Особенности преподавания математики в начальных классах коррекционно-развивающего обучения
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО _ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Ибрагимова Ирина Ильдусовна
Введение
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее важных и актуальных. Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, на основе личностно – ориентированного подхода предполагает формирование адаптивной социально - образовательной среды.
Высокий рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья привели к необходимости открытия специальных (коррекционных) образовательных классов. Структура и содержание образования в коррекционных классах имеют некоторые особенности, а характер усвоения учебного материала обучающимися данных классов несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Коррекционная направленность учебно – воспитательной работы выражена в организации процесса обучения (щадящий режим) в учебном плане (увеличение времени на изучение наиболее сложных разделов программы, на труд, на занятие по развитию речи), в содержании обучения (изучение основ наук сочетается с практической подготовкой учащихся к усвоению трудных разделов программы). Коррекционная направленность обеспечивается также системой и методами изучения учебного материала, учитывающими особенности развития детей.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста
Успешное освоение школьниками с трудностями в обучении знаний, умений и навыков требует особого внимания учителей и специалистов к решению ряда задач:
Формирование учебной мотивации.
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений.
Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений в развитии.
Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта, обеспечение успешности учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах.
Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечивала бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
Особенности преподавания математики
Как известно, начальной школе принадлежит исключительно важная роль в психическом развитии детей. Школа должна сформировать у детей не только основы научных знаний, но и в значительной мере развивать у них познавательные способности (восприятие, внимание, речь, память, мышление, воображение). Между психическим развитием ребенка и усвоением им учебных знаний существует глубокая взаимосвязь. Развивать познавательные способности необходимо у каждого ученика. При этом следует применять методы развивающего обучения при фронтальных формах работы и использовать систему специальных упражнений как тренировочного, так и коррекционного характера при индивидуальных формах работы.
Изучение математики необходимо для успешной жизни в социальной среде. Важной задачей изучения математики является формирование у детей умений и навыков, необходимых для самостоятельного решения новых учебных и практических задач, воспитание у них самостоятельности и инициативы, привычки и любви к труду, чувства ответственности, настойчивости, преодолении трудностей, освоение детьми навыков счета, а так же развитие мыслительных операций.
Математические знания у детей с ограниченными возможностями здоровья усваиваются тяжелее, чем у их сверстников, так как они имеют нарушения психических процессов, таких как память, внимание, мышление. Задачей педагога является создание благоприятных условий развития данных процессов в ходе уроков математики.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Каждый урок учителю следует продумывать таким образом, что бы он не стал «скучным», но и не повлек за собой повышенную возбудимость учащихся.
Особенностью уроков математики для детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие занимательного материала, а именно:
дидактические игры;
наглядные пособия;
алгоритмы решения и памятки для детей;
дидактические карточки для индивидуальной работы.
В современной педагогике дидактическая игра рассматривается как эффективное средство развития ребенка, таких его интеллектуальных психических процессов как внимание, память, мышление, воображение. Как писал В. А. Сухомлинский: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития». Дети младшего школьного возраста в играх реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и свои основные духовные потребности. Усвоение учебного материала, который год от года все более усложняется, требует многочисленных, сходных по характеру упражнений и повторений, но ребенку длительные волевые усилия еще не всегда доступны. В этой ситуации игра решает педагогические задачи значительно быстрее и прочнее, чем какое – либо другое средство. Систематическое использование коррекционных игр и упражнений на уроках математики оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. У них расширяется объем и концентрация внимания, дети овладевают необходимыми для них приемами запоминания и сохранения информации, обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесной форме свои суждения, объяснения, у детей происходит становление самосознания и самоконтроля, снижаются тревожность и беспокойство (приложение 1).
Особую роль в обучении младших школьников играет принцип наглядности. При применении средств наглядности учащимися усваивается около 30 % учебной информации. Как говорил Конфуций: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне сделать самому — и я пойму».
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья при изучении математики наличие наглядности просто необходимо, так как у таких детей преобладает конкретно-образный тип мышления. Применение средств наглядности активизирует работу учащихся, повышает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Средства наглядности могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении и повторении.
