Краткосрочные планы по информатике 9 класс


Тема Введение. Техника безопасности и организация рабочего места.   Урок 1
Цель Формирование компетентности обучающихся по понятиям «бережное отношение к компьютеру и своему здоровью», «правила поведения в кабинете».
Развитие умений самостоятельной работы, толерантности при работе в паре, группе, навыков логического мышления, выступления перед классом.
сформировать навыки бережного отношения к компьютерной технике, своему здоровью;
развитее саморегуляции и самоконтроля, творческого подхода к учебному заданию, навыков работы в паре, группе, корректировки ведения беседы.
Ожидаемый результат Познакомиться  с правилами поведения в кабинете ВТ.
правильно использовать текстовый материал в процессе выполнения заданий.использовать и анализировать текстовый материал, участвуя в обсуждении.творческий подход к выполнению кластера.
Основные этапы урока Деятельность учителя  
Деятельность обучающихся оценивание
Организационный момент Создать коллаборативную среду «Игра улыбка». Приветствуют учителя и друг друга. Стадия вызова Игра «Да – Нет»
1.Работать за компьютером можно сколько угодно времени! (Нет)
2.За компьютером можно сидеть с напитками и едой! (Нет)
3.Компьютер устройство которое работает от электрической сети! (Да)
4. Существуют ли особые правила работы за ПК, в кабинете? (Да)
 
Объявление темы и цели урока.
Объяснение правил ведения таблицы «ЗХУ».
Предлагаю заполнить таблицу «Знаю»  
Отвечают на вопросы.
Определяют тему урока.
Формулируют цели и задачи для достижения цели.
Устанавливаем критерии успеха урока
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Создают шаблон таблицы «ЗХУ»
Начинают заполнять таблицу графа «Знаю»
  Формативное, пожелание успеха
Актуалтизвция и освоение темы  
Правильная рабочая поза:
Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, в немного перед.
Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.
Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти — это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.
Колени — на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.
Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу — это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.
Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.
Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.
Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.
Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.
Так же при работе необходимо:
дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;
держать в расслабленном состоянии плечи и руки — в руках не будет напряжения, если плечи опущены;
чаще моргать и смотреть в даль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации.
При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 с и на выдохе расслабеть, затем можно повторить.
При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).
Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю.
 
Предлагаю заполнить таблицу «Хочу знать»
Даю задание изучить материал учебника стр.6-9
Даю задание составить кластер по правилам поведения и ТБ в кабинете.
Раздаю памятки «Правила работы в кабинете»
Наблюдаю за работой.
Определяем критерии оценивания работы в группе, кластера.
Предлагаю оценить работу каждого участника группы. Предлагаю защитить свой кластер.
Предлагаю оценить кластер метод 2 звезды и одно пожелание.
  Работаю с таблицей.
 
 
Работают с учебником.
Создаются  группы.
 
 
Начинают работу над кластером.
Предлагают и обсуждают критерии.
Работают над кластером.
 
В тетрадях выставляют символы критерий работы в группе.
Выбирают спикера для защиты кластера.
Защищают свой кластер.
На стикере пишут оценку кластера. Работа в группе
« — давал ответы, задавал вопросы, работал творчески, помогал другим.
 
¨ — задавал вопросы, работал творчески
∆ — работал творчески
? – не принимал никакого участия в работе группы
 
Регламент времени Бумага для кластера
Фломастеры, карандаши, цветные стикеры
Памятка ТБ
физминутка Предлагаю выполнить физминутку. Выполняют упражнения из видео. Контроль (зачет по ТБ) Предлагаю выполнить тест учебник стр. 9 -11
Даю правильные ответы на тест. Выполняют тест.
Полученный результат записывают в тетради. Суммативное оценивание
Стадия рефлексии Прием «толстые вопросы»
Дайте объяснение, почему необходимо соблюдать ТБ?
Почему существуют ограничения времени для работы за компьютером?
Предлагаю заполнить графу «Узнал»
Перевод символов и оценки за тест в оценку за урок.
Предлагаю оценить на сколько прошел урок.
Достиг ли каждый из вас поставленных целей?  
Обсуждают ответ в группах, дают ответ.
 
 
 
Заполняют графу «Узнал»
 
Дают оценку уроку
 
 
Дают ответы  
«+ «7-8» — 5/ -1 4
¨+ «6-5» — 4/ -1 3
∆+ «3-4» — 3/ -1 2
?+ «0-2» — 3/-1  2
Формативная оценка
Домашнее задание Читать стр.6-9, знать правила ТБ Записывают ДЗ дополнительная информация дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?   Проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
 
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
 
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
 
 
 
 
  1.
 
2.
 
 
 
1.
 
2.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предмет Урок2 9 класс
 Тема Понятие алгоритма, свойства алгоритмов, способы представления алгоритмов
Общие цели урока —  познакомиться с формами записи алгоритмов; научиться составлять блок-схемы линейных алгоритмов;  следовать правилам работы в группе
-уметь анализировать  и сравнивать результаты деятельности друг друга
Ключевые идеи Создание коллаборативной среды позволит создать благоприятный эмоциональный климат в классе и подготовить учащихся к восприятию нового материала; диалоговое обучение учеников поможет установить межличностный контакт, определить уровень знания и понимания каждого учащегося, развить навыки взаимодействия и взаимооценивания;
Конкретный результат обучения Изучение данной темы позволяет сформировать знания об основах алгоритмизации: формах записи алгоритмов, соответствие графических элементов блок-схемы алгоритма командам в словесной форме записи.
 
 Результаты обучения для учеников (A) К концу урока будут знать формы записи алгоритма: словесную, графическую,  соответствие графических элементов блок-схемы алгоритма командам в словесной форме записи.; будут уметь составлять блок-схемы линейных алгоритмов.
Будут уметь анализировать  и сравнивать результаты деятельности друг друга; работать в группе в качестве консультанта и спикера
 Результаты обучения для учеников (B) К концу урока будут знать формы записи алгоритма: словесную, графическую,  соответствие графических элементов блок-схемы алгоритма командам в словесной форме записи;
научатся  определять и  следовать правилам работы в группе
Будут уметь анализировать  и сравнивать результаты деятельности друг друга
g) Результаты обучения для учеников (C) К концу урока будут знать формы записи алгоритма: словесную, графическую;  научатся    следовать правилам работы в группе
 
Источники, оснащение и оборудование Презентация к уроку, ПК, учебник
Записи учителя
Введение (вызов)1. Эмоциональный настрой учащихся. Учитель создаёт условия, чтобы настроить учеников  на учебную деятельность и духовный контакт при помощи игры «Улыбка и пожелание».Приветствие учащихся:Здравствуйте ребята! Прежде чем начать наш урок я бы хотела  пригласить  вас всех в общий круг.Я предлагаю сыграть в игру « Улыбка и пожелание». Игра заключается в том, чтоб каждый из вас повернулся к соседу улыбнулся ему и пожелал чего-нибудь доброго и хорошего
 
Учащиеся становятся в круг улыбаются друг другу и желают друг другу хорошего рабочего настроения.
Ученик почувствует эмоциональный комфорт и творческую раскованность
2. Проверка домашней работы.
1.      Что такое алгоритм?
2.      Какими свойствами должен обладать алгоритм?
3.      Приведите  примеры исполнителей алгоритмов?
4.      Какие способы записи существуют?
5.       Приведите пример алгоритмических структур?
Чтобы составить алгоритм, необходимо знать систему команд предполагаемого исполнителя, правила записи отдельных команд и всего алгоритма в целом.
Будем рассматривать алгоритмы, исполнителем которых является человек.
Последовательность шагов, которые выполняются человеком при решении некоторой задачи, удобно записывать в виде нумерованного списка (словесная форма) таблицы или изображать с помощью блок-схемы.
 
