исследовательская работа на тему: «Кадеты, вчера и сегодня»

Районная научно-практическая конференция молодых исследователей
«Эврика – 2013»







исследовательская работа на тему:
«Кадеты, вчера и сегодня»




Работу выполнила
Даминова Эльмира Мираловна
ученица 10 класса,
МАОУ «Новоатьяловская СОШ»



Научный руководитель работы-
Дружин Ильдар Владимирович,
учитель английского языка
МАОУ «Новоатьяловская СОШ»







Новоатьялово, 2013г.

РЕЦЕНЗИЯ
На исследовательскую работу ученицы 10 класса МАОУ «Новоатьяловской СОШ» Даминовой Эльмиры Мираловны, на тему «Кадетское движение вчера и сегодня».
Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время падает престижность службы в армии, увеличивается количество молодых людей, не желающих служить на срочной службе в вооруженных силах. В то же время длительное существование любого государства невозможно без наличия боеспособной, хорошо экипированной армии, укомплектованной обученными командирами. Вместе с тем растет количество молодых людей, желающих посвятить себя армии профессионально, не всегда отчетливо себе представляющих все сложности и особенности армейской жизни, необходимость присутствия индивидуальных качеств и специальных знаний для успешности офицерской службы. Особенно важной становится необходимость безошибочного профессионального отбора, поскольку при сокращении количества учебных мест конкурс в военные вузы растет. Планируется переход на контрактную основу в армии.
Проблема исследования, какие педагогические условия и средства обеспечивают социальную и профессиональную ориентацию учащихся кадетских классов?
Цель данной исследовательской работы: выявить историю учащихся кадетских классов прошлого и настоящего. Работа оформлена в соответствии с требованиями к реферативной работе. В заключении автор подводит итоги своего исследования.
В работе представлены собственные данные опроса и выводы автора.  
          В целом работа выполнена на хорошем уровне,  написана грамотным языком, научна.
Работа заслуживает внимания со стороны научного совета.
Учитель английского языка: __________ Дружин И.В.
28.03.13 г.









СОДЕРЖАНИЕ




Введение стр.2
Глава 1. Как все начиналось ... стр.5
А). Кадетское движение в 19 веке ....... стр.7
Б). На чужбине .. стр.9
В) Возрождение кадетских корпусов стр. 11
Г) Кадеты вчера ..стр. 14
Глава 2. Кадеты сегодня..стр. 18
Заключение стр.20
Список использованной литературы стр.21
Приложения стр. 22
































В В Е Д Е Н И Е

Великий полководец Александр Васильевич Суворов сказал: «Истинную свою славу я видел в служении моему Отечеству»
Нас всех объединяет одно – боль, тревога и ответственность за будущее России, долг каждого гражданина перед Отечеством – единственной, уникальной для человека Родиной, данной судьбой, завещанной предками. Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время падает престижность службы в армии, увеличивается количество молодых людей, не желающих служить на срочной службе в вооруженных силах. В то же время длительное существование любого государства невозможно без наличия боеспособной, хорошо экипированной армии, укомплектованной обученными командирами. Вместе с тем растет количество молодых людей, желающих посвятить себя армии профессионально, не всегда отчетливо себе представляющих все сложности и особенности армейской жизни, необходимость присутствия индивидуальных качеств и специальных знаний для успешности офицерской службы. Особенно важной становится необходимость безошибочного профессионального отбора, поскольку при сокращении количества учебных мест конкурс в военные вузы растет. Планируется переход на контрактную основу в армии. Таким образом, сейчас существует следующий комплекс противоречий:
- социальная ориентация личности определяет все стороны жизни, но в настоящий момент учащимся трудно правильно социально сориентироваться;
- социальное становление личности эффективнее происходит при наличии военной подготовки, а молодежь не желает идти в армию;
- с одной стороны, необходима целенаправленная подготовка юношей к армейской жизни, с другой стороны, используется мало эффективных форм такой подготовки;
- необходимо целенаправленное ознакомление юношей с мужскими ролевыми стереотипами поведения, однако в многочисленных неполных семьях и в школьных коллективах, где преобладают женщины, это также затруднено.
В стране, наряду с существовавшими ранее суворовскими училищами, расширяется сеть кадетских корпусов. Это связано с востребованностью такой формы организации работы с подростками. В сложных экономических условиях велико количество неполных семей, в которых мальчики не имеют перед собой примера мужского поведения.
Чувство патриотизма для каждого россиянина подвергается в данное время серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Изменились идеалы общества. Пересматривается прошлое нашей Родины, тревожит и пугает неопределенностью будущее.
В это сложное время возникла острая необходимость в патриотическом воспитании молодежи. В связи с этим с середины 90-х годов начали создаваться кадетские корпуса, кадетские школы-интернаты.
Тем не менее, создание кадетского класса, это не изобретение чего-либо нового, а просто возвращение к истокам. Являясь ученицей класса добровольной военной подготовки , я поставила перед собой задачу рассмотреть, как развивалось кадетское движение в прошлом, найти его сходства и различия с современным кадетским движением.
Тема исследования очень актуальна. Сегодня, как никогда, страна нуждается в образованных, честных и мужественных людях, последовательных в своих поступках, самостоятельно мыслящих, принципиальных борцах, одержимых своими идеями, а не в приспособленцах, податливых чужому мнению, эгоистичному расчету. Но где же почерпнуть столь высокие идеи и принципы, как не в прошлом? Цель и задачи исследования. Исходя из обоснования актуальности темы, учитывая уровень изученности проблемы, ее теоретическую и практическую значимость. В работе предпринята попытка осуществить комплексный исторический анализ деятельности кадетских корпусов в России, .
Поставленная цель научного исследования раскрывается через следующие задачи:
1. Провести исторический анализ, связанный с созданием и развитием кадетских корпусов в дореволюционной России, современных суворовских военных училищ, выяснить их место и роль в подготовке военных кадров на различных этапах отечественной истории.
2. Изучить особенности, характерные черты и основные направления учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах прошлого и настоящего.
Проблема исследования: какие педагогические условия и средства обеспечивают социальную и профессиональную ориентацию учащихся кадетских классов?
Цель исследования: выявить историю учащихся кадетских классов прошлого и настоящего.

