Календарно-тематическое планирование дополнительного часа по русскому языку Речевой этикет 5-6 класс
Рассмотрено:
Руководитель ШМО
словесников
/Л.С.Мельникова/
Протокол № ___от«____» ___________ 2015 г. Согласовано:
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Новомазинская ООШ»
/Н.Л.Аникина/
«_____» ________________ 2015 г. Утверждаю:
Директор МБОУ
«НовомазинскаяООШ»
/Н.С.Казанцева/
Приказ № _______от«___» _________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного часа
«Речевой этикет»
МБОУ «Новомазинская основная общеобразовательная школа»
Мензелинского муниципального района РТ
Чуркина О.В., учитель
по русскому языку, 5-6 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол №
от « » __________ 2015 г.
.
2015/2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие культуры речевого поведения, овладение нормами национального речевого этикета — одно из важнейших требований государственного образовательного стандарта по русскому языку.
Программа дополнительного часа по русскому языку направлена на достижение следующей цели:
взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.
Особенностью предлагаемой системы дополнительного часа по русскому языку является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать). При таком подходе центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности, которые непосредственно посвящены формированию и совершенствованию коммуникативных способностей учащихся.
Таким образом, на каждом занятии, в соответствии с целью преподавания дополнительного часа русского языка в 5-6 классах основные задачи сводятся к следующему:
Целенаправленно развивать важнейшие коммуникативно-речевые умения, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы.
При этом совершенствовать информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа.
Развивать умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации и невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений, развить потребность в речевом самосовершенствовании.
Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определённую коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления.
Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность, обходительность, почтительность, приветливость и др. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.
Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются смоделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность.
В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Необходимо широко распространять научные знания, культивировать лучшие национальные традиции и формы доброжелательного обхождения в современном обществе. Речевой этикет очень нуждается в активном изучении, описании, сохранении.
Содержание рабочей программы (5-6 класс)
Речевое общение: единство двух его сторон (передача и восприятие информации). Формы общения (устная и письменная). Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая. Культура речевого общения:
1) как умение правильно построить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилистически адекватно передать её содержание; 2) как владение вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях. Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Общая характеристика норм речевого этикета, которые: 1) предписывают употребление этикетных знаков; 2) запрещают употребление определённых слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях. Речевая ситуация; её основные характеристики (кто — кому — о чём — где — когда — зачем — почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Этикетный диалог. Интернациональные и национальные особенности речевого этикета. Русские народные пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения (Ласковое слово не трудно, а скоро. Сперва подумай, а там и скажи. Много крику, да мало толку и т. д.). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. Анализ и оценка поведения человека в конфликтной ситуации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.
Роль речевого этикета в общении (15 ч)
Основные формулы речевого этикета (20 ч)
Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения. Основные виды речевых ситуаций, в которых используются устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, утешение, сочувствие и соболезнование, одобрение или неодобрение, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение и др. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях. Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай и т. д.). Речевая ситуация обращения и её разновидности (обращение к знакомому / незнакомому человеку в официальной / неофициальной обстановке и т. п.). Из истории правил этикетного обращения в России. Устаревшие этикетные формулы (Ваше Превосходительство, господин поручик, Ваше Сиятельство, сударь и т. д.). Использование в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству. Из истории русских имён, отчеств и фамилий. Варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения. Правильное произношение русских отчеств. Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи. Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме повелительного наклонения (принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении (Не принесешь ли ты? Может быть, вы принесёте?), глагол в форме сослагательного наклонения (Принёс бы ты! Принесла бы ты!), глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести) и др. Использование разнообразных этикетных формул в ситуации выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (К сожалению, не смогу. Я бы с радостью сделал, но... Извините, но... Боюсь, что не... и т. п.). Речевая ситуация извинения: разные языковые способы его выражения. Виды комплимента (комплименты человеческим достоинствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.). Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержания доброжелательного тона общения во время спора. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного: лаконичность, логичность, информативность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, чёткое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса. Речевой этикет современной молодежи. Молодежный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему. Характеристика толковых словарей русского речевого этикета. Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.