В последнем случае для обозначения шагов алгоритма используются следующие геометрические фигуры:
Алгоритм, записанный на языке, понятном исполнителю, называется программой.
 
Алгоритм разрабатывается для решения некоторой задачи или класса задач. При этом:
1.      Выделяются фигурирующие в задаче объекты, устанавливаются свойства объектов, отношения между объектами и возможные действия с объектами;
2.      Определяются исходные данные и результат;
3.      Определяется точная последовательность действий исполнителя, обеспечивающая переход от исходных данных к результату;
4.      Последовательность действий записывается на языке, понятном исполнителю.
 
Формы записи алгоритмов:
Словесный представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. Алгоритм представляет собой произвольное изложение на естественном языке
Графический  — последовательности связанных между собой блоков каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.
Такое графическое представление называется блок схемой  -ориентированный граф указывающий порядок  исполнения  команд алгоритма.
 
Графические формы записи алгоритмов:
Начало
конец
Ввод (вывод)
условие
Цикл
Вычисление
 
 
 
 
 Основные алгоритмические структуры
Следование(линейный алгоритм)                                                Циклы
 
 
 
 Ветвление
+
 
 
 
 Следование – команды выполняются одна за другой  в том порядке, в котором они записаны в алгоритме.( (Пример. Алгоритм открывания двери в квартиру: достать ключ, вставить в замочную скважину, повернуть нужное количество раз, достать ключ, открыть дверь. закрыть дверь)
Ветвление — данные влияют на ход выполнения алгоритма, т.е. в зависимости от условия выполняются те или иные действия алгоритма.(Пример, Алгоритм «попадания» в свою  квартиру: позвонить в квартиру; если есть кто-то дома дождаться когда откроют дверь и войти в квартиру, если нет никого дома достать ключ; …)
Цикл(повторение) — в процессе выполнения алгоритма многократно повторяется определенный  набор команд. (Пример. (Мытье 10 тарелок: взять тарелку, помыть, поставить в сушку, взять тарелку, помыть, поставить в сушку и т. д. пока не закончатся тарелки.)
Пример5.
Составьте алгоритм рисования фигуры так, чтобы в процессе перо не отрывалось от бумаги, и ни одна линия не проводилась дважды.
 
 
 
 
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Переведи в точку (1;1)
Опусти перо
Сдвинь на вектор (4;4)
Сдвинь на вектор (0;-4)
Сдвинь на вектор (4;4)
Сдвинь на вектор (0;-4)
Сдвинь на вектор (-8;0)
Сдвинь на вектор (0;4)
Сдвинь на вектор (8;0)
 
 
Задача  исполнить команды алгоритма при а=1, b=2, с=3
1.  умножить b на b. результат записать в R1 ;             {R1=4}
2.              умножить а на с, результат записать в R2;                      {R2=3}
3.              умножить 4 на R2. результат записать в R3;       {R3=12}
4.      вычесть R3 из R1. результат записать в d      (d= -8)
Восстановим формулу вычисления: d=Rl-R3=b*b-4*R2:=b2-4ac
Что получается? (дискриминант квадратного уравнения. )
Это пример формального исполнителя алгоритма.
. Задание 2. По представленным картинкам определите тему урока
Учитель выводит картинки на слайде презентации и предлагает определить тему урока: 
 
 
 
 
 
 Ученики рассматривают картинки, обсуждают и определяют тему урока и цели урока
Учитель предлагает ученикам записать тему урока в тетрадь.4. Задание 2. Чтение текста учебника (Стратегия Инсерт) стр.58-60 с пометками
Учитель предлагает учащимся самостоятельно изучить тему, прочитав текст учебника с пометками: + я это знал, — я этого не знал, ! – это меня удивило, ? – хочу узнать.
 
Ученики читают текст учебника с пометками.
 
Учитель объясняет учащимся обозначение действий в алгоритме при помощи геометрических фигур.Ученики слушают, анализируют собственные мыслительные операции,  делают краткий конспект по теме.
Музыкальная физминутка
Учитель предлагает учащимся выполнить музыкальную физминуткуУченики выполняют физминутку.
. Задание 4. (работа в парах)
Учитель предлагает в парах выполнить задание 4.1. и 4.2.
4.1. задание на выполнение алгоритма, записанного в словесной форме.
Определите, что получиться, если выполнить алгоритм:
Начало
    Возьми карандаш
   Напиши диктант по клеточкам: 1В 1П 3В 2Л 3В 2П 1В 1П 3Н 6П 1В 1П 2Н 1Л 4Н               2Л 1В 1П 1В 5Л 2Н 2Л, (где В – вверх, П- вправо, Л – влево, Н – вниз)
  Дорисуй полученный рисунок
  Положи карандаш на место
Конец4.2. Составление блок-схемы алгоритма
  Составьте блок схему алгоритмов: а) выполнения домашнего задания,б) приготовления яичницы, в) умножения двух чисел.
 
Ученики в парах выполняют задания
 
Учитель предлагает осуществить взаимооценивание в парах.
 
Ученики обмениваются работами в парах и осуществляют взаимооценивание при помощи стикеров.
 
Рефлексия «Обмен мнениями»
Учитель предлагает учащимся обменяться мнениями по уроку, ответив на вопросы:
·       Сегодня я узнал…
·         Было трудно…
·         Я выполнял задания…
·         Я понял что…
·         Теперь я могу…
·         Я приобрёл…
·         Я научился…
·         Урок для меня показался…
·         Для меня было открытием то, что…
·         Мне показалось важным…
·         Материал урока был мне…
Ученики продолжив предложения, обмениваются мнениями по уроку
 
Учитель суммативно оценивает учащихся  по результатам самооценки учащихся.
Домашнее задание:Учитель организует запись домашнего задания в дневники
Ученики записывают домашнее задание:учебник  
2 мин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5 мин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5 мин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10 мин
 
 
 
 
 
 
5 мин
 
 
 
 
 
3 мин
 
 
 
7 мин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 мин
 
 
 
 
3 мин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 мин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дата:                                                                                          Класс: 9                                        урок 3
Тема: Понятие исполнителя, система команд исполнителя
Цель урока:
  познакомить с понятием «алгоритм», организовать совместную деятельность по изучению свойств алгоритма и его исполнителей
Обучать основам программирования.
Развивать логическое мышление.
Ожидаемый результат расширить знания учащихся: на конкретном примере рассмотреть как решаются задачу, составляются алгоритмы в расчете на какого-либо исполнителя; развитие умения анализировать.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель. 5 мин. II. Проверка домашней работы.
 