Объект исследования: профессиональной ориентации учащихся кадетских классов.
Предмет исследования: профессиональной ориентации учащихся кадетских классов.
Гипотеза исследования. профессиональная ориентация учащихся кадетских классов будет успешной при следующих условиях:
- если трансформировать традиционные формы и методы работы кадетских корпусов для кадетских классов;
- если общеобразовательная и военная подготовка будут составлять единый образовательный процесс;

























ГЛАВА 1. Как все начиналось
Прежде, чем начать рассказ о современном кадетском движении, давайте перенесемся в прошлое. Ведь именно тогда кадетами (от французского «младший воин») стали называть во Франции малолетних дворян, определяющихся на военную службу. Понятие это перекочевало в воинственную Пруссию, где король-воин Фридрих Великий сформировал первую в истории роту кадетов. Почти одновременно в России возникли подобные военные учебные заведения. Петр 1, «прорубив окно в Европу», и многое, позаимствовав оттуда, открыл в Москве Школу математических и навигационных наук для сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов» 1.
После смерти царя-реформатора начатое им дело по подготовке молодых людей к службе заглохло. Учеба за границей также себя не оправдала, денег требовалось много, ученики долго жили вдали от дома, теряя связь со своей страной, да и ленивых и нерадивых среди них было предостаточно. Тогда задумались: а нельзя ли перенести зарубежный опыт на русскую почву?
Русский посол в Пруссии граф П. И. Ягужинский изучил организацию Берлинского кадетского корпуса и предложил Анне Иоанновне создать кадетские корпуса. В 1731 году императрица Анна Иоанновна поручила генерал-фельдмаршалу Миниху учредить «Корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей от 13 до 18 лет». Так в России в 18 веке появились первые кадетские корпуса – Сухопутный Шляхетный, Морской Шляхетный, Артиллерийский и Инженерный Шляхетный, Пажеский корпус для подготовки пажей к придворно-военной службе и их филиалы.
Рыцарской Академией называли в 18 веке Сухопутный кадетский корпус – единственный в то время (для моряков был Морской кадетский корпус). Из стен этих двух кадетских корпусов вышло немало выдающихся полководцев и флотоводцев. И неудивительно, ведь корпуса в то время были единственными военными учебными заведениями. Руководителями их назначались особо доверенные люди – боевые генералы и адмиралы, показавшие себя с хорошей стороны в деле обучения войск. Российские монархи осуществляли лично постоянный контроль над деятельностью кадетских корпусов, и это понятно – кадетские корпуса готовили своих питомцев к офицерскому поприщу, а известно, каков офицерский корпус, таковы в стране и
вооруженные силы. Поэтому руководителями кадетских корпусов выбирались лучшие генералы и адмиралы.
В 1778 году Императрица Екатерина Великая основала в Москве первый Московский кадетский корпус. А 15-го (26-го) сентября 1794 года Екатерина 2-ая издала именной указ: « Нашему генерал-поручику Михайле Голенищеву-Кутузову всемилостивейше повелеваем быть Главным Директором Кадетского корпуса под собственным нашим началом»
До 1805 года управление корпусами осуществлялось непосредственно через императорскую канцелярию. Лишь во времена екатерининского чиновника И. И. Бецкого появился Совет, который разрабатывал стратегию развития первого корпуса, осуществлял контроль над должностными чинами. В последующие времена директора кадетских корпусов опирались на очень приблизительные установки, заложенные в Уставе, что приводило к различному уровню управления кадетскими учреждениями. Весь жизненный уклад в корпусе определял генерал-директор, его знания, опыт, культура ложились в основу всей организации корпуса, отсутствовала единая организационная структура управления, единые требования к образовательному процессу, не были разработаны нормативно-правовые документы и т. д. (к сожалению, на этом этапе мы находимся и сегодня).
На рубеже 18-19 в.в. были сформулированы основные обязанности кадета. Вот некоторые из них:
- кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и внутренних
- каждому кадету надлежит быть благочестивым, правдивым во всем, беспрекословно подчиняться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые бывают подчас неизбежны
- кадет обязан строго и точно соблюдать военную дисциплину и порядок, каждый кадет должен иметь и вне корпуса бравый и молодецкий вид.






