Конспект урока по географии на тему Состав и строение гидросферы (6 класс)
Раздел: ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ
Урок №
Дата: 25.02.14. Класс: 6-А
Тема: Состав и строение гидросферы
Задачи: -познакомить учащихся с понятиями: гидросфера, океан, море, залив, пролив, изучить состав гидросферы и её значение в жизни людей;
-развивать память, самостоятельность, логическое мышление, практические навыки при работе с картой, внимание, умение работать в группах, чувство коллективизма;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.
Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями, электронным учебником.Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-путешествие.
Оборудование: физическая карта мира или глобус, учебник, видеоролики, презентация, кластеры, атласы, контурные карты. Ход урока.
I.Организационный момент.(1 мин)
1.Приветствие. Для поднятия настроения звучит песня про дружбу.
II.Актуализация опорных знаний и умений.(1мин)
1.Блицопрос.
- Ребята, давайте вспомним, какие оболочки Земли существуют?
-А какие мы уже знаем?
III.Мотивация учебной и познавательной деятельности.(4 мин)
Проблемная ситуация.
Сегодня мы перейдем к изучению новой оболочки, мы вместе совершим удивительное открытие. Я держу в руках – самый удивительный минерал на Земле.(маленькая шкатулка с образцом воды).
У.:(Что такое минералы?- Минералы -это вещества из которых состоят горные породы . И нас можно назвать самыми счастливыми обитателями Вселенной, т.к. мы владеем этим минералом. Но не будем спешить открывать шкатулку, давайте угадаем, что же это может быть?.
Нам помогут слова Антуана де Сент-Экзюпери, великого французского писателя. Но я приведу его изречение без ключевого слова, вам придется самим догадаться, о чем идет речь?
Слайд 1.
Вода!
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…Ты самое большое богатство на свете…
(Если угадают, открываем шкатулку)
Именно этот минерал под названием «вода» является составной частью той оболочки, которую мы начнем изучать сегодня.
Может кто- то догадался, о какой оболочке я говорю?
1.Запись в тетради темы и даты. Эту тему мы будем изучать 12 уроков. .(слайд 2)
2.Постановка задач урока (3 слайд)
IV.Изучение нового материала
1.Вводное слово учителя.
Сегодня мы шаг за шагом изучим гидросферу.. Воды на Земле очень много. Посмотрите на глобус или карту. ( Перед вами круг разделенный на четыре части, выделите любыми знаками ¾ части круга.)
2. Самостоятельное составление диаграммы. Учащиеся устанавливают, сколько воды на Земле, и делают вывод, что 3/4 поверхности земного шара занято водой.
-Как любое целое, гидросфера состоит из отдельных частей. Давайте просмотрим видео(1мин), а также, используя учебник на стр.172 сформулируем правило гидросфера и заполним схему (слайд 5)
3.Работа в парах (2 мин)
.С помощью рисунка 72 учебника определите, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в атмосфере и живых организмах. Сделайте вывод.
4.Проблемная ситуация:
- Ребята, вы представляете в одной африканской школе дети читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Это может быть правдой?
Давайте вспомним , в каких агрегатных состояниях бывает вода?(слайд 6)
Затем учитель обращает внимание на то, что только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода соленая, в ней растворены химические соединения. Перед вами вода, в каком она состоянии?
5.Загадки 3 штуки читают дети.
6..Рассказ учителя.- вода не только образует гидросферу, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. . Пресной воды на Земле не так уж много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках и озерах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми? Что вы забыли изобразить у себя на схеме ?(Солнце)Первоисточник воды на нашей планете –Мировой океан. Что в природе существует?
У. Что означает слово «круговорот»?
означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение».
*Зрительная гимнастика. Давайте просмотрим видео и вспомним, как происходит круговорот, а потом изобразим на схеме.(1мин) видео.
Рубрика – это интересно.
7.Работа в группах(4мин) по учебнику стр.173 и атласу.(музыка – шум воды).
-А теперь отправимся в плавание по морям и океанам.
8.Выступление представителей групп, ответ у доски и по карте.(6мин)
*Физминутка.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА(10мин)
1.Самостоятельная работа (по вариантам).Взаимопроверка.(3мин)
2.Рубрика «Знаете ли вы?» Выступление детей о воде в организме человека, еде, животных.(7 чел). VI. Д.задание(1мин)
Параграф 40 читать, выучить правила
VII.Итог урока.(3 мин)1.Творческое задание. Давайте соберём наши капельки.
2.Просмотр видео «Значение воды»3.Рефлексия.
Дата:___________
Тема урока:_______________________________________________________________
Гидросфера – это _______________________________________________________________
1 шаг- Перед вами круг, разделите его на одинаковые четыре части, выделите любыми знаками ¾ части круга.
2 шаг. Заполните схему, впишите в квадраты составные части гидросферы.
Состав гидросферы
3.шаг.Изобразите стрелками круговорот воды.
4 шаг. Работа в группах (4б)
Используя учебник на стр.173 и атлас на стр. подготовьте ответ:
Океан- большая часть Мирового океана.Каждый океан имеет свои свойства:температуру, солёность,течения, рельеф. Самый большой и самый глубокий - Тихий океан. Он расположен в ________________ , _____________ , _______________ , ________________________ полушариях.