№ п/пТема урока
Элементы содержания Кол-
во
часов Планируемые результаты Основные виды учебной деятельности Виды и формы контроля Дата проведения
По плану По факту
Роль речевого этикета в общении (15 ч)
1. Речевое общение: единство двух его сторон (передача и восприятие информации). Формы общения (устная и письменная) 1 Знать: единство речевого общения.
Уметь: передавать и воспринимать информацию, владеть формами общения. Беседа по вопросам, конструирование предложений, диалогов. Работа по карточкам. Конструирование речевых ситуаций, диалогов. 1.09 2. Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая. 1 Знать: сферы речевого общения.
Уметь: различать сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая; употребление языковых средств в зависимости от сферы речевого общения. Элементы анализа текста; эвристическая беседа; работа по исправлению речевых ошибок; словарная работа; устное сочинение диалогов из разных сфер речевого общения. Работа с текстами разных стилей и жанров. Распределение диалогов по сферам речевого общения. 8.09 3. Культура речевого общения:
1) как умение правильно построить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилистически адекватно передать её содержание;
2) как владение вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях. 1 Знать: вербальные и невербальные средства общения.
Уметь: правильно строить свою речь, точно и логически верно выражать свои мысли; владеть вербальными и невербальными средствами общения. Элементы анализа текста; исправление речевых ошибок; словарная работа; беседа по вопросам;
Конструирование речевых ситуаций с использованием вербальных и невербальных средствами общения; Конструирование речевых ситуаций с использованием вербальных и невербальных средствами общения 15.09 4. Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.
1 Знать: правила поведения, регулирующие внешние проявления человеческих взаимоотношений.
Уметь: правильно строить свою речь, точно и логически верно выражать свои мысли; владеть вербальными и невербальными средствами общения. Эвристическая беседа; анализ ситуаций речевого этикета. Работа с текстами разных стилей и жанров. Распределение диалогов по сферам речевого общения. 22.09 5. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
1 Знать: правила речевого общения.
Уметь: правильно использовать правила речевого общения. Беседа по вопросам; составление речевых ситуаций с выбором наиболее уместной этикетной формулы. Составление формул вежливости; конструирование речевых ситуаций с использованием наиболее уместной этикетной формулы; составление этикетного диалога. 29.09 6. Общая характеристика норм речевого этикета, которые:
1) предписывают употребление этикетных знаков;
2) запрещают употребление определённых слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях. 1 Знать: характеристики норм речевого этикета.
Уметь: употреблять этикетные знаки; правильно употреблять определенные слова и выражения в тех или иных речевых ситуациях. Работа с формулами речевого этикета; составление речевых конструкций, диалогов с использованием этикетных формул; анализ ситуаций речевого этикета, беседа по вопросам. Составление формул вежливости; конструирование речевых ситуаций с использованием наиболее уместной этикетной формулы; составление этикетного диалога. 6.10 7. Речевая ситуация; её основные характеристики (кто — кому — о чём — где — когда — зачем — почему).1 Знать: правила речевого общения.
Уметь: правильно использовать правила речевого общения. Беседа по вопросам; составление речевых ситуаций с выбором наиболее уместной этикетной формулы. Конструирование речевых ситуаций с использованием наиболее уместной этикетной формулы. 13.10 8. Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. 1 Знать: речевые стереотипы, формулы вежливости.
Уметь: правильно использовать средства выражения речевого этикета. Беседа по вопросам; составление речевых ситуаций с выбором наиболее уместной этикетной формулы; конструирование этикетного диалога; исправление речевых ошибок; словарная работа; анализ диалога. Составление формул вежливости; конструирование речевых ситуаций с использованием наиболее уместной этикетной формулы; составление этикетного диалога. 20.10 9. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Этикетный диалог. Знать: правила этикетного диалога.
Уметь: строить речевые ситуации с использованием уместной этикетной формулы. Работа с формулами речевого этикета; составление речевых конструкций, диалогов с использованием этикетных формул; Конструирование речевых ситуаций с использованием наиболее уместной этикетной формулы. 27.10 10. Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.
1 Знать: интернациональные и национальные особенности речевого этикета.
