Интегрированный урок: история+математика Счет лет в истории
Интегрированный урок
по истории и математике
в 5 классе
«Берегите время люди, Ведь его нам не возвратить, Не вернуть ушедшего счастья минуты Увы, прошлого, не изменить......»
Наталья Донская
Тема урока: Счет лет в истории. Координатный луч.
Цель урока: познакомить с понятием «историческое время», «лента времени» и научить осмысленно использовать эти понятия. Повторить тему «Координатный луч», действия с натуральными числами.
Задачи урока:
- образовательные:
а) вспомнить понятием «историческое время», «лента времени» и научить осмысленно использовать эти понятия
б) вспомнить понятия «до нашей эры», «наша эра»
в) актуализировать знания, полученные ранее по разделу «Жизнь первобытных людей»
г) актуализировать знания по теме «Координатный луч», «Единицы измерения».
- развивающие:
а) учить детей давать полный, развернутый ответ
- воспитательные:
а) осознание истории и математики как науки
б) воспитание бережного отношения ко времени, умение ценить свое и чужое время.
Результаты урока:
- предметные
а) знать, что такое координатный луч и как изображаются числа на нем
б) знать округление чисел
в) знать единицы измерение времени
г) научиться работать с лентой времени
д) научиться осмысленно использовать понятия «до нашей эры», «наша эра»
- метапредметные
а) уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
б) уметь осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
в) уметь ставить перед собой цели и проводить рефлексию своей деятельности на уроке
- личностные
Умение проявить уважение к другим людям как неотъемлемое условие развития самоуважения человека.
Ход урока
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Учитель истории. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Как вы думаете, почему? ( два учителя на уроке). Правильно, сегодня у вас на уроке будет два учителя: учитель истории и учитель математики.
Математика сегодня на уроке истории будет помогать нам.
2) Этап актуализация. Определение темы урока.
Учитель математики. Ребята, для того, чтобы определить тему урока, вам надо ответить на наши вопросы. Если всё сделаете правильно, то сложится название нашей темы.
Учитель истории
- Когда появился древнейший человек в Восточной Африке? (2 млн лет назад)
- Когда появились родовые общины? (40 тысяч лет назад)
- Каким временем датируются рисунки Каповой пещеры? (примерно 15 тыс лет назад)
- Когда возникло земледелие? (более 10 тыс лет назад)
- Когда возникло первое государство в Египте? (в 3 тыс до нашей эры)
- Когда была построена самая высокая пирамида Хеопса? (в 2600 году до н э)
- Когда люди научились использовать железо? (в 18 веке до н э)
Ребята формулируют тему урока «Счет лет в истории».
Определение целей урока.
Учитель истории. В соответствии с определенной темой урока, подумайте, какие могут быть цели нашего урока?
(дети формулируют, учитель корректирует)
- Повторить «Счет лет в истории»,
- Повторить «Координатный луч»
- Найти связь между математикой и историей
- Вспомнить понятия времени: эра, тысячелетие, век
Учитель математики. Правильно, ребята. Как вы думаете, что связывает математику и историю? (ответы)
Правильно, прежде всего, историю и математику связывает понятие времени.
- Какую самую маленькую единицу времени вы знаете?
- секунда, минута, день, месяц, год, десятилетие
- Какую самую большую единицу измерения времени вы знаете
Учитель истории. Эра – большой исторический период, охватывающий тысячелетия
Слайд 2. Определение понятия «эра» дает учитель истории.
Учитель математики. Выполните задание (работа в парах):
Учитель истории. У вас на партах лежат карточки с датами. Расположите эти даты последовательно. Что мы сделали с историческими событиями? (расположили в хронологическом порядке)
(Карточки с датами. 1792-1750 г до нашей эры, 7 век до нашей эры, 1500 г до нашей эры, 612 год до нашей эры, 221 год до нашей эры, 2017 год нашей эры)
Учитель истории. Давайте вспомним, чем известны эти даты? (вспоминаем некоторые)
1792-1750г до н э – Правление Хаммурапи, который прославился первыми письменными законами в мире
1500г до н э – самые крупные походы египетского фараона Тутмоса
7 век до н э – начали чеканить первую в мире монету
612г до н э – гибель Ассирийской державы
221г до н э – объединение Китая Цинь Шихуаном
Учитель истории. Слайд 3 (вводится понятие «хронология») Ребята, давайте запишем в тетрадках: Хронология - это наука об измерении времени и различных календарных системах. Хронология – это последовательность событий во времени.
3).Этап выявления места и причины затруднения, выход из затруднения.
Учитель математики. Слайд 4.
Как вы думаете на что похожа лента времени?
Что такое координатный луч? Изобразите на нем следующие числа:
Слайд 5 (самопроверка).
Физкультминутка. Да - хлопаем, нет – топаем
Первый месяц года – январь (да)
Первый месяц весны – апрель (нет)
В году 12 месяцев (да)
В феврале 30 дней (нет)
Новый год начинается 31 декабря (нет)
Четверть часа – это 15 минут (да)
Век – это срок в тысячу лет (нет)
В сутках – 25 часов (нет)
День больше, чем сутки (нет)
Часы – прибор для счета времени (да)
Учитель истории. Можно на координатном луче изображать исторические события?
