Алексейченко Алексей-самобытный поэт современной русской деревни
АЛЕКСЕЙЧЕНКО АЛЕКСЕЙ – САМОБЫТНЫЙ ПОЭТ
СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ
Ефимова С.В., учитель русского языка и литературы
В каждом уголке нашей огромной страны найдутся люди, делами которых славится их родная деревенька или город. Так и наше село Нижние Пены известно поэтом Алексейченко А.Д.
Алексейченко Алексей Дмитриевич родился 3 апреля 1956 года в хуторе Никольский Ракитянского района Белгородской области. В 1963 году поступил учиться в Никольскую начальную школу. По окончании Никольской начальной школы продолжил учёбу в Нижнепенской средней школе. В мае 1974 года был призван в ряды Советской Армии, откуда и поступил на военно-морское отделение Львовского высшего
военно-политического училища. Занимался спортом. Неоднократно был чемпионом Прикарпатского военного округа, а в 1978 году серебряным призером ВС СССР по военному троеборью. В этом же году был принят члены КПСС. Морскую практику и стажировку проходил на крейсерах Северного и Черноморского флотов. После окончания училища для прохождения службы был направлен на Краснознамённый Тихоокеанский флот. В 1981 году поступил учиться на заочное отделение филологического факультета Дальневосточного госуниверситета. В 1985 году в связи со сложившимися семейными обстоятельствами прекратил обучение в университете.
О себе на странице «Литературная карта Белгородчины» Алексейченко А.Д. в 2001 году написал: «Родился 3 апреля пятьдесят шестого года прошлого столетия. Детство и школьные годы проходили в хуторе Никольском на Белгородчине.
Пас гусей. Играя в логу в футбол, мог забыть о них и они тут же набивали зобы в пшеничном или ячменном поле, с которого объездчик угонял их и запирал в колхозном амбаре, а председатель "бил" отца рублем за нанесенный "ущерб". Частенько, свернув "козью ножку" из коровьего кизяка, покуривал, как и все мои погодки. Такие проделки отец не прощал и я получал от него "ивовую благодарность", после которой садился на стул с осторожностью.
Окончив хуторскую начальную школу, продолжил учебу в Нижнепенской средней, до которой было не менее часа ходьбы. Отец с матерью уходили в поле, когда я еще спал, а приходили, когда я уже спал. И потому все тяготы, связанные с моим воспитанием, ложились на верующую в Бога бабушку и матерившегося в бога деда.
Учился неплохо, без "троек", но дисциплина "прихрамывала". Отец, узнавая об этом, приходил с работы раньше обычного и ставил на колени в угол, предварительно подсыпав гороха или пшена. Так и стоял, пока отец не услышит: "Прости, больше не буду".
Когда наступали каникулы, отец брал меня с собой в поле, где я работал прицепщиком на волокуше. Отец часто сажал за рычаги трактора, чему я был безмерно рад.
На школьные годы приходятся мои первые литературные опыты, которые раскритиковал ракитянский поэт М. Тверитинов.
После школы поступал в Харьковское высшее военное танковое училище. Не прошел по конкурсу. Вернулся в родное село работать трактористом. Вскоре был призван в армию. Служил в Берлине, откуда и поступил на военно-морское отделение Львовского высшего военно-политического училища. Учился по два-три месяца в году. Остальное время - спортивные сборы. Был чемпионом Прикарпатского военного округа, серебряным призером первенства ВС СССР по военному троеборью.
По окончании училища, пройдя морскую практику и стажировку на крейсерах Северного и Черноморского флотов, служил на Краснознаменном Тихоокеанском флоте. УВ этот период печатался в периодической печати Приморского края, Тихоокеанского флота, в журналах "Советский воин", "Культурно-просветительная работа в войсках", "Агитатор". Будучи в звании старшего лейтенанта, имел смелость подать рапорт по команде с прошением о ходатайстве на разрешение поступать в Литературный институт им. А.М. Горького. Разрешение получил, но не в Литинститут, а в Дальневосточный госуниверситет, где и учился на филфаке заочного отделения. В связи с трагически сложившимися семейными обстоятельствами, на четвертом курсе университет пришлось оставить.