Уметь: строить речевые ситуации с интернациональными и национальными особенностями этикета. Составление речевых конструкций, диалогов с интернациональными и нами и национальными особенностями речевого этикета. Конструирование речевых ситуаций с использованием наиболее уместной этикетной формулы. 10.11 11. Русские народные пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения (Ласковое слово не трудно, а скоро. Сперва подумай, а там и скажи. Много крику, да мало толку и т. д.).1 Знать: Русские народные пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения
Уметь: дать характеристику основным правилам речевого поведения, содержащихся в русских народных пословицах и поговорках. Беседа по вопросам; анализ пословиц и поговорок; словарная работа. Анализ пословиц и поговорок. 17.11 12. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.1 Знать: особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.Уметь: правильно использовать средства речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Эвристическая беседа; анализ ситуаций речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения; конструирование речевых ситуаций; анализ допущенных ошибок. Распределение диалогов по сферам речевого общения. Анализ ситуаций речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. 24.11 13. Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. 1 Знать: условия толерантного речевого общения.
Уметь: использовать вежливость как непременное условие речевого общения. Эвристическая беседа; анализ ситуаций речевого этикета. Составление формул вежливости; конструирование речевых ситуаций с использованием наиболее уместной этикетной формулы; составление этикетного диалога. 1.12 14. Анализ и оценка поведения человека в конфликтной ситуации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. 1 Знать: типы поведения людей в конфликтной ситуации.
Уметь: контролировать поведение человека в конфликтной ситуации. Беседа по вопросам; составление речевых ситуаций с выбором наиболее уместной этикетной формулы; конструирование этикетного диалога; исправление речевых ошибок; словарная работа; анализ диалога. Конструирование речевых ситуаций с использованием наиболее уместной этикетной формулы. 8.12 15. Способы разрешения конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.
1 Знать: способы разрешения конфликта.
Уметь: использовать языковые средства для разрешения конфликта. Эвристическая беседа; анализ ситуаций речевого этикета. Конструирование речевых ситуаций с использованием наиболее уместной этикетной формулы. 15.12 Основные формулы речевого этикета (20 ч)
16. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения.
1 Знать: формы этикетных выражений для установления контакта в ходе речевого общения.
Уметь: поддерживать доброжелательность и взаимное уважение в ходе речевого общения. Беседа; составление диалогов речевого общения с использованием доброжелательных этикетных выражений. Конструирование речевых ситуаций с использованием наиболее уместной этикетной формулы. 22.12 17. Основные виды речевых ситуаций, в которых используются устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, утешение, сочувствие и соболезнование, одобрение или неодобрение, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение и др. 1 Знать: основные виды речевых ситуаций; устойчивые формулы речевого этикета.
Умение: использовать разнообразные этикетные формулы в различных речевых ситуациях. Работа с формулами речевого этикета; составление речевых конструкций, диалогов с использованием этикетных формул; анализ ситуаций речевого этикета, беседа по вопросам. Работа с карточками; конструирование речевых ситуаций, диалогов с использованием устойчивых формул речевого этикета. 12.01 18. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях. 1 Знать: основные виды речевых ситуаций; устойчивые формулы речевого этикета.
Умение: использовать разнообразные этикетные формулы в различных речевых ситуациях. Работа с формулами речевого этикета; составление речевых конструкций, диалогов с использованием этикетных формул; анализ ситуаций речевого этикета, беседа по вопросам. Работа с карточками; конструирование речевых ситуаций, диалогов с использованием устойчивых формул речевого этикета. 19.01 19. Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай и т. д.).
1 Знать: информацию об этимологии наиболее употребительных этикетных слов.
Уметь: употреблять в своей речи этикетные слова. Работа с формулами речевого этикета; составление речевых конструкций, диалогов с использованием этикетных формул; анализ ситуаций речевого этикета, беседа по вопросам. Работа с карточками; конструирование речевых ситуаций, диалогов с использованием устойчивых формул речевого этикета. 26.01 20. Речевая ситуация обращения и её разновидности (обращение к знакомому / незнакомому человеку в официальной / неофициальной обстановке и т. п.). Из истории правил этикетного обращения в России. 1 Знать: разновидности речевых ситуаций обращения; историю правил этикетного обращения в России.
