План-конспект урока географии по теме: «Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны».
Ахапкина Раиса Григорьевна,
учитель географии
высшая квалификационная категория
МОУ «Майская гимназия
Белгородского района
Белгородской области»
План-конспект урока географии по теме
«Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны».
Класс: 7.
Урок: № 24 (4).
Цель: создание условий для формирования представления о природной зоне, как крупном ПТК.
Задачи:
образовательная:
способствовать формированию представлений о единстве природы, объяснению простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
развивающая:
познание сущности и динамики основных природных, экологических и других процессов, происходящих в географической среде;
развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные описания и характеристики территории;
воспитательная:
продолжить развитие умения самостоятельно работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное;
выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, метод критического мышления, метод стимулирования, словесный метод, практический метод.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах, работа по вариантам, исследовательская деятельность, обучение самостоятельной деятельности.
Технологии: информационно - коммуникационная, элементы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.
Базовый УМК: География. Материки, океаны, народы и страны. 7кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв; под ред. В.П.Дронова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2012. – 349, [3], с.
Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, дидактический раздаточный материал.
Результаты обучения:
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
развитие практических географических умений извлекать информацию
из различных источников знаний, составлять по ним комплексные описания и характеристики территории;
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Предметные:
создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности
развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование основ экологической культуры;
выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия Время
Организационно – мотивационный этап урока. 1.Приветствие. Здравствуйте! Я рада встрече с вами и желаю продолжить исследование причин разнообразия природы материка Африка, и уверена, что вы сегодня сделаете еще одно открытие уникальности природы. 1.Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих.
Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 1 мин.
2.Проверка подготовленности к уроку, организация внимания.
2.Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места» 3. Предлагаю вам продолжить работу экспедиции африкановедов.
3. Деловая игра распределение ролей (физгеограф, климатолог, почвовед, ботаник, зоолог, эколог, картограф, экскурсовод). Метапредметные
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности;
Проверка домашнего задания. Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы
Вопросы и задания.
1.Назовите и объясните главные особенности экваториальных лесов.
2.Почему экваториальные леса сменяются саваннами?
3. каковы особенности зоны саванн в Африке?
Три уровня домашнего задания:
Стандартный минимум
Вопросы и задания. Отвечают на вопросы, дополняют ответы товарищей и оценивают работу.
Повышенный
Инд. задания «Влияние человека на природу»
Повышенный
Инд. Сообщения на заданную тему и делают записи в тетради. Готовят вопросы.
Актуализация субъективных знаний обучающихся.
1. По описанию определите географический объект.
Представьте относительно прохладное утро и огромный огненный шар поднимающего над ПЗ солнца
Поднимается солнце - раскаляется всё вокруг: воздух такой, что кажется вырвавшимся из раскалённой печи, к тому же настолько сух, что обжигает губы, и они начинают трескаться; песок становится так горяч, что лишь ноги верблюда выдерживают его жар., до камней едва можно дотронуться, и даже небо, еще недавно бездонное, блекнет от жары.
Но это ещё не всё, если не упомянуть о ветре- этом великом и властном хозяине данной ПЗ. Арабская пословиц гласит, что ветер встаёт и ложится вместе с солнцем. Таков день, но долгожданная ночь не приносит облегчения. Да-да нестерпимый зной сменяется пронизывающей ночной прохладой: суточное колебание температуры очень велико. 1. Определяют географический объект.
2. Задание: по тематической карте «ПЗ Африка» определите, название ПЗ
Предлагают свои варианты ответов, из названных оставляют верный ответ.
Ваше мнение, почему выбрали эту ПЗ!
Создание мотивационной установки Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Видео фильм пустыня Сахара
http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8F%20%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0&where=all&filmId=Ot4LmahO0Cw%2Chttp://video.yandex.ru/ - search?id=57107304-10-12&where=all&text=%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B Формулирование темы обучающимися: «Тропические пустыни». Это и будет тема нашего урока «Тропические пустыни. Влияние человека на природу». Делают записи в тетрадях Личностные
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов; 3 мин.
Какие задачи нужно решить при изучении данной темы? 1. Развитие умения определять цели своей деятельности Ответы школьников. Метапредметные
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности Изучение нового материала Проведём исследование с целью выявления условий, при которых формируются ПЗ.
1. Для выяснения причин разнообразия ПЗ материка разделимся на 3 группы.
2. Каждой группе предлагается проанализировать материал параграфа № 21
3. Сделать вывод о причинах формирования ПЗ и флоры и фауны.
4. Заполнить таблицу по изучаемой теме в ходе обсуждения.
Опорный конспект № 1. Практическая работа «Природные зоны Африки».
Задание № 1.
Используя, текст пар.21, карты атласа, дополнительные сведения, по плану составляют характеристику ПЗ пустынь и данные исследований заносят в таблицу опорного конспекта.
Работа в 3 группах: заполнение таблицы.
