Адаптированная рабочая программа для учащихся с ОВЗ учебного предмета Трудовое обучение 2 класс + КТП


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 71»
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
__________ Самоделкина Н.В. УТВЕРЖДАЮ
Директор МКС (К)ОУ
школы-интерната №71
____________ Черепанцева И.А.
Рабочая программа
учебного предмета «Трудовое обучение» учащегося 2 класса
П. Е. (индивидуальное обучение)
2015-2016 учебный год
Учитель
Гурьева Н.В.
Принята на педагогическом совете
Протокол № _ от ___________ 20__ г.
Нижний Новгород
2015
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Трудовое обучение» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённый приказом Минобразования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: «Просвещение», 2010.
4. Учебный план муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 71»
Особенности содержания программного материала по трудовому обучению
Ручной труд является частью программы по трудовой подготовке и его можно рассматривать как стартовую площадку для социальной и трудовой адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
Программа включает в себя занятия несколькими видами ручной деятельности: работу с картоном и бумагой, природным материалом, текстилем, пластилином.
На уроках ручного труда у детей формируются знания, умения и навыки, необходимые им в дальнейшем для овладения хозяйственно-бытовым, обслуживающим трудом, доступным ремеслом. Процесс учебно-трудовой деятельности благотворно влияет на развитие психофизических функций, общей и мелкой моторики, обогащению активного и пассивного словаря, развитию коммуникативной функции речи. Занятия доступной ручной деятельностью способствует привитию детям-инвалидам потребности трудиться и формированию у них положительной мотивации трудовой деятельности.
На уроках ручного труда осуществляется межпредметная связь с такими дисциплинами, как математика, развитие речи, изобразительное искусство. Занятия ручным трудом тесно связаны с уроками предметно-практической деятельности, что способствует лучшему развитию сенсомоторики и более быстрому и устойчивому формированию системы специальных умений и навыков.
Цель: формировать интерес и положительное эмоциональное отношение к процессу занятий с бумагой, картоном, фольгой, текстилем, природным материалом и их результатам.
Задачи:
Продолжать коррекционную работу по развитию тактильно-проприоцептивных, зрительных ощущений и восприятий, зрительно-двигательной координации, мелкой моторики рук, активного и пассивного словаря, связной речи, внимания, памяти и мышления.
Работать над развитием личности, формируя элементарную самооценку.
Развивать художественно-творческие способности.
Продолжать воспитывать правильную посадку во время работы; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил работы с инструментами и приспособлениями; умение аккуратно и до конца выполнять поделку.
Продолжать учить готовить свое рабочее место, содержать его в порядке во время работы и убирать после окончания занятия.
Содержание программы:
На уроках ручного труда учащиеся учатся выполнять поделки с помощью демонстрации пооперационного изготовления поделки, по образцу и с использованием технологических карт; осваивают технику «Оригами»; занимаются вдеванием нитки в иглу и завязывание узелков, шитье сметочным швом стежками определенной длины по намеченной лини; изготавливают поделки из мелкого природного материала (семечки, яичная скорлупа); учатся сматывать нитки в клубок.
Значительная часть учебного времени отведена работе с бумагой. Разнообразие видов бумаги и способов работы с нею, простота и доступность дают большие возможности для коррекционной работы.
Во 2-м классе учащиеся уже узнают и различают свойства поделочных материалов, закрепляют способы работы с ними, отходят от отраженно-сопряженного способа выполнения задания и более самостоятельно обращаются с образцом; у детей закрепляются умения работать с различными инструментами. Начинается обучение детей шитью. Для первоначального усвоения стежков и швов удобно пользоваться трафаретом, сделанным из пластмассовой линейки или картона. С помощью такого трафарета и проволоки дети быстрее понимают и отрабатывают технику стежков и швов. Со 2-го класса при объяснении последовательности работы начинается использование технологических карт.
Тематическое содержание разделов
Сбор и изучение природного материала. Изготовление орнаментов на пластилиновой основе с последующей раскраской из косточек, семян, макаронных изделий; цветов из крылаток клена; аппликаций и орнаментов из засушенных листьев; фигурок животных, птиц, насекомых из шишек, желудей, грецких орехов. Учить соединять детали поделок с помощью пластилина и спичек. Создание мозаик из яичной скорлупы.
Продолжается освоение видов, свойства и названия бумаги картона и фольги, отрабатывание навыка их разрезания ножницами по контуру и самостоятельно (бахрома, детали к поделкам). Изготовление из конусов и комков бумаги овощей, животных; из заготовленных учителем плоских силуэтных фигурок новогодних гирлянд; поделок из гофрированной бумаги (цветы, изделия из жгутиков и полосок гофрированной бумаги); поделок по готовой фальцовке (гармошка, птичка, кораблик, салфетка, ваза, цветы); поделок в технике оригами.
Продолжается изучение свойств, видов и названия ниток. Изготовление поделок из клубочков ниток с использованием деталей из картона (животные). Знакомство с видами и свойствами тканей, изготовление из них цветов.