Сообщение учеников:
Измерение времени по годам. Представление о продолжительности года сложилось у древних земледельцев. Они поняли, что от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное количество дней.
Первыми в истории человечества определили продолжительность года жители Древнего Египта – 365 дней.
Время научились считать по годам. Люди стали запоминать, в каком году произошло важное событие – основание города, большое наводнение, война с соседями.
Как в древности считали года? В разных странах по-разному. Например, в Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй – вторым и так далее. Когда этот царь умирал, к власти приходил новый , вновь наступал первый год, затем второй, третий.
Иным был счет, применявшийся жителями одного из древнейших городов мира – Рима. Год основания своего города римляне считали первым, следующий – вторым и так далее.
Счет лет, которым мы пользуемся. Этот счет возник давно и связан с почитанием Иисуса Христа – основателя христианской религии. Сказания о жизни и мучительной казни Христа создавались около 2-х тысяч лет назад. В те времена почитатели Иисуса уверовали, что он Сын Божий, вознесшийся после смерти на небо.
Через несколько столетий христианская религия, вера в Иисуса Христа и распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса. «Пусть год Его рождения будет первым годом, - рассуждал он, - следующий – вторым и так далее». Он сумел, как ему казалось, высчитать год рождения Иисуса Христа. Это был 753-й год от основания Рима. В нашем летоисчислении Рождество Христово является точкой отсчета для всех исторических дат.
Например, мы говорим: первое упоминание в летописи о Москве относится к 1147 году или Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году. К этим словам верующие люди добавят: от Рождества Христова.
Счет лет от рождения Христа постепенно был принят в разных странах. В нашей стране он введен царем Петром Первым триста лет назад, в 1700 году. Время исчисляемое от Рождества Христова, мы называем наша эра. Продолжается наша эра уже две тысячи лет. Те, события что произошли, до Рождения Христа, мы называем до нашей эры.
Учитель математики. Ребята давайте научимся правильно чертить ленту времени. Начертите отрезок длиной 20 см. Что будет началом отсчета? Что в этом случае брать за единичный отрезок?
Слайд 6. Год, десятилетие, век
Учитель истории. Линия времени. Принято точкой отсчета брать рождение Христа, а единичный отрезок удобно брать 1 век. Числа, изображенные на линии времени принято изображать римскими числами.
Учитель математики. Слайд 8-9. Повторение римских чисел.
4).Этап первичного закрепления.
Учитель математики. Как правильно изобразить исторические даты на линии времени. Давайте потренируемся это делать. Изобразите на координатном луче год своего рождения (2000). Работают в тетрадях истории.
Учитель истории. У каждого на парте есть задачи по истории, но для их решения нужны знания математики. (Решение задач с разбором на доске, запись решения в тетрадь по истории.)
Первая общегреческая Олимпиада проходила в 776 г. до н.э.. Сколько лет тому назад это было?
Петербург был основан в 1703 г. Какой это век? Сколько лет тому назад это было?
5).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Карточка с заданиями. Слайд 10-11
В 776 году до нашей эры проходили первые олимпийские игры.
а) в каком веке проходили первые олимпийские игры?
б) покажите этот век на линии времени
2) В каком году проходили последние зимние олимпийские игры? Изобразите на линии времени в каком веке это событие произошло.
3) Сколько лет прошло между первыми олимпийскими играми и последними олимпийскими играми?
6).Этап подведения итогов и рефлексии учебной деятельности на уроке. У вас у каждого на парте цветные круги (желтый и белый). Уходя с урока возьмите один из них и прикрепите на ободок часов: белый – если вы цените свое и чужое время, если сегодняшний урок прошел не зря, если вы узнали что-то новое и вам было интересно; желтый – если вы время провели зря на уроке. Приготовить цветную бумагу.
Учителя. Мы постарались время не терять, приготовили вам задания для повторения. А как в народе люди относятся ко времени
Вспомним, какие пословицы и поговорки о ценности времени вы знаете?
- Делу- время, потехе – час
- Летний день – зиму кормит
- В субботу в обед будет сто лет.
- Время дороже золота
- Время не деньги – потеряешь, не найдешь
- Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку
- Думай ввечеру, делай поутру.
- Неделя закатилась, нигде не зацепилась
- Упустишь минуту, потеряешь час
- Утро вечера мудренее
- Время – деньги
- Время и труд к победе ведут
Напоминаем, что есть «воры» времени, которых надо остерегаться: 1) Интернет,
2) Телефон, 3) Телевидение, пресса, 4) Мысли не по делу, 5) Вежливые, не нужные разговоры
Домашнее задание. Молодцы, ребята! Запишите д/з на следующий урок.
По истории: написать мини-сочинение на тему: «Как сберечь время?»
По математике: про решать задачи
3; 7; 9
15; 25; 40
50; 150; 175
15