Программа духовно¬-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования

2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования (далее - Программа) направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе МБОУ «Ибресинская СОШ №1», семьи и других институтов общества.
В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
– создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
– формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
– формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Программа содержит перечень планируемых результатов воспитания - формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся при получении начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Данная программа является документом, определяющим воспитательную деятельность начальной школы. Программа реализуется по следующим направлениям:
– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
– воспитание нравственных чувств и этического сознания;
– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Таким образом, цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отражает нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:
– любящий свой край и свою Родину;
– уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
– соблюдающий нормы и правила общения;
– проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
– умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
– любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
– умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
– обладающий основами коммуникативной культуры;
– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
– честный и справедливый;
– творящий и оберегающий красоту мира;
– доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
– выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Ключевые воспитательные задачи:
– создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
– создать условия для формирования основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
– создать условия для формирования способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
– создать условия для формирования у обучающихся эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитию трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
– создать условия для формирования осознания обучающимися ценности человеческой жизни, формирования умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
– создать условия для формирования у обучающихся начальных умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
– создать условия для формирования у обучающихся таких нравственных качеств как: гражданственность, патриотизм, толерантность, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
– создать условия для формирования у обучающихся положительного отношения к семье как основе российского общества, уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим., становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.3.2. Ценностные установки духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие базовые национальные ценности:
патриотизм
любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине; служение Отечеству

гражданственность
правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания

человечность
принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество

честь, достоинство,
свобода
личная и национальная

доверие
к людям, институтам государства и гражданского общества

семья
любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода

любовь, дружба
к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам

здоровье
физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни

труд и творчество
творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость

наука
познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание

искусство и литература
красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие

природа
жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
2.3.3. Основное содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования систематизированы по направлениям, каждое из которых раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и обеспечивает их усвоение обучающимися.
Перечень мероприятий в рамках программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Форма деятельности
Содержание мероприятий
Сроки
Исполни-
тели

1. Приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической
или социокультурной группы

Урочная
Беседы на тему истории и культуры родной семьи, родного города, края, родной улицы и Родины
Систематически
Учитель


Внеурочная
Обзорные экскурсии по посёлку. Посещение музеев и культурных центров
1 раз в четверть
Учитель

Работа с родителями
Тематические родительские собрания, конференции, круглые столы, педагогические консилиумы
1 раз в четверть
Учитель, родители

Работа с социальными партнёрами
Совместные мероприятия с родителями, представителями культурных центров (РДК, ФОК "Патвар", районная библиотека, этнографический музей)
По плану работы
Учитель, родители, общественность

2. Приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям

Урочная
Беседы и викторины на уроках «Окружающего мира»
По плану
Учитель

Внеурочная
Тематические классные часы, посещение музеев, церквей, монастырей Чувашии и Ибресинского района
По плану
Учитель

Работа с родителями
Совместные посещения библиотек, музеев, соборов, церквей, монастырей, использование библиотеки для организации выставок работ учащихся школы, совместные тематические конференции
По плану
Учитель

3. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России

Урочная
Уроки окружающего мира, литературного чтения, тематические беседы о государственной символике, национальных праздниках, Конституции страны
По плану
Учитель

Внеурочная
Праздники к «красным» дням календаря, концерты для ветеранов войн и жителей села, экскурсии по местам боевой славы
По плану
Учитель

Работа с родителями
Встречи с ветеранами ВОВ и жителями посёлка, совместные творческие концерты для ветеранов и жителей микрорайона
По плану
Учитель, зам. директора по УВР

Работа с партнёрами
Встречи с ветеранами ВОВ и жителями села, совместные творческие концерты и спектакли для ветеранов и жителей микрорайона
По плану
Учитель, депутаты округа

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям деятельности школы:
Основные направления
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Гражданско-патриотическое воспитание
– ценностные представления о любви к России, её народам;
– нравственные представления о долге, чести и достоинстве;
– представления о символах государства – Флаге, Гербе России и Чувашской Республики;
– ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
– первоначальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
– уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины

Нравственное и духовное воспитание
– представления о морали, об основных понятиях этики, о значении религиозной культуры в жизни человека и общества;
– знание и выполнение правил поведения в школе, дома, на улице, в посёлке, в общественных местах, на природе;
– бережное, гуманное отношение ко всему живому;
– отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
– первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
– элементарные представления об основных профессиях;
– ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
– первоначальные навыки коллективной работы;
– умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
– умение соблюдать порядок на рабочем месте;
– бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
– отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей

Интеллектуальное воспитание
– представления о возможностях интеллектуальной деятельности,
о ее значении для развития личности и общества;
– представление об образовании и самообразовании;
– первоначальные представления о содержании, ценности и
безопасности современного информационного пространства;
– интерес к познанию нового;
– элементарные навыки работы с научной информацией;
– опыт организации учебно-исследовательских проектов.