А). Кадетское движение в 19 веке
Настал девятнадцатый век. Непрерывные захватнические войны, которые вел Наполеон, привели к тому, что и другие страны стали увеличивать численность своих войск. В этих условиях и Россия не могла поступить иначе. Потому с высочайшего повеления Императора Александра 1 в 1813 году был создан 1-й Сибирский кадетский корпус. А в царствование Николая 1 с 1825 по 1855 год было открыто еще восемь корпусов: Оренбургский–Неплюевский, Нижегородский, Полоцкий, Петровский-Полтавский, Орловский, Воронежский, 2-й Московский и Владимирский Киевский кадетские корпуса.
Все кадетские корпуса представляли собой интернаты, рассчитанные на 100 – 1000 воспитанников и разделенные на роты учеников приблизительно одинакового возраста. Кадеты обучались всем основным предметам. Первые семь лет воспитанники изучали русский язык, несколько иностранных языков, математику, физику, а также Закон Божий. Специальные преподаватели учили их танцам и правилам поведения в светском обществе. Весь курс обучения длился девять лет. Два последних старших класса были посвящены исключительно военной подготовке и только после окончания этих старших классов кадеты производились в офицеры.
Сеть кадетских корпусов расширялась и совершенствовалась. На какое-то время их сменили военные гимназии, но затем военным заведениям вновь вернули название кадетских корпусов. Однако, все эти изменения не коснулись главного: кадетов всегда воспитывали на любви к Богу, сыновней преданности России, бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании семейного долга.
При Александре 2 было создано еще девять кадетских корпусов по всему протяжению Российской Империи в различных местностях и различных условиях жизни: 3-й Московский, Вольский, Ярославский, 2-й Оренбургский, Псковский, Тифлисский, Николаевский и Александровский, Симбирский кадетские корпуса.
Особое внимание во все времена уделялось организации приема в кадетские учебные заведения. Основой его служил конкурсный отбор, тщательное медицинское освидетельствование, система комплектования по вакансиям. Объем знаний по разным учебным предметам, требуемый от поступающих в кадетские корпуса, определялся Главным Управлением военно-учебных заведений. Всего в корпусах к концу 19-го века содержалось около одиннадцати тысяч воспитанников: из них казеннокоштных – 74,2%, стипендиатов – 12,5%, своекоштных – 10,4% и экстернов – 2,9%. В Пажеский корпус принимались дети потомственных дворян, в Финляндском корпусе числились потомственные дворяне – 34%, сыновья личных дворян – 34%, духовного звания – 4% и других сословий – 28%, а в остальных кадетских корпусах – потомственных дворян – 66%, сыновей личных дворян – 24%, купцов – 3%, казаков – 5% и прочих сословий – 2%. К 1917 году изменяется принцип комплектования по сословному признаку, открывая возможность для поступления детям практически их всех социальных групп.
Позднее, при Александре 3, в штат кадетских корпусов был введен штат офицеров-воспитателей. Личный состав кадетского корпуса подразделялся на роты и отделения. Число учащихся в классе составляло 35 человек. Постепенно корпуса стали превращаться в казармы, где главное место занимала строевая подготовка. С 1889 года и до конца 19-го века в учебный план входили такие предметы, как Закон Божий, русский и славянский языки, немецкий язык, математика, естественная история, физика, космография, география, история, законоведение, чистописание, рисование, строевое обучение, гимнастика, фехтование, танцы, ежедневное гимнастическое занятие в течение 15-ти минут, говоря современным языком – физзарядка.
Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым особым миром, из которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой преданности Царю и Родине. В течение всего срока обучения кадеты были на полном государственном обеспечении, носили военную форму, основным законом для них был воинский устав.
Но наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили в начале прошлого столетия, когда в 1900-м году, волею императора Николая 2, во главе Военно-учебных заведений Империи встал Великий Князь Константин Константинович, со званием их Главного Начальника, а с 1910 года и до дня своей кончины в 1915 году – Главного Инспектора. Являясь одним из наиболее культурных людей России того времени, человеком большой гуманности, и обладая даром привлекать к себе сердца молодежи, которую он и любил, и понимал, Великий Князь открыл ей свое большое сердце и посвятил ей лучшие силы своей исключительно красивой души. Кадеты быстро оценили его идеи и его заботы о них, и ответили на них такой беспредельной любовью, таким доверием, что Великий Князь быстро заслужил звание Отца всех кадетов. Богу угодно было уберечь Великого Князя от всех трагических потрясений, которые выпали на долю нашей Родины в дни недоброй памяти революции и последовавшему за ней крушению российской государственности. Великий Князь скончался 2-го (15-го) июня 1915 года, в самом расцвете своих сил, но память о нем продолжала жить в среде кадетов, которые свято чтут Заветы Константина Константиновича и все, что связано с воспоминаниями о Великом Князе.
Главным стремлением Великого Князя на посту Главного Начальника военно-учебных заведений было уничтожение в корпусах казарменно-казенного духа и замена его заботливым, любовным и чисто отеческим воспитанием. Это привело к тому, что отношения между кадетами и офицерами-воспитателями в корне изменились, и состав этих последних был заменен новым типом воспитателя по призванию, заботливого и внимательного опекуна и руководителя. Этот новый дух, внесенный в воспитание военного юношества незабвенным Великим Князем, привел к тому, что во время революции и в течение гражданской войны кадетская семья без колебаний нашла для себя правильную дорогу и доблестно исполнила свой долг в рядах воинов Белых Армий.
Б). На чужбине.
Настали тяжелые времена. Старое государство, Российская Империя, было разрушено, а новое не было еще создано.
В областях, занятых белыми армиями сохранилось лишь несколько кадетских корпусов, в составе которых находилось также много прикомандированных кадетов почти всех корпусов из других областей России. Остались в том или ином виде, или же были восстановлены на территории Украины под именем «войсковых бурс» при гетмане Скоропадском, корпуса Владимирский, Киевский, Сумский, Одесский и Петровский-Полтавский. Открылись снова Донской и Владикавказский корпуса, а в Сибири и на Дальнем Востоке – 1-й Сибирский (Омский), Хабаровский и Иркутский. Крушение белых фронтов и юга России в конце 1919 и в 20-х гг. положило конец существованию кадетских корпусов на русской земле, заставило командование приступить к их эвакуации, далеко не всегда успешной и к устройству спасенных кадетов в Югославии.
Первоначально в Югославии (в то время называвшейся Королевством Сербов, Хорватов и Словенцев, сокращенно «С.Х.С.») обосновалось три кадетских корпуса – Русский, Крымский и Донской. Хронологически первым прибыл в г. Сараево корпус, создавшийся из остатков Одесского и Киевского кадетских корпусов, второй роты Полоцкого. Через Босфор и Салоники, спасшиеся морским путем Одесские, Киевские и Полоцкие кадеты вместе с сопровождавшими их офицерами и преподавателями с их семьями были приняты в Югославии. Вскоре туда же прибыли через Варну младшие классы Киевского кадетского корпуса, спасенные из Одессы благодаря мужеству и самоотверженности двух кадетов пятого класса.
Десятого марта 1920 года по приказу российского Военного Агента Киевская и Одесская группы были сведены в одну, сначала под названием Русского сводного кадетского корпуса, во главе которого был поставлен директором генерал-лейтенант Б. В. Адамович, бывший начальник Виленского военного училища. А в приказе от 01 октября корпусу было присвоено окончательное название – «Русского кадетского корпуса в Королевстве С.Х.С.». Корпус пробыл в Сараево до 5 сентября 1929 года и был переведен в город Белая Церковь, где соединился с уже находившимся там Крымским кадетским корпусом, предназначенным к закрытию.