Ø Каждая группа должнасоставить подробную инструкцию для какого-либо действия:заваривание чая, решение уравнения, переход дороги по свето-фору и др. Инструкцию ученики оформляют на альбомных лис-тах или ватмане (раздает учитель).
Ø Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуж-даются по следующим вопросам:
—      Что общего во всех инструкциях, алгоритмах? (Пошаговоевыполнение — свойство дискретности.)
—      Что получается после выполнения алгоритма? (Конкрет-ный результат — свойство результативности.)
—      Можно ли один алгоритм, например инструкцию по зава-риванию чая, применить для выполнения аналогичного дейст-вия, например заваривания травяного сбора? (Свойство массо-вости.)
—      Все ли инструкции просты и понятны? (Свойство выпол-нимости и понятности команд.)
—      Все ли команды четко прописаны и в правильной последо-вательности? (Свойство детерминированности.)
Определение алгоритма и свойства ученики записываютв тетрадь. Ученики отвечают на вопросы учителя. 20 мин. III. Актуализация знаний
Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание:
По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал.
Стадии создания алгоритма:
1. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает (определить цель, наметить план действий).
2. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия (выбрать среду и объект алгоритма, детализировать алгоритм). Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.
Исполнитель — объект, который выполняет алгоритм. Назначение исполнителя точно выполнить предписания алгоритма, подчас не задумываясь о результате и целях, т.е. формально. Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры…
Компьютер – автоматический исполнитель алгоритмов.
Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется программой. Каждый исполнитель характеризуется средой («местом обитания») и системой команд.
Основными характеристиками исполнителя являются: среда, система команд, элементарные действия, отказы.
Среда (или обстановка) — это «место обитания», множество объектов, которые окружают исполнителя. Каждый исполнитель может выполнять команды только из некоторого строго заданного списка — системы команд исполнителя. Совокупность всех команд, которые исполнитель может выполнить, называется системой команд исполнителя (СКИ). Для каждой команды должны быть заданы условия применимости (в каких состояниях среды может быть выполнена команда) и описаны результаты выполнения команды. За каждой командой из системы команд исполнителя закреплено конкретное элементарное действие. Исполнителя можно представить в виде устройства с кнопочным управлением. Каждая кнопка соответствует одной команде исполнителю, и нажатие означает вызов этой команды. После вызова команды исполнитель совершает элементарное действие, соответствующее данной команде. Важно отметить, что нас интересует результат, а не механизм выполнения команды. Отказы исполнителя возникают при вызове команды в недопустимом для данной команды состоянии среды. Другими словами – это случай, когда попытка выполнить команду приводит к аварии. Учебными исполнителями называют различные образы на экране компьютера, которыми можно управлять, отдавая команды. Используются они для обучения составлению управляющих алгоритмов. Есть много различных учебных исполнителей, придуманных для занятий по информатике. У них разные, часто забавные названия: Черепашка, Робот, Чертежник, Кенгуренок, Пылесосик, Муравей, Кукарача и др. Одни исполнители создают рисунки на экране, другие складывают слова из кубиков с буквами, третьи перетаскивают предметы из одного места в другое. Все эти исполнители управляются программным путем. Любому из них свойственна определенная среда деятельности, система команд управления, режимы работы. С помощью каждого из таких исполнителей можно учиться строить алгоритмы управления. Многие из учебных исполнителей занимаются рисованием на экране компьютера. Из названных выше, это Черепашка, Кенгуренок, Чертежник. Эту группу можно назвать графическими исполнителями.Задание 1.
Откройте окно исполнителя Кузнечик.Откройте пульт для исполнителя Кузнечик.
Используя пульт, напишите алгоритм для получения из числа 4 числа 25.
Примечание: в этом задании Кузнечик умеет выполнять команды «вперед 5», «назад 2».
Задание 2.
1.                  Используя команды исполнителя Кузнечик, напишите алгоритм для получения из числа 33 числа 4 (без использования пульта).
2.                  Откройте окно исполнителя Кузнечик и проверьте алгоритм
Примечание: в этом задании Кузнечик умеет выполнять команды «вперед 3», «назад 4».
  Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания. Выполняют упражнения.
  учебник
 
карточки
 
 
10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» проводит закрепление урока.
1.                  Что такое алгоритм?
2.                  Какие вы знаете виды алгоритмов?
Что такое исполнитель. Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания. 5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.- Чему научил вас урок?— Какое впечатление осталось у вас от урока? Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. фишки
 
стикеры
 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  
 
 
 
Итог  урока:___________________________________________________________________
 
 
 
 
Положительные стороны урока:__________________________________________________
 
_____________________________________________________________________________
 
 
Отрицательные стороны урока:__________________________________________________
 
_____________________________________________________________________________
 
 
Тема Цель Формирование компетентности обучающихся по понятиям «бережное отношение к компьютеру и своему здоровью», «правила поведения в кабинете».
Развитие умений самостоятельной работы, толерантности при работе в паре, группе, навыков логического мышления, выступления перед классом.
сформировать навыки бережного отношения к компьютерной технике, своему здоровью;
развитее саморегуляции и самоконтроля, творческого подхода к учебному заданию, навыков работы в паре, группе, корректировки ведения беседы.
Ожидаемый результат Познакомиться  с правилами поведения в кабинете ВТ.
правильно использовать текстовый материал в процессе выполнения заданий.использовать и анализировать текстовый материал, участвуя в обсуждении.творческий подход к выполнению кластера.
Основные этапы урока Деятельность учителя  
Деятельность обучающихся оценивание
Организационный момент Создать коллаборативную среду «Игра улыбка». Приветствуют учителя и друг друга.  
Стадия вызова Игра «Да – Нет»
1.Работать за компьютером можно сколько угодно времени! (Нет)
2.За компьютером можно сидеть с напитками и едой! (Нет)
3.Компьютер устройство которое работает от электрической сети! (Да)
4. Существуют ли особые правила работы за ПК, в кабинете? (Да)
 
Объявление темы и цели урока.
Объяснение правил ведения таблицы «ЗХУ».
Предлагаю заполнить таблицу «Знаю»  
Отвечают на вопросы.
Определяют тему урока.
Формулируют цели и задачи для достижения цели.
Устанавливаем критерии успеха урока
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Создают шаблон таблицы «ЗХУ»
Начинают заполнять таблицу графа «Знаю»
  Формативное, пожелание успеха
Актуалтизвция и освоение темы  
Правильная рабочая поза:
Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, в немного перед.
Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.
Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти — это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.
Колени — на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.
Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу — это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.
Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.
Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.
Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.
Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.
Так же при работе необходимо:
дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;
держать в расслабленном состоянии плечи и руки — в руках не будет напряжения, если плечи опущены;
чаще моргать и смотреть в даль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации.
При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 с и на выдохе расслабеть, затем можно повторить.
При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).
Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю.
 
Предлагаю заполнить таблицу «Хочу знать»
Даю задание изучить материал учебника стр.6-9
Даю задание составить кластер по правилам поведения и ТБ в кабинете.
Раздаю памятки «Правила работы в кабинете»
Наблюдаю за работой.
Определяем критерии оценивания работы в группе, кластера.
Предлагаю оценить работу каждого участника группы. Предлагаю защитить свой кластер.
Предлагаю оценить кластер метод 2 звезды и одно пожелание.
  Работаю с таблицей.
 
