Урок нравственности — Духовные ценности
Урок нравственности – Духовные ценности 5 классКомплекс воспитательных задач:
познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями;
помочь развить интерес к человеку, как к явлению природы вообще и к самому себе в частности;
формировать умения различать истинные и мнимые ценности.
Комплекс образовательных задач:
дать представления о первоначальных ценностях;
обогатить словарный запас учащихся;
развивать умения выражать свои мысли.
Оборудование:
средства ИКТ, презентация, демонстрационный материал (бусинки, две шкатулки , солнышки в подарок ).
Духовно-нравственное воспитание- одна из актуальных проблем, которая решается сегодня всеми , кто имеет отношение к детям.То, что мы заложим в души ребенка сейчас, появится позднее. станет его и нашей жизнью.
Классный час нацелен на воспитание духовно-нравственной культуры школьников.
На классном часе дети дают определение понятию "душа", знакомятся с общечеловеческими ценностями, размышляют над темой классного часа, ищут в себе положительные и отрицательные качества,учатся различать истинные и мнимые ценности.
Эта работа способствует коллективному переживанию, укреплению взаимопонимания. дает возможность поделиться друг с другом радостью пережитого, узнать, что волнует и интересует других детей.
Ход классного часа:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Cегодня у нас будет классный час на тему: «Духовные ценности»
Давайте улыбнемся друг другу и подумаем о чем-нибудь приятном. Ведь для того, чтобы наш классный час прошел хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было прекрасное настроение
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Но понятны ли хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И в ответ улыбку зажечь.
Введение в тему
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия объединяет в своем составе: республики, края, области, автономные округа. Она занимает первое место среди всех стран в мире по своей территории. Россия больше Канады, Китая, США. Россию омывают моря Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов.
Широка и необъятна наша страна. Но главное ее богатство - люди.
Живут в России разныеНароды с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
Мы богаты, когда вместе, и сильны, когда едины, что подтверждает история нашей великой родины. Россия - единое многонациональное государство. Все народы, проживающие на территории России равны.
Мы учим уроки, общаемся в классе,
А где, чьи все корни мы так и не знаем.
Из всех многих наций, нас в классе их три.
Традиции каждой должны мы все чтить!
- Ребята, протяните мне свои ладошки ( каждому ребенку в ладонь кладется картинка бусинок ).
- Рассмотрите бусинки. На что, по вашему мнению, они похожи?
(дети высказывают свои мысли)
- А может они похожи на нашу планету Земля? Такой мы видим ее из космоса
На нашей планете около 5 миллиардов жителей и каждый из них - это целый мир. У каждого есть душа, свои таланты, свои традиции
одной из традиций являются национальные танцы, так как мы живем в многонациональной стране- танец “Кестане” нам дарят Ваджипова Эмиене и Сеит ХатиджеКаждый из вас талантлив по-своему кто-то любит петь, играть на музыкальных инструментах, что-то мастерить, создавая красоту своими руками.
Салыкина Ксения очень любит музыку и ее талантом мы с вами сейчас будем восхищаться
На протяжении многих веков люди бились над определением «души». Ее нельзя ни увидеть, ни пощупать, можно лишь только ощутить. Душа имеет свой мир
– Можете ли вы дать определение понятию «душа»?
Она способна жить своей жизнью. Поэтому сегодня можно услышать, как кто-то говорит о себе: «душа радуется», «душа болит»…
- Что еще говорят о душе?
У каждого человека есть свои духовные ценности. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся и попытаемся разобраться: чем же богат каждый из нас?
Знакомство с духовными ценностями.
Как вы думаете что можно отнести к духовным ценностям?
В наш век стремительных перемен, мы особенно остро нуждаемся во внимательном, чутком отношении со стороны окружающих.
Чтец 1. Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто, Направь шаги Тропою Доброты И радость помоги найти кому-то. Чтец 2. Как бы жизнь не летела – Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело – Тем живём на земле. Учитель. Если представить, что доброта – это яркое солнышко, а его лучики – это те качества, из которых состоит понятие «доброта», то получится вот такая картинка
Учитель: Я предлагаю Вам посмотреть внимательно сценку и затем охарактеризовать героев
3. Сценка «Цветы для бабушки». Входит Коля с букетом цветов. Вася. Вы посмотрите на чудака, который среди белого дня ходит с цветочками (Коле). Тебе не стыдно? Коля. Почему мне должно быть стыдно? Вася. Что это за лютики-цветочки? Ты бы ещё бантик прилепил! Коля. А! Ну… У бабушки моей – день рождения. Я и решил подарить ей цветы. Вася. Вот уж не знал, что ты любишь цветы! Коля. Причём тут я? Бабушка очень цветы любит. У неё праздник, и я хочу её порадовать! Вася. А ты, оказывается, эгоист! «Вот тебе, бабуля, цветочки – и радуйся!» Вот я, например, всегда делю радость и с папой, и с мамой, и с бабушкой, и с дедушкой. Их праздник – это и мой праздник. Коля. Прекрасно. Я тоже стараюсь делить радость… Вася. Да кто же так делит?! Цветочки! У моего деда был день рождения, я ему, знаешь, что подарил? Хоккейную клюшку! Коля. Ну, что ж, хороший подарок. Дедушкам тоже надо спортом заниматься. Вася. Причём тут спорт? Мой дедушка с палочкой ходит – не до хоккея ему. Но ты знаешь – не важен подарок. Важно внимание. Коля. А что ты маме подарил? Вася. Маме – щенка. Коля. Твоя мама, наверное, любит животных? Вася. Терпеть не может! И мне не разрешала щенка заводить. А раз подарок – выкинуть нельзя, обидишь человека. То есть меня. Вот щенок и живёт у нас. Вот у бабушки скоро день рождения, а я всё не могу придумать, что ей подарить. Учитель. Как можно охарактеризовать участников этой сценки? Мальчик Коля проявил такие качества, как любовь и внимание к бабушке. Второй участник диалога показал, что любит только себя. Иван Сергеевич Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево».