Уметь: выбирать обращение в зависимости от речевой ситуации. Работа с дополнительными источниками «Из истории правил этикетного обращения в России»; беседа; анализ информации; конструирование предложений, текстов, диалогов; словарная работа. Классификация разновидностей обращения в конкретных речевых ситуациях; защита доклада «Из истории правил этикетного обращения в России» 2.02 21. Устаревшие этикетные формулы (Ваше Превосходительство, господин поручик, Ваше Сиятельство, сударь и т. д.). 1 Знать: устаревшие этикетные формулы.
Уметь: выбирать обращение в зависимости от речевой ситуации. Работа с формулами речевого этикета; составление речевых конструкций, диалогов с использованием этикетных формул; анализ ситуаций речевого этикета, беседа по вопросам. Работа с карточками; конструирование речевых ситуаций, диалогов с использованием устойчивых формул речевого этикета. 9.02 22. Использование в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству. Из истории русских имён, отчеств и фамилий. 1 Знать: разновидности речевых ситуаций обращения по имени, фамилии, отчеству; из истории русских имен, отчеств и фамилий.
Уметь: выбирать обращение в зависимости от речевой ситуации. Работа с формулами речевого этикета; составление речевых конструкций, диалогов с использованием этикетных формул; анализ ситуаций речевого этикета, беседа по вопросам. Составление речевых ситуаций с выбором наиболее уместной этикетной формулы и использование грамматических способов выражения просьбы; конструирование этикетного диалога; 16.02 23. Варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения. Правильное произношение русских отчеств. 1 Знать: разновидности речевых ситуаций обращения по имени, фамилии, отчеству; из истории русских имен, отчеств и фамилий.
Уметь: выбирать обращение в зависимости от речевой ситуации. Работа с формулами речевого этикета; составление речевых конструкций, диалогов с использованием этикетных формул; анализ ситуаций речевого этикета, беседа по вопросам. Составление речевых ситуаций с выбором наиболее уместной этикетной формулы и использование грамматических способов выражения просьбы; конструирование этикетного диалога; 23.02 24. Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи. 1 Знать: этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.
Уметь: употреблять местоимения ты и Вы в русской речи, в зависимости от речевой ситуации. Беседа; составление речевых ситуаций, диалогов с употреблением местоимений ты и Вы; анализ ситуаций речевого этикета; словарная работа. Работа с карточками; конструирование речевых ситуаций, диалогов с использованием устойчивых формул речевого этикета. 1.03 25. Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме повелительного наклонения (принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении (Не принесешь ли ты? Может быть, вы принесёте?), глагол в форме сослагательного наклонения (Принёс бы ты! Принесла бы ты!), глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести) и др.1 Знать: грамматические способы выражения просьбы.
Уметь: использовать в речевых ситуациях грамматические формы выражения речи: глагол в форме повелительного наклонения (принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении (Не принесешь ли ты? Может быть, вы принесёте?), глагол в форме сослагательного наклонения (Принёс бы ты! Принесла бы ты!), глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести) и др.Беседа по вопросам; составление речевых ситуаций с выбором наиболее уместной этикетной формулы и использование грамматических способов выражения просьбы; конструирование этикетного диалога; исправление речевых ошибок; словарная работа; анализ диалога. Составление речевых ситуаций с выбором наиболее уместной этикетной формулы и использование грамматических способов выражения просьбы; конструирование этикетного диалога; 15.03 26. Использование разнообразных этикетных формул в ситуации выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (К сожалению, не смогу. Я бы с радостью сделал, но... Извините, но... Боюсь, что не... и т. п.).1 Знать: языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе.
Уметь: выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации Элементы анализа текста; эвристическая беседа; работа по исправлению речевых ошибок; словарная работа; устное сочинение диалогов из разных сфер речевого общения. Конструирование речевых ситуаций с использованием наиболее уместной этикетной формулы. 15.03 27. Речевая ситуация извинения: разные языковые способы его выражения.
1 Знать: языковые способы выражения отрицания
Уметь: выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации Элементы анализа текста; эвристическая беседа; работа по исправлению речевых ошибок; словарная работа; устное сочинение диалогов из разных сфер речевого общения. Конструирование речевых ситуаций с использованием наиболее уместной этикетной формулы. 5.04 28. Виды комплимента (комплименты человеческим достоинствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.).
