Подготовка к сжатому изложению в 9 классе
Тема урока: «Подготовка к написанию сжатого изложения»
У. Как вы думаете, какова цель нашего урока)Цель урока : научиться писать сжатое изложение, используя различные приёмы компрессии текста (слайд №1)
У. Анализ проведенных работ показал, что наибольшую трудность у вас вызывает использование приемов сжатия текста. Посмотрите на задачи, которые мы сегодня будем решать.
Задачи урока: (слайд №2)
Образовательная:
формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.
Развивающая:
способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
Воспитательная:
формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, презентация.
Тип урока: урок-практикум.
ХОД УРОКА
1.Организационый момент.
-Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.
2. Актуализация знаний.
(слайд №3)
-Какое изложение мы называем сжатым? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности) (слайд №3У.Посмотрите на слайд и выделите ключевые слова.
Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом. (слайд №4)
3. Повторение приемов и способов сжатия текста.
-Давайте вспомним, какие приемы сжатия текста мы знаем?
ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА: (слайд №5)
1. Исключение подробностей и деталей.
2. Обобщение конкретных, единичных явлений.
3. Упрощение синтаксических структур.
ПРИЁМ ПЕРВЫЙ – ИСКЛЮЧЕНИЕ. (слайд №6)
Исключение:
- слов,
- словосочетаний,
- повторов,
-цитат,
- одного или нескольких синонимов,
- уточняющих и поясняющих конструкций,
- фрагментов предложений,
целых предложений.
- Прочитайте текст, выделите и назовите второстепенную информацию.
Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.
Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.
Исключение синонимов в ряду однородных членов.
Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
(По Е. Киселёвой)
Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения.
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.
(Ю. М. Лотман)
Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.
У.Таким образом, каков вывод-исключаем второстепенную информацию, сохраняем микротему.
ПРИЁМ ВТОРОЙ – ОБОБЩЕНИЕ. (слайд №7)
Обобщение:
- замена однородных членов обобщающим наименованием,
- замена слов с менее широким значением словом с более широким значением,
- замена простых предложений сложными.
- Прочитайте текст, ответьте на вопрос: В какой атмосфере протекала жизнь семьи Серовых?
Какое ключевое слово содержится в вопросе?
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.(По Г. Арбузову)
Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
Пример замены однородных членов их обобщенным наименованием. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
Пример замены простых предложений сложным.
Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.
(По К. Паустовскому)
Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками
ПРИЁМ ТРЕТИЙ – УПРОЩЕНИЕ: (слайд №8)
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением,
- замена СПП простым,
-замена прямой речи косвенной
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением
То есть УПРОЩЕНИЕ – это сочетание исключения и обобщения.
Пример замены придаточного определительного синонимичным определением
Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.
Автомодели с электродвигателями принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.
Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
ДЕЛАЕМ ВЫВОД (учащиеся самостоятельно)(слайд №9)
Чтобы правильно осуществить сжатие текста, необходимо ИСКЛЮЧИТЬ подробности и детали, ОБОБЩИТЬ конкретные, единичные детали и УПРОСТИТЬ синтаксические конструкции.
(ИСКЛЮЧАЮ, ОБОБЩАЮ, УПРОЩАЮ)
При написании изложения вам необходимо проделать следующую работу: (слайд №10)
1. СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АВТОРА.
2. ВЫДЕЛИТЬ МИКРОТЕМЫ
3. ОТОБРАТЬ ВАЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
4. СОХРАНИТЬ АВТОРСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ.
5. ПЕРЕДАТЬ ХАРАКТЕР ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКУ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ.
6.Проверить наличие логической связи между абзацами и предложениями.
У. Мы с вами отрабатывали навыки применения приемов сжатия на небольших отрывках. А теперь поработаем с текстом по экзаменационному типу.
4. Работа над сжатием текста (работа по группам)
Задание №1
Внимательно прочитайте текст. Выделите основную идею.
Косцы
1 .Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.
2.Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже вовеки.
З.Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.
4.Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. 5.Было предвечернее время июньского дня. 6.Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. 7. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. 8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут... 9. Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране. 10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. 11.И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.
( По И.А. Бунину)
(199 словаЗадание №2
Примените приёмы сжатия текста для каждого абзаца.