 
Работают с учебником.
Создаются  группы.
 
 
Начинают работу над кластером.
Предлагают и обсуждают критерии.
Работают над кластером.
 
В тетрадях выставляют символы критерий работы в группе.
Выбирают спикера для защиты кластера.
Защищают свой кластер.
На стикере пишут оценку кластера. Работа в группе
« — давал ответы, задавал вопросы, работал творчески, помогал другим.
 
¨ — задавал вопросы, работал творчески
∆ — работал творчески
? – не принимал никакого участия в работе группы
 
Регламент времени Бумага для кластера
Фломастеры, карандаши, цветные стикеры
Памятка ТБ
физминутка Предлагаю выполнить физминутку. Выполняют упражнения из видео.  
Контроль (зачет по ТБ) Предлагаю выполнить тест учебник стр. 9 -11
Даю правильные ответы на тест. Выполняют тест.
Полученный результат записывают в тетради. Суммативное оценивание
Стадия рефлексии Прием «толстые вопросы»
Дайте объяснение, почему необходимо соблюдать ТБ?
Почему существуют ограничения времени для работы за компьютером?
Предлагаю заполнить графу «Узнал»
Перевод символов и оценки за тест в оценку за урок.
Предлагаю оценить на сколько прошел урок.
Достиг ли каждый из вас поставленных целей?  
Обсуждают ответ в группах, дают ответ.
 
 
 
Заполняют графу «Узнал»
 
Дают оценку уроку
 
 
Дают ответы  
«+ «7-8» — 5/ -1 4
¨+ «6-5» — 4/ -1 3
∆+ «3-4» — 3/ -1 2
?+ «0-2» — 3/-1  2
Формативная оценка
Домашнее задание Читать стр.6-9, знать правила ТБ Записывают ДЗ  
дополнительная информация  
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями  
       
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?   Проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?  
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
 
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
 
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
 
 
 
 
  1.
 
2.
 
 
 
1.
 
2.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дата:                                                                            Класс: 10     урок 2
Тема: Информационная картина мира, информационные системы и ресурсы.
Цель урока: Дать представление о понятие информации, виды информации, формы представления информации, свойства информации,  источники и приемники информации, формировать умение работать с поступающей к нам информацией, расширить информационную картину мира.
Задачи:
Образовательная: Помочь учащимся усвоить понятие информации, виды информации, формы представления информации, свойства информации,  источники и приемники информации. Закрепление основных понятий
Развивающая: Развитие воображения, мышления; развитие познавательных интересов в области информатики, самоконтроля, умения конспектировать.
 
Ожидаемый результат Научаться  измерять информацию, определять её виды. Узнают  понятие информатики и информации
Развить навыки работы в группах;  Узнать единицы измерения информации;
 
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствую ребят, прошу сесть, приготовиться к уроку, проверяю готовность к уроку, раздаю листочки с изображением компонентов ПК, прошу сесть так чтобы за каждым столом получился рабочий системный блок, сообщаю, что листочки нам ещё пригодятся, чтоб дети не портили их, проверяю группы. С помощью разрезанных пазлов, класс делится  на группы. Пазлы
10 мин. II. Подготовка к восприятию новой темы.Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме.
Внимание на экран!(На экране демонстрируется презентация с изображение ребуса. Рисунок 1)
 
 
 
Учитель: Что зашифровано в нашем ребусе?Ученики: Информация.Учитель: Действительно. Сегодня на уроке вы узнает, что такое информация, способы представления и передачи информации. (На экране демонстрируется презентация с изображение темы урока. Учащиеся записывают тему в тетрадях.).
 
  Демонстрируют свои знания, умения. Карточки
20 мин. III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации.
Для свободного размышления предлагает ученикам  составить «Кластер».
Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер.
 
Работа в группах
Как называется информатика ?
Как называется информатция  ?
Чем отличается  информатики  от инфоматцииа? Что в них общего ? (составить диаграмму Венна)
 
Информация
Информатика
 
 
  
 
 
 
 
Информация – от латинского слова «informatio» сведения, разъяснения, изложение.
Человек живет в мире информации, воспринимает информацию окружающего мира с помощью органов чувств: зрение – 90%, слух – 9%, обоняние, осязание – 1%.
Полученная информация хранится человеком в его памяти.
Виды информации
По способу восприятия По степени значимости По форме представления
Визуальная,
аудиальная, тактильная, обонятельная,
вкусовая Личная Знания, умения, прогнозы, планы, чувства, интуиция, наследственная память, опыт Текстовая,
Числовая,
Графическая,
звуковая
Специальная Научная, производственная, техническая, управленческая Общественная Обще-политическая, научно-популярная, обыденная, эстетическая Свойства информации
1. Объективность – информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения
1а. Субъективность.
2. Достоверность – информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
2а. Ложная.
3. Полнота – информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решения.
3а. Недостаточность.
4. Актуальность (своевременность) – информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени.
4а. Неактуальная (устаревшая).
5. Полезность (ценность) – оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью.
5а. Бесполезность.
6. Понятность – если она выражена на языке доступном для получателя.
6а. Непонятность.
 
Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами.
Задание для группы:
Задание 1. Задание на компьютере «Как мы получаем информацию”. Ученики слушают объяснение с ПК. После выполнения задания обсудить с учащимися, какие есть виды информации и записать их в тетрадь:• Аудиальная (звуковая) – ее мы получаем с помощью слуха;• Визуальная (зрительная) – ее мы получаем с помощью зрения;• Обонятельная – ее мы получаем с помощью обоняния;• Вкусовая – ее мы получаем с помощью вкуса;• Тактильная – ее мы получаем с помощью осязания.Задание 2. Игра «Выбери нужное». Каждому ученику выдаются карточки с заданием. Они должны выбрать нужный пример заданного вида информации, один из учащихся выполняет задание на магнитной доске выбирая из предоставленных ему табличек нужную. После выполнения задания проверяют, что получилось на доске и у каждого на месте. Каждый из учеников ставит себе отметку. Карточки с выполненными заданиями сдаются учителю.Карточка 1. Выберите примеры звуковой информации: шум дождя, вид из окна, вкус персика, лай собаки, запах духов. (Шум дождя, лай собаки.)Карточка 2. Выберите примеры визуальной информации: смотрим телевизор, слушаем прибой, пьем чай, рассматриваем картинку. (Смотрим телевизор, рассматриваем картинку.)
5 мин. IV. Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Призма».
Экспресс-опрос:
Какими способами можно рассказать о событиях? {Нарисовать картину или рисунок, описать в виде текста, рассказать устно, представить в виде театральной постановки или оперы, сочинить и спеть песню, изобразить жестами и мимикой.)
Какую роль может играть рисунок в тексте? (Дополнять текст, пояснять описание.)
Какими источниками информации вы пользуетесь? (Газеты, журналы, книги, телевизор, радио и пр.)
Может ли источником информации быть человек (мама, папа, бабушка, учитель, приятель)? (Да.)
Кто (или что) может быть приемником информации? (Человек.).
От источников информации мы получаем зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую информацию. Природа является неисчерпаемым источником информации для человека.
Составление синквейна в парах
 
Работа по теме для закрепление.  Для всех групп
Прием «Синквейн»
1. Дети возвращаются к таблице «Верю не верю», корректируют свои знания.
2. Прием синквейн
1 -3 группа
Информатика 2 — группа
Информация
   
 
Прошу разделиться на пары, на доске отображаю правила синквейна и прошу их составить в течение 5 минут синквейн по данной теме в парах
  Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. Бумага А4
5 мин. V. Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и  учащимися. Систематизирует и обобщает совместное  достижение. Проводит рефлексию.
— Понравился ли вам урок?
— Что было трудным для вас?
— Что вам больше понравилось? Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценочный лист
 
Стикеры
 2 мин. VI. Объясняет выполнение домашней работы.
 