Омывает 5 материков: _______________________________________________
_______________________________________кроме__________________________.
5 шаг. Разместите океаны в правильном порядке по размеру(1 б)
Индийский океан___, Тихий ____, Северный Ледовитый____,Атлантический ____ .6 шаг Заполните схему(1б)
Виды морей
1._____________________ 2.___________________________
7 шаг. Найдите соответствие (1б)
1. Относительно узкая часть водного простора , ЗАЛИВ
которая что-то соединяет или разделяет
2.Часть океана или моря, которая вдаётся в сушу ПРОЛИВ
8 шаг.Проверь свои знания. Тесты: (3 б) 1 вариант
1.Водная оболочка нашей планеты:
А) атмосфера; С)литосфера; О)гидросфера
2.Узкая полоска воды, соединяющая океаны, моря и разделяющая участки суши:
Б)залив; К)пролив; Р)море.
3.Наименьший океан:
Т)Индийский; Н)Атлантический; Е)Северный Ледовитый.
4.Море,вдающееся в сушу называют:
А)внутреннее; Б)окраинное.
5.Тихий океан омывает все материки, кроме:
У)Австралии; Н)Африки; Е)Южной Америки.
6.Благодаря чему происходит круговорот воды:
Д)Луне; М)Воздуху; Ы)Солнцу.
Балы_________
Оценочный лист.
4 шаг
(4б.) 5 шаг
(1б.) 6 шаг
(1 б.) 7 шаг
(1б.) 8 шаг
(3 б) Допол-
нения
(2б.). Оценка
Обобщая знания, учитель подчеркивает, что мировой круговорот воды в природе приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли, обеспечивает взаимосвязь растений и животных. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.
Какие явления Мирового круговорота воды можно наблюдать в нашей местности?
8 шаг- Прочитать текст параграфа «Почему мы заботимся о качестве воды», составить и заполнить схему.
9 шаг не забудьте отметить свои достижения за урок.
Анализируя проделанную работу, учитель выясняет, почему необходимо заботиться о качестве воды, почему охрана гидросферы — забота всех людей, населяющих планету, почему следует экономить воду, как учащиеся относятся к необходимости экономить воду, в результате чего происходит загрязнение воды. Предложите меры по преодолению этого явления.
Домашнее задание 1. Изучить § 18. 2. Ответить на вопросы 3—8. 3. Выполнить задания 1—2, 9—12 (по выбору).
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Можно ли сказать, что Мировой круговорот воды происходит на Земле в результате нагревания ее поверхности Солнцем?
Что происходит с водой, выпавшей на сушу?
Какими путями она возвращается в океан?
Какие явления Мирового круговорота воды можно наблюдать в нашей местности?
Что такое Мировой круговорот воды в природе?
Пятая группа — задания коммуникативной позиции в ситуациях поиска, диалога: Как вы считаете, можно ли согласиться с таким высказыванием: «Вода — это жизнь, а жизнь — это вода»?»
1 шаг- Перед вами круг, разделите его на одинаковые четыре части, выделите любыми знаками ¾ части круга.(1 б)
2 шаг. Заполните схему, впишите в квадраты составные части гидросферы.(1 б)
Состав гидросферы
3.шаг.Изобразите стрелками круговорот воды.(1б)
4 шаг. Работа в группах (4б)
5 шаг. Разместите океаны в правильном порядке по размеру(1 б)
Индийский океан___, Тихий ____, Северный Ледовитый____,Атлантический ____ .6 шаг Заполните схему(1б)
Виды морей
1._____________________ 2.___________________________
7 шаг. Найдите соответствие (1б)
1. Относительно узкая часть водного простора , ЗАЛИВ
которая что-то соединяет или разделяет
2.Часть океана или моря, которая вдаётся в сушу ПРОЛИВ
2 шаг. Заполните схему, впишите в квадраты составные части гидросферы.
Состав гидросферы
3 шаг.С помощью рисунка 71 учебника определите, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в атмосфере и живых организмах. Сделайте вывод.
4 шаг. Заполните схему «Три состояния воды»
ВОДА
5 шаг. Прочитав текст учебника на с.102 сделайте вывод о значении воды в природе и в жизни людей, дополните его примерами из жизни.
6 шаг. Назовите природное явление, о котором говорится в этом стихотворении. Каково его значение?
Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
(С.Щипачев).
8 шаг- Прочитать текст параграфа «Почему мы заботимся о качестве воды», составить и заполнить схему.
9 шаг не забудьте отметить свои достижения за урок.
Я ЗНАЮ Я УМЕЮ Мне интересно
Записываем на доске:
Сколько воды на Земле?
Из чего состоит гидросфера?
Что происходит с водой в природе?
Как происходит мировой круговорот воды?
Почему мы заботимся о качестве воды?
5 шаг .О важном значении воды в природе учащиеся узнают, прочитав текст учебника (с. 102) и дополнив его примерами из жизни.
(источник пресной воды; среда обитания; «2/3 массы человеческого тела состоит из воды. Человек не может прожить без воды более 8 дней; Вода создает условия для роста и развития многообразных форм жизни.Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты: в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности, транспортный путь – объединяет страны.
Цели урока: • сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав; • сформировать представление о мировом круговороте воды; • раскрыть значение воды в природе и жизни людей. Способы действий учащихся: выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды. Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащихся на необходимость охраны гидросферы.
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Вы меня в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!