Статья на тему: Стереотипы-символы Японии в российском общественном сознании.


Пальцева И. И., учитель истории и обществознания
Стереотипы-символы Японии в российском общественном сознании
Аннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - стереотипам, в частности этническим стереотипам, которые играют важную роль в межкультурной коммуникации. Целью статьи является определить ряд стереотипов-символов Японии, существующих в российском общественном сознании. Статья раскрывает содержание понятий общественное сознание и его типа, массовое сознание. Выделяются и описываются характерные особенности массового сознания. Автор рассматривает групповое сознание японцев, имеющее глубокие корни в японской жизни и существующее в настоящее время. Основное внимание в работе автор акцентирует на одном из символов Японии – профессии гейши. Обосновывается мысль о том, что гейши — самые образованные женщины в Японии.
Ключевые слова: стереотип, этнические стереотипы, стереотипы-символы, общественное сознание, массовое сознание, групповое сознание, гейши, «человек искусства».Введение. Стереотипы можно отнести к феноменам, занимавшим умы философов с
древних времен, однако, этот феномен рассматривался в контексте индивидуального сознания. Проблема стереотипов как проблема преград, теоретических предрассудков, мировоззренческих догм появляется: в период Нового Времени и носила описательный характер. Благодаря этническим стереотипам осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому. Этнические стереотипы поведения сохраняют социальный опыт поколений, являясь своеобразной «памятью» этноса. В отечественной науке интерес к исследуемой проблеме активизировался в 1960 - 1970 годы в среде ученых — этнографов, (Ю.В. Бромлей) [1], социологов и психологов. В 1980-1990 годы «этнические стереотипы» рассматриваются, как в рамках общего анализа теоретических проблем, так и
этнографического описательного порядка (в работах: Э.С. Маркаряна [2], С.А. Арутюнова [3], А.К.Байбурина[4]).Основная часть. Представители разных культур и этносов, общаясь друг с другом,
Формируют определенные представления – стереотипы, которые играют важную роль в межкультурной коммуникации. Стереотип - это устойчивое культурно-национальное представление о предмете или ситуации. [5] Более близкий термин к нашей теме этнический стереотип – это обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих тот или иной народ, этническую или национальную группу. [6, с. 207] Этнические стереотипы — относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. [7] Важно определить, что же мы подразумеваем под словосочетанием общественное
сознание. Это отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом. Тип общественного сознания - массовое сознание, связанное с деятельностью массовых общностей и отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие интерес массовых общностей. Массовое сознание характеризуется подвижностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенными стереотипами в других случаях. Б.А. Грушин в своей работе [8, с.301] пишет о многочисленных заключениях исследователей о том, что в массовом сознании превалирует эмоциональная, а не интеллектуальная сторона, что в нем чаще… действуют «темные» иррациональные импульсы, разного рода предубеждения и предрассудки, что ведущую, определяющую роль в нем играют не критически осмысленные, сознательно принятые знания, а навязанные извне стереотипы, имиджи. Так ли это на самом деле? Автор делает вывод, что круг интересов массового сознания не ограничивается рамками лишь какого-то одного («своего») общества, государства, сплошь и рядом выходит за эти пределы, приобретая межнациональный и интернациональный характер, в результате чего в «предметный ряд» этого сознания включается широкая совокупность явлений и событий, связанных с жизнью иных обществ, государств, сосуществующих с данным [8, с.304]. Какие же стереотипы о Японии существуют в общественном сознании в нашей стране?
При упоминании названной страны в сознании моих соотечественников обычно возникают самые разнообразные ассоциации. У подростков и молодых людей эта страна навевает мысли о новейших образцах телевизоров, видеокамер, фотоаппаратов, мотоциклов и автомашин. Интеллигентам, увлеченным театром, поэзией и живописью, Япония видится страной уникальной экзотической культуры. Общеизвестными символами которой стали в нашем обиходе такие понятия и слова как чайная церемония, гейши, самураи, харакири, кимоно, икэбана. В сознании людей преклонного возраста, помнящих военные лихолетья, Япония и по сей день остается очагом агрессивных милитаристских устремлений, подкрепляемых неистребимым самурайским духом ее жителей.