  Записывают домашнюю работу в дневниках.  
 
 
Итог урока:__________________________________________________________________
 
 
Положительные стороны урока:____________________________________________________
________________________________________________________________________________
 
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дата:                                                                             Класс: 10                    урок 3
Тема: Образовательные информационные ресурсы
Цель урока: определением информационных ресурсов;
с понятием информационный продукт;
с понятием информационная услуга и их основные виды;
развить логическое и пространственное мышление.
Ожидаемый результат чащиеся должны знать: понятие «информационная система»; приводить примерыинформационных систем и ресурсов Казахстана; законодательство РК в области информати-зации и информационных ресурсов; приемы пользования образовательными информацион-ными ресурсами; что относится к образовательным информационным ресурсам.
Учащиеся должны уметь: определять информационную систему; классифицировать информационные системы; пользоваться информационными системами и ресурсами; соблюдать нормы законодательства РК и этические нормы при работе с информационными ресурсами.
 
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент
Цель этапа:Активизация учащихся, создание ситуации успеха.
Мотивация учащихся к учебной деятельности. Проявление интереса к материалу изучения.
Оценивают правильность выполнения заданий. Учебник
10 мин. II. Проверка пройденного материала.
По методу «ИНСЕРТ» организует проверку изученного материала.
 
Прием  работа с текстом «Insert»
Ведение активного чтения параграфа 2 учебника прием Insert
(работают простым карандашом, на полях выставляют знаки)
Заполнение таблицы
V (уже знал) + (новое) — (думал иначе) ?(не понял, есть вопросы)
       
Ведется обсуждение. Дети должны вписывать в таблицу только ключевые слова, по мере обсуждения в таблицу могут вписываться дополнения.
Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?
Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.
Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с информационной революцией.
Что определяет информационное общество?
Имеется ли связь между промышленными и информационными революциями?
Как вы представляете информационное общество?
Как вы понимаете информационную культуру?
 
  Заполняя таблицу, осуществляют взаимопроверку пройденного материала. Таблица «ИНСЕРТ»
20 мин. III. Актуализация знаний
С помощью наводящих вопросов подводит к теме урока. Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Представление об информационных ресурсах
В информационном обществе важно иметь представление о возможных информационных ресурсах.
В словаре С. И. Ожегова поясняется, что ресурс — это запас, источник чего-нибудь. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, уже ставших классическими экономическими категориями:
• материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т. д.;
• природные ресурсы — объекты, процессы, природные условия, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
• трудовые ресурсы — люди, обладающиё общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
• финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
• энергетические ресурсы — носители энергии: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т. д.
Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы». В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» это понятие определяется следующим образом.
Информационные ресурсы — это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.
Надо понимать, что документы и массивы документов, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.
В настоящее время нет ясных рекомендаций относительно того, как осуществлять прогнозирование потребностей общества в информационных ресурсах. Это снижает эффективность использования информационных ресурсов и приводит к увеличению продолжительности переходного периода от индустриального общества к информационному. Тем не менее информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.
Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:
• государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;
• библиотечные информационные ресурсы;
• информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.
Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.
Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
• превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
• сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
• образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
• повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.
Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.
Информационные услуги и продукты
Информационные ресурсы являются основой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о некотором объекте конкретной предметной области. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т. д.
Информационный продукт это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг.
Услуга — это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.
Информационная услуга — это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
До недавнего времени основным местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов нашей страны являлись библиотеки. Перечислим основные виды информационных услуг, предоставляемые библиотечной сферой:
• предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;
• результаты библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и т. п.);
• результаты фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);
• научно-техническая пропаганда и рекламная деятельность (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т. п.);
• результаты информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюктурные справки и т. д.).
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т. п. Базы данных фактически существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях, хотя они и не назывались базами данных.
С появлением компьютеров существенно увеличились объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширился круг информационных услуг.
В настоящее время, когда идет интенсивная информатизация всех сторон жизнедеятельности общества, большое значение имеет дистанционный доступ к удаленным централизованным базам данных. И здесь огромную роль играет всемирная сеть Интернет и информационно-поисковые системы. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря всё большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей; высокой оперативности предоставления услуг; возможности отказа от собственных информационных систем.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Практическая работа  для группы:
1.1. Работа в Интернет сети (результаты работы записываем в рабочую тетрадь)    2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет (8-10 разделов), охарактеризуйте любые три.
2. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:
1. укажите время утверждения григорианского календаря
2. Какой диаметр пылинки
3.Укажите смертельный уровень звука
4. Какова температура кипения железа
5. Какова температура плавления йода
6. Укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца
7. Какова масса Земли
8. Какая гора в Австралии является самой высокой
9. Дайте характеристику народа кампа
10. Укажите годы правления Ивана III
11. Укажите годы правления Екатерины II
12. В каком году был изобретен первый деревянный велосипед
13.  Укажите годы правления Ивана IV
3. Используя ресурсы сети Интернет, заполните в тетради таблицу «Информационные революции».
Информационная революция Первая информационная революция Вторая информационная революция(сер. XVI в.) Третья информационная революция(конец XIX в.) Четвертая информационная революция(70-е гг. XX в.)
Характеристики этапа Изобретение, вызвавшее революцию        
Главная ценность      
Преобладающие профессии        
Культура        
Достижения сточки зрения информатики        
 
 
 
Практическая работа
1.1. Работа в Интернет сети (результаты работы записываем в рабочую тетрадь)    2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет (8-10 разделов), охарактеризуйте любые три.
2. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:
1. укажите время утверждения григорианского календаря
2. Какой диаметр пылинки
3.Укажите смертельный уровень звука
4. Какова температура кипения железа
5. Какова температура плавления йода
6. Укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца
7. Какова масса Земли
8. Какая гора в Австралии является самой высокой
9. Дайте характеристику народа кампа
10. Укажите годы правления Ивана III
11. Укажите годы правления Екатерины II
12. В каком году был изобретен первый деревянный велосипед
13.  Укажите годы правления Ивана IV
3. Используя ресурсы сети Интернет, заполните в тетради таблицу «Информационные революции».
Информационная революция Первая информационная революция Вторая информационная революция(сер. XVI в.) Третья информационная революция(конец XIX в.) Четвертая информационная революция(70-е гг. XX в.)
Характеристики этапа Изобретение, вызвавшее революцию        
Главная ценность      
Преобладающие профессии        
Культура        
Достижения сточки зрения информатики        
 
5 мин. IV. Закрепление урока. Предлагает разноуровневые задания учащимся.
Ученики делятся на четыре группы, каждая из которых должна подготовить информа-ционный материал по одному из вопросов, предложенных в практической работе (за-дание 2) после §3. Каждая группа выполняет работу, затем представляет свой материал при помощи проектора. Проводится оценивание работы.
  Работают с разноуровневыми заданиями. Разноуровневые карточки
5 мин. V. Итог урока
Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию урока.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? Фиксируют и анализируют выводы по уроку. Ученики оценивают свою работу и рабоду одноклассников. Карточки
 
 
Фишки
 2 мин. YI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневники.  
 