На долю других кадетских корпусов, попавших в зарубежье, выпала иная судьба. Петровский-Полтавский кадетский корпус, переживший те же волны борьбы и смуты, что и другие корпуса на юге России, 21 ноября 1919 года был эвакуирован во Владикавказский кадетский корпус, только что восстановленный на старом месте после разгрома, но не прошло и полугода, как развал на фронте и отступление армий снова поставили на очередь вопрос об эвакуации. Ранней весной 1920 года оба корпуса походным порядком по Военно-Грузинской дороге пробрались в Кутаиси в Грузии, а оттуда, спустя короткое время, в Батуми. Кадеты были переведены из Батуми в Крым. По прибытии в Крым оба корпуса были размещены в Орланде и соединены в одно учебное заведение с наименованием Сводный Полтавско-Владикавказский кадетский корпус.
В то же время в городе Феодосии, в Крыму, при Константиновском военном училище образовался интернат молодежи, откомандированной из частей армий еще по приказу генерала Деникина, в своем большинстве не имеющей родителей, или не знавшей об их местопребывании. В составе интерната были также кадеты Сумского и других кадетских корпусов, а заведующим был князь П. П. Шаховской. При эвакуации Крыма интернат был вывезен в трюме парохода «Корнилов», а по прибытии в Константинополь был перевезен на пароход «Владимир» и целиком влит в Крымский кадетский корпус, в составе которого и остался в дальнейшем. Эвакуация Крымского кадетского корпуса началась ночью 14 ноября 1920 года. После долгого и полного неизвестности пребывания на рейде Босфора пришло, наконец, известие о том, что кадеты будут приняты в Югославии. 8 декабря пароход с корпусом прибыл в бухту Бакар, на территории Королевства С.Х.С., а оттуда был перевезен в Словению. В этих новых условиях корпус просуществовал до 1 сентября 1929 года, после чего был закрыт по решению Державной Комиссии. В течение 9-ти лет своего существования в зарубежье, Крымский корпус выпустил из своих стен свыше 600 кадетов с аттестатом зрелости.
Такова очень краткая и очень неполная судьба последних имперских российских кадетских корпусов. Первые месяцы пребывания корпусов в Югославии ознаменовались тяжелой борьбой за существование: корпуса не имели никакого имущества, не было ни учебных пособий, ни белья, ни одежды, питание было скудное и недостаточное. Многие официальные и частные лица стали делать подарки и денежные пожертвования. Но совершенно исключительное место в истории корпусов и в жизни кадетов в Югославии занял Король-Рыцарь Александр 1. Благодарное чувство и преданность Королю-Рыцарю Александру 1 свято сохранялись в сердцах кадетов, и весть о его мученической кончине в 1934 году была принята в корпусе как горестное известие о потере отца, защитника и покровителя.
В). Возрождение кадетских корпусов
С началом Гражданской войны в России кадетские корпуса были закрыты. Но и новая Советская армия нуждалась в хорошей подготовке красных командиров. И с конца 30-х гг. начали создаваться спецшколы для подготовки подростков к поступлению в военные училища. За четыре года обучения школы давали законченное среднее образование, знакомили с техникой и основами ее боевого применения. Эти спецшколы напоминали прежние кадетские корпуса, и путь многих военачальников начинался именно здесь. По-настоящему же кадетские корпуса стали возрождаться во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Основанные в 1943 году суворовские военные училища создавались по типу старых кадетских корпусов и в этом традиционном для России виде они просуществовали до 1956 года. Первоначально девять суворовских училищ, по 500 человек в каждом, были созданы для ребят, оставшихся без родителей. Срок обучения составлял 7 лет, принимали в училище мальчиков с десяти лет. Для ребят с восьми до десяти лет работали приготовительные классы. Здесь пригодился веками проверенный опыт кадетских корпусов. Сначала в училищах обучались преимущественно дети-сироты, но позднее порядок приема был пересмотрен – стали приниматься дети военнослужащих и те ребята, кто решил посвятить свою жизнь военному делу. Но с 60-х гг. начали сокращаться вооруженные силы, уменьшилась численность офицерского корпуса, и училища стали расформировываться. Теперь туда принимали юношей в возрасте 15-16 лет, а срок обучения сократился до двух лет.
В различных областях государственной, военной, общественной деятельности сегодня успешно трудятся сотни выпускников суворовских училищ. Среди них: министр иностранных дел Игорь Иванов, генерал армии Константин Кочетов, герой-афганец генерал-полковник Борис Громов, космонавты Владимир Джанибеков и Юрий Глазков, известный спортсмен Юрий Власов и многие-многие другие.
После распада Советского Союза в России остались действующими шесть суворовских военных училищ, одно нахимовское военно-морское военное училище и одно военно-музыкальное. В последующие годы к ним добавились суворовское военное училище в городе Ульяновске и новые кадетские корпуса в Санкт-Петербурге: Ракетно-артиллерийский кадетский корпус, Военно-космический кадетский корпус, Кадетский корпус федеральной пограничной стражи в Царском Селе, Кадетский корпус железнодорожных войск в Петродворце, Морской кадетский корпус в Кронштадте. Осенью 2002 года открылся кадетский корпус МВД. Вновь Петербург стал ведущим центром России по начальной военной подготовке молодежи к государственной службе. Выпускники кадетских корпусов, как и прежде, отличаются высоким уровнем образованности, а также целеустремленностью, ответственностью, чувством подлинного товарищества. Традиции, заложенные в стенах кадетских корпусов царской России, поддерживаются и умножаются современными кадетами Санкт-Петербурга – кадетской столицы и их коллегами в других городах и регионах.
Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в 1992 году. У истоков этого процесса стояли энтузиасты, офицеры запаса, бывшие суворовцы, которым удалось наладить связь с кадетами зарубежных российских корпусов. Процесс этот непростой, и понимание сущности данного процесса далеко неоднозначно. Но несмотря на трудности, по решению региональных властей и ведомств, во всей России к настоящему времени уже создано более пятидесяти кадетских учебных заведений .
Первые кадетские корпуса как учебные военные заведения нового типа стали робко появляться сначала в Новочеркасске и Новосибирске, затем в Воронеже и Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. К 2000 году кадетские корпуса уже были воссозданы в Краснодаре, Кронштадте, Оренбурге, Омске, Калининграде и Кемерово. Только в Красноярском крае создано целых шесть кадетских корпусов, создаются кадетские корпуса в Нижнем Новгороде, Ростове Великом, Мурманске, Твери, Орле, Волгограде и Екатеринбурге. На сегодняшний день только в столице уже действуют Первый, Второй и Третий Московские кадетские корпуса, Морская кадетская школа и Морская Навигационная школа, а в недалеком будущем в каждом округе столицы появится по кадетскому корпусу, и это не считая кадетских классов при обычных общеобразовательных школах. Интерес к кадетскому движению огромен, востребованность в кадетских корпусах высокая. Еще более тридцати регионов заявили о своей готовности создать подобные учебные заведения. Конечно, кадетские корпуса не панацея от всех социальных проблем, но ряд задач, и очень важных, могут быть решены через них.
