Статья Рейтинговая система оценивания


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Посёлок Джонка» Нанайского муниципального района Хабаровского края
Межшкольное методическое объединение учителей географии, биологии
«Оценивание результатов освоения образовательных программ в условиях введения ФГОС»
«Рейтинговая технология оценивания знаний учащихся»
Учитель географии и химии
МБОУ СОШ п. Джонка
Ковина Н.А.
2015 г.
«Тот, кого я учу, — это, прежде всего,
живой человек, ребенок, а потом ученик.
Оценка, которую я ставлю ему-
это не только измеритель его знаний, но, прежде
всего, мое отношение к нему как к человеку».
В.А. Сухомлинский.
«Сердце отдаю детям»
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные  изменения, от учащихся требуется не просто изложения пройденного материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений и навыков, а учета индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. На мой взгляд, нужно оценивать не только  знания, умения и навыки, но и степень успеха ученика.
 И такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинговая система (рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся).
 Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений:
расширить компетентность учащихся в области изучения дисциплины;
развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;
повысить ответственность учащихся за результаты своего обучения.
Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, позволяет преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Для составления рейтинга используется язык цифр. Смысл его состоит в том, что каждый ученик в течение урока или темы пытается набрать как можно больше баллов. Успех ученика фиксируется для того, чтобы после составить рейтинговую таблицу.
Далее рейтинг  переводится в традиционную оценочную шкалу (отметку) чаще путем наложения полученных баллов на заранее выбранную интервальную шкалу, где каждому интервалу соответствует та или иная оценка.
Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.
Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.
Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащегося, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащему в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. (М.П.Батура, Л.В.Ломако)
Рейтинговая система контроля качества позволяет учитывать обе составляющие качества образования:
- знаниевую (владение терминами и понятиями, знание и умение пользоваться лабораторным оборудованием и приборами, знание законов и методов исследования и др.);
- личностную (уверенность в себе, самостоятельность, умение работать в группе, стремление к успеху, умение брать ответственность на себя и др.).
Принципы характерные для рейтинговой системы:
блочно-модульное структурирование изучаемого материала;
системность;
гибкость и мобильность;
оценки-баллы имеют накопительную силу;
создаются условия сотрудничества учителя и ученика;
незнание не наказывается, а процесс познания стимулируется;
ученик сам волен выбирать стратегию своей деятельности.
Принципы разработки заданий:
60% контрольного задания должна включать только понятия и умения (навыки) включённые в обязательный минимум (стандарт) по предмету (отметка “ 3”).
40% заданий основаны на понятиях, умениях (навыках) выше стандартных (отметка “ 4” и “ 5”)
 
246380-369570
Рейтинговая система оценки знаний позволяет ученикам:
преодолеть синдром боязни отрицательных оценок;
четко понимать систему формирования итоговой оценки;
своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки;
углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение года;
вносить в течение полугодия коррективы по организации текущей самостоятельной работы.
Учителю рейтинговая система позволяет:
рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу учащихся;
иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости;
создать благоприятный психологический климат в структуре взаимодействия учитель-ученик.
Пример рейтинга
Критерии(показатель) Кол-во баллов
1.Посещение уроков 0,5 баллов за урок
2.Ведение тетради 1 балл за урок
3.Работа на уроке до 10 баллов
4.Работа с картой 3-10 баллов
5.Сообщение 5 баллов
6.Работа в группах до 10 баллов
7.Контрольная работа до 30 баллов
8.Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах 50-70 баллов
9. Домашняя работа 5 – 10 баллов
Всего максимально 146,5 баллов
 Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное и эмоциональное регулирование отношения школьника к образованию:
Критерии(показатель) Кол-во баллов
1. Пропуск урока по неуважительной причине -20 баллов
2. Опоздание на урок по неуважительной причине -10 баллов
3. Нарушение дисциплины на уроке -10 баллов
Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе, специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Рейтинговая технология оценки знаний позволяет:
осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки;
четко понимать систему формирования итоговой оценки;
своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины;
углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение полугодия.
вносить в течение полугодия коррективы по организации текущей самостоятельной работы.