Итог урока:__________________________________________________________________
 
Положительные стороны урока:_________________________________________________
 
Отрицательные стороны урока:__________________________________________________
______________________________________________________________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дата:                                       Класс: 10        урок 4
 
Тема История развития программирования, тенденции развития программного обеспечения
Цель урока:
  познакомить с поколениями языков программирования;
систематизировать знания учащихся о языках программирования, проследить эволю-цию ЯП в связи с развитием техники;
формировать навыки работы в группе и монологическую речь учащихся
Ожидаемый результат Учащиеся должны знать: этапы развития языков программирования.
Учащиеся должны уметь: различать языки программирования разных поколений.
 
  Деятельность учителя
  Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент.Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Атом и молекулы». Ученики с помощью атомов и молекул объединяются в группы.  
10 мин. II. Проверка пройденного материала.Проверяет домашнюю работу по методу «Аквариум».
 
 
  Демонстрируют свои знания и умения.  
 
15 мин. III. Актуализация знаний.  Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По электронному учебнику учитель объясняет новую тему.
Ученики демонстрируют свои знания.
Электронный учебник
 
Прогресс компьютерных технологий определил процесс появления новых разнообразных знаковых систем для записи алгоритмов – языков программирования. Смысл появления такого языка – оснащенный набор вычислительных формул дополнительной информации, превращает данный набор в алгоритм. Язык программирования служит двум связанным между собой целям: он дает программисту аппарат для задания действий, которые должны быть выполнены, и формирует концепции, которыми пользуется программист, размышляя о том, что делать. Первой цели идеально отвечает язык, который настолько «близок к машине», что всеми основными машинными аспектами можно легко и просто оперировать достаточно очевидным для программиста образом. Второй цели идеально отвечает язык, который настолько «близок к решаемой задаче», чтобы концепции ее решения можно было выражать прямо и коротко.
Язык программирования
Язык программирования – формальная знаковая система, предназначенная для записи программ. Программа обычно представляет собой некоторый алгоритм в форме, понятной для исполнителя (например, компьютера). Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерной программы. Он позволяет программисту точно определить то, на какие события будет реагировать компьютер, как будут храниться и передаваться данные, а также какие именно действия следует выполнять над этими данными при различных обстоятельствах.
Понятие язык программирования
Функция: язык программирования предназначен для написания компьютерных программ, которые применяются для передачи компьютеру инструкций по выполнению того или иного вычислительного процесса и организации управления отдельными устройствами.
Задача: язык программирования отличается от естественных языков тем, что предназначен для передачи команд и данных от человека компьютеру, в то время, как естественные языки используются для общения людей между собой. В принципе, можно обобщить определение «языков программирования» – это способ передачи команд, приказов, четкого руководства к действию; тогда как человеческие языки служат также для обмена информацией.
Исполнение: язык программирования может использовать специальные конструкции для определения и манипулирования структурами данных и управления процессом вычислений.
Семантика языков программирования
– Семантика описывает последствия выполнения конструкций языка с помощью языка логики и задания пред- и постусловий.
Компилируемые и интерпретируемые языки
– Языки программирования могут быть разделены на компилируемые и интерпретируемые
Компилируемые
Программа на компилируемом языке при помощи специальной программы компилятора преобразуется (компилируется) в набор инструкций для данного типа процессора (машинный код) и далее записывается в исполняемый файл, который может быть запущен на выполнение как отдельная программа. Другими словами, компилятор переводит программу с языка высокого уровня на низкоуровневый язык, понятный процессору.
 
