доклад на родительское собрание:Проблемы нравственного воспитания младших школьников.
Проблемы нравственного воспитания младших школьников.
“Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравствен-ный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произо-шедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нрав-ственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом дест-руктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государ-ства.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходи-мо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения нацио-нальной безопасности страны.
Одним из продуктивных способов возрождения духовно-нравственного воспитания является обращение к социально-педагогическому потенциалу нас-ледия в истории образования в России, которому придавалось значение “вопро-са жизни”.
В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется все большее внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетво-рителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитатель-ной работе школы и классных руководителей.
Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаи-модействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению роди-телей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не воспитатель-ные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освое-ние культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим цен-ностей.
Остановимся более подробно на характеристике основных источников нравственного опыта детей.
Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитан-ников на уроках осуществляется через содержание программного и дидак-тического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колос-сальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школь-ников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём со-держится большое количество морально-этических суждений.
Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьни-ков в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик пе-дагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащим-ся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убеди-тельным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и уча-щимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педаго-га к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон.
Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных вза-имоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже ис-кренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель про-возглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.
Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.
Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от от-ношения к требующему. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесо-образные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требо-ванию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопро-тивление подростков.
Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные по-требности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т.д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответ-ственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответст-венности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.
Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутри-семейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценнос-ти родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных вну-трисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, внима-нием, заботой в школе.
К важным источникам нравственного опыта школьников относится искус-ство. То есть приобщение подрастающего поколения к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности. Оно дол-жно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, на-сыщать его душу сопереживанием другим людям. Искусство совершенно неза-менимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человек, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формиро-вании нравственных качеств является важным. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каж-дый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзго-дами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытияис-тины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глу-боко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.
Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей.
В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещно-предмет-ное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота, удобство и кра-сота создают благоприятное психологическое состояние.
Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется также через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повсед-невной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается че-рез развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотива-ционной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значи-мых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутрилич-ностного, межличностного психологического комфорта.
В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды высшего учеб-ного заведения при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания.
Используемая литература
1.Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Ростов/Д., 1995.)
2.Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс. 2009г
3.Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997.
4.Щуркова Н.Е.Новые технологии воспитательного процесса. - М.:НМО “Творческая педагогика, 1998.
15