Исходя из вышесказанного, со всей определенностью можно констатировать, что в начале третьего тысячелетия в России создается новый тип учебных учреждений, направленных на решение потребностей общества в 21 веке, то есть идет процесс выработки новой системы национального образования. И от правильного решения этой задачи будет в значительной мере зависеть будущее России. Совершенно новым в этом процессе является то, что кадетские учебные учреждения создаются не только при Министерстве Обороны РФ и при других силовых структурах, а в своем большинстве образуются, прежде всего, в системе Министерства Образования Российской Федерации, хотя ранее подобные учебные учреждения создавались только при военных ведомствах. Поэтому дело это государственное и процесс не может далее находиться в руках даже самых искренних, преданных и самоотверженных энтузиастов. Нужна единая государственная политика в данном вопросе. Нужны такие согласованные действия Министерства Образования, Министерства Обороны и других заинтересованных силовых структур, министерств и ведомств России, чтобы решение по всем сопутствующим этому возрождению проблемам принимались на самом высоком уровне. Наверное, настало время, следуя традициям российской истории, подумать о попечительстве над кадетскими корпусами со стороны Правительства Российской Федерации и даже Президента – может быть, тогда этот процесс получит должное внимание. Настало время понять, что сегодняшние кадеты – это завтрашние защитники нашего Отечества, ученые, строители, юристы, экономисты, предприниматели, врачи и учителя. Поэтому вопросы воспитания наследников будущей России нужно решать и на государственном уровне, и на уровне регионов. Только при консолидации всех здоровых сил государства и общества можно дать детям такое воспитание и образование, которое позволит им строить великую Россию в 21 веке.
Г). Кадеты вчера
«Ты будешь тверд, как сталь, и чист, как золото. Ты будешь относиться с уважением к слабому и сделаешься его защитником. Ты будешь любить страну, в которой родился. Ты не отступишь перед врагом. Ты не будешь лгать и останешься верным данному слову. Ты будешь щедр и будешь всем благоволить. Ты везде и всюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла».
Так звучали Заветы Мальтийских рыцарей, которые в 1759 году повторили в России, в Петербурге, юные воспитанники Пажеского корпуса – привилегированного военно-учебного заведения для сыновей заслуженных родителей. Пажеский корпус был учрежден в последние годы царствования Императрицы Елизаветы Петровны с особым режимом обучения и воспитания. Но должность пажа существовала в России со времен Петра 1 (с 1711 года), который перенял ее из правил дворцового этикета стран Западной Европы.
Кем были пажи, и чем они занимались? Паж – придворное звание. Оно присваивалось юношам знатного происхождения, назначенным для несения службы при высочайшем дворе. В начале это были, в основном, дети иностранцев, перешедших на службу к русскому царю. Для молодых дворян придворная служба составляла первую ступень в достижении звания рыцаря.
Однако, в течение почти полувека, эти пажи не имели никакого специального образования и были зачастую вопиюще невежественны. Это обстоятельство привело правительство к мысли о необходимости создания нового для России учебного заведения, где пажи получали бы необходимые знания и навыки дворцовой службы.
По велению Императрицы Елизаветы Петровны проект статуса Пажеского корпуса подготовил швейцарец барон Феодор Генрих Шуди, состоящий секретарем знатного вельможи И. И. Шувалова. В своем проекте барон впервые предлагал замену личных слуг пажей казенными (для их равенства), четкую регламентацию всей жизни воспитанников. Дежурства во дворце должны были чередоваться с днями обучения разным наукам: этикету, танцам, фехтованию, иностранному языку, географии.
Предложения барона Шуди были в основном приняты и изложены в инструкции, подписанной гофмаршалом Сиверсом.
Со временем, система обучения в Пажеском корпусе была несколько изменена: в ней появились новые предметы, такие, как русский язык, каллиграфия, математика, философия, мораль, естественное и народное право, юриспруденция, военные науки и верховая езда.
В 1762 году Екатерина 2, желая поднять уровень образования и воспитания пажей, вводит новые требования в корпусе. Во-первых, для поступления в корпус требовался высочайший приказ о зачислении. Во-вторых, на это имели право только сыновья и внуки полных генералов от инфантерии, кавалерии и артиллерии. В понятие «паж» стало входить благородное происхождение. Был составлен план обучения пажей. В пажеском корпусе видели профессиональную придворную военную и гражданскую школу, имеющую цель готовить придворных должностных лиц, офицеров для армии и гражданских чинов.
В 1785 году Пажеский корпус был преобразован и вошел в состав учебных заведений Российской Империи. Уже на первом этапе эта придворная школа дала государству немало выдающихся лиц. Среди них С. Р. Воронцов, О. П. Козодавлев, А. П. Тормасов, Д. С. Дохтуров, А. Н. Оленин, А. Д. Балашев. Среди первых кавалеров Святого Георгия – выпускники корпуса: князь С.А. Меньшиков, И.И. Марков, А.С.Кологривов, И.А. Веньяминов и другие. В таком виде корпус просуществовал 12 лет.С вступлением на престол Павла 1 начались реформы, показывающие намерения государя преобразовывать Пажеский корпус в военно-учебное заведение. Однако эти намерения так и остались намерениями.
После гибели Павла 1 на престол вступил его сын – Александр 1. В октябре 1802 года он повелел преобразовать корпус в военно-учебное заведение и именовать его «Пажеский Его Императорского Величества корпус».
Таким образом, Пажеский корпус был образован в 1759 году как придворная школа, а в 1802 году получил статус военно-учебного заведения по типу кадетских корпусов.
Пажеский корпус стал привилегированным военно-учебным заведением, цель которого - дать сыновьям заслуженных родителей общее и военное образование, а также соответствующее воспитание.
В 1810 году Пажескому корпусу был пожалован Воронцовский дворец (Садовая улица, 26) – памятник истории и архитектуры 18 века, построенный в 1749-1757 гг. по проекту великого Ф.Б.Растрелли. Почти за 160-летнюю историю существования Пажеского корпуса этот адрес был самым известным. Пажи стали наследниками Мальтийских рыцарей. В 1798-1801 гг. в этом здании находился Капитул (администрация) Мальтийского ордена. На территории дворца в период царствования Павла 1 по его распоряжению были построены два храма: Мальтийская капелла (католическая церковь) и Православная церковь. Эмблемой Мальтийского ордена был белый крест. В память о Мальтийских рыцарях и их заповедях, Мальтийский крест был взят в качестве символа и эмблемы Пажеского корпуса. Каждому поступавшему в корпус вручалось Евангелие и Заветы Мальтийских рыцарей.
На всем протяжении учебы пажей окружали вдумчивые наставники и педагоги. Среди них генерал Цезарь Кюи, он преподавал курс фортификации. Но был еще и известным композитором, музыкальным критиком, членом «Могучей кучки». Преподаватели давали глубокие знания по предметам обучения и обеспечивали широту взглядов воспитанников.
По окончании корпуса пажи получали выпускной нагрудный знак – белый Мальтийский крест и кольцо, которое снаружи было стальным, а изнутри позолоченным с выгравированным именем своего владельца.
В декабре 1902 года Пажеский Его Императорского Величества корпус торжественно отметил свой столетний юбилей. Военно-учебному заведению было пожаловано знамя с надписью «1802-1902». За свою продолжительную историю из стен прославленного учебного заведения выпущено множество выдающихся лиц России. Среди них: генерал-фельдмаршал граф А.И.Шувалов (выпуск 1720 года), полководец генерал А.А.Брусилов (выпуск 1872 года), полковник П.И.Пестель (выпуск 1811 года) – вождь декабристов, историки Н.Н.Шильдер (выпуск 1860 года) и А.Н.Оленин (выпуск 1766 года) и многие другие.
1917 год внес существенные изменения в ход истории России. 150-летний юбилей пажи отмечали уже вне стен родного корпуса, на чужбине.
Почему мальчишки шли учиться именно в Пажеский кадетский корпус? Что заставляло их служить Отечеству с малых лет? Ответ прост: они любили свою Родину, верили Царю, готовы были умереть за идею в любой момент.