1 Знать: виды комплимента
Уметь: выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации Элементы анализа текста; эвристическая беседа; работа по исправлению речевых ошибок; словарная работа; устное сочинение диалогов из разных сфер речевого общения. Конструирование речевых ситуаций с использованием наиболее уместной этикетной формулы. 5.04 29. Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. 1 Знать: специфические формы общения как дискуссия, диспут, спор.
Уметь: выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации. Элементы анализа текста; эвристическая беседа; работа по исправлению речевых ошибок; словарная работа; устное сочинение диалогов из разных сфер речевого общения. Составление речевых ситуаций с выбором наиболее уместной этикетной формулы и использование грамматических форм общения; конструирование этикетного диалога; 12.04 30. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержания доброжелательного тона общения во время спора. 1 Знать: языковые способы поддержания доброжелательного тона общения во время спора.
Уметь: выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации Элементы анализа текста; эвристическая беседа; работа по исправлению речевых ошибок; словарная работа; устное сочинение диалогов из разных сфер речевого общения. Составление речевых ситуаций с выбором наиболее уместной этикетной формулы и использование грамматических форм общения; конструирование этикетного диалога; 19.04 31. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
1 Знать: основные правила письменного общения.
Уметь: выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации Элементы анализа текста; эвристическая беседа; работа по исправлению речевых ошибок; словарная работа; устное сочинение диалогов из разных сфер речевого общения. Составление речевых ситуаций с выбором наиболее уместной этикетной формулы и использование грамматических форм общения; конструирование этикетного диалога;
26.04 32. Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного: лаконичность, логичность, информативность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, чёткое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса. 1 Знать: Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного.
Уметь: использовать правила речевого общения посредством телефона. Элементы анализа текста; эвристическая беседа; работа по исправлению речевых ошибок; словарная работа; устное сочинение диалогов из разных сфер речевого общения. Анализ основных речевых правил общения посредством телефона по основным признакам. 3.05 33. Речевой этикет современной молодежи. Молодежный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему. Характеристика толковых словарей русского речевого этикета. 1 Знать: речевой этикет современной молодежи; характеристику толковых словарей русского речевого этикета.
Уметь: правильно использовать молодежный сленг в современном речевом этикете. Эвристическая беседа; анализ речевого этикета современной молодежи, молодежного сленга; работа с толковым словарем русского речевого этикета; конструирование речевых ситуаций; исправление речевых ошибок; словарная работа. Работа с карточками; конструирование речевых ситуаций, диалогов с использованием устойчивых формул речевого этикета современной молодежи. 10.05 34. Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.
1 Знать: виды коммуникативных неудач.
Уметь: выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации Элементы анализа текста; эвристическая беседа; работа по исправлению речевых ошибок; словарная работа; устное сочинение диалогов из разных сфер речевого общения. Составление речевых ситуаций с выбором наиболее уместной этикетной формулы и использование грамматических форм общения; конструирование этикетного диалога; 17.05 35 Характеристика толковых словарей русского речевого этикета. 1 Знать: характеристику толковых словарей русского речевого этикета.
Уметь: выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации Элементы анализа текста; эвристическая беседа; работа по исправлению речевых ошибок; словарная работа; устное сочинение диалогов из разных сфер речевого общения. Составление речевых ситуаций с выбором наиболее уместной этикетной формулы и использование грамматических форм общения; конструирование этикетного диалога; 24.05 Перечень учебно-методических средств обучения:
Для учителя:
1. Волков А.А. Основы риторики. — М., 2005.
2. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
3. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
4.Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. — М., 2003.
5. Милославскгш И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
6. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. — М., 2004
7. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — М., 2006.
8. Формановская Н.И. Русский речевой этикет нормативный социокультурный контекст. — М., 2002.
9. Язык жестов / сост. А. Мельник. — М., 2003.
Для учащихся:
1.Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. — М., 2003.
2.Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.
3.Львова С.И. -«Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. - М., 2004.
Материально-техническое обеспечение:
- телевизор;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- магнитофон;
- видео- и аудиозаписи;
Интернет- ресурсы:
Для учителя:
1.http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»;
2.http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета;
3.http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, 4.Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
5.Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/6.Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/Для учащихся:
1. Руденко-Моргун, О.И. «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 -7 классы» [Электронный ресурс] / О.И. Руденко-Моргун // Волгоград: "Экзамен". – 2007.
2.Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/