Здоровьесберегающее воспитание
– представления о здоровье человека, его значения для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о культуре здорового образа жизни;
–навыки сохранения собственного здоровья;
– представления о ценности занятий физической культурой и спортом;
– понимание опасности, негативных последствий употребления психоактивных веществ, алкоголя, табака, наркотических веществ, бесконтрольного употребление лекарственных препаратов, возникновения суицидальных мыслей.

Социокультурное и медиакультурное воспитание
– первоначальное понимание значений понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм»;
– первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения.

Культуро-
творческое и эстетическое воспитание
– представления об эстетических идеалах и ценностях;
– первоначальные навыки культуроосвоения и культуросозидания;
– формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
– интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке, к занятиям художественным творчеством;
– стремление к опрятному внешнему виду.

Правовое воспитание и культура безопасности
– первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;
– интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
– стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
– умение отвечать за свои поступки;
– знание правил безопасного поведения в школе, быту, на отдыхе, городской среде, понимание необходимости их выполнения;
–первоначальные представления об информационной безопасности.

Воспитание семейных ценностей
– первоначальные представления о роли семьи в жизни человека и общества;
– знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения;
– уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и братьям.

Формирование коммуникативной культуры
– первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;
– понимание значимости ответственного отношения к слову как к поступку, действию;
– первоначальные знания о безопасном общении в Интернете.

Экологическое воспитание
– ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
– элементарный опыт природоохранительной деятельности;
– понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры;
– элементарные знания законодательства в области защиты окружающей среды.

2.3.4. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
Направление 1. Гражданско-патриотическое воспитание
Содержание
Формы воспитательной деятельности

Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой.
Беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом.

Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина.
Беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры.

Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.
Сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии.

Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.
Проведение классных часов, просмотр учебных фильмов, посвящённых государственным праздникам.

Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций.
Проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, встреч с ветеранами и военнослужащими, проектная деятельность.

Получение опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми.
Народные игры, организация и проведение национально-культурных праздников.

Развитие школьного самоуправления, в начальной школе «соуправления».
Участие в детских организациях, фестивали, встречи с интересными людьми, круглые столы, игры, КТД.

Ключевые дела:
Операция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов ВОВ и труда; изготовление поздравительных открыток для ветеранов, концертные программы для ветеранов, встречи с ветеранами).
Месячник гражданско-патриотического воспитания.
Интеллектуальные игры, тематические классные часы.
Уроки мужества.
Торжественное шествие и митинг у памятника павшим воинам в ВОВ.
Конкурс детского творчества «О подвигах, о доблести, о славе».
Участие в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности.
Проведение спортивных эстафет «Вперёд, мальчишки!»
Направление 2. Нравственное и духовное воспитание
Содержание
Формы воспитательной деятельности

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов
Учебные инвариантные и вариативные предметы, беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности.

Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.
Уроки этики, игровые программы, позволяющие школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия.

Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков.
Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдения и обсуждения поступков, поведения разных людей.

Усвоение первоначального опыта
нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы.
Игровая деятельность, участие в КТД, приобретение опыта совместной деятельности.

Воспитание милосердия, заботливого, бережного, гуманного отношения ко всему живому.
Благотворительные акции, проекты, посильное участие в оказании помощи нуждающимся.

Получение представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.
Открытые семейные праздники, беседы о семье, о родителях и прародителях, выполнение и презентации совместно с родителями творческих проектов.

Ключевые дела:
День Знаний.
Участие в праздничном концерте «День Учителя».
Праздничный концерт, мероприятия «День матери»
КТД «Новогодний марафон».
Совместные мероприятия с районной библиотекой.
Благотворительные ярмарки.
Благотворительные акции «Мы вместе!», «Подари ребенку праздник», «Ветеран живет рядом!».
Дни профилактики правонарушений.
Беседы с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества».
Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.
Направление 3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Содержание
Формы воспитательной деятельности

Первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
Участие в экскурсиях по району, поселку, на производственные предприятия;
проведение презентаций «Труд наших родных».

Элементарные представления о современной инновационной экономике.
Выполнение учебно-исследовательских проектов.

Навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.
Сюжетно-ролевые экономические игры, праздники труда, ярмарки, конкурсы.

Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду.
Презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда.

Начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности.
Занятие народными промыслами, работа в творческих и учебно-производственных мастерских.

Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома.
Самообслуживание, дежурство по классу,

Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы
Дискуссия, вечер, час общения,
встречи с интересными людьми.

Ключевые дела:
Субботники по благоустройству классных комнат.
Обустройство территории школьного помещения к праздникам.
Уроки профориентации: Встречи-беседы с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами.
Экскурсии на предприятия.
Конкурсные, познавательно-развлекательные, сюжетно-ролевые мероприятия «Много профессий хороших и разных!»
Проектно-исследовательские, творческие (художественные, литературные) работы обучающихся.
Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.
Направление 4. Интеллектуальное воспитание
Содержание
Формы воспитательной деятельности

Представления о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности.
Занятия в детских научных сообществах, кружках;

Представления об образовании и интеллектуальном развитии.
Участие в олимпиадах, конкурсах, творческих лабораториях, интеллектуаль ных играх.

Навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми.
В ходе сюжетноролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных интеллектуальных профессий.

Представления об ответственности, возможных негативных последствиях интеллектуальной деятельности.
В процессе учебной и внеурочной деятельности, выполнения учебно-исследовательских проектов.

Ключевые дела:
Участие в конкурсах и предметных олимпиадах различного уровня.
Выполнение исследовательских проектов.
Направление 5. Здоровьесберегающее воспитание
Содержание
Формы воспитательной деятельности

Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни
- проведение уроков здоровья, классных часов;
-просмотр учебных фильмов;
- родительские собрания;
- Дни здоровья.

Профилактическая деятельность

- режим питания; эстетика помещений;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований.
- оформление уголков по ТБ, ПДД; проведение инструктажа с детьми.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

-организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта; спартакиады, Дни здоровья;
- привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми родителей

Организация летнего отдыха в детском оздоровительном лагере дневного пребывания.
-утренняя гимнастика, режим питания, весёлые старты, подвижные игры на улице, КТД, соревнования, конкурсы.

Ключевые дела:
Дни Здоровья.
Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ.
Спортивные мероприятия ко Дню Защитника Отечества.
Беседы школьной медсестры с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний» и т.п.
Классные часы по ЗОЖ;
Конкурсы плакатов, рисунков, фотографий по ЗОЖ.
Мониторинг ЗОЖ.
Направление 6. Социокультурное и медиакультурное воспитание
Содержание
Формы воспитательной деятельности

Первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство».
В процессе изучения учебных предметов, участия в проведении государственных и школьных праздников.

Опыт межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения.
Встречи с представителями различных традиционных конфессий, этнических групп.

Моделируют различные ситуации, имитирующие социальные отношения в семье и школе.
Выполнение ролевых проектов в виде презентаций, описаний, фото.

Направление 7: Экологическое воспитание
Содержание
Формы воспитательной деятельности

Усвоение представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой.
В ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов.

Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности.
Экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц.

Получение опыта эмоционально чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе.
Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю.

Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой
Заботы о животных и растениях, участие в экологической деятельности по месту жительства.

Ключевые дела:
Тематические классные часы.
Организация экскурсий по родному поселку, району и республике.
Посещение краеведческого музея.
Организация и проведение походов «Выходного дня».
Участие в школьных, районных, республиканских конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии.
Участие в акциях «Сохрани дерево», «Сбор макулатуры».
Участие в районных праздниках, акциях «День птиц».
Участие в реализации проекта по благоустройству школьного двора.
Направление 8: Культуротворческое и эстетическое воспитание.
Содержание
Формы воспитательной деятельности

Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России.
В ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам.

Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.
В системе экскурсионно-краеведческой деятельности, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, тематических выставок.

Освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края.
Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы.

Освоение навыков видеть прекрасное в поведении и труде людей.
Участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас».

Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности.
Выставки творческих работ, ярмарки, концерты, фестивали.


