Адаптированная программа по английскому языку для детей с ОВЗ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кобяконская средняя общеобразовательная школа
МО «Намский улус» РС (Я)»
«Рассмотрено»
Руководитель МО ГЦ
___________Афанасьева А.А
«____»_______________2016 г.
« Согласовано»
ЗД по УМР ____________Зырянова В.А.
«_____»__________2016 г «Утверждаю»
Директор МБОУ КСОШ
___________Иннокентьев С.И.
Протокол пед.совета №2 от 20.09.2016
Приказ №0108/181-26



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: английский язык
6 класс, 3 часа в неделю
Учебник: Английский в фокусе
Авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс, «Просвещение», М., 2016.
Афанасьева А.А., учитель английского языка
Квалификационная категория СЗД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа имеет гуманитарную направленность и предназначена для получения обучающимися основного общего образования в области английского языка.
Предлагаемая рабочая программа предназначена для 6 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена на основе:
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, психофизических особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, межпредметных и внутрипредметных связей. Программа в 6 классе, рассчитана на 3 часа в неделю.
Направленность рабочей программы
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межкультурное и межличностное общение с носителями языка.
Иностранный язык, как учебный предмет, характеризуется:
- межпредметностью (содержанием речи на английском языке могут быть сведения из разных областей знаний);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой-умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
При составлении данной программы в центр учебно-воспитательного процесса ставится личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей (личностно-ориентированный подход).
Особенности познавательной деятельности учащихся
с ограниченными возможностями здоровья
Готовность к обучению иностранному языку у детей с ограниченными возможностями здоровья снижена, что проявляется в недостаточной дифференцированости восприятия, бедности сферы образов-представлений, непрочности связи между вербальной и невербальной сферами, слабости развития познавательных процессов: памяти, мышления, а также речи.При изучении иностранного языка дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают определенные трудности:
- медленно усваивается лексический материал и его активное использование в устной речи;
- слабо усваиваются синтаксические структуры иностранного языка;
- затрудняется восприятие грамматических явлений и их применения на практике;
- возникают проблемы при аудировании устной речи, особенно связных текстов;
- вызывают трудности внеситуативное усвоение форм диалогической речи, а построение монологической речи возможно только при наличии опор и в рамках хорошо отработанной ситуации.
В процессе обучения учащиеся овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием. Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи.
Обучение иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья базируется на основе обучения чтению, что существенно отличается от принципа организации учебного процесса в общеобразовательной школе, где обучение строится на устной основе.
Требования к практическому владению учащимися каждым видом речевой деятельности, а также объем умений и навыков определяются данной программой обучения в каждом классе и учитывают индивидуальные возможности учеников.
На начальных этапах обучения необходимо продумать и подобрать довольно обширный материал, направленный на создание мотивации к изучению иностранного языка.
Отличие рабочей программы от примерной программы
Ввиду того, что обучение иностранному языку у детей с ограниченными возможностями здоровья базируется на обучении чтению, в 6-х классах (на начальном этапе) устный курс усекается и параллельно с ним вводится изучение букв. Данное построение для детей с ограниченными возможностями здоровья программы обуславливается тем, что дети данной категории не в состоянии усвоить иностранный язык только на слух, что практикуется в массовой школе.
Основной акцент делается на усвоении учащимися лексических и синтактических единиц, ситуативно связанных между собой и их грамматической организации, но в ограниченном объеме. Исходя из психофизических особенностей детей с ОВЗ в 6-х классах, сложностью для понимания материала и двухчасовой недельной нагрузки иностранного языка исключен из изучения следующий грамматический материал:
косвенные общие вопросы, альтернативные вопросы в косвенной форме, неопределенные местоимения и их производные (some, any…), употребление наречия, употребление сложноподчиненных предложений, исчисляемые и неисчисляемые существительные, модальные глаголы, употребление артиклей дается в ознакомительном плане.
Сокращение данных тем обусловлено их сложностью для понимания учащимися коррекционной школы и уменьшением количества учебных часов (два часа в неделю). Объем материала по чтению несколько уменьшен, но на его более детальную отработку выделяется больше времени за счет сокращения грамматического материала.