В 1970 годы была опубликована книга В. В. Овчинникова «Ветка Сакуры», ставшая
фундаментом для интереса к Японии, как к живописной стране с тонкой культурой. Появились первые стереотипы-символы «японской экзотики»: «гейша», «самурай», «сумо», «кимоно», «сакура», «хокку», «Фудзияма», «сакэ», «харакири», «бонсай», «оригами» и др.Когда начинаешь знакомиться с Японией, с ее искусством, философией, может сложиться
представление о японцах как о любителях одиночества. Но японцы не так одиноки как кажется. Они любят быть на виду, им нравиться думать и действовать сообща. «В японских народных песнях часто звучит слово «сабисий», в котором совмещаются понятия «одинокий» и «грустный», «печальный». [9, с.101] Японцы на самом деле боятся и одиночества и перестать принадлежать к какой-либо группе. Каждый человек группы привык мыслить и действовать коллективно, он подчиняется воле группы и ведет себя соответственно положению в ней. Прототип группы современной японской жизни — крестьянский двор («иэ»). Патриархальная семья («иэ»), основанная на совместной жизни и общем труде нескольких поколений, оказалась в Японии очень устойчивой и способствовала закреплению общественных отношений. «К своему национальному достоянию японцы относят общность, сложившуюся в стране в период феодализма и тщательно оберегаемую в эпоху капиталистического развития. Делается попытка возродить общину на промышленных предприятиях». [10, с.62.] В России можно часто наблюдать перемещение японских туристов группами. «Но достаточно побывать в Стране восходящего солнца, чтобы убедиться: японцы не только за границей, но и у себя дома любят шествовать большой толпой за флажком экскурсовода». [9, с.102]  Часто фирмы организовывают коллективные экскурсии для своих работников. «Длинной очередью они взбираются на какую-нибудь вершину, делают групповые снимки на память, а на обратном пути … хором поют песни». [9, с.102]  Именно система пожизненного найма способствует сохранению на предприятиях духа патриархальной семейственности, атмосферы терпимости, взаимной доброжелательности. Всеволод Владимирович Овчинников - российский журналист - путешественник, проживший в Японии, замечает, что сельский подросток, приехавший работать в Токио, скорее всего, поселиться с теми же людьми, с кем вместе работает. Его тут же начнут считать членом воображаемой семьи. [9, с.106] Японская мораль считает узы взаимной зависимости основой отношений между людьми. Замкнутые группы в Японии основаны не на горизонтальных, а на вертикальных связях. Например, японский профессор стоит ближе к своим ассистентам и студентам, чем к другим профессорам того же университета или своим коллегам по специальности. [9, с.110-111].
Также неблагоприятные природные условия (частые тайфуны, землетрясения, цунами)
выработали в японцах стойкость к перенесению невзгод, коллективизм, взаимопомощь в преодолении стихийных бедствий, способность быстро мобилизоваться. Кроме того, ландшафт страны представляет собой сочетание горной местности и долин, что определило формирование замкнутых общин и влияние группы на личность японца. В таких условиях сосед зачастую оказывался духовно ближе, чем родственник, живший за горами.
Именно группа является основной ячейкой общества, по мнению японцев. Каждый в течение своей жизни является членом различных групп – семьи, церковной общины, школы, предприятия, партии, неформальной организации. При этом для японцев важны не столько структура группы и результат ее деятельности, сколько сам процесс группового действия, которому присущи разделение труда и гибкая координация. В основе групповой системы лежит принцип общности, всеобщего согласия. Японский культуролог Наканиси Сусуму выразил этот принцип так: «Смысл идей общности заключается в том, чтобы все люди, радуясь одному и тому же, расцветали все вместе, вместо того чтобы цвести каждому в отдельности». [11, с.27] 
Рассмотрим один из символов Японии – профессию гейши. В буквальном переводе слово
«гейша» означает «человек искусства». Гейша — это искусница; искусница развлекать мужчин, причем не только уменьем петь и танцевать, но и своей образованностью. «Следуя девизу «всему свое место», японцы с незапамятных времен привыкли делить женщин на три категории: для домашнего очага, для продолжения рода — жена; для души — гейша с ее образованностью и, наконец, для плоти — ойран, роль которых после запрещения открытой проституции взяли на себя теперь девицы из баров и кабаре». [9, с.66]
 Даже многие японцы, шутят сейчас, что приглашать гейш так же глупо, как заказывать
шампанское в баре. Пьян с него не будешь, но зато дашь понять гостю, что готов ради него на любые расходы. [9, с.67]  Турист, который воображает, что увидит в танцах гейш что-то пикантное, глубоко заблуждается. Рисунок их очень строг, почти лишен женственности, потому что танцы эти ведут свою родословную из старинного театра Ноо.