Наглядные пособия на уроках математики:
счетный материал;
Счетный материал в виде мультяшных героев или сказочных персонажей привлекают внимание детей, помогают в игровой форме нацелить их на обучение. Применение их широко: и при формировании навыка счета, и при решении задач, а также при дидактических играх.
таблицы, схемы, чертежи;
Решение задач трудно представить без составления чертежей, схем или таблиц. Они развивают образно-логическое мышление, способствуют самостоятельному нахождению решения задачи детьми.
предметы окружающего мира;
иллюстрации в учебнике;
рисунок.
Наглядные пособия могут изготавливать и сами дети, это содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков, а также учит учащихся уважительно относиться к труду.
Применение алгоритмов способствует умственному развитию и формированию логического мышления младших школьников, а также является необходимым условием успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. По алгоритму учащиеся работают наиболее охотно и смело. Главная задача педагога состоит в том, чтобы на первых ступенях обучения научить учеников работать с помощью алгоритма. Важно предоставлять учащимся алгоритмы не только в готовом виде, но и давать им возможность самим составлять их (приложение 2)
При изучении темы «Письменные приемы сложения, с переходом через десяток», так как учащиеся уже ознакомлены с алгоритмом письменного сложения, они в рабочих группах могут составить алгоритм нового приема сложения, поставив в нужной последовательности этапы.
Карточки для индивидуальной работы применимы для тренировки и проверки полученных знаний, умений и навыков. Они позволяют учителю провести за короткое время урока диагностику знаний учащихся. Карточки могут быть разноуровневыми («низкий», «средний», «высокий»), таким образом, учащиеся могут, как сами выбрать задание, так и учитель, начиная с «низкого» уровня может проверить способности учеников (приложение 3).
Применение карточек на уроке способно разделить учащихся на две группы: «слабые» ученики и «сильные». Например, на этапе актуализации знаний учащихся для более продуктивной работы со слабоуспевающими детьми, учитель может предложить другим индивидуальные карточки, тем самым исключив негативное поведение «сильных» детей в сторону «слабых» и нацелить слабоуспевающих учеников на успех, используя более простые задания и методы объяснения. Как вариант, карточки с заданиями могут быть цветными (желтый, зеленый, красный).
Предмет математики, являясь самим по себе сложным, может стать доступным и интересным для детей с любыми нарушениями в развитии. Главное использовать в работе разнообразные методы и приемы обучения. Непринужденность, простота объяснения материала и наличие тренировочных упражнений по изученным темам, на практике показывают высокий уровень математических знаний и умений учащихся, а так же повышение их познавательной активности.
Приложение 1.
Математические шифры.
Цель: обучение приемам самоконтроля и самооценки в процессе закрепления вычислительных навыков.
Решить примеры, соотнести полученное число с заданной буквой. Расшифровать задуманное слово.
13 20 6 16 6 19 25
Е 20-7= Д 40-20=
Н 9+7= Ы 30-5=
И 12-6= Ц 24-5=
7 10 17 34 9 28 16
Я 36-2= Т 13-4=
И 20-4= Е 30-20=
С 12+5= Д 14-7=
К 25+3=
40 13 10 14 17 30
Н- 12+(5-3) Е- 30-(8+12)
Ц - 16- (8-5) А- 28+(10-8)
К- 8+(2+7) О- 70-(25+5)
Продолжи числовой ряд
Цель: развитие внимания и логического мышления.
Продолжить ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность.
2,4,6,8, …
1,4,7,10,…
21,17,13,9, …
5,10, 15, 20,…
Кто знает, пусть дальше считает.
Учитель называет числа 25, 26. Ученик должен считать дальше (то же при обратном счете). 10, 20 – кто знает, пусть дальше десятками считает. 400, 500 – кто знает, пусть дальше сотнями считает (и обратно).
Какие числа пропущены?
Дается ряд чисел: 47, 48, 49, 52, 53, 55, 57, 59, 62. Какие числа пропущены?
Увеличь.
Игра состоит из следующих заданий учителя:
а) Запишите числа, которые на один десяток больше чисел: 25, 70, 83, 14.
б) Запишите числа, которые на одну сотню больше чисел: 300, 250, 326.
в) Присчитывая по 10, запишите 5 чисел, начиная с 37.