ГЛАВА 2. Кадеты сегодня.

1 сентября 2010 года был открыт специализированный классе добровольной
подготовки граждан к военной службе «Эдельвейс» в МАОУ «Новоатьяловская СОШ» Отбор был строгим, ребятам требовалось пройти медицинское свидетельствование. Программа класса сильно отличается от общеобразовательной программы, и ученик должен быть готов к большим нагрузкам. Слушателей специализированного класса
ДПВС «Эдельвейс» составляет 16 воспитанников : 10 мальчиков и 6 девочек .
Основными задачами специализированного класса добровольной подготовки к военной службе являются:
военно-профессиональная ориентация;
добровольная подготовка учащейся молодежи с целью адаптации ее к военной службе;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющим национальную и религиозную терпимость;
формирование здорового образа жизни, развития военно-прикладных и технических видов спорта.
В последние годы в нашей стране большое внимание стало уделяться воспитанию подрастающего поколения, формированию идеологии граждан.  Очень актуальна проблема воспитания ребенка как гражданина, патриота Отечества. В связи с этим приоритетным  направлением  идеологического сопровождения воспитательной работы  является патриотическое воспитание школьников, которое предполагает создание условий для формирования у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств личности. Это означает, что нам россиянам, исключительно важно, каким будет гражданин России в ближайшем будущем. Но есть еще один аспект, к сожалению, ни для кого не является секретом, что в сознании многих молодых людей преобладает негативное отношение к военной службе. Помимо этого большинство ребят не умеют контролировать свои действия в экстремальных ситуациях, будь то отношения в школе или армии, природных или техногенных катастрофах.
Главная цель класса – дать ребятам основы знаний и навыков, необходимых им для достойного служения Родине на военном, а также на гражданском поприще во имя безопасности граждан, защиты их от последствий, как военных действий, так и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учебный план составлен с таким расчетом, чтобы все воспитанники к концу обучения обладали определенным минимумом знаний и умений в области оказания первой медицинской помощи пострадавшим, технологии аварийно-спасательных работ . Поездки в школьные краеведческие музеи района, военно-исторические музеи;
Знакомство с видеоматериалами, экспонатами, выставками поискового отряда «Салют Победы» Хохловской СОШ Ялуторовского района.
Встречи с участниками локальных конфликтов проживающих на территории сельских поселений Ялуторовского района;
Встречи с представителями Тюменской региональной общественной организации воинов запаса воздушно-десантных войск.
У кадетского движения есть будущее, ведь ребята с удовольствием идут в кадеты.
Не обязательно все кадеты свяжут свою судьбу с профессией военного, но совершенно точно два года в кадетском классе оставят свой добрый след в душе каждого из них. Я верю, что все они вырастут людьми, неравнодушными к судьбе своего Отечества, и любой человек в тяжелый момент своей жизни может рассчитывать на их помощь и поддержку.
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитанники кадетских корпусов на протяжении почти двухсотлетней истории составляли гордость и славу императорской России, дали ей выдающихся деятелей, ярких представителей науки и культуры. И создание подобных учебных учреждений является сегодня одной из наиболее востребованных традиций российской педагогики.Воспитанники кадетских корпусов на протяжении почти двухсотлетней истории составляли гордость и славу императорской России, дали ей выдающихся деятелей, ярких представителей науки и культуры. И создание подобных учебных учреждений является сегодня одной из наиболее востребованных традиций российской педагогики. Кадеты - это романтика и ответственность, любовь к Родине и вера в идеалы. Кадетские корпуса - это признанная обществом система обучения и воспитания подростков. Кадетские классы в общеобразовательных учреждениях - это эффективная форма организации обучения и воспитания ребят в тесном единстве семьи, школы и общества. И эта форма может быть успешно реализована в условиях небольшого города России.
Современные реалии убеждают, что история повторяется. С одной стороны обесценивание духовных ценностей, происходившее в культуре и жизни в 70-90 гг. 20 века, определили потребность общества в кадетских образовательных учреждениях – организациях, ориентированных на восстановление духовных и интеллектуальных основ. С другой – стихийное развитие кадетских корпусов приводит к выхолащиванию самой идеи кадетского образования, и, как следствие, существенно ослабляет значение кадетских учреждений в области духовно-нравственного патриотического воспитания.
Можно надеяться, что через несколько лет кадетское движение будет организовано на государственном уровне, будут возобновлены традиции этих учебных заведений. Даже сейчас поступить в кадетский корпус считается почетно и престижно, и уже в скором будущем выпускники этих корпусов будут трудиться на благо Отечества во всех областях современной жизни.
Так пусть же процветает кадетское движение, а его участники будут готовы отдать все свои силы Родине так же, как были готовы сделать это кадеты прошлых веков!






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бахвалов А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России//Образование.-№3,2001
Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов в России. Достижения и проблемы становления// ОБЖ. - № 2, 2001
Йордан Б. «Памятки» объединения кадет российских зарубежных кадетских корпусов//
Казакова Е. Общеобразовательные учреждения нового вида// Образование. - № 1, 2001
Коновалов А. Кадетская столица// Костер. - № 8, 2002
Коновалов А. Есть такая профессия – защищать свою Родину// Костер. - № 10, 2002
Лалаев М. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению. – СПб, 1880
Марголин Д. Программы и правила для поступления в кадетские корпуса. – 2-е изд. – Киев: Книгоиздательство Самоненко, 1890
Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в корпусах. – СПб, 1911
http://avanpost72.ru/index.html . 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.armymuseum.ru










Приложения.

Перечень
Российских кадетских корпусов, находящихся в подчинении Военного ведомства к 1917г.

п/п
Наименование
Дислокация
Год
осн.

1
Первый кадетский корпус
С.-Петербург
1732

2
Морской Наследника Цесаревича корпус
С.-Петербург
1752

3
Второй Императора Петра Великого кадетский корпус
С.-Петербург
1762

4
Первый Московский Императрицы Екатерины
Москва
1778

5
Пажеский Его Императорского Величества кадетский корпус
С.-Петербург
1802

6
Первый Сибирский Императора Александра 1 кадетский корпус
Омск
1813

7
Оренбургский-Неплюевский кадетский корпус
Оренбург
1825

8
Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус
Нижний Новгород
1834

9
Полоцкий кадетский корпус
Полоцк
1835

10
Петровский-Полтавский кадетский корпус
Полтава
1840

11
Орловский Бахтина кадетский корпус
Орёл
1843

12
Воронежский Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус
Воронеж
1845

13
Второй Московский Императора Николая 1 кадетский корпус
Москва
1849

14
Владимирский Киевский кадетский корпус
Киев
1852

15
Николаевский кадетский корпус
С.-Петербург
1864

16
Третий Московский Императора Александра 2кадетский корпус
Москва
1868

17
Кадетский корпус Императора Александра 2
С.-Петербург
1873

18
Сибирский кадетский корпус
Симбирск
1873

19
Тифлисский Великого Князя Михаила Николаевича кадетский корпус
Тифлис
1875

20
Псковский кадетский корпус
Псков
1876

21
Донской Императора Александра 3 кадетский корпус
Новочеркасск
1883

22
Второй Оренбургский кадетский корпус
Оренбург
1887

23
Одесский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус
Одесса
1899

24
Суворовский кадетский корпус
Варшава
1899

25
Хабаровский графа Муравьёва кадетский корпус
Хабаровск
1900

26
Сумской кадетский корпус
Сумы
1900

27
Ярославский кадетский корпус
Ярославль
1901

28
Владикавказский кадетский корпус
Владикавказ
1901

29
Ташкентский Наследника Цесаревича кадетский корпус
Ташкент
1904

30
Вольский кадетский корпус
Вольск
1908

31
Иркутский кадетский корпус
Иркутск
1913




Таблица№2
ПЕРЕЧЕНЬ
Кадетских учебных учреждений России,
находящихся в ведении Министерства образования Р.Ф.


п/п
Наименование
Дислокация
Принадлежность

1
2
3
4


«Первый кадетский корпус» Кадетская школа-интернат №1
Москва
Министерство образования РФ


«Второй Московский кадетский корпус» Кадетская школа-интернат №69
Москва
Министерство образования РФ


«Третий Московский кадетский корпус» Кадетская школа-интернат Налоговой Полиции
Москва
Министерство образования РФ
ФНСП РФ


Кадетская школа -интернат «Навигацкая школа»
Москва
Министерство образования РФ
МО РФ


Кадетская школа №1700 Московского объединенного морского корпуса им. Героев Севастополя
Москва
Министерство образования РФ


Первый маршала Жукова Московский Георгиевский кадетский корпус (классы)
Москва
Общественная
организация


Воронежский Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус
Воронеж
Негосударственный


«Донской Императора Александра 3 казачий кадетский корпус» Кадетская школа-интернат
Новочеркасск
Министерство образования РФ


Второй Донской Императора Николая 2 кадетский корпус
Ростов-на-Дону
Министерство образования РФ


Третий Донской кадетский корпус
Ростов-на-Дону
Министерство образования РФ


Кубанский казачий атамана Бабича кадетский корпус
Краснодар
Министерство образования РФ


«Сибирский кадетский корпус» Кадетская школа
Новосибирск
Министерство образования РФ


Вологодский Императора Петра Великого кадетский корпус
Вологда
Министерство образования РФ


Оренбургский кадетский корпус
Оренбург
Министерство образования РФ


Калининградский Великого Князя св. А.Я.Невского кадетский корпус
Калининград
Общественная
организация


Царскосельский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус
Пушкин
Министерство образования РФ


Первый Волжский кадетский корпус-«Надежды России» Кадетская школа
Волжский, Волгоградская обл.
Министерство образования РФ


«Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус» Кадетская школа
Пенза
Министерство образования РФ


Красноярский кадетский корпус
Красноярск
Министерство образования РФ


Ачинский кадетский корпус
Ачинск, Красноярский кр
Министерство образования РФ


Норильский кадетский корпус
с.Тесь, Красноярский кр
Министерство образования РФ


Шарыповский кадетский корпус
Шарыпово, Красноярский кр
Министерство образования РФ


Лесосибирский кадетский корпус (казачий)
Лесосибирск, Красноярский кр
Министерство образования РФ


Канский кадетский корпус (морской)

Канск, Красноярский кр
Министерство образования РФ


Первый Дагестанский кадетский корпус
Махачкала
Министерство образования РФ


Дербентский кадетский корпус (создается)
Дербент
Министерство образования РФ


Горский кадетский корпус
с. Сурхахи, Ингушетия
Негосударственный


Серпуховской кадетский корпус
Серпухов
Министерство образования РФ


Новгородская кадетская школа
Новгород
Министерство образования РФ


«Старооскольский кадетский корпус-Виктория» кадетская школа
Старый Оскол, Белгородская обл
Министерство образования РФ


