Конспект урока по окружающему миру с элементами интегрирования (3 класс).

МБОУ СОШ №2 с УИОП г. Луховицы











Конспект урока по окружающему миру с элементами интегрирования (3 класс).






Работу выполнила:
учитель начальных классов
Зацепина О.В.









ЛУХОВИЦЫ
ноябрь 2013
Программа: Начальная школа XXI века.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Тема урока: Как живёт растение.

Цели: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений на Земле;
2) раскрыть значимость каждого органа растения для его жизни;
3) развивать внимание, умение делать выводы, анализировать, выделять главное;
4) воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: 1) карточки для проверки Д/З на тему «Разнообразие растений на Земле»;
2) слайд- шоу «Части растения»;
3) на доске мозаика «Части растения»;
4) плакат «Поляна»;
5) учебник «Окружающий мир», 3 класс

















Ход урока.

I. Организационный момент:
Учитель: Начать наш урок мне хочется таким стихотворением:
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
-Ну что, готовы познавать большой мир? Тогда начнём.
II. Опрос:
Учитель: Сначала вспомним о чём мы вели разговор на предыдущих уроках.
Дети: О разнообразии растений на Земле. (на экране 1 слайд)
Учитель: Проверим, как вы поняли эту тему.
На столах у каждого из вас карточки-схемы. Подпишите, пожалуйста, под каждым рисунком название группы растений. (на экране 2 слайд)
-Поменяйтесь карточками с соседом и проверьте с экраном правильность выполнения. (на экране 3 слайд)
-Критерии оценок смотрите по таблице на доске.
(«5»- нет ошибок
«4»- 1 ошибка
«3»- 2 ошибки)
-Верните карточки назад. Поднимите руки, у кого «5», «4», «3»?
- После урока я соберу ваши карточки и проставлю вам оценки.

- А теперь проведём викторину по этой же теме.
Как называют группу растений, живущих в воде. Они не имеют корня, стебля, листьев и цветков. (водоросли)
Растения, состоящие из стебля и листьев. Живут на болотах и во влажных лесах. (мхи)
Это обитатели влажных тенистых мест. Они имеют корень, стебель и крупные, сильно рассеченные листья. ( папоротники)
Почему хвойные растения так называют? Назовите известные вам хвойные растения.
Какая группа растений самая многочисленная и широко распространена на Земле? ( цветковые растения)
- Молодцы!
III. Работа по теме урока:
Продолжим наше путешествие по царству растений. Сегодня мы узнаем как живут растения. ( на экране 4 слайд)
-Запишите в тетрадь тему урока.
- Давайте сначала вспомним, какие органы есть у привычных для нас цветковых растений.
( на доске в беспорядке прикреплены органы растения)
- Нужно собрать в правильном порядке все части растения.
( у доски работает 1 ученик)
- Какое растение мы собрали? ( помидор)
- Назови и покажи все органы.
Сейчас вы узнаете для чего растению нужен каждый орган.
Корень ( на экране 5 слайд).
- Прочитаем о нём в учебнике на с.60. (чит. по абзацам)
- Зачем же растению корень? ( поглащает из почвы необходимые для жизни растения воду и минеральные соли)
- С чем сравнивают корень? (с якорем) Почему?
- Есть даже такая пословица : « Дерево держится корнями, а человек – друзьями».
- Как вы её понимаете?
- А вот Юля расскажет нам про корень стихотворение.


Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок.
-Запишите в тетради корень.
- Прочитаем главное о корне на экране. (чит. 1 учащийся)
Стебель (на экране 6 слайд).
- Работу, которую выполняет стебель, мне хотелось бы сравнить с работой электрического провода. Скажите, сможет ли загореться электрическая лампочка, если она не соединена проводом с источником электричества? Конечно нет! Ведь в лампочку ток бежит по проводу.
Так и по стеблю растения происходит передвижение воды и питательных веществ ко всем частям растения.
- Прочитаем важное о стебле на экране. (чит. 1 учащийся)
- Запишите в тетрадь стебель, отступив вниз 6 клеток.
Загадка: Осенью кружатся,
На землю ложатся,
С земли не встают
И тут гниют. (листья)
Лист (на экране 7 слайд)
- А о том, зачем растению нужны листья, нам сейчас расскажет Никита Дудик. (Однажды, я бродил по лесу, слушал пение птиц, наблюдал, как долбит дерево дятел. Умаявшись, я сел отдохнуть под старым дубом. Посмотрел вокруг и подумал, зачем растению листья. И, вдруг, листья зашелестели и словно стали мне шептать что-то. И вот что я услышал от них.
«У растений, как и у людей , есть свои «фабрики» по производству пищи. Этими фабриками,- шептали мне листья,- являемся мы. В листе на свету из углекислого газа и воды образуются питательные вещества, которые необходимы растению для жизни. Вот почему растение без нас может погибнуть».
Такую историю я услышал в лесу.)
- Что же образуется в листьях? (питательные вещества)
- Прочитаем на экране важное о листьях. (чит. 1 учащийся)
- А теперь сюрприз для любознательных. (на экране 8 слайд)
- Отступите вниз 6 клеток и напишите лист.
Физминутка: Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели
И на землю сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Цветок (на экране 9 слайд)
- Самый красивый орган растения. Действительно, мы узнаём растение прежде всего по его цветкам. Они очень разнообразны по цвету (на экране10 слайд), по форме ( на экране 11 слайд), величине (на экране 12 слайд), запаху. На месте цветков после опыления образуются плоды с семенами. А из семян потом прорастут новые растения.
- Какова же роль цветка? (появление нового растения)
- Запишите в тетради цветок.

- А теперь, ребята, посмотрите на эту поляну.
(на доске зелёная поляна с бытовым мусором: банки, бутылки, пакеты)
-Злые люди сделали так, что она умирает, но её ещё можно спасти. Поможем ей. Срочно уберём весь бытовой мусор. (2 учащихся убирают мусор)
-Что-то наша полянка красивой не становится. Чего-то здесь не хватает? (цветов)
- Давайте сделаем своими руками цветы и оживим нашу полянку.
(дети из бумаги делают тюльпаны)
- Поднимите цветы и покажите какие красивые они у вас получились.
-Посадим на полянку наши тюльпаны.(дети ручейками выходят к доске и «сажают» цветы, в это время звучит песня Юрия Антонова «Не рвите цветы»)
- Катя, ты что-то хочешь сказать?

Мы не будем рвать цветы-
Это капли красоты!
Пусть они растут, цветут,
Радость нам они несут!

- Ребята, вы согласны с Катей?

- Теперь поговорим о плодах, ведь мы же сказали, что на месте цветков образуются плоды с семенами.

Загадки: (после того, как дети разгадают загадку, на экране появляется рисунок- отгадка)

В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (жёлудь)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И любят меня детки. (яблоко)
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (огурец)
Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок.
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог,
А потом под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок. (орех)
IV. Итог урока:
– А теперь вспомним весь сегодняшний разговор об органах растения и скажите, пожалуйста, какой же орган у растений самый важный? (выслушиваются ответы детей)
- Ребята, сами органы растения заспорили об этом. Послушаем их спор.
(выходят к доске 4 ученика, берут с мозаики каждый свою часть)

Корень. Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями.
Лист. Подумаешь! Ты, корень живёшь в темноте, да ещё и за мой счёт! Это я готовлю растениям питательные вещества.
Стебель. Ах, какие вы все важные! А что бы вы делали без меня? Это ведь по мне передвигается вода и питательные вещества, которые вам нужны.
Цветок. Как вы наивны, споря, кто из вас главный. Всё, что вы делаете,- это всё для меня. Не будет меня- не будет и растения! Будет цветок- будет семя, а значит- будет растение.

- Ребята, давайте помирим наших героев и успокоим их. Что мы должны им сказать? (все органы у растения важны)
(на экране слайд: «Каждый орган важен для жизни растения»)

Ребусы (сопровождаются показом слайдов)

3) – Итак, ребята, что вы сегодня на уроке узнали о растении?
-Что вам понравилось на уроке?
- Вы все сегодня молодцы! Каждый из вас получит оценку за карточку.
Ребята, которые помогали нам в усвоении сегодняшней темы,
получат дополнительные «5».
V. Задание на дом: с.59-66, выписать из учебника в тетрадь роль каждого
органа для жизни растения (на следующем уроке мы поговорим о видах корней, листьев, цветков, плодов)












































15