г) Присчитывая по 100, запишите 5 чисел, начиная с 370.
д) Больше на 5. Учитель называет числа одно за другим, ученики должны называть числа больше названных на пять единиц.
Игра должна проходить в быстром темпе. Победителем считается ученик, давший все верные ответы.
Кто больше составит чисел?
Цель: Развитие внимания, логического мышления.
Учащимся предлагаются две цифры, например, 4 и 7. Затем дается задание: какие числа и сколько их можно составить из этих цифр?
Обращается внимание на значение цифры в числе, на изменение величины числа в зависимости от места цифры в числе.
Для учащихся можно предложить составить числа из трех цифр. Тот, кто составит все возможные числа, выиграл.
Назови соседей.
Игра состоит в названии соседей предложенных учителем чисел. Например: «Назови соседей чисел 100, 80, 999. Какое число «живет» между 59 и 61, 939 и 941 и т.д.»
У кого больше рыбок?
Материал игры: иллюстративное наборное полотно, на котором изображен пруд; в прорези этого полотна вставлены рыбки; на рыбках написаны числа.
Содержание игры: соревнуются две команды по 3-4 человека в каждой. Каждый член команды (поочередно) «ловит рыбку», громко называет число и проводит его анализ. Ученик должен сказать, сколько знаков в числе, определить его место в числовом ряду, дать анализ по его десятичному составу. Если все ответы его правильны, то он «поймал рыбку», если ученик ошибся, то «рыбка уплыла» (её снова вставляют в наборное полотно). Команда, которая «пойма больше рыбок», выигрывает.
Домик
Цель: развитие зрительной памяти, зрительного восприятия, внимания.
Посмотри на картинку в течении 10 секунд. Закрой картинку и нарисуй ее по памяти. Назови, из каких фигур состоит картинка.
В гостях у лягушат
Цель: развитие навыков устного счета, зрительного восприятия, внимания.
Помоги лягушатам обрести свой дом, для этого реши пример на кувшинке и определи на нее лягушку с номером ответа.
Пчелка
Цель: развитие навыков устного счета, зрительного восприятия, внимания.
Пчелка может собирать мед только с тех цветков, на которых значение выражения четное. Найди значение выражения на каждом цветке, определи четное оно или нет.
Назови предмет.
Назовите предметы, которые по форме напоминают круг. Первый ученик называет, остальные добавляют. Например, ученик последним предметом назвал дно стакана. Учитель говорит: «Дно стакана – раз, дно стакана – два, дно стакана - …» Если не найдется ещё ученик, который назвал бы предмет, по форме напоминающий круг, учитель произносит: «Три!» Победителем считается то, кто последним назвал предмет.
Сколько треугольников?
На доске начерчен треугольник. Учитель проводит одну линию в треугольнике и просит сосчитать, сколько треугольников образовалось. Затем проводит вторую линию и т.д. Соревнование можно организовать между двумя учениками.
Определи на глаз.
22860054991000Вызванный ученик определяет сначала на глаз, какая ломанная линия длиннее, а потом проверяет себя с помощью линейки.
Будь внимателен!
Материал игры: рисунки геометрических фигур.
Учитель ставит такие вопросы: «Какие геометрические фигуры ты видишь на рисунках? Посчитай, сколько одинаковых геометрических фигур на каждом рисунке?»
2095505905500
Устрой грозу! Пусть пойдет дождь!
-323850571578 - 19 =
59 – 27 =
61 – 39 =
49 + 39 =
70 – 16 =
29 + 62 =
0078 - 19 =
59 – 27 =
61 – 39 =
49 + 39 =
70 – 16 =
29 + 62 =
Реши примеры, сложи ответы каждого из участников соревнования и узнай имя чемпиона.
170120975402
2860262175260
228600-1270
35 + (19 - 6) =
45 + 45 -19 = 25 -19 + 16 =
100 – (50 + 50) =
(16 -16) + 100 = 90 – (75 -29) =
11 + (64 -17) =
31 – 29 = 7 + 7 + 7 =
Реши примеры и раскрась воздушные шары в свои любимые цвета:
-436245114300 44
+ 12
61
- 19
13
+ 48
90
- 56
11
+ 39
35
- 18
00 44
+ 12
61
- 19
13
+ 48
90
- 56
11
+ 39
35
- 18
Кто какие примеры решил? Проведи стрелочки.