Распределение обязанностей в группе Таблица 2 «Пустыни»
Г П Климат Причины образования Почвы Растительный мир Животный мир Особенности экологические проблемы
Самопроверка Постановка учебной проблемы
Как вы думаете, почему такие КУ формируются в пустыне? Отвечают на вопросы.
А=? По климатической карте определим А колебания температуры. Проведём исследование с целью выявления условий, при которых формируются пустыни в Африке.
1. Для выяснения причин разделимся на группы.
2. Каждой группе предлагается проанализировать текст параграфа.
3. Сделать вывод о неоднородности пустыни.
4. Заполнить кластер по изучаемой теме в ходе обсуждения.
Практическая работа. Исследование
Ученики анализируют текст:
1 группа
Пустыня Сахара.
2 группа
Пустыня Намиб.
Сравните по плану прил. стр. 345.
Влияние человека на природу. Формирование навыков исследовательской деятельности Самая древняя пустыня Намиб, ее возраст оценивается учеными в 60-80 млн. лет.
Обсуждение итогов исследовательской работы Развитие умения выделять главное 1.Назовите цель вашего исследования.
2. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп.
3.Сравните свои выводы с ответами одноклассников. 1. Определение условий формирования пустынь.
2. Отчёт о работе. Выводы: результаты исследования соответствуют. Развитие умения делать выводы Проверка первичного усвоения
«Экологические проблемы Африки».
Отвечают на вопросы (по выбору):
1.Что образуется на месте вырубок лесов?
2. Какие причины приводят к росту пустыни Сахары?
3. Почему, несмотря на энергичные меры стран, пустыня продолжает расти?
Физ.
минутка Гимнастика для глаз.
Выполнение упражнений 1.Используя текст учебника пар.21, определить основные виды деятельности.
Используя текст учебника, учащиеся, заполняют таблицу: Природные зоны Хозяйственная деятельность человека Результаты деятельности Мероприятия по охране
Проверка первичного усвоения знаний. Опережающие задания. Работа с картой Работа с текстом. «Остановить наступление пустыни » - название одного из документов ООН по окружающей среде. Плато Тассили – один из древнейших центров обитания человека в Сахаре. Здесь сохранилась наскальная живопись: сцены охоты, сражений, выпаса быков. «Картинная галерея» Сахары позволила проследить, как изменились условия жизни человека в этом районе, задуматься над возможным происхождением пустыни Сахара. Проект «Зелёный пояс» начал осуществляться с 1973 г. и рассчитан на 20 лет. Лесозащитная полоса должна протянуться от Марокко через Алжир до Туниса длинной в 1500км и шириной в 20-30км. Ежегодно в республике Нигер отмечается День дерева и высаживаются всё новые км лесных полос, проводится Национальная кампания лесопосадок в Эфиопии. На пути пустыни высаживают разные деревья: финиковая пальма, например выдерживает t от +50 º до – 14ºС и растёт любой почве; теплолюбивая акация не выдерживает понижение t до - 10º, но уже в первый год вырастает до 3м, а к 9 годам – до 15-20м; а вот вечнозелёный жёстколистный австралийский эвкалипт за один год вырастает уже до до 2,5 м, а за 10лет- до 25- 30м (для сравнения: ель достигает 30-35 м лишь к 150-200годам).
1. Перед вами новый текст. Внимательно прочитайте и законспектируйте его, но не используя слова и предложения, а с помощью рисунков, каких-либо знаков или символов.
2.Изложить текст можно по частям, по абзацам, тогда появится несколько «опорных сигналов».
Анализ текста
Вопросы:
1. Какие причины приводят к росту пустыни сахара?
2. Какие последствия имеет это явление?
3. Почему, несмотря на энергичные меры ряда стран, пустыня продолжает расти?
Ваше мнение.
Можно ли остановить Сахару? Как?
Заслушиваются выступления групп учащихся об особенностях растительного и животного мира.
1.Прочитайте текст и законспектируйте его, но не используя слова и предложения, а с помощью рисунков, каких-либо знаков или символов.
Метапредметные
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Предметные
Формирование представлений о географической науке, как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
Личностные
формирование основ экологической культуры;
5 мин.
Проверка Взаимопроверка Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.
Дети по очереди показывают и объясняют их. Все вместе оценивают работу каждого ученика. Подводятся итоги Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: самоопределение
развитие навыков самопроверки
Подведение итогов урока Подведём итоги.
Игровая ситуация «Африка: кто такой? Что такое?».
Вельвичия жираф оазис
Намиб папирус акация
гепард баобаб Сахара
Великая Страна Жажды
финиковая пальма
- Что узнали нового на уроке? Определить характерных представителей растительного и животного мира ПЗ материка. Ответить кратко. «Африка: кто такой? Что такое?».
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: самоопределение Информация о домашнем задании Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Три уровня домашнего задания:
Стандартный минимум
§21, вопросы на стр.100
Повышенный
Инд. задания «Влияние человека на природу»
Творческий
«Национальные парки Африки».
Рефлексия деятельности Прием «Закончи фразу»
«Работа на уроке позволила мне ……»
Выставление оценок.
Спасибо! Урок окончен. - Заполняют предложенные листочки с началом предложения Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование