Уникальность планеты Земля.
Уникальность планеты Земля.
Задачи урока:
Образовательные: обобщение и систематизация знаний по естествознанию, особенностях строения Земли, полезных ископаемых , живой природе .
Развивающие: развитие у учащихся логического мышления, способностей делать выводы, умений применять знания в нестандартных ситуациях, развитие познавательного интереса к предмету.
Воспитательные: воспитание чувства коллективизма, сопереживания.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: мультимедийный комплекс, физическая карта мира, карта полезных ископаемых Казахстана , слайды с изображением животных и растений; учебник «Естествознание» 5 класс, «Атамура» ,2010, (авторы : Абдимонапов Б.Ш., Прищепина А.В., Фокина Л.М.)
Структура урока:
Организационный момент. Вводная беседа учителя.
Блиц- опрос
1 . Естественный спутник Земли (Луна).
2. Самая большая планета Солнечной системы (Юпитер).
3 . Ближайшая к Земле звезда ( Солнце)
4 . Звёздная система (Галактика).
5 . Самая дальняя планета солнечной системы (Плутон).
6. Группы звезд. (Созвездия).
7 . Космический камень, упавший на Землю (метеорит).
8. Жидкие осадки (дождь).
9. Царства живой природы(бактерии, грибы, растения, животные)
10. Воздушная оболочка Земли(атмосфера).
II. Систематизация и обобщение
1) Класс работает по парам. Каждая пара получает карточку – задание. В парах дети работают совместно, находя нужную информацию. Отвечают по одному, причём сами выбирают задание, на которое будут отвечать. При ответах используются слайды, презентации
Карточка 1
1. Расположить планеты Солнечной системы по мере удаления их от Солнца
2. Назвать адрес Земли по плану:
Вселенная
Галактика
Система
3. Какие планеты называются гигантами? Назовите их. ( Помощь :страницы 29, 32,33,35,
41-44.)
Карточка 2
Игра «Кто такой? Что такое?» (Даны имена учёных, известных людей необходимо назвать их заслуги в изучении Земли)
Аристотель, Магеллан, Коперник, Нил Армстронг, Тохтар Аубакиров , Блез Паскаль, В.И.Вернадский. ( Помощь : страницы 19, 20, 53, 54,81,132)
Карточка 3
1. Каково внутреннее строение Земли?
2. Каково строение вулкана?
3. Какие бывают горные породы?
4. Какие полезные ископаемые добывают в Казахстане?
(Помощь на стр. 58, 62, 64-65,66-68)
Карточка 4
Какие вещества входят в состав атмосферного воздуха? Кратко их охарактеризуйте.
Что такое ветер?
Как возникают дневной и ночной бризы?
(Помощь на стр.78,86-88).
Карточка 5
1. Что такое атмосфера?
2. Какие бывают облака? Назови виды облаков.
3. Какой климат в Казахстане? (Помощь на стр. 75, 92, 98)
Карточка 6
1.Что такое гидросфера? Перечисли её части.
2. Объясни, что означают числа: 96%, 4%, 3%, 1 %?
3. Покажи на карте океаны. (Помощь на стр. 101-102, )Карточка 7
1. Как образуются и где располагаются ледники?
2. Назовите реки Казахстана, каково их значение?
3. Назовите озера Костанайской области. (Помощь на стр. 117-119, 115-116 )Карточка 8
1. Какими бывают подземные воды?
2. Как человек использует подземные воды?
3. Как приспособлены к жизни в море живые организмы? (Помощь на стр. 112-113,108-109)
Карточка 9
Что называется биосферой?
Что происходит при фотосинтезе?
Каково значение растений в природе? (Помощь на стр. 121-122, 126-129).
Золотые вопросы
1. Какие особенности расположения и движения Земли в космическом пространстве имеют важное значение для существования жизни на ней?
2. Какое значение имеет атмосфера для существования живых организмов на Земле?
3. Что такое озоновый слой? Какова его роль на планете?
4. Какую роль для живого играет вода?
5. Каково значение почвы для жизни на Земле?
Самые,самые….(презентация) . Самый высокий материк, самый влажный материк, самое глубокое озеро мира, самый большой остров мира, самый большой остров нашей страны, самая длинная река мира, самый сухой материк и.т.д..
Обсуждение итогов работы с использованием презентаций, физической карты мира, атласа.
III. Рефлексия
1. Что понравилось на уроке?
2. Какие трудности испытывали при выполнении заданий?
3. Какие знания, полученные на уроке пригодятся в жизни?
4. Вывод: Уникальность планеты Земля в том, что …………..
Подвести итог деятельности на уроке.
Выставление оценок.
IV. Домашнее задание
Творческое задание: сочинить стихотворение или сочинение об уникальности планеты Земля.