2971800019 + 1 + 14 + 5 = 60
28 + 2 + 50 + 6 =
72 – 10 -30 – 2 = 30
32302451333522 + 8 +30 =
92 -40 +8 =
1276350269875274320016891078 -20 +2 = 86
Мелкий дождь украдкой
В поле моросил.
Заглянул в тетрадку –
Наши числа смыл.
А потом за знаки взялся,
Чтобы ты не догадался.
Мы его перехитрили
Мы примеры все решили.
32562809525002857500952500970280952500 65 – 32 : = 57 72 9 4 = 2
853440000320103500081 – 8 × = 9 54 9 8 = 48
39173155715003086100571500685800571500 64 : : 2 = 4 45 9 + 12 3 = 9
391731532385000
348488010160003084195158750062484015875007 × - 27 = 36 87 35 46 1 = 98
Петрушка из геометрических фигур
Цель: развитие мыслительных операций: анализа и синтеза.
Назови геометрическую фигуру, ее номер и скажи, какой частью Петрушки эта фигура является.
Приложение 2.
При решении задач важным является внимательное прочтение текста задачи и его осмысление, для этого также составляется алгоритм.
Прочти задачу.
О чем она?
Что известно?(подчеркни прямой чертой)
Что неизвестно?(подчеркни волнистой чертой)
Составь схему или чертеж к задаче.
Что нужно найти сначала? Потом?
Каким действием будешь находить?
Запиши решение, ответ.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья важно именно самому подчеркивать в тексте задачи условие, вопрос, так как это не только акцентирует их внимание, но и расширяет угол зрения.
Алгоритм письменного сложения в пределах 100.
Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.
Складываю единицы.
Результат пишу под единицами.
Складываю десятки.
Результат пишу под десятками
Читаю ответ.
Приложение 3.
Карточки для индивидуальной работы, 4 класс.
Желтый цвет (низкий уровень).
Реши примеры в столбик (можешь пользоваться таблицей умножения).
2356*3 4532*2 3267*4
Реши задачу, используя алгоритм.
В магазин привезли 3 мешка моркови, по 24 кг в каждом, и 4 мешка свёклы, по 15 кг в каждом. Сколько всего килограммов моркови и свёклы привезли в магазин?
О чем задача?
Каким действием будешь находить, сколько привезли свеклы (моркови).
Найди, сколько кг свеклы привезли.
Найди, сколько кг моркови привезли.
Ответь на вопрос задачи.
Зеленый цвет (средний уровень).
1.Реши примеры в столбик.
2356*5 4532*7 3267*6
2.Реши задачу, пользуясь схемой.
3108960619760002428240779145?
00?
35496561976024 кг 24 кг 24 кг
0024 кг 24 кг 24 кг
В магазин привезли 3 мешка моркови, по 24 кг в каждом, и 4 мешка свёклы, по 15 кг в каждом. Сколько всего килограммов моркови и свёклы привезли в магазин?
168465525463400992505254634003549652546340035496525463500163004514858900М.
348234077470?
020000?
3022600-106045?
00?
354965-21336015 кг 15 кг 15 кг 15 кг
0015 кг 15 кг 15 кг 15 кг
226758513716000354965137160002267585137159001630045137159009925051371590035496513715900С.
Красный цвет(высокий уровень)
Реши примеры в столбик.
2356*8 4532*9 3267*7
2.Реши задачу.
В магазин привезли 3 мешка моркови, по 24 кг в каждом, и 4 мешка свёклы, по 15 кг в каждом. Сколько всего килограммов моркови и свёклы привезли в магазин?
Литература
Калабух Т. В., Клейменова Е. В. Коррекционн - развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) класса. Учебно - методическое пособие/ Т. В. Калабух //- Новокузнецк:МОУ ДПО ИПК, 2008.- 72с.
Амасьянц Р. А., Амасьянц Э. А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник. М.: Педагогическое общество России, 2009. 320 с.
Безруких М.М. Ребенок-непоседа. - М., Вента- Граф, 2001.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001.