Урок по теме: Кыпчакское ханство
Урок истории Казахстана в 10 «Б» классе
на тему: «Кыпчакское Ханство»
Цель: повторить и обобщить материал о процессе формирования Кыпчакского ханства: территории, этнический составе, общественном строе, политическом положении и хозяйстве.
Задачи:
- Развитие памяти, мышления, речи, коммуникативных навыков, умения работы с текстом учебника, интернетом и презентациями PowerPoint.
- Интернациональное воспитание, формирование у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы проведения урока: применение ИКТ, применение приема критического мышления«Кластер»
Основные понятия и термины: Дешт и Кыпчак, половцы, ельборили.
Оборудование урока:
Мультимедийная презентация к уроку;
Интерактивная доска;
Раздаточный материал: ватман, маркеры.
Ноутбуки с доступом к сети интернет(минимум один на группу).
Структура урока:
Организационное начало. (Психологический настрой).
Актуализация знаний, подготовка к основному этапу. Сообщение темы урока, постановка целей урока.
Усвоение новых знаний и способов действия.
Первичная проверка понимания. Закрепление знаний.
Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
1. Организационное начало. Мотивация.
Приветствие. Вступительное слово учителя.
- Мы продолжаем с вами совершать виртуальные путешествия в средневековье. Поэтому, повернулись, друг к другу улыбнулись, пожелали друг другу хорошей работы на уроке.
2. Подготовка к основному этапу.
2.1. класс делится на три равные по силе группы.
2.2. Сообщение и запись темы урока.
Тема нашего урока -«Кыпчакское Ханство»
2.3. Постановка целей урока делается совместно с учащимися, учитель задает вопрос: исходя из сегодняшней темы попытаетесь определить цели нашего сегодняшнего урока. -Учащиеся высказывают свое мнение.
3.Усвоение новых знаний и способов действия.
Каждая группа выполняет отдельное задание:
1 группа –используя материал учебника, дополнительный материал (загруженный предварительно на ноутбуки, для удобства материал представлен в виде презентацииPowerPoint) учащиеся составляют постер на ватмане по теме: «Политическая история Кыпчакского ханства», при работе с терминами используют ресурсы интернет (Википедию).
2 группа –используя материал учебника, дополнительный материал (загруженный предварительно на ноутбуки, для удобства материал представлен в виде презентации PowerPoint) учащиеся составляют постер на ватмане по теме: «Этнически состав, общественный строи и хозяйство», при работе с терминами используют ресурсы интернет (Википедию).
3 группа используя материал учебника, дополнительный материал (загруженный предварительно на ноутбуки, для удобства материал представлен в виде презентации PowerPoint) учащиеся составляют постер на ватмане по теме: «Культура и наука», при работе с терминами используют ресурсы интернет (Википедию).
Далее группы выбирают спикеров которые презентуют материал другим группам.
4. Закрепление знаний.
Игра быстрый миллионер
5. Рефлексия.
- легко ли было изучать новую тему?
- что понравилось на этом уроке?
6.Домашнее задание.
Записываем домашнее задание: параграф 8Ответить на вопросы в конце параграфа устно.
Оценки за урок и комментарии учителя.
Урок окончен, спасибо за работу.
Тема Кыпчакское ханство (первая половина XI- начало XIIIвв). Цель: 1.Сформировать знания у учащихся о процессе формирования Кыпчакского ханства: территория, этнический состав, общественный строй, политическое положение и хозяйство. 2. Развивать навыки самостоятельной работы, умение выбирать главное. 3.Воспитывать внимание Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока: Комбинированный Оборудование : Учебник 13, атлас, энциклопедия. Проверка домашнего задания.(фронтальный опрос) 1. Кто такие каракитаи?(потомки киданьских племен) 2. В каком году племена киданей создали гос-во Ляо? (924г) 3. Какую территорию занимало гос-во Ляо? (от Тихого океана до Алтая) 4. В каком году Елюй Даши захватил центральные районы Жетысу и г Баласагун? (1125г) 5. Была ли сохранена наследственнаявласть у каракитаев ? (ДА) 6. Обладали ли женщины правом наследования власти? (да) 7. Назовите основные занятия каракитаев. (кочевое и полукочевое скотоводство и земледелие) 8. Как назывался земельный налог, который платили правители крупных городов гурхану?(харадж) План урока. 1.Расселение кыпчаков. 2. Этнический состав. 3.Общественный строй. 4. Политическое положение. 