Конспект урока закрепления по теме Служебные части речи. Союзы

1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята, садитесь! Скажите, что мы изучали на прошлом уроке?
Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? (закрепить знания в написании союзов)
2. Проверка д.з.: дома вы выполняли упражнение под номером 348. Есть ли вопросы по его выполнению?
К упр. У вас есть задание: Можно ли заменить слова талант синонимами? Почему? Что такое талант?
Талант  определённые [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которые раскрываются с приобретением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Какие знаете выражения со словом талант?( закопал, разменял и умножил (развил) свой талант).
Этимология
Слово происходит от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] есть [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] слово «талант» распространилось в переносном смысле: как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
Многолетнее экспериментально-педагогическое исследование, проведённое в советские годы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], показало, что наличие любых талантов полностью обуславливается воспитанием человека.

3. Закрепление:
сейчас вы начертите схему различения союзов и их омонимичных сочетаний, составите эту схему себе, чтобы всегда была под рукой.
Подкрепить каждый из пунктов примерами из домашнего упражнения!
Союзы
1. Нельзя убрать, переместить часть союза.
2. Нельзя поставить вопрос.
3. Играет связующую роль.
4. Можно подобрать синоним (союз)
Омонимичные сочетания
1. Можно переставить часть сочетания на другое место.
2. Можно задать вопрос (есть л.з.).
3. Член предложения.
4. Можно заменить существительным или прилагательным.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 13 LI
·NK "http://evartist.narod.ru/text1/37.htm" 14http://evartist.narod.ru/text1/37.htm15

Разберем на доске предложения. до урока записать на обратной стороне доски):
Встретиться не удавалось, зато письма писали часто.(но)
Не берись за то, что тебе не по силам.(за ЧТО?) (мест. ТО легко заменить сущ.или прилагат.: не берись за дело)
Сейчас я буду диктовать предложения, вы их записываете, после записи предложения объясняете написание союзов, местоимений и наречий (используя только что записанную карточку). Стр. 175 (1).
Ребята,
Диктант График:
А - предложение с союзом, Б - предложение с омонимичным сочетанием:
1. Сын молчал, мать смотрела на  него тоже  молча.
2. Знать и уметь не одно и то же.
3. Что бы мне вам спеть?
4. Итак, всё ясно.
5. И так, и сяк.
6. О человеке нужно судить по тому, что он делает для других.
7. От чего вы отказываетесь: от прогулки в лесу, или от купания в реке?
8. Непонятно, почему до сих пор его нет.
9. Почем сейчас свежие огурцы?
10. Девушка работает и притом учится.

Соединили линии аккуратно, чтобы получился график.
Взаимопроверка: обменялись тетрадями. Как мы работаем в чужой тетради? Карандашом и аккуратно ставим плюс или минус.
Я черчу график на доске, а все сверяют.

Немного отойдем от темы и повторим одну из прошлых тем. Ребята, при проверке упражнений я заметила, что многие из вас допустили ошибки в одних и тех же словах. Сейчас я зачитаю вам предложения, вы слушаете внимательно и попробуйте подобрать подобное, которое знаете:
" Цыпленок встал на цыпочки и цыц сказал цыгану. Цыган на цыпочки привстал, и он цыгану цыц сказал" (вариации).
Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку цыц.
В остальных случаях всегда пишеться И. (например: ЦИРК, ЦИТАТА). Это, что касается корня. В окончаниях же и суффиксах после Ц пишется Ы (например: БОЙЦ-Ы, ОГУРЦ-Ы, СЕСТРИЦ-ЫН, ЦАРИЦ-ЫН-О). Исключениями здесь являются глагол МУЗИЦИРОВАТЬ, а также все существительные, которые в именительном падеже оканчиваются на – ЦИЯ (например: СТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ, АКЦИЯ).

Заполнить синонимический ряд, привести примеры предложений с данными союзами и омонимичными им сочетаниями: (устно):
1. чтобы -
2. тоже -
3. зато -
4. отчего -
5. оттого -
6. зачем -
7. затем -

На доске стихотворение:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты внук.
За то, что ты сын.
За то, что малыш.
За то, что растешь.
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В.Берестов.

Как поняли содержание стихотворения, особенно последних двух строчек?
Вывод о том, что любовь близких насыщает человека крепкой силой для трудной жизни и поэтому любовь надо беречь.
Почему ТО пишется раздельно? (член предложения, часть речи).

Словарно-орфографическая работа (стр. 176).

Выводы по уроку
Расскажите о правописании союзов.
Как отличить данные союзы от омонимичных частей речи?

Домашняя работа: параграф 61 – повторить, + стр. 165 – Повторение: подготовить контрольные вопросы.
®ђ Заголовок 1гђ Заголовок 215