 
Интерпретируемые
Интерпретируемые языки обладают некоторыми специфическими дополнительными возможностями (см. выше), кроме того, программы на них можно запускать сразу же после изменения, что облегчает разработку. Программа на интерпретируемом языке может быть зачастую запущена на разных типах машин и операционных систем без дополнительных усилий. Однако интерпретируемые программы выполняются заметно медленнее, чем компилируемые, кроме того, они не могут выполняться без дополнительной программы-интерпретатора.
Системы объектно-ориентированного программирования
Содержат программу-транслятор и позволяют работать в режиме как интерпретатора, так и компилятора. На этапе разработки и отладки проекта используется режим интерпретатора, а для получения готовой программы – режим компилятора.
История развития языков программирования
Всю историю компьютерной индустрии и компьютерных наук с определенной точки зрения можно представить как историю развития языков программирования. Меняются времена, усложняются задачи, то, что раньше требовало человеко-лет, нынче энтузиасты делают на коленке за несколько недель; накоплена огромная масса типовых решений, типовых библиотек и типовых программистов. А создание, развитие и изменение языков программирования идет полным ходом.
Машинный язык
Программы на машинном языке – очень длинные последовательности единиц и нулей, являлись машинно зависимыми, т.е. для каждой ЭВМ необходимо было составлять свою программу.
Ассемблер (начало 50-ых годов XX в.)
Язык Ассемблера – это символическое представление машинного языка. Он облегчает процесс программирования по сравнению с программированием в машинных кодах.
Программисту не обязательно употреблять настоящие адреса ячеек памяти с размещенными в них данными, участвующими в операции, и вычисляемые результаты, а также адреса тех команд, к которым программа не обращается.
Некоторые задачи, например, обмен с нестандартными устройствами обработки данных сложных структур невозможно решить с помощью языков программирования высокого уровня. Это под силу ассемблеру.
В принципе, язык Ассемблер является машинным языком. И программист реализующий какую-либо задачу на языках высокого уровня, с помощью Ассемблера может определить осмыслено ли решение данной задачи, с точки зрения использования ЭВМ.
Первые языки программирования высокого уровня
С середины 50-ых гг. XX в. начали создавать первые языки программирования высокого уровня (high-level language). Эти языки были машинно независимыми (не привязаны к опред. типу ЭВМ). Но для каждого языка были разработаны собственные компиляторы.
Примеры таких языков: FORTRAN (FORmula TRANslator; 1954) предназначен для научных и технических расчетов; COBOL (1959) был предназначен в основном для коммерческих приложений (обрабатывал большие объемы нечисловых данных) – Common Business-Oriented Language); язык BASIC (Beginner’s All Purpose Instuction Code – универсальный язык символьных инструкций для начинающих) (1964 г.)
БЕЙСИК
Бейсик – это продукт Новой Англии. Cозданный в 1964г., как язык обучения программированию. Бейсик является общепринятым акронимом от»Beginner’s All-purpose Symbolic Insruction Code» (BASIC) — Многоцелевой Символический Обучающий Код для Начинающих».
Вскоре как обучаемые, так и авторы программ обнаружили, что Бейсик может делать практически все то, что делает скучный неуклюжий Фортран. А так как Бейсику было легко обучиться и легко с ним работать, программы на нем писались обычно быстрее, чем на Фортране. Бейсик был также доступен на персональных компьютерах, обычно он встроен в ПЗУ. Так Бейсик завоевал популярность. Интересно, что спустя 20 лет после изобретения Бейсика, он и сегодня самый простой для освоения из десятков языков общецелевого программирования, имеющихся в распоряжении любителей программирования. Более того, он прекрасно справляется с работой.
Несмотря на высказывания снобов — сторонников языков Си и Паскаля, Бейсик считается деловым языком, снабженным мощными средствами решения специфических задач, которые обычно большинство пользователей решают при помощи небольших компьютеров, а именно: работая с файлами и выводя текстовое и графическое изображение на экране дисплея.
Современный Фортран (Fortran 95 и Fortran 2003) приобрёл черты, необходимые для эффективного программирования для новых вычислительных архитектур; позволяет применять современные технологии программирования, в частности, ООП.
Алго́л– название ряда языков программирования, применяемых при составлении программ для решения научно-технических задач на ЭВМ.
Алгоритмические языки программирования
С начала 80-ых г. XX в. начали создаваться языки программирования, которые позволили перейти к структурному программированию (использование операторов ветвления, выбора, цикла и практически отказ от частого использования операторов перехода (goto). К этим языкам относятся:
язык Pascal (назван его создателем Никлаусом Виртом в честь великого физика Блеза Паскаля; 1970);
язык Си, позволяющий быстро и эффективно создавать программный код (1971) ю
Язык программирования Pascal был создан Никлаусом Виртом, и назван в честь французского философа и математика XVIIв. Блеза Паскаля.
Языки объектно-ориентированного программирования (90-ые г. XX в.).
В основу этих языков положены программные объекты, которые объединяют данные и методы их обработки. В этих языках сохранялся алгоритмический стиль программирования. Для них были разработаны интегрированные среды программирования, позволяющие визуально конструировать графический интерфейс приложений:
язык С++ (1983) – продолжение алгоритм. языка Си.
язык Object Pascal (1989) был создан на основе языка Pascal. После создания среды программирования – Delphi (1995).
язык Visual Basic(1991) был создан корпорацией Microsoft на основе языка Qbasic (1975) для разработки приложений с графическим интерфейсом в среде ОС Windows.
Языки программирования на платформе .NET.
Интегрированная среда программирования Visual Studio .Net, разработанная корпорацией Microsoft, позволяет создавать приложения на различных языках объектно-ориентированного программирования, в том числе:
на языке Visual Basic .Net ( на основе Visual Basic) — 2003 г.;
на языке Visual C# (С-шарп) – на основе языков С++ и J – 2003 г.;
на языке Visual J# (J-шарп) – на основе Java и JavaScript – 2003 г..
 
Единственный способ изучать новый язык программирования – писать на нём программы.
 
