Конспект урока по русскому языку Имя существительное. Роль имён существительных в речи

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ.
Учитель – Гладких И.М.

ТЕМА: «Части речи. Роль имён существительных в речи».

Цели: показать роль имен существительных в речи;
закрепить имеющиеся знания об именах существительных;
учить составлять связный текст, используя только имена существительные;
формировать умение делать выводы;
воспитывать уважение к народным традициям.

Межпредметные связи: внеклассное чтение И.С.Шмелёв. «Лето господне»
глава «Масленица», изобразительное искусство и художественный
труд раздел «Искусство твоего народа», тема «Народные праздники»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
«Масленица»;
отрывок из главы «Масленица», тест, лист для синквейна – на каждого
ученика.

Ход урока: 1. Оргмомент.
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? Давайте составим синквейн на тему «Урок»
Синквейн – это белый стих, составленный по особым правилам.
(слайд)
(учащиеся записывают текст синквейна на листочках)
Примерный текст синквейна:
Урок
Знания. (1 сущ)
Интересный, весёлый (2 прил.)
Обучает, воспитывает, развивает. (3 глаг.)
Знания – сила. (крылатое выражение)
Хочу всё знать. (моё отношение)

- Что мы использовали для составления синквейна? (различные части речи)
- Какую часть речи мы сейчас изучаем? (имя существительное) Постановка цели:
- На сегодняшнем уроке мы закрепим знания об именах существительных и узнаем о роли имён существительных в речи.
(слайд)
- Начиная изучать тему «Имя существительное», вы получили поисковое задание – какое? (найти пословицы состоящие только из имён существительных). Как вы справились с этим заданием? (ответы учащихся)

- Вы уже много знаете об именах существительных, сейчас вы проверите
качество своих знаний с помощью теста.
ТЕСТ. (Слайд)
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ:
а) Кто? Что?
б) Какой? Какие?
в) Что делает?
2. С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ ПИШУТСЯ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
а) одушевлённые
б) неодушевлённые
в) собственные
3. НА ВОПРОС «ЧТО?» ОТВЕЧАЮТ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
а) собственные
б) одушевлённые
в) неодушевлённые
4. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ
а) предмет
б) признак
в) действие
5. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МУЖСКОГО РОДА МОЖНО ЗАМЕНИТЬ
МЕСТОИМЕНИЕМ
а) он
б) она
в) оно
6. существительное ОБЛАКО относится
а) к женскому роду
б) к мужскому роду
в) к среднему роду
7. В КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ КАКОГО РОДА ПОСЛЕ Ж, Ш, Щ,Ч ПИШЕТСЯ Ь?
а) мужского
б) женского
в) среднего
САМОПРОВЕРКА (СЛАЙД)
(а, в, в, а, а, в, б)
- Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте на полях оценку «5».
МОЛОДЦЫ!
- откройте тетради, запишите число, классная работа.
- сегодня на минутке чистописания вы пропишите буквы Ш, ш. Дайте характеристику звуку, который обозначается этой буквой (согласный, парный, всегда твёрдый).
- прочтите предложение, записанное на доске:
Иван Сергеевич Шмелёв – автор книги «Лето Господне».
- на какие орфограммы надо обратить внимание?
1. написание имён собственных.
2. написание названий (в кавычках).
3. правописание безударных гласных (Шмелёв – шмель)
4. автор – словарное слово
- запишите это предложение, найдите в нём грамматическую основу.
Иван Сергеевич Шмелёв – подлежащее
автор – сказуемое
- какими частями речи выражены все члены предложения? (именами существительными)
ВЫВОД: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ПЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ И
ПОДЛЕЖАЩИМ, И СКАЗУЕМЫМ, И ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- О чём говорится в книге И.С. Шмелёва? ( о традиционных православных праздниках)
- О каком празднике мы читали на уроке внеклассного чтения? ( о масленице) Чтение отрывка.
(слайд)
- Как вы поняли: что такое масленица? (ответы детей)
(слайд)
- На уроке изобразительного искусства вы раскрасили слова в тексте, покажите, каким теперь стал текст о масленице. Вот какое яркое зрелище!
- Найдите в тексте слова и словосочетания, характеризующие цвета; звуки.
Замените именами существительными следующие слова и словосочетания:
Красный – краснота, снежная дорога – дорога в снегу, позолоченный –позолота, бегают – беготня, суетятся – суета, веселятся – веселье, очень вкусно – вкуснятина.
ВЫВОД: С ПОМОЩЬЮ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПРИЗНАКИ И ДЕЙСТВИЯ.
А если это так, то давайте составим рассказ о масленице используя только имена существительные. ( в помощь показывать слайды)
МАСЛЕНИЦА. (примерный текст)
Масленица. На улице – веселье, радость, катание на тройках, игра в снежки, песни под гармошку. А дома на столе – блины, вареники с творогом, с картошкой, с грибами, чай с дымком из самовара. К блинам – сметана, икра, варенье, масло. Вкуснятина!

Каким предложением можно закончить текст?
Масленица – проводы зимы. Или: Масленица – зиме конец, весне начало.
- Что же нового вы узнали об имени существительном?
Давайте вновь посмотрим на синквейн. Получился у нас урок таким, каким мы его задумали? (ответы детей)
Спасибо за сотрудничество!
Урок окончен.
15