Вся моя служба была тесно связана с идеологией. В связи с этим, в составе групп идеологического обеспечения визитов кораблей бывал на военно-морских базах КНДР, КНР, СРВ и встречать экипажи кораблей США, Франции, Китая, Вьетнама, Кореи, Малайзии, Индонезии, Австралии на главной базе Тихоокеанского флота - Владивостоке.
Уволившись с ВМФ в чине капитана 2-го ранга, вернулся в родной хутор. Занимаюсь в литературной студии "Слово", руководит которой поэт Владимир Молчанов. В издательстве "Крестьянское дело" издал два сборника стихотворений: "Мельница" и "Изба".
Стихи печатались в журналах "Наш современник", "Роман-газета ХХI век", альманахе "Светоч", газете "Российский писатель", газете "Высокая печать", в периодических изданиях Белгородской и Курской областей.
В июне 2001 года был принят в Союз писателей России». [9]
В центре воспоминаний всех односельчан – светлый образ Алексейченко А.Д. Все вспоминают Алексея Дмитриевича как эрудированного, культурного человека, умевшего всегда прекрасно общаться с людьми, обращавшего на себя внимание своей ораторской речью и обаятельностью как одного человека, так и целого зала.
После смерти сына Алексея, в прошлом году, мать поэта Мария Дмитриевна переехала из х.Никольский к нам в село Нижние Пены. Сейчас она проживает в небольшом домике на улице Ивановка вместе с сыном Михаилом. Когда мы постучали в двери, навстречу к нам вышла худенькая, небольшого роста старушка. Посмотрев в глаза, такие же ясно-синие и лучистые как у Алексея Дмитриевича, мы сразу поняли, что это его мама. Несмотря на возраст (Марии Дмитриевне 80 лет), она достаточно энергичная и очень общительная. Из беседы мы узнали, что муж Дмитрий Михайлович, отец Алексея, всю жизнь проработал в селе трактористом, умер в 1986 года. Детей у них семье было четверо: Александр -1954 года рождения, Алексей- 1956 г.р, Вера- 1960 г.р., Михаил – 1968 г.р. Сын Александр сейчас проживает вместе с семьёй в г. Белгороде, а дочь Вера на Украине в г.Кременчуг.
Своими воспоминаниями об Алексейченко А.Д. поделились белгородские писатели и поэты:
Молчанов Владимир Ефимович, 1947 года рождения - заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России, председатель Белгородского регионального отделения Союза писателей России, руководитель литературной студии «Слово».
Чернухин Игорь Андреевич, 1930 года рождения поэт, член Союза писателей России.
Балбеков Александр Николаевич, 1947 года рождения - композитор и солист Белгородской государственной филармонии, член Союза композиторов России.
Корлыханова Римма Борисовна, 1940 г.рождения внештатный корреспондент белгородской газеты «Знамя», пишет стихи, выступает перед детьми в школьных библиотеках и во Дворце культуры перед земляками.
Белгородские поэты отметили, что Алексейченко А.Д. - поэт яркий и самобытный. В раннем творчестве стихи Алексейченко немного наивны, но очень искренние.
Самобытность творчества отмечают все наши респонденты. Все его стихотворения дышат, живут, пахнут ветрами и травами средней полосы России, деревней, просторами русских полей и неба. Алексейченко А.Д. с болью пишет о России, о российском народе, о вымирающих деревнях и сёлах.
За творческие годы Алексей Дмитриевич написал шесть книг стихотворений: «Мельница» (1998 г.), «Изба» (2000 г.), «Тополиный пух» (2004 г.), «Просёлочная дорога» (2008 г.), «Пруткая вода» (2010 г.), «Земли и неба позывные» (2012 г.). Последнюю, шестую книгу «Земли и неба позывные» поэт писал, будучи прикованным к постели. Издали её посмертно.
Алексейченко А.Д. пишет о любви, о природе родного края, его людях с нелёгкой, а порой и трагической судьбой. Все стихотворения проникнуты убеждённостью в том, что Россия живёт провинцией.