Ключевые дела:
Выполнение творческих заданий по разным предметам.
Посещение театральных представлений, концертов, выставок.
Организация экскурсий по историческим местам района.
Совместные мероприятия с районной библиотекой.
Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.
Участие в общешкольных концертах, конкурсах, фестивалях.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся
Организация работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся реализуется на следующих уровнях:
– научно-методологическом;
– организационно-практическом;
– программно-методическом.
Данная модель взаимодействия базируется на сочетании двух принципов структурного взаимодействия: иерархического и сетевого.
Принципы и особенности организации воспитания и социализации младших школьников:
- принцип ориентации на идеал;
- аксиологический принцип;
- принцип амплификации;
- принцип следования нравственному примеру;
- принцип идентификации;
- принцип диалогического общения;
- принцип полисубъектности воспитания;
- принцип системно­деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
2.3.5. Описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся
Одним из важных направлений воспитания и социализации современных детей является их педагогически организованное включение в социальные реалии. В этом смысле первостепенную роль играет социально значимая деятельность, которая обеспечивает два результата:
общественный – позитивные изменения в социальной среде;
педагогический – проявление просоциальной активности обучающихся.
Методы организации социально значимой деятельности младших школьников:
– добровольное и посильное участие в мероприятиях молодежного добровольчества;
– поддержка общественной самоорганизации – способ совместного решения проблем, актуальных для самоорганизующихся лиц;
– включение в работу по социальному проектированию и реализации социальных проектов.
В качестве эффективных форм организации социально значимой деятельности младших школьников могут быть использованы такие формы как «ярмарка социальных проектов», «защита социальных проектов», «презентация социального проекта», продуктивная игра по решению актуальных проблем, а также проведение патриотических, волонтерских, экологических акций.
2.3.6.Описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательной деятельности и социальных институтов
В процессе воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся на уровне начального общего образования большое значение имеет социальное партнерство различных социальных институтов. Ведущая роль в организации социального партнерства институтов общественного участия и семьи принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы и особенно институту классного руководства. Формирование социального опыта младших школьников осуществляется в ходе реализации проектов, коллективных творческих дел, сюжетно-ролевых и деловых игр, коллективного посещения театров, музеев, концертов, экскурсий, встреч с представителями религиозных и общественных организаций и т. д. Социальное партнерство институтов общественного участия в процессе воспитания учащихся начальной школы выражается в создании и реализации совместных социально-педагогических, образовательных, просветительских и иных программ, проведении совместных мероприятий.
2.3.7. Описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах
Воспитание физической культуры, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Физическое воспитание младших школьников, процесс формирования у них здорового образа жизни предполагает усиление внимание к формированию представлений о культуре здоровья и физической культуры; первоначального опыта самостоятельного выбора в пользу здорового образа жизни; интереса к физическому развитию, к спорту.
Формы и методы формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни:
– начальное самоопределение младших школьников в сфере здорового образа жизни;
– предоставление школьникам возможностей предъявления сверстникам индивидуальных достижений в различных видах спортивных состязаний, подвижных играх; демонстрации успехов в деятельности спортивных секций, туристических походах;
– ознакомление обучающихся с ресурсами ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой, использования спортивно-оздоровительной инфраструктуры ФОКа "Патвар";
– пропаганда занятий физической культурой в процессе детско-родительских и семейных соревнований;
– коллективные прогулки, туристические походы ученического класса;
– фотовыставки, дискуссии по проблемам здорового образа жизни современного ученика;
– совместные праздники, турпоходы, спортивные соревнования для детей и родителей.
Развитие экологической культуры личности, ценностного отношения к природе, созидательной экологической позиции. Развитие содержания экологического воспитания на уровне начального общего образования формирует у младших школьников эмоционально-чувственное, нравственное отношение к природе; понимание необходимости соблюдения норм экологической этики; представление о экологически целесообразном поведении.
Формы и методы формирования у младших школьников экологической культуры:
Методы
Формы

исследование природы
исследовательские проекты, научные мини-конференции, интеллектуально-познавательные игры

преобразование природы с целью возделывания растений и ухода за животными
выращивание домашних растений, выставки сельскохозяйственной продукции, презентации домашних растений, цветов

художественно-эстетические практики
выставки, обсуждения рисунков, фотографий, рассказов, стихов, работ младших школьников и произведений известных мастеров, посещение природных объектов

занятия туризмом
походы, рассказы участников об испытаниях в ходе похода

общение с домашними животными
рассказы–презентации о домашних животных

природоохранная деятельность
экологические акции, природоохранные флешмобы

Обучение правилам безопасного поведения на дорогах содействует профилактике правонарушений несовершеннолетними в сфере дорожного движения, воспитывает транспортную культуру безопасного поведения на дорогах.
Мероприятия по обучению младших школьников правилам безопасного поведения на дорогах:
– просмотр видеофильмов «Твой безопасный путь в школу»;
– практические занятия на автогородке «ПДД в части велосипедистов»;
– мероприятия с участием представителей инспекторов полиции, ответственных за безопасность дорожного движения.
2.3.8. Описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.
Основные формы взаимодействия школы и семьи по направлениям:
Направления
Формы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, фе
·стивалей;
изучение семейных традиций;
организация совместных экскурсий в музей боевой и трудовой славы

Воспитание нравственных чувств и этического сознания
тематические общие родительские собрания; индивидуальные консультации;
организация и проведение совместных
праздников («Здравствуй, школа!»;
«Прощанье с начальной школой).