Приёмы сжатия:
Предложение № 1 — сложносочинённое, вторая часть которого осложнена однородными сказуемыми. Применим следующий приём сжатия текста: исключим определение большой в первой части, а во второй части определение молодом и определение поблизости от неё.
Предложение № 2 можно исключить полностью.
Предложение№3—сложносочинённое, вторая часть которого осложнена двумя последовательными обособленными определениями (причастным оборотом и распространённым согласованным определением). Конструкции осложнения несут дополнительную информацию, поэтому их нужно сократить. Кроме того, во второй части исключаем слово весь и наречие звучно.
Предложение № 4 — простое, осложнённое обособленным определением, выраженным приложением, которое выражает добавочную информацию. Приложение отсекаем.
Предложение № 5 является деталью описания, поэтому его можно сократить.
Предложение № 6 — простое, осложнённое двумя последовательными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и определением, выраженным приложением. Конструкции осложнения можно отсечь.
Предложение № 7 — сложноподчиненное с двумя придаточными. Первая часть в свою очередь осложнена обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Кроме того, в первой части два однородных сказуемых. Применим следующие приёмы сжатия: выберем из двух однородных членов один, обозначающих наиболее общую информацию (первый однородный член). Исключим деепричастные обороты, так как они несут НЕГЛАВНУЮ информацию. Сохраним придаточную часть.
Предложение № 8 можно исключить.
Предложение № 9 — сложноподчинённое, напрямую связанное с темой текста, поэтому его мы сохраним в большей степени. Исключим только повтор.
Другой вариант сжатия: обобщим однородный ряд словом времени, исключим отрицание и установим подчинительную спя и, управление слова времени со словом не было.
Предложение № 10 — простое, осложнённое двумя рядами однородных обстоятельств. Применим следующие приёмы сжатии текста: выберем только те однородные члены, которые выражу ют информацию в обобщённом виде: первый из первого однородного ряда и первый из второго однородного ряда.
Предложение № 11 — сложноподчинённое, главная часть которого простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами. Применим следующие приёмы сжатия: выберем один главный член из первого однородного ряда — второй, из второго однородного ряда — второй, придаточную часть отсекаем.
Проверяем:
Мы шли по [большой] дороге, а они косили в [молодом] берёзовом лесу [поблизости от неё] — и пели.
Это было давно, [это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже во веки.]
Они косили и пели, и [весь] берёзовый лес, [ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно] откликался им.
Кругом нас были поля, [глушь серединной, исконной России.] [5. Было предвечернее время июньского дня.] 6.Старая большая дорога, [заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов], уходила перед нами в бесконечную русскую даль. 7. Солнце склонялось на запад, [стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату,] где небо уже золотилось, [великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.] [8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут...] 9. Казалось, что нет, [да никогда и не было, ни] времени, [ни деления его на века, на годы] в этой забытой — или благословенной — богом стране. 10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, [простоты и первобытности] с какой-то былинной свободой [и беззаветностью.] 11. И берёзовый лес [принимал и] подхватывал их песню так же [свободно и] вольно, [как они пели.]
( По И.А. Бунину)
(199 слов)
Задание №3
Напишите сжатое изложение.
Образец сжатого изложения:
Мы шли по большой дороге, а они косили в берёзовом лесу — и пели. Это было давно. Они косили и пели, и весь берёзовый лес откликался им.
Кругом нас были поля. Старая большая дорога уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, где небо уже золотилось. Казалось, что нет времени в этой забытой — или благословенной — богом стране.
И они шли и пели среди её вечной полевой тишины с какой-то былинной свободой. И берёзовый лес подхватывал их песню так же вольно.
(По И.А. Бунину)
5.Анализируем. Оцениваем по критериям.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание. Произвести сжатие текста №2.
Рабочий лист ученика__________________________
К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:
1. Исключение:
• исключение повторов;
исключение одного или нескольких. из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.
2. Обобщение:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение:
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• фрагмента предложения синонимичным выражением.
А.Фадеев «Я помню руки твои»
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ СЖАТЫЙ ТЕКСТ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ
Мама, мама! Я помню руки твои с детства, с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. И даже если они были и грубые, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.
Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студёной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни, - казалось, совсем одни на свете, - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела – пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы они погнушались!
Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!
Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы. Мама, мама!... Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать…Положи на голову руки, как в детстве, и прости…