Тема моря, флота, военной службы является одной из составляющей творчества Алексейченко, его патриотической, гражданской основой – «От флота навек оторвался, а флот не оставил меня»,-пишет поэт.
Особую известность в нашем Ракитянском районе и соседнем Беловском Курской области Алексей Дмитриевич получил в 2002 году, когда была опубликована его поэма «SOS субмарины». Он посвятил её семье мичмана Владимира Хивчука из села Белицы Беловского района, погибшего с экипажем атомной подводной лодки «Курск» 12 августа 2000 года. Жители села, познакомившись с поэмой, расспрашивали о творчестве поэта-моряка, о нем самом, его семье, звонили в Нижнепенскую школу, администрацию, чтобы передать слова благодарности.
Большинство стихотворений Алексея Дмитриевича, такие как «Тарелка», «Встреча», «Пчела», «Первоначало», «Учеба» содержат глубокий философский смысл, иносказательны и мудры:
Песней детство моё звучало
И жужжало, словно шмели,
От того, что первоначало
В ломте хлеба и горсти земли.[4,с.109]
По стихам узнаётся биография и судьба поэта:
Никогда кучеряво не жили.
Жили при большинстве на Свете.
Верёвок ни с кого не вили.
И не давались в сети [6,с.41]
Смотрю в свою тарелку:
Полна, но иногда.
В чужую, даже мелкую,-
Зарёкся. Никогда. [3,с.21]
Природа в наших местах красива: холмы и перелески, как в зеркалах, отражаются в речке Пене, окрестных прудах и озерках, а в балках и на луговицах – сочная зеленая трава, пестреющая разноцветьем. Окружающая природа всегда откладывает неизгладимый отпечаток на характер и судьбу человека:
Пена полнится водою,
Нет её родней и краше. [1,с.15]
Алексейченко А. присуща способность простыми словами говорить о великом. Алексейченко в стихотворении «Сыплет листьями лес, догорая» употребляет олицетворение «сыплет лес», рисуя образную картину, в которой читатель ассоциативно представляет все эти разноцветные, яркие листья осенней поры. Глагол «струится» вносит чувство размеренности быта сельской жизни. И какое-то щемящее чувство тоски, возникает, когда смотришь вслед улетающей стайке уток:
Сыплет листьями лес, догорая,
Над опушкой струится дымок.
Стайка уток, затон облетая,
Покидает родной уголок. [1,с.49]
В стихотворении «Косы ветер заплетает» мы уже видим пробуждение природы, жизни – аист бродит, чтобы собрать веточек и сделать гнездо. Аист как символ жизни – центральный образ стихотворения. В стихотворении запечатлен момент зарождения жизни, когда в природе всё оживает, а метафора «разгорелся зелени огонь» придает всей картине красочную выразительность, показывая внезапность пробуждения:
Косы ветер заплетает
В роще у берёз.
Возвратился, бродит аист
В устье Псла у лоз. [2,с.37]
Интересно описание образа луны в стихотворениях «Разговор», «Пчела», «Вот такие дела у села», «Скучно», где Алексейченко использует такие сравнения: луна, как венок, плывущий в холодной воде; луна над крышами плыла над полем тыквой переспелой; а на небе луна, вроде ордена; луны на небе осколок.
Тематика стихотворений А.Д.Алексейченко разнообразна: они рассказывают о добре и зле, любви, красоте, о жизни и тленности. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. (Приложение 6)
Самобытность стихотворений Алексейченко заключена не только в смысле его произведений, но и в стиле написания. Небольшие стихотворения ёмки по своему содержанию. Все стихотворения Алексейченко А.Д. просты и убедительны, что достигается использованием различных приёмов:
- употребление разговорной лексики (остограмиться, подпирают васильки,, половицы, где тебя носило, довел до ручек, ворчит, померла, бурчал, сенцах, бредни, потчую, дуба не дала, судачат, бабка отшептала, зябнут, юшка, бесятся, гребут, завалюха).
- использование диалектной лексики (докучливая, стёжкой).