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
проведение совместных праздников («В мире профессий»), экскурсий на производственные предприятия, встреч-бесед с людьми различных профессий.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни
лекции «Правила летнего отдыха у водоемов»; «Безопасность на дорогах»;
совместные праздники («Мама, папа, – спортивная семья»)

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
тематические классные собрания;
привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
участие обучающихся в проведении выставок художественного творчества, музыкальных вечеров; встречи-беседы с людьми творческих профессий

Повышение педагогической культуры родителей
(законных представителей) обучающихся
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 44, 45 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, собрание-диспут, родительский лекторий, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.
Методы повышения педагогической культуры родителей:
– информирование родителей специалистами: педагогами, психологами, врачами;
– организация предъявления родителями своего опыта воспитания, своих проектов решения актуальных задач помощи ребенку;
– организация преодоления родителями ошибочных и неэффективных способов решения задач семейного воспитания младших школьников.
– организация совместного времяпрепровождения родителей одного ученического класса;
Ведущей формой повышения педагогической культуры родителей обучающихся является родительское собрание.
2.3.9.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников обеспечивает присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления самосознания гражданина России.
В результате реализации Программы обеспечивается достижение обучающимися:
– воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности;
– эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням:
Первый уровень
Второй уровень
Третий уровень

Приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде.
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.


Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты:
Направления
(формируемые ценностные ориентации)
Воспитательные результаты

Гражданско-патриотическое воспитание
(воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
– ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
– первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
– начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища

Нравственное и духовное воспитание
(воспитание нравственных чувств и этического сознания)
– начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
– нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
– уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
– уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

– ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
– ценностное и творческое отношение к учебному труду;
– элементарные представления о различных профессиях;
– первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

Интеллектуальное воспитание
– первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества, возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности;
– элементарные навыки учебно-исследовательской работы;
– первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности;
– элементарные представления об этике интеллектуальной деятельности

Здоровьесберегающее воспитание
(формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни)

– ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
– элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
– первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
– представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
– знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

Экологическое воспитание
(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде)
– ценностное отношение к природе;
– первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
– элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
– первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
– личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Культуротворческое и эстетическое воспитание
(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях)
– умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, и поступках людей;
– первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
– опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
– мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи

Социокультурное и медиакультурное воспитание
– представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»;
– опыт, межкультурного, межнационального, сотрудничества, диалогического общения;
– опыт добровольческой деятельности;
– навыки использования информационной среды

Правовое воспитание и культура безопасности
– представления о правах, свободах и обязанностях человека;
– умения отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни;
– опыт ответственного социального поведения, реализации прав школьника, общественного школьного самоуправления;
– представления об информационной безопасности, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур;
–представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах

Воспитание семейных ценностей
– представления о семье, семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, нравственных взаимоотношениях в семье;
– опыт позитивного взаимодействия в семье.

Формирование коммуникативной культуры

– представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;
– знание правил бесконфликтного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими;
– элементарные основы риторической компетентности;
– представления о безопасном общении в интернете, о современных технологиях коммуникации;
– представления о ценности и возможностях родного языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире

Наличие у выпускников начальной школы способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.
2.3.10. Показатели эффективности деятельности школы
по обеспечению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
(рекомендации по организации текущему и педагогическому контролю)
С целью диагностики процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ «Ибресинская СОШ №1», а также оценки достижений планируемых результатов предполагается проводить мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Периодичность проведения: ежегодно для всех обучающихся начальной школы. Проводят мониторинг социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель.
Инструментарий мониторинга представляет собой совокупность анкет, опросных листов, позволяющих получить комплексную оценку уровня духовно-нравственного развития и воспитания детей младшего школьного возраста.
Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:
– уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников: тест «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен д.п.н. Н.Е.Щурковой, адаптирован В.М.Ивановой, Т.В.Павловой, Е.Н.Степановым), диагностику проводит социальный педагог;
– уровень нравственного развития и воспитания младших школьников: субъективный тест М.И.Шиловой «Учитель о воспитанности школьников»;
– уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный», диагностику проводит социальный педагог;
– уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников: анкета «Я и моя семья», диагностику проводит социальный педагог.
Оценка эффективности реализации программы воспитания и социализации сопровождается отчетными материалами исследования: годовой план воспитательной работы; бланки тестов и анкет заполненные обучающимися и их родителями (законными представителями); сводные бланки результатов исследования. Материалы отражают степень достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
На основе результатов исследования может быть составлена характеристика класса и индивидуальная характеристика учащегося, включающая три основных компонента:
– характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
– определение приоритетных задач и направлений индивидуального развития;
– систему психолого-педагогических рекомендаций.
Полученные и зафиксированные результаты исследования могут быть включены в портфель достижений младших школьников.
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта - комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
– неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;
– факторы риска, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков;
– активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
– особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями).
Цель программы: сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
–сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
–научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
–научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
–сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
–сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
–дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
–дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
–обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
–сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
–сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
–сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Направления реализации программы:
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения
Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся:
- столовая, позволяющая организовывать горячее питание в урочное время;
- 2 оснащенных спортивных зала, спортивная площадка, хоккейная коробка;
- медицинский кабинет, стоматологический кабинет.