- Сейчас я прочитаю сказку Шэла Сильверстейна «Щедрое дерево», а вы внимательно послушайте и вдумайтесь в ее название.
Щедрое дерево
Жила в лесу дикая яблоня ... И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с неё листья, плел из них венок, надевал его как корону и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на её ветках. А потом они играли в прятки, и когда мальчик уставал, он засыпал в тени ее ветвей. И яблоня была счастлива... Но шло время, и мальчик подрастал, и все чаще яблоня коротала дни в одиночестве. Как-то раз пришел мальчик к яблоне. И яблоня сказала:
Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!
Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям. - ответил мальчик - Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их? гЯ бы рада, - вздохнула яблоня, - но у меня нет денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки, продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив! И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унес их с собой. И яблоня была счастлива.
После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришел, яблоня так и задрожала от радости.
Иди скорей сюда, малыш! - воскликнула она.
Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!
У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, - ответил мальчик, - мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?
Я бы рада, - вздохнула яблоня, - но у меня нет дома. Мой дом - вот мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив. И мальчик срубил ее ветки и унес их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива.
После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.
Иди сюда, мальчик, - прошептала она, - поиграй со мной.
Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, - ответил мальчик. - Я хотел бы
построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь дать мне лодку?
Спили мой ствол и сделай себе лодку, - сказала яблоня, - и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым. И тогда мальчик спилил ствол, и сделал из него лодку, и уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива. ...Хоть в это и нелегко поверить.
Прошло много времени. И мальчик снова пришел к яблоне.
Прости, мальчик. - вздохнула яблоня. - Но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок.
На что яблоки? - ответил мальчик. - У меня почти не осталось зубов.
У меня не осталось ветвей, - сказала яблоня - Ты не сможешь посидеть на них.
Я слишком стар , чтобы качатъся на ветках - ответил мальчик.
У меня не осталось ствола,- сказала яблоня. И тебе больше непочему взбираться вверх.
Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, - ответил мальчик.
Прости - вздохнула яблоня, - мне бы очень хотелось тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости...
А мне теперь много и не нужно, - ответил мальчик. Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.
Ну что ж, - сказала яблоня. - старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.
Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива
- Ребята, что означает название сказки? Как вы это понимаете?
- Назовите главных героев? (мальчик и яблоня).
- Какой частью речи являются слова мальчик и яблоня? (существительные) Поставьте к ним вопросы (яблоня-что?, мальчик-кто-? ).
- У кого из них больше душевного и живого?
Вывод: на самом деле живого и душевного у яблони больше, чем у мальчика, так как она способна чувствовать, ощущать, переживать.
Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: « Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера».
- А теперь поразмышляем над темой нашего классного часа «Духовные ценности»
У меня есть две шкатулки, а также демонстрируется шкатулка с драгоценностями).В одной лежат украшения, деньги – это богатство. Что можно сделать с этим богатством? Для чего люди копят богатства? (ответы учащихся)
А в другой шкатулке – пусто. Что мы можем туда положить? (размышление детей).
Давайте в шкатулку положим свою бусинку с названием духовной ценности, которой обладаете именно вы (дети кладут в подготовленную пустую шкатулку свою бусинку с названием духовной ценности)
- Это тоже богатство, но только богатство человеческого сердца, духовное богатство. Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатство из первой шкатулке или из второй?
Вывод: прочнее и ценнее то богатство, которое копится в нашей душе, находится в нашем сердце. Его у нас никто не отнимет – это наша с вами собственность. Чем больше людей с таким богатством будет на нашей Земле, тем лучше и добрее будет наш мир
V .Рефлексия деятельности
- Изменилось ли у вас настроение?
- Наше солнышко по-прежнему продолжает улыбаться и согревает нас своим теплом.
И в память о нашем сегодняшнем разговоре, солнышко дарит вам частичку себя (детям раздаются маленькие солнышки).