Знакомство с иглой и ниткой, вдевание в иглу нитки и завязывание узелков. Шитье сметочным швом.
Требования к усвоению программы
Учащийся должен знать:
- названия, внешний вид и свойства материалов для поделок;
- последовательность выполнения знакомых поделок; название производимого ими действия (режу, шью, клею и т.д.); правила безопасной работы с ножницами и иглой;
- назначение технологической карты.
Учащийся должен уметь:6645910292735Речь (7 ч)
00Речь (7 ч)

резать ножницами по контуру;
использовать мелкий природный материал (семечки, яичную скорлупу);
сматывать нитки в клубок;
с помощью учителя выполнять поделки оригами;
вдевать нитку в иголку, завязывать узелок и закреплять нитку на изнанке; выполнять поделки с помощью демонстрации пооперационного изготовления поделки, по образцу и с использованием технологических карт;
правильно сидеть за столом;
соблюдать порядок на рабочем месте.
Оценивание
Оценивание носит условный характер и учитывает специфику структуры речевого и интеллектуального дефекта, определяющую степень овладения учебным материалом по предмету.
Знания и умения оцениваются по результатам выполненных работ.
При оценке устных ответов принимаются во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа. При определении оценки в случае обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью учитывается начальный уровень общих двигательных, трудовых и речевых умений и сформированность коммуникативных навыков.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; отвечает на вопросы и осуществляет элементарный рассказ о предстоящих действиях, дает отчет о проведенных действиях в сохранением этапов и последовательности выполнения работ с использованием минимальной помощи в виде вопросов учителя или наглядности.Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом передающий общий контекст информации, но при наличии специфических ошибок, связанных с грубым нарушением речевой деятельности; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но продуктивно использует помощь учителя; допускает неточности в последовательности выполнении заданий, самостоятельно выполняет работу не в полном объеме.Оценка «3» ставится, в случае невозможности самостоятельного речевого продуцирования, фрагментарности и неточности в восприятии при наличии устного комментирования и умения использовать помощь учителя при ответах по услышанному; при проведении практических работ нуждается в постоянной организующей помощи учителя, теряет цель и нарушает последовательность выполнения действий, использует помощь учителя недостаточно продуктивно и при наличии многократного обучения; оснвовной способ выполнения – совместные действия.
Оценку «2» ставить нецелесообразно из-за специфики и глубины интеллектуального дефекта.
В случае невозможности овладения самостоятельным практическим навыком, задания выполняются на уровне совместных действий или по подражанию действиям учителя. При этом обучающийся может использовать доступные его индивидуальным возможностям системы коммуникаций.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ
I четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
Обучение по программе для детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью.
1 Природные материалы. Сбор листьев, шишек, семян. 1 02.09
2 Составление узора из осенних листьев. 1 09.09
3 «Рыбка» - аппликация из засушенных листьев 1 16.09
4 Пластилин. Приемы работы с пластилином. 1 23.09
5 Лепка предметов овальной формы. 1 30.09
6 «Морковка». Лепка по образцу объемных овощей. 1 07.10
7 «Грибы». Лепка по образцу. 1 14.10
8 «Пирамидка» - изготовление объемной игрушки. 1 21.10
9 «Черепаха» - изготовление объемных фигур из половинки грецкого ореха и пластилина. 1 28.10
II четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Орнамент на пластилиновой основе из макаронных изделий (с последующей раскраской) 1 11.11
2 1 18.11
3 1 25.11
4 Работа с ножницами. Правила по ТБ. 1 02.12
5 Резание ножницами по прямой линии. 1 09.12
6 Резание ножницами по кривой линии. 1 16.12
7 Аппликация «Снеговик» 1 23.12
III четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Лепка по образцу рельефа букв. 1 13.01
2 Лепка по образцу рельефа цифр. 1 20.01
3 «Медвежонок». Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ) 1 27.01
4 «Сова». Изготовление объемной поделки из шишки и пластилина. 1 03.02
5 Складывание бумаги по опорным точкам – ориентирам. 10.02
6 Изготовление открытки для папы с использованием безорудийных действий по ориентирам «Костюм военного» 1 17.02
7 Симметричное вырезание. 1 24.02
8 Аппликация «Тюльпаны в стакане». 1 02.03
9 1 09.03
10 Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ). 1 16.03
11 «Рыбка в аквариуме». Изготовление фигурки рыбки из пластилина и бобовых. 1 23.03
IV четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Нитки. Свойства ниток. 1 06.04
2 Связывание ниток. Витье косички из двух ниток. 1 13.04
3 Наматывание ниток на картонную основу (в клубок). 1 20.04
4 «Котенок». Изготовление поделки из ниток (клубка) 1 27.04
5 Завязывание узелков. 1 04.05
6 Связывание бантиком. 1 11.05
7 Шнуровка. 1 18.05
8 Аппликация «Лето». 1 25.05