Статья по теме Рейтинговая система оценивания на уроках английского языка
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.
Сейчас во всем мире стала актуальной задача обновления содержания образования, понимаемого не только как сумма знаний, объем некоторой информации, запоминаемые учащимися, но и как деятельность школьников, а также их эмоции и отношение к изучаемому материалу.
Главная цель образования – формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого настоящего и будущего.
Успех учебного процесса зависит от познавательной активности учащихся, от того, насколько они будут заинтересованы в своей деятельности. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования учителя активизирует познавательные способности школьников, причем на разных уровнях. Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению.
Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребёнка, должна осуществлять обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд, и о слабых сторонах усвоения знаний. Учителю обратная связь должна давать информацию о достижении поставленных им целей; стимулировать учение, отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе; ориентировать ученика на успех; содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.
Результаты диагностики степени готовности первоклассников к обучению в школе, свидетельствуют, что среди учеников, поступивших в школу, более половины имеют высокую степень учебной мотивации, остальные – среднюю. Однако по мере их обучения в школе степень учебной мотивации снижается. И не последнюю роль в этом играет технология оценивания результатов обучения. Традиционная школьная система бальных оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.
Школьная оценка – это соотношение знаний, умений и навыков учащегося полученных в процессе обучения с требованиями учебных программ и стандартов. Но оценка знаний школьника, тем более, школьная отметка, остается одной из самых болезненных проблем образования. Существующая в общеобразовательной школе пятибалльная система оценки знаний имеет ряд существенных недостатков:
- Она в значительной мере нивелирует знания учащихся, лишая их духа здорового соревнования и интереса к «неоценочным» формам урочной и внеурочной познавательной деятельности.
- Кроме того, оценка не дает полной информации об успехах ученика, так как практически исключает возможность сравнения его уровня знаний с его же уровнем знаний в предыдущий учебный период;- В-третьих, пятибалльная система угнетает, а иногда и травмирует психику детей, так как «двойки», «тройки» или «пятерки» жестко ассоциируются в сознании учащихся с наказанием и поощрением.
Рейтинговая система контроля знаний учащихся во многом свободна от указанных недостатков, способна обеспечить системность контроля знаний и сделать его корректирующим, т.е. помогающим ученикам выявлять и исправлять пробелы в знаниях. А также, что немаловажно, я считаю, что её можно отнести к элементу здоровьесберегающей технологии т. к., повышается психологический комфорт учащихся за счет отсутствия неудовлетворительных отметок, прозрачности и единообразия подходов к оценке их деятельности.
Рейтинг – количественное определение (ранжирование) значимости каких-либо объектов, выраженности качеств, свойств в соответствии с произвольно выбранной шкалой.
Для педагогов результатом рейтинга является индивидуальный числовой показатель достижений учащегося или «удельный вес» того или иного задания в контрольной работе, на зачете, при работе во время урока, а итоговая отметка возникает как сумма баллов (долей баллов), «заработанных» за правильное выполнение того или иного действия, операции, задания.
Удобство такой системы бесспорно, здесь не только прослеживается динамика качества для каждого уровня (учащийся-класс-параллель), но и в определенной мере появляется возможность исключить ложные выводы вследствие случайных срывов учеников.
Данная система оценивания достижений обучающихся помогает скорректировать направление деятельности учитель-класс-учащийся. Как единого образовательного организма, т.е. мы, выходим на решение личностно-ориентированного подхода, учитывающего интересы каждого ребенка.
На первом уроке я рассказываю о методике работы, о рейтинговой системе, оговариваю каждый пункт «договора» (так условно названа памятка) и такой «договор» вывешивается на стенд в кабинете, чтобы учащиеся в любое время еще раз могли с ним ознакомиться. На первом же родительском собрании знакомлю родителей учащихся с методикой работы, рассказываю о системе оценивания знаний, чтобы впоследствии, увидев в тетради сына или дочери вместо ожидаемой двойки, например, 0 баллов – они не удивлялись, а помогали ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях.
Балы зарабатываются учащимися тремя основными способами:
а) текущая работа на уроках
– полный ответ оценивается (за ответ идеальный, емко и полно раскрывающий поставленный вопрос); 6б
– за очень хороший ответ, отличающийся от идеального лишь несущественными погрешностями; 5б
– за хороший ответ, страдающий рядом несущественных погрешностей или одной - двумя существенными; 4б
– за посредственный ответ с целым рядом замечаний, с серьезными нарушениями логики; 3б
– за заведомо неудачный ответ при наличии представления о теме вопроса; 2б
– за плохой ответ при наличии явного стремления разобраться в существе рассматриваемого вопроса; 1б
– оценивается также работа учащихся с места, в зависимости от сложности вопроса; 1-2б
– отказ от ответа 0б
б) сдача зачетов или написание контрольных работ, по темам изученным в течение полугодия.
в) отработка задолженности
Учащиеся могут отработать свою задолженность (т.е. исправить отказы от ответов, пропуск занятий), зафиксированную преподавателем в журнале. Учитель может принять отработку задолженности в течение полугодия, исходя из своего свободного времени).Рейтинговая система контроля знаний, позволяет полнее раскрыться ребятам, вызывает дух соревнования, повышает интерес к предмету, не вызывая зависти, поскольку все находятся в равных условиях с начала и до конца изучения предмета. Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Учащийся, «оценивающийся» по рейтингу, похож на поднимающегося или опускающегося по лестнице. У ученика появляется желание подняться на «вершину» знаний.
Настоящая система позволяет:
получить возможность определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
получить возможность получить объективную динамику образования ученика не только в течение учебного года, но и за все время обучения в школе;
получить возможность корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса;
планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом образования;
дифференцировать значимость оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы
отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
повысить объективность оценки знаний;
возможность и перспективы развития системы ценностных отношений, нравственно-волевых качеств личности: чувства ответственности, мотивации, эмоций, стремления и достижения;
влиять на социальное поведение школьников;
мотивационно и эмоционально регулировать отношения школьников к учению.
Данная система оценки знаний обладает целым рядом явных преимуществ перед традиционной:
ориентирует учащихся на активную работу на уроках;
стимулирует их стремление приобретать, возможно более обширные знания по предмету;
нацеливает на систематическую работу по предмету;
позволяет включить в учебный процесс целую систему позитивных стимулов при серьезном ужесточении контроля (и самоконтроля);
позволяет полностью отказаться от неудовлетворительных оценок текущей работы.
В результате применения рейтинга:
произошло снижение психологического стресса, связанного с получением неудовлетворительной отметки;
исчезла негативная реакция ученика к оценке;
повысился шанс иметь отличную оценку для любого ученика;
существенно возросла активность на уроке;
повысилось качество выполнения домашнего задания;
повысилась заинтересованность учащихся в приобретении более полных и обширных знаний по предмету;
повысилась заинтересованность учащихся, включая и слабых, в систематической работе на уроке и дома, а не от случая к случаю;
повысилось стремление быть первым элемент соревнования
сократилось до минимума количество пропущенных уроков