– Какие программы вы знаете? (Учащиеся называют программы, учитель записывает названия на доске).– А теперь давайте сформулируем определение Программного обеспечения.– Что же входит в понятие программное обеспечение?Первое – системное программное обеспечение. Это программы, обслуживающие “железо”. Программы, без которых компьютер работать не будет. Сюда входит известная вам и очень важная программа – операционная система (у нас в классе Windows) и другие нужные компьютеру программы, о которых подробнее мы поговорим на следующем уроке.Второе – прикладное программное обеспечение. Это программы для пользователя (т.е. для нас с вами). Одни из них могут быть установлены на ваш компьютер, другие нет. Все зависит от желаний пользователя. Если он создает документы, то ему потребуется программа текстовый редактор, если увлечен рисованием, то подходящий ему графический редактор, если переводит, то – программа-переводчик и т.д. В эту группу входят и ваши любимые игровые программы.И третье – это системы программирования – средства, позволяющие человеку (программисту) самому создавать программы для компьютера.Сегодня мы поговорим подробнее о каждом из них:Работоспособность компьютера обеспечивают программы, составляющие системное программное обеспечение. Системное программное обеспечение (System Software) — это совокупность программных средств, предназначенных для поддержания функционирования компьютера и управления устройствами вычислительной системы.Системное программное обеспечение (СПО) направлено:— на создание операционной среды функционирования других программ,— на обеспечение надежной и эффективной работы компьютера и компьютерной сети,— на проведение диагностики аппаратуры компьютера и компьютерных сетей,— на выполнение вспомогательных технологических процессов (копирование, архивирование, восстановление файлов, программ и баз данных и т.д.)Системное ПО ориентировано на квалифицированных пользователей – профессионалов в компьютерной области: системного программиста, администратора сети, прикладного программиста, оператора .К основным элементам СПО относятся операционные системы, диалоговые (файловые) оболочки, драйверы и утилиты (сервисные программы).Главным компонентом СПО является операционная система. (ОС)Операционная система (ОС) — системный комплекс взаимосвязанных программ, который служит посредником при организации диалога пользователя с компьютером, управляет распределением и использованием компьютерных ресурсов, руководит работой всех аппаратных средств компьютера.От ОС зависит и качество работы ПК, и удобство работы пользователя. Поэтому не случайно по функциональным возможностям ее сравнивают с нервной системой человека.К настоящему времени созданы сотни ОС, наиболее известные из которых :— MS-DOS (аббревиатура сочетания Disk Operating System – дисковая операционная система) с интерфейсом командной строки, т.е. все команды пользователю приходилось набирать вручную, в командной строке (год появления 1981).— UNIX – целое семейство ОС, предназначенных для “больших” промышленных компьютеров, (первые UNIX-системы появились уже в начале 60-х годов). Ирония судьбы: в конце 70-х гг. в разработке одной из них – Xenix – принимала участие и никому не известная тогда фирма Microsoft.— Linux – свободно распространяемая (т.е. абсолютно бесплатная) операционная система с открытым текстом. Была создана студентом Линусом Торвальдсом в качестве дипломного проекта в 1991 году и официально выпущенная в 1994 г.,— Windows (Windows 95, Windows 98, Windows 2000, Windows XP, Windows Vista, Windows 7, 8… ).К основным функциям ОС наряду с управлением аппаратными средствами и файловой системой относятся ввод-вывод данных, обработка команд, организация пользовательского интерфейса и др.Следующим видом системного программного обеспечения являются диалоговые оболочки (файловые менеджеры).Для облегчения работы пользователя были разработаны  диалоговые оболочки — комплексы программ, создающих для пользователя удобный интерфейс, упрощающих реализацию диалога между пользователем и компьютером, делающих наглядным и простым выполнение базовых операций над объектами операционной системы (файлами     и каталогами).Современные операционные системы за счет графического интерфейса упростили взаимодействие пользователя с компьютером, но, несмотря на это, диалоговые оболочки по-прежнему достаточно широко применяются и пользуются популярностью. Одной из известных на данный момент оболочек является Windows Commander — аналог известной программы 90-х гг. Norton Commander.Следующий вид системного программного обеспечения составляет группа особых программ, называемых драйверамиДрайверы — это программы, обеспечивающие взаимодействие прикладных программ и операционной системы с внешними устройствами. Именно драйверы отвечают за обработку информации, поступающей от таких устройств, как мышь, клавиатура, принтер.Следующий вид системного программного обеспечения составляет большая группа программ, которые называют утилитами или сервисными программами.Утилиты или сервисное программное обеспечение (от лат. utilitas — польза) – программы, которые либо расширяют и дополняют соответствующие возможности операционной системы, либо решают самостоятельные задачи (форматирование дисков, восстановление ошибочно удаленных файлов, дефрагментацию файлов на диске и т.п.).Часть утилит входит в состав операционной системы, а другая часть функционирует независимо от неё, т.е. автономно. Утилиты могут распространятся как по одиночке, так и в составе больших и мощных утилитных комплексов, например, Norton Utilities.Прикладное программное обеспечение (ППО) — комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса конкретной предметной области.Пакеты прикладных программ служат программным инструментарием решения прикладных задач и являются самым многочисленным классом программных продуктов. В данный класс входят программные продукты, выполняющие обработку информации различных предметных областей.ППО подразделяется на программы общего назначения, программы специального назначения и программы профессионального уровня Программы общего назначения объединяют программы, используемые большинством пользователей и не требующие для освоения специфических знаний из других, не связанных с информатикой наук. К ним относят: текстовые редакторы, табличные процессоры, графические редакторы, программы анимационной графики, базы данных и системы управления базами данных, коммуникационные программы, интегрированные пакеты и узкоспециализированные программыТекстовые редакторы – это программы для работы с символьной информацией.Существуют сотни текстовых редакторов, различных как по функциональным возможностям, так и по сложности освоения работы с ними. По назначению выделяют:— Редакторы документов ориентированы на работу с текстами, имеющими структуру документа, т. е. состоящими из разделов, страниц, полей, абзацев и т.д. (MS Word).— Издательские системы позволяют создавать сложные документы (рекламные буклеты, газеты, журналы, книги) высокого качества. В них процесс верстки автоматизирован, т.е. встроены специальные средства для размещения текста по страницам со вставкой рисунков, фотографий. (PageMaker, QuarkXPress)— Специализированные редакторы созданы для пользователей, работающих с документами, в которых встречаются емкие формулы (например, математические или химические) и специальные символы (например, нотные знаки).Табличный процессор — это программа для обработки данных, представленных в виде таблицы Табличные процессоры обычно применяются тогда, когда ведется работа с относительно сложными формулами и большими объемами исходных данных. (MS Excel)Графические редакторы — это программы для работы с графической информацией. Они предоставляют пользователю среду, моделирующую работу художника База данных — это набор данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования ими. Обработкой баз данных занимаются системы управления базами данных (СУБД) — комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания и ведения базы данных, ввода, редактирования и удаления данных, организации взаимодействия баз данных с прикладными программами, обеспечения управления данными, доступа к ним, создания запросов и отчетов.Системы программирования — это совокупность программ и программных комплексов, обеспечивающих технологию разработки, отладки и внедрения создаваемых программных продуктов. В состав системы программирования входят язык программирования и специальные программные обслуживающие средства.Системы программирования обеспечивают процесс разработки программ и включают в себя специализированные программные продукты, которые являются инструментальными средствами разработчика. Эти средства на рынке программных продуктов наиболее представительны. В последнее время получили широкое распространение системы, ориентированные на создание Windows-приложений:— пакет Borland Delphi – предоставляющий качественные и очень удобные средства визуальной разработки,— пакет Microsoft Visual Basic – удобный и популярный инструмент для создания Windows-программ с использованием визуальных средств,— пакет Borland C++ — одно из самых распространенных средств для разработки DOS – и Windows – приложений.Большую часть времени за компьютером пользователь проводит, работая с прикладным ПО (ППО) — совокупностью программ, посредством которых он решает свои информационные задачи, не прибегая к системам программирования
 
. Практическая работа  для группы
 
Выясните, к какому классу – текстовым или графическим редакторам, драйверам, системам программирования, программам профессионального назначения и т.д. – относятся следующие программы:
Norton Commander, WinRar,  keyboard.drv, «1С Предприятие», MS Word, FoxPro, 3D Studio, C+, Фортран, Linux, Блокнот, mouse.drv, MS Excel, Adobe Photoshop, Macromedia Flash, Компас 3D, Pascal, QIP, Си, Basic, AVP Касперского, Windows7, Paint, Outlook Express, HTML, Dr Web,  MS Access, Nero Premium.
Распределите их по группам в ячейки таблицы:
 
V. Закрепление материала
 
сегодня я узнал…
было интересно…
 
 
Сегодня на практической части занятия мы продолжим осваивать клавиатуру. Ваша цель сегодня научиться редактировать, т.е. изменять текст.Учащиеся, имеющие навыки работы с клавиатурой, запускают клавиатурный тренажер и выполняют задания по «слепой печати».
Для работы с клавиатурой будем использовать уже знакомую программу «Блокнот». На рабочем столе найдете значок текстового файла «Урок5 Практика». Откройте его двойным щелчком. Ваша задача – внести в этот текст свои данные. Для этого необходимо перемещаться по тексту (используем кнопки управления курсором), удалять символы (кнопки [Backspase] и [Delete] ) и печатать свой текст.
Знать, что такое архитектура ЭВМ, схему устройства компьютера. Учащимся, имеющим компьютеры дома, продолжить осваивать «слепой десятипальцевый метод печати».Дополнительное задание: найти информацию о Джоне фон Неймане.
 
 
10 мин. IV. Закрепление урока. Предлагаетученикам тест на соответствие. По методу «Мозговой штурм» закрепляет урок. Вопросы для самоконтроля
1. Дайте характеристику основных этапов развития вычислительной техники.
2. Сформулируйте, в чем заключается принципиальное значение вычислительных инструментов, предложенных Паскалем, Бэббиджем.
3. Раскройте содержание термина «булева алгебра».
4. Что такое архитектура фон Неймана?
5. Приведите классификацию компьютеров по функциональному назначению.
6. Представьте классификацию языков программирования.
7. Перечислите основные характеристики персонального компьютера.
8. Охарактеризуйте изменение элементной базы компьютеров при смене их поколений.
9. Какие причины обусловили появление компьютеров четвертого поколения?
10. Какие классы современных персональных компьютеров вы можете перечислить?
 
  Ученики соотносят вопросы с правильными ответами. Ученики демонстрируют свои знания. Тест на соответствие
5 мин. V. Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Проводит рефлексию. Оценивают работу своих одноклассников.
  Дерево Блоба
 
стикеры
 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
 
  Записывают домашнюю работу в дневниках.  
 
 
 
 
Итог урока:_____________________________________________________________________
 
 
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
 
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________