу по правильному употреблению грамматических форм речи.
150. Слова, отвечающие на вопросы КЕМ? ЧЕМ? 1 Учить правильному употреблению грамматических форм речи.
151. Составление предложений по картинкам, и вопросам косвенных падежей. 1 Развивать навыки грамотного каллиграфического письма, орфографическую зоркость.
152. Составление предложений с употреблением формы предложного падежа 1 Развивать фонематический слух и внимание, вырабатывать навык определения орфограммы в словах
153. Слова, отвечающие на вопросы О КОМ? ОЧЁМ? ГДЕ? 1 Развивать зрительно – двигательную координацию, тренировать тонкую моторику, навыки грамотного письма.
154. Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам. 1 Развивать устную и письменную связную речь, навыки грамотного письма.
156. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 1 Развивать устную и письменную связную речь, навыки грамотного письма.
157. Предложение. Повторение и закрепление. 1 Способствовать повышению общего и речевого развития. Развивать устную и письменную связную речь, навыки грамотного письма.
158. Контрольный диктант по теме «Предложение». 1 Развивать навыки грамотного письма.
159. Работа над ошибками. 1 Развивать навыки грамотного каллиграфического письма.
XVIII. Повторение
160. Повторение. Предложение. Составление ответов на вопросы. 1 Расширить активный словарь; развивать внимание, наблюдательность.
161. Дифференциация изученных орфограмм. 1 Развивать внимание, наблюдательность, память.
162. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. 1 Развивать способность самостоятельно мыслить, навыки грамотного каллиграфического письма.
163. Расположение слов в алфавитном порядке. 1 Развивать способность самостоятельно мыслить, навыки грамотного каллиграфического письма.
164. Выделение в предложении слов, отвечающих на вопросы КТО? ЧТО? 1 Развивать способность самостоятельно мыслить, навыки грамотного каллиграфического письма.
165. Составление предложений по картинкам. Выделение слов – предметов и слов-действий. 1 Развивать воображение, речь, наблюдательность.
166. Подготовка к годовому контрольному диктанту. 1 Развивать аналитико – синтетические умения и навыки.
167. Годовой контрольный диктант. 1 Развивать память, внимание, орфографическую зоркость.
168. Работа над ошибками. 1 Развивать адекватную оценку собственных достижений..
169. Изменение слов по образцу. Слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. 1 Развивать воображение, речь, наблюдательность.
170. Составление и запись письменных ответов на вопросы. 1 Развивать воображение, речь, наблюдательность.
171. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 1 Развивать воображение, речь, наблюдательность.
172. Составление рассказа по серии сюжетных картинок и вопросов к ним. 1 Развивать внимание, память, письменную речь, навыки грамотного каллиграфического письма.
173. Правописание слов с непроверяемыми орфограммами. 1 Развивать навыки грамотного каллиграфического письма, орфографическую зоркость.
174. Правописание слов с непроверяемыми орфограммами.. 1 Развивать навыки грамотного каллиграфического письма, орфографическую зоркость.
175. Правописание слов с непроверяемыми орфограммами 1 Развивать навыки грамотного каллиграфического письма, орфографическую зоркость.
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся:
Базовая:
учебник русский язык А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская, учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Москва. «Просвещение» 2011.– 237 стр.
Дополнительная:
Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику А.К. Аксёновой, Э.В. Якубовской/авт. – сост.Е. М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2012
И. Г. Сухин
«Занимательные материалы»
Москва «Вако», 2004 г. – 238 стр.
А. А. Шабанова
Русский язык. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы.
Волгоград «Учитель», 2007 г. – 278 стр.
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ruУчительский портал http://www.uchportal.ruФестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Интернет ресурсы: факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет" http://moi sat.ru/index/sbornik_quot_obrazovatelnye_korrekcionnye_programmy_quot/0-70Методические материалы для педагогов и всех специалистов системы образования http://moi-universitet.ru/ru/motodika/#.VFoc0GIwKXgАссоциация творческих педагогов Россииhttps://educontest.net/component/search/?searchword=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0&ordering=newest&searchphrase=all&areas[0]=content&areas[1]=weblinks&areas[2]=contacts&areas[3]=categories&areas[4]=sections&areas[5]=newsfeedsТехнические средства
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2. Компьютер.
3.Медиопроектор.
Лист дополнений и изменений по предмету «Письмо и развитие речи»
Дата внесения изменений Содержание Подпись лица, внёсшего запись