Программа формирования культуры ЗОЖ средствами урочной деятельности
Система учебников формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
Организация образовательной деятельности строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Организация физкультурно-оздоровительной работы
Работа с обучающимися всех групп здоровья. Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры. Организация динамических перемен между 2-м и 3-м уроками, физкультминуток на уроках. Организация работы спортивных секций и регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

Прогнозируемый результат: здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение жизни выпускник.
Участники программы: обучающиеся, классные руководители, учителя-предметники,
медсестра, родители.
Педагогические средства: диагностики состояния здоровья учащихся, анкета склонности к вредным привычкам, методические рекомендации классным руководителям по формированию у учащихся гигиенических навыков, программа учебных предметов, проведение Дней здоровья, программа летнего оздоровительного лагеря.
Направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся
Организация здоровьесберегающей образовательной деятельности
-обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм, норм по охране труда и технике безопасности, здоровьесберегающего режима работы школы;
-организация рациональной системы питания учащихся;
-обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся.

Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителя ми
-организация семинаров для педагогов школы, родительского всеобуча;
-конференции, лектории, викторины для учащихся;
-проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности и учебных тренировок.

Учебно-воспитательная работа
-использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
-организация работы спортивных кружков и секций школы.

Профилактика и коррекция здоровья.
-проведение динамических пауз, дней здоровья, спортивно-массовых мероприятий;
-профилактика употребления ПАВ обучающимися и детского дорожно-транспортного травматизма.

Перечень мероприятий в рамках программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Форма деятельности
Содержание мероприятий
Сроки
Исполни-
тели

1. Формирование представлений об основах экологической культуры

Урочная
Уроки окружающего мира об основах экологической культуры
По плану работы
Учитель-предметник

Внеурочная
Тематические классные часы "Наша планета – в наших руках"
По плану работы
Кл. руковод.

Работа с родителями
Обзорные экскурсии по посёлку. Посещение музеев и культурных центров
1 раз в четверть
Учитель, родители

Работа с социальными партнёрами
Проведение мероприятий совместно с работниками лесничеств
По плану работы
Учитель, родители

2. Формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью

Урочная
Уроки-утренники на темы: «В гостях у Айболита»
По плану работы
Учитель

Внеурочная
Часы познания «Учимся вести здоровый образ жизни»
По плану работы
Медсестра

Работа с родителями
Совместные мероприятия с родителями "Папа, мама, я – спортивная семья"
По плану работы
Учитель физ. культ.

Работа с социальными партнёрами
Совместные мероприятия с представителями ЦРБ, ФОКа "Патвар", районной библиотеки
По плану работы
Медсестра

3. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе

Урочная
Беседы на уроках окружающего мира на тему: «Взаимоотношения человека и окружающей среды»
По плану работы
Учитель

Внеурочная
Классные часы, экскурсии, тематические выставки, посвящённые окружающей среде.
По плану работы
Классный руководитель

Работа с родителями
Совместные творческие концерты, туристические походы
По плану работы
Учитель, родители

Работа с социальными партнёрами
Совместные мероприятия с представителями культурных центров (РДК, ФОК "Патвар", районная библиотека, этнографический музей)
По плану работы
Классный руководитель

4.Формирование у обучающихся установки на здоровое питание

Урочная
Уроки-утренники на тему: «Бал витаминов», беседа «Умеем ли мы правильно питаться?»
Систематически
Учитель


Внеурочная
Проведение литературных вечеров «Обеспечение здорового питания»
По плану работы
Учитель

Работа с родителями
Конкурс «Рецепты наших бабушек», «Русский пряник», «Овощ вырасти сам»,
По плану работы
Учитель, родители