- использование фразеологизмов (живут не спустя рукава, наломала столь дров, яйца курицу не учат, веревок ни с кого не вили, бился как рыба об лёд, против течения плыл, всё по плечу, баклуши не бью, не наломал бы дров, жили не разлей водой, почём фунт лиха, что с гуся вода).
Поэт с грустью размышляет о прожитых годах, рассказывает о жизни села, односельчан, поэтому глаголы (живёт, живу, жить, жил), употреблённые как в настоящем, так и прошедшем времени самые частотные. Поэт чувствует родство с бескрайними родными просторами, и в этих стихотворениях центральный образ (употребляется чаще со словами «жизнь», «живу»)- это «поле», «полюшко», самый любимый Алексейченко А.Д.
С особой теплотой и любовью поэт рассказывает о своей малой родине:
Хутор Никольский – моя родовая деревня.
Копны на поле и кони пасутся в логу.
Так же как раньше, шумят в огороде деревья,
Так же как раньше ловлю вороных на бегу
Хутор Никольский – Отчизна насущного хлеба,
Родина сердца и песня души на заре
Метафоры («шумят деревья», «звенит синева») создают звуковые образы, которые дополняют картину деревенской природы.
Как ветхий крест, стоит она,
Свою не проклиная долю.
В стихотворении «Телега», написанном в 1991 году, поэт в символичном образе телеги показал будущее села:
Телега-краса огородов.
Скрип жалкий железных уключин.
Возок, клеверами навьючен,
Ползёт через мелкие броды.
Ему не до быстрого бега.
Следы, что нескладные слоги.
Но скоро и эта телега
К обочине съедет дороги.
Хомут прорастёт повителью,
И в прошлое канут дела.
И в поле пшеничной метелью
Засвищет в амбарах села. [1,с.26]
Все стихотворения Алексейченко А.Д. пронизаны тоской об упущенном, утраченном. Об этом говорит не только тематика стихов, но и прием умолчания, графически переданный в конце большинства произведений, многоточиями.
В стихотворении «Посиделки», написанном в 2001 году говорится о жизни села на тот момент. Автору больно, что в его родном хуторе осталось 12 жилых домов, жители хутора- бабушки, доживающие свой век:
А метель метёт по лугу,
Но на пару судных слов
Ходят бабушки друг к другу
Из двенадцати дворов. [3,с.10]
Особое место в лирике Алексейченко А.Д. занимают стихотворения, объединенные политической темой, где автор с острой болью воспринимает происходящие события в России. И неслучайно в своей книге известный артист Александр Михайлов «Личное дело» приводит слова из стихотворения Алексейченко А.Д. «У Белого дома»:
Постреляли. Пострелялись.
Что народу от того?
Кроме крови, не досталось,
Не досталось ничего.
Кроме пьянства по России,
Кроме Бога одного
А у матери – Марии –
Сын убит. Да и всего. [7]
Поэзия Алексея Алексейченко не оставляет читателя равнодушным, ведь в её основе – привязанность к родным местам и народная жизнь, такая, какая она есть.
Использованная литература
Алексейченко, А,Д. Мельница. – Белгород: Крестьянское дело,1998
Алексейченко, А.Д. Изба. – Белгород: Крестьянское дело,200
Алексейченко, А.Д. Тополиный пух. – Белгород: Везелица,2004
Алексейченко, А.Д. Просёлочная дорога.– Белгород: Белгородская областная типография, 2008
Алексейченко, А.Д. Пруткая вода. – Белгород: Везелица,2010
Алексейченко, А.Д. Земли и неба позывные. – Белгород: Звонница,2012
Михайлов, А.Я. Память / Александр Михайлов// Наш современник .- 2003.- № 1.-С.6
Сафонова, А.Г. Ушел поэт, а боль осталась/ Наша жизнь. – 2013.- № 117.-С.3
Черновые записи Алексейченко А.Д.
На сегодняшний день (2013 г.) хутор Никольский – это 3 жилых дома, нет магазина, почты, школы, больницы, и асфальтированная дорога, ведущая в хутор, заросшая травой.
Алексейченко 1_cr15