Иногда гейши поют вместе с гостями, иногда играют в невинные застольные игры. Все
это время они не забывают подливать мужчинам пива и сакэ, шутят с ними, а главное, смеются их шуткам. Гейши умеют возвысить мужчину в собственных глазах, заставить его ощущать женский интерес к себе. На этом какой-либо контакт кончается.
Остроумные, превосходно знающие свою литературу, веселые и находчивые, они
расточат перед вами все свое очарование. С классическим искусством гейша пропоет вам и продекламирует лучшие стихотворения и отрывки из лучших драматических произведений. И все время непринужденно веселая, остроумная и кокетливая, она не потеряет своего женского достоинства. Гейша вовсе не непременно продажная женщина; это, во всяком случае, не входит в ее обязанности; скорее всего это артистка, которую приглашают за известную часовую плату для развлечения и удовольствия художественного. [12, с.69-70]  Поскольку присутствие гейш символизирует в Японии гостеприимство на высшем уровне (все знают, что удовольствие это стоит непомерно дорого), наиболее важные деловые встречи как в коммерческом, так и в политическом мире происходят в чайных домах. Гейша, которой покровительствует какой-нибудь президент фирмы или министр, выступает в таких случаях в роли хозяйки.
Изначально родители часто вынужденно отдавали дочерей в школу гейш, хозяйка дома
«мама-сан» оплачивала за родителей их долги, т. е. покупала девочек. Но и для сегодняшнего среднего класса профессия гейши считается престижной и доходной. В начале 20 века в Японии насчитывалось около ста тысяч гейш. В настоящее время дипломированных гейш не более тысячи. [13, с.25] 
Заключение. Этнические стереотипы играют важную роль в межкультурной
коммуникации. Они появляются вследствие того, что в массовом сознании превалирует эмоциональная, а не интеллектуальная сторона. После публикации книги В. В. Овчинникова «Ветка Сакуры», появились первые стереотипы-символы «японской экзотики» в российском общественном сознании. Японская мораль считает узы взаимной зависимости основой отношений между людьми. Групповое сознание имеет глубокие корни в японской жизни. Японцы в своем поведении всегда ориентируются на группу, к которой принадлежат. В основе групповой системы лежит принцип общности, всеобщего согласия. Гейши — самые образованные женщины в Японии. Гейша — это искусница развлекать мужчин. Важные деловые встречи также проводятся с участием гейш.
Список литературы.
1). См. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.; Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии: очерки теории и истории. М., 1981.
2). См. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М. 1983. С. 49- 98. 
3).См. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М. 1989.
4). Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического поведения // Этнографические стереотипы поведения. Л. 1985. С.3-11.
5). См. Маслова В. А. Лингвокультурология. М., 2001.
6). Нежурина-Кузничная Н. Ю. Популярная этнопсихология. М., 2004, С.207.
7). Интернет-ресурс: Мир психологии. Психологический словарь http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1156) (Дата обращения: 15.05.2013).8). Грушин Б.А. Массовое сознание . 1987. С. 301.
9). Овчинников В. В. Сакура и дуб: Ветка сакуры; Корни дуба. М., 2004. 512 с.
10). Кротова Н. В., Клеппер Е. В. Особенности японского менеджмента и практика его применения. История мирового менеджмента: учебное пособие. М.: МГУКИ, 2002. 96 с., с.60-73.
11). Галич Ю. Н. Базовые характеристики национального характера японцев // Сборник научных трудов. Выпуск 9. М.: РИПО ИГУМО, 2007. 192 с. С. 23-38.
12). Востоков Г. Япония и ее обитатели. СПб.., 1904.С. 69-70.
13). Пешков А. // Открытая школа. №2, 2011. С. 22-26.