Работа с социальными партнёрами
Проведение мероприятий совместно с работниками столовой: конкурсы, литературные встречи
По плану работы
Учитель, общественность

5. Обеспечение оптимального двигательного режима для детей

Урочная
Физкультминутки, ритмические перемены, прогулки на свежем воздухе
Систематически
Учитель

Внеурочная
Проведение мониторинга состояния здоровья, совместных мероприятий с ФОКом "Патвар"
По плану
Учитель

Работа с родителями
Совместные спортивные мероприятия, родительские собрания
По плану


6. Соблюдение здоровьесозидающих режимов дня обучающихся

Урочная
Уроки окружающего мира совместно с медицинскими работниками, беседы на классных часах о режиме дня, «Рациональное распределение свободного времени». Профилактика сохранности зрения, зубов, опорно-двигательного аппарата. Составление расписания согласно требованиям СанПиН
По плану
Учитель

Работа с родителями
Родительские собрания на темы: «Мы за здоровый образ жизни», «Закаливание организма», «Профилактика простудных заболеваний», анкетирования, беседы «Наследственность и здоровье»
По плану
Учитель, зам. директора по УВР

7. Формирование негативного отношения к факторах риска здоровью детей

Урочная
Беседы на уроках окружающего мира, классных часах, уроках физкультуры на темы: «Возрасные изменения», «Поговорим о личном», «Взаимоотношения человека и окружающей среды»
По плану
Классный руководитель, учитель физической культуры

Внеурочная
Посещение музея гигиены, детской поликлиники, стоматологической клиники, коррекционные занятия с детьми по итогам медицинских осмотров
По плану
Классный руководитель

Работа с социальными партнёрами
Сотрудничество со спортивным комплексом «Снегирь», сельским клубом, индивидуальные консультации с работниками ФАП
По плану
Кл. руков.

8. Профилактика вовлечения учащихся в табакокурение, употребление алкоголя и других наркотических веществ

Урочная
Профилактические беседы о вреде курения, других вредных привычек
Систематически
Учитель

Внеурочная
Конкурс рисунков «За здоровый образ жизни»
По плану
Кл. руков.

9. Формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам собственного состояния здоровья

Урочная
Беседы на уроках (окружающий мир, физическая культура, изобразительное искусство) на темы: «Общение и уверенность в себе», «Личность и внутренние ресурсы человека»
Систематически
Учитель

Внеурочная
Викторины на темы: «Я и мир вокруг меня», «В здоровом теле - здоровый дух», беседа «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний»
По плану
Классный руководитель

Работа с родителями
Индивидуальные консультации родителей
Систематически
Медсестра

10. Формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры

Урочная
Беседы на уроках (окружающий мир, физическая культура, изобразительное искусство) на темы: «Жизнедеятельность человека»
По плану
Учитель

Внеурочная
Выставка «Будь здоров!»
По плану
Кл. руков.

Работа с родителями
Классные родительские собрания на валеологическую тематику
По плану
Кл. руков., медсестра

11. Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде

Урочная
Беседы на уроках (окружающий мир) на темы: «Медицинская помощь и обеспечение безопасности жизнедеятельности»
По плану
Учитель

Внеурочная
Игра-беседа «Навыки безопасного здорового образа жизни»
По плану
Кл. руководит.

Работа с родителями
Круглые столы с приглашением работников ЦРБ, спасательных служб
По необходим.
Кл. руководит.

Работа с социальными партнёрами
Экскурсия в СПЧ-28, ГИБДД, ЦРБ, предприятия района, музеи
По плану
Кл. руководит.

Модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися
Направление
деятельности
Виды деятельности
Формы занятий

Работа по формированию экологически целесообразного,
здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения, образа жизни.

1.Формирование навыков ЗОЖ, гигиены, правил личной безопасности.
2.Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.
3.Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебной деятельности.
4.Профилактика травматизма
-проведение уроков здоровья, классных часов и общешкольных мероприятий по формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности;
-система мер по улучшению питания детей, санитарии и гигиены, предупреждению травматизма;
-профилактика утомляемости
(проведение динамических пауз, оборудование зон отдыха).

Физкультурно-спортивная и оздоровительная работа, профилактика употребления ПАВ обучающимися, профилактика детского дорожного травматизма.
1.Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта, туризма.
2.Элементарные представления о вредных привычках и факторах, влияющих на здоровье.
3.Потребность ребёнка безбоязненно обращаться к медсестре по вопросам состояния здоровья.
-организация подвижных игр, соревнований по отдельным видам спорта;
-спартакиады, дни и уроки здоровья, спортивные праздники, классные часы;
-беседы медработников о здоровом образе жизни, встречи с представителями ГИБДД., участие в конкурсе ППД «Безопасное колесо».