Пермская кадетская школа №1
Пермь
Министерство образования РФ


Улан-Уденский кадетский корпус (создаётся)
Улан-Удэ
Министерство образования РФ


Иркутский кадетский корпус
Иркутск
Министерство образования РФ


Усть-Илимский кадетский корпус
Усть-Илимск, Иркутская обл
Министерство образования РФ


Ростовский кадетский корпус
Ростов Великий Ярославская обл
Министерство образования РФ


Томский кадетский корпус (создаётся)
Томск
Министерство образования РФ


Южно-Сахалинский кадетский корпус (создаётся)
Южно-Сахалинск
Министерство образования РФ


Иваново-Вознесенский кадетский корпус
Иваново
Министерство образования РФ


«Барнаульский Кадетский корпус» кадетская школа
Барнаул
Министерство обороны РФ


Горно-Алтайский кадетский корпус
Горно-Алтайск
Министерство образования РФ


Якутский кадетский корпус
п. Марха, г. Якутск
Министерство образования РФ


Боткинский морской кадетский корпус
Удмуртия
Министерство образования РФ


Екатеринбургский кадетский корпус «Спасатель» СПТУ №24
Екатеринбург
Министерство образования РФ


Республиканская кадетская школа-интернат
Башкортостан
Министерство образования РФ


Кадетские авиационные классы Школа №29
Ставрополь
Министерство образования РФ


Кадетские пограничные классы
Курган
Министерство образования РФ
ФПС


Кадетские казачьи классы
Рязань
Министерство образования РФ


Кадетские классы
Краснознаменск (Голицино-2)
Министерство образования РФ


Кадетские авиационные классы Школа №45
Люберцы
Министерство образования РФ


Кадетские инженерные классы УВК №1863
Москва
Министерство образования РФ


Морские кадетские классы Школа №1258
Москва
Общественная организация «Гардемарины»


Кадетские классы «Кадеты Жуковцы» Школа №709
Москва п. Северный
Общественная
организация


Кадетские классы школа №1090/1747
Москва
Министерство образования РФ


Морские кадетские классы
Гатчина
Министерство образования РФ


Кадетские классы средней общеобразовательной школы №1
Приозерск. Ленинградской обл.
Министерство образования РФ


Кадетские классы школ №59;89
Курск
Министерство образования РФ


















РЕЦЕНЗИЯ
На исследовательскую работу ученицы 10 класса МАОУ «Новоатьяловской СОШ» Даминовой Эльмиры Мираловны, на тему «Кадетское движение вчера и сегодня».
Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время падает престижность службы в армии, увеличивается количество молодых людей, не желающих служить на срочной службе в вооруженных силах. В то же время длительное существование любого государства невозможно без наличия боеспособной, хорошо экипированной армии, укомплектованной обученными командирами. Вместе с тем растет количество молодых людей, желающих посвятить себя армии профессионально, не всегда отчетливо себе представляющих все сложности и особенности армейской жизни, необходимость присутствия индивидуальных качеств и специальных знаний для успешности офицерской службы. Особенно важной становится необходимость безошибочного профессионального отбора, поскольку при сокращении количества учебных мест конкурс в военные вузы растет. Планируется переход на контрактную основу в армии.
Проблема исследования, какие педагогические условия и средства обеспечивают социальную и профессиональную ориентацию учащихся кадетских классов?
Цель данной исследовательской работы: выявить историю учащихся кадетских классов прошлого и настоящего. Работа оформлена в соответствии с требованиями к реферативной работе. В заключении автор подводит итоги своего исследования.
В работе представлены собственные данные опроса и выводы автора.  
          В целом работа выполнена на хорошем уровне,  написана грамотным языком, научна.
Работа заслуживает внимания со стороны научного совета.
Учитель английского языка: __________ Дружин И.В.
28.03.13 г.










Первый кадетский класс Школы №1 г. Приозерска.


1.Бабанков Вячеслав
2.Будеева Галина
3Великодный Евгений
4.Герасимов Святослав
5.Голубков Никита
6. Дударенко Ирина
7.Ефимов Алексей
8.Мамченко Оксана

9. Мовчан Вадим
10.Побережнюк Екатерина
11. Рысляева Анна
12.Соболев Александр
13.Судаков Дмитрий
14.Цветковский Александр
15. Штанько Евгений
16. Яблонский Денис
17. Якобчук Иван
































ТОРЖЕСТВЕННАЯ
КЛЯТВА КАДЕТА


Я, (фамилия, имя)
Вступая в ряды корпуса спасателей
Перед лицом своих товарищей

ОБЕЩАЮ:

- горячо любить свою Родину – Российскую Федерацию;
- знать и беречь традиции корпуса спасателей МЧС России;
- быть честным, дисциплинированным и верным товарищем, хорошо учиться;
- выполнять заповеди кадета.


- Люби людей! Защити их любовью и правдой!
- Помогая, не навреди!
- Ищи в людях хорошее!
- Научи себя думать и любить!
- Ни дня без доброго дела!
- Учись чувствовать (понимать) боль другого человека и огради его от тревог и несчастий!
- Старший! Ты друг и помощник младшего в его развитии и самосовершенствовании!
- Быть добру!





Бахвалов А. Новосибирский кадетский корпус//Образование. - № 3, 2001. – С.39
 Лалаев М. С. Исторический очерк Военных учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению.- С.102 – СПб, 1880
 Марголин Д.Программы и правила для поступления в кадетские корпуса.- 2-е изд. – книгоиздательство Самоненко. - С. 38, Киев, 1890
Бахвалов А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России//Образование. – № 3, 2001. – с.48
Йордан А.Б. «Памятки» Объединения кадетов Российских Зарубежных кадетских корпусов//www.ruskadet.ru
Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов в России. Достижения и проблемы становления.//Основы безопасности жизнедеятельности. - № 2, 2001. – С.38-39
 Коновалов А. Кадетская столица.// Костер. - № 8, 2002. – С.20-21
 Коновалов А. Есть такая профессия – защищать свою Родину.// Костер. - № 10, 2002. – С.22
 Коновалов А. Сиятельные пажи.// Костер.- № 10, 2002. – С.36
 Коновалов А. Сиятельные пажи.// Костер. - № 10, 2002. – С.37
 Коновалов А. Сиятельные пажи.// Костер. - № 10, 2002. – С.37









13PAGE 15







13PAGE \* MERGEFORMAT142815




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415