5. Хозяйство. Учитель, знакомя учеников с одной из важных частей отечественной истории- истории кыпчаков, сохраняет единство содержания темы, удерживает внимание и постоянный интерес учеников к развитию событий. Культура и история кыпчаков, должна подаваться таким образом, чтобы развивать знания, воспитывать в них любовь к истории своего народа. Материал должен быть органически связан с предыдущими темами. В ходе рассказа учителя ученики заполняют таблицу. Кыпчаки древние тюркские племена, которые послужили основой формирования казахского народа и других тюркоязычных народов. Крупное политическое объединение, населявшие в средние века территорию Центральной Азии и Восточной Европы. В мусульманских источниках их называют кыбшаками, кипчаками, в западноевропейских-команы, а в русских летописях – половцами. Когда мы говорим о кыпчаках, то должны вспомнить кимаков, история этих двух племен тесно связаны . Таблица 1. Название государства Хронологические рамки Территория Столица Правители Этнический состав Причины распада Кыпчакское ханство Первая половина XI- начало XIII вв. От Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Кулундинских степей на севере до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге Правое крыло- Сарайчик, левое-Сыгнак. Табыр–хан, Кадыр –Буга, АлыпДерек, властитель Отрара- Каир 2 группы племен. 1-западное объединение-ельборили, токсоба, йетиоба, дурут и др. 2-восточное- из 16 племен: 8 крупных и 8 мелких Усиление междоусобной борьбы за власть -столкновение с Хорезмом -нашествие монгольских завоевателей После заполнения таблицы, работа с картой и атласом. Определяем территории заселения кыпчаков . Изучение третьего пункта плана . Составляем схему. ХАН (ПЛЕМЯ ЕЛЬБОРИЛИ) ЗНАТЬ ТАРХАНЫ, БАСКАКИ, БЕКИ,БАИ ВОЖДИ ПЛЕМЕН И РОДОВ НАРОД- БЕДНЯКИ И ЖАТАКИ(занимались земледелием) РАБЫ(бедные должники и пленные) Общественный строй Кыпчакского ханства являлся прямым продолжением общественного уклада Кимакского каганата. Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству. Ханами становились лишь представители племени ельборили. Название племен бори говорит о культе волка как идола, объекта поклонения.Ханская ставка называлась -ордой. Строго соблюдалась иерархическая система господствующей аристократической верхушки- ханы, тарханы, баскаки, беки. Роды и племена также разделялись по социальной значимости. Имущественное неравенство у кыпчаков можно проследить по захоронениям умерших. В захоронениях влиятельных и богатых кыпчаков были найдены дорогостоящие предметы и вещи, а в захоронения простых людей- одни только скелеты. Неравенство наблюдалось и в землепользовании. Знатные люди , имевшие много скота владели и пастбищами, водными источниками, то бедняки попадали в прямую зависимость к богатым. По четвертому вопросу можно организовать самостоятельную работу учащихся с текстом учебника. Читая текст, ученики составляют хронологический календарь. № Дата События Результат
Для закрепления знаний по 4 вопросу , учащимся предлагаем ответить на вопросы.
1.Какие территории были заселены кыпчаками в XI веке?(Вся территория Казахстана кроме Жетысу). 2.Какие земли стремились захватить кыпчаки?(Южные города Казахстана и Средней Азии,южные степные районы Руси). 3.Какое соседнее государство переживало тяжелый упадок? (Огузское государство). 4.Как называли кыпчаков на Руси? ( Половцами) 5 В каком году кыпчаки потерпели крупное поражение от хорезмского шаха? (1133г). 5 вопрос плана –Хозяйство. Самостоятельное изучение. Выполните тесты. 1. Сколько видов скота разводили кыпчаки? А) 3 Б)5 В)4 Г)2 2.Кто из путешественников отмечал, что у кыпчаков много скота? А)Плано Карпини Б) Аль Омари В) Петахья Г) Ибн Батутта 3.Кто из путешественников упоминал о повозках, в которые запрягали 10 волов? А) аль - Омари Б) Петахья В) Плано Карпини Г)Ибн Батутта 4. Что являлось одним из важных источников существования, кроме земледелия и скотоводства? А) охота Б) собирательство В) ремесла Г) обмен Вывод : основным занятием кыпчаков было скотоводство, но среди кыпчаков были и земледельцы и охотники. Закрепление изученного материала.. Вместо точек напишите правильный ответ. Дешт- и Кыпчак- это земли между………………(Алтаем и Волгой) Кыпчакские ханы были выходцами из племени…………..(ельборили) История кыпчаков тесно связана с историей ………………(кимаков) Махмуд Кашгари называл рабов в Кыпчакском ханстве……………(яланкугами) Кыпчаки вели упорую борьбу с ……………….(Хорезмом) Кыпчакских хан Текеш в 1195 году захватил город…………..(Сыгнак). Кыпчаки поклонялись священному животному ……………(волку) Домашнее задание 13, ответить на вопросы.