Рекомендуется раньше начать ведение словаря (II четверть) для того, чтобы подкрепить восприятие устной речи зрительными и моторными опорами. Данная программа не предполагает сокращения тематических разделов, однако объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала претерпевает изменения.
На чтение и перевод прочитанного отводится больше учебного времени. Особое внимание следует уделить переводу, поскольку это позволяет детям осознать смысл прочитанного и создает условия для преодоления у детей боязни перед незнакомым текстом.
Целесообразно вводить лексику в сочетании с работой со словарем и отработкой в предложениях.
Время звучания текста для аудирования -30 секунд, содержание текста должно соответствовать индивидуальным особенностям и интересам учащихся. При этом предусматривается развитие умения выделять главные факты, опуская второстепенные.
Значительно сократить объем письменных упражнений, которые основаны на трудно усваиваемых детьми грамматических явлениях, а оставшиеся трудно усваиваемые упражнения тщательно разбирать или выполнять в классе.
При обучении детей с ОВЗ в 6-х классах диалогической речи наиболее целесообразно использовать доступные для понимания ситуации, происходящие в повседневной жизни (социальная адаптация) которые могут быть разыграны по ролям и состоят из четырех предложений.
Специфика обучения иностранному языку для учащихся с ОВЗ 6-х классов предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур.
Учебный материал необходимо предлагать детям дозированно, переходя от простого материала к сложному, меняя игровые и учебные виды деятельности.
Психологические особенности детей с задержкой психического развития таковы, что даже в подростковом возрасте наряду с учебной значительное место занимает игровая деятельность. Поэтому введение в урок элементов игры или игровая подача материала повышает работоспособность детей на уроке и способствует развитию у детей познавательных интересов, мотивации к изучению предмета, сохранению их психического и физического здоровья.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ
Формы
Методы и приемы
технологии
Фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуадьно.
Формы уроков: традиционные уроки и нетрадиционные формы уроков: ролевые игры, урок игра, урок смотр знаний, урок-викторина, урок-конкурс, урок-путешествие, урок взаимообучения, урок-проект, урок-соревнование, урок-лекция.- Словесные
- Наглядные
- контроль и взаимопроверка
- Создание ситуации успеха
- Поощрение
- частично-поисковый (подбор материала)
- исследовательский (творческие работы)
- лекционный (рассказ, демонстрирование, беседа)
- репродуктивный (тестирование)
-лексико-грамматические упражнения, конструирование текста, составление диалога, беседа, работа со словарем
- репродуктивный и частично-поисковый (работа с текстами, словарем)
- работа с информацией
- отбор и систематизация информации, творческая работа и оформление, демонстрация работ.
технология проблемного обучения, игровые технологии, технологии проектного обучения, информационные технологии, технология сотрудничества, технологию развития критического мышления, рефлексия, технология дифференциации и индивидуализации обучения, технология интерактивного и группового обучения, технологии опорных сигналов и опорных конспектов, технология сотрудничества, тестовые технологии,
технологии дифференциации и индивидуализации, здоровьесберегающие технологии,
технология педагогической поддержки.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.
4. Школьноеобразование,школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
5. Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Уcловия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.
7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
8. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ Название раздела Количество часов Контрольное тестирование Самостоятельная работа
1 Модуль 1. Тема: «Кто есть кто?» 11 1
2 Модуль 2. Тема: «Вот и мы!» 11 1 3 Модуль 3. Тема: «Поехали!» 10 1
4 Модуль 4. Тема: «День за днем» 11 1 5 Модуль 5. Тема: «Праздники» 11 1
6 Модуль 6. Тема: «На досуге» 9 1 7 Модуль 7. Тема: «Вчера, сегодня, завтра» 10 1
8 Модуль 8. Тема: «Правила и инструкции» 9 1
9 Модуль 9. Тема: «Еда и прохладительные напитки» 10 1
10 Модуль 10. Тема: «Каникулы» 11 1 Итого: 103 4 6