Механизм и этапы реализации программы
Мероприятие
Сроки исполнения
Исполнители

1.Организационная работа

1.Контроль за внедрением медико-психологических и педагогических требований к построению учебно-воспитательной деятельности.
Постоянно

Администрац.
школы

2.Контроль по введению здоровьесберегающих технологий и методов в учебную программу.
Постоянно

Зам. директора
по УВР

3.Проведение семинаров с классными руководителями и учителями-предметниками по вопросам укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Сентябрь,
апрель

Медработник,
учителя физкультуры

4.Проведение мониторинга санитарно-гигиенического состояния внутришкольных помещений и пришкольного участка.
1 раз в
четверть
Администрация

5.Проведение работы по выявлению учащихся с девиантным и адаптивным поведением.
Сентябрь,
апрель

Кл. руковод., соц. педагоги, психолог

6.Организация школьного питания с учетом санитарно-эпидемиологических норм и требований.
Постоянно
Администрац.,
медсестра

7.Проведение профилактического медицинского осмотра обучающихся школы.
Постоянно
Медработники
ЦРБ

2.Формирование банка теоретической информации

1.Подбор и рекомендации примерной тематики бесед по формированию ЗОЖ 1-4 кл.
Постоянно

классные
руководители

2.Формирование банка методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, классных часов.
Систематически.
Руководитель МО кл. руков.

3.Организация выставок новинок литературы по формированию здорового образа жизни.
По плану
Библиотекарь

3.Практические мероприятия

А) В области сохранения и укрепления здоровья

1.Проведение уроков здоровья (1-4 классы )
Согласно
расписанию
Учителя физкультуры

2.Регулярное проведение физкультурных пауз на уроках для снятия физического и эмоционального напряжения.
постоянно
Учителя- предметники

3.Проведение общешкольных «Дней здоровья».
1 раз в четверть
Учителя физкультуры

4.Ознакомление обучающихся со здоровьесберега ющими технологиями на классных часах.
По плану ВР
кл. руковод.
Классные руководители

Б) Формирование здоровой внутришкольной среды

1.Озеленение классных комнат и школьных рекреаций.
Постоянно
Зав. кабинетами

2.Организация и проведение уборки прилегающей территории школы.
Постоянно
Зам. дир. по ВР
кл. руковод.

3.Лекторий: «Внимание, грипп!»
По необходимости
Медработник

В) Формирование здоровой среды в школьном микрорайоне

1.Озеленение пришкольной территории
Май, июнь
Кл. руковод.

2.Проведение уборки территории по соблюдению санитарного режима школьной территории.
По графику
Кл. руковод.

Г) Работа с родителями и общественностью

1.Консультации, лектории для родителей по вопросам охраны и ценности здоровья учащихся.
Постоянно

Кл. руковод, медработник

2.Родительские собрания по вопросам организации детского питания.
По
необходимости
Кл. руковод.,
администрация

4.Внеклассная работа по профилактике вредных привычек

Работа устного журнала «Здоровье» для 3-4 классов, «Наркотики: мифы и реальность», «Мифы о безвредности пива», «Табакокурение: воздействие на организм»,«Здоровый образ жизни».
По плану ВР классных руководите
лей
Классные
руководители

5.Школьная столовая

1.Организация питания школьников
С 1 сентября
Администрац.
персон. столов

2.Организация дежурства в столовой.
По графику
Кл. руковод.

3.Беседы о рациональном питании.
По плану кл. руковод.
Медицинский
работник

6.Рациональная организация учебного процесса

1.Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся в соответствии с СанПиНом. 
Постоянно

Администрация школы
 

2.Использование методов и методик обучения согласно возрастным особенностям обучающихся.
Постоянно
Администрация школы

3.Строгое соблюдение всех требований к использованию ТСО.
Постоянно

Зам. дир. по ИКТ

4.Рациональная организация уроков физкультуры и занятий двигательного характера.
Постоянно
Администрац., учит.физкульт.

7.Организация физкультурно-оздоровительной работы

1.Полноценная и эффективная работа с учащимися на уроках физкультуры
Постоянно
Учит.физкульт.

2.Организация динамических перемен, физкультпауз на уроках, часа активных движений.
Постоянно

Учителя

3.Создание условий для спортивных секций и кружков
Постоянно
Руководители кружков

4.Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий
По плану ВР школы
Учителя физкультуры

8.Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников

1.Регулярный анализ и обсуждение на педсоветах и родительских собраниях данных о состоянии здоровья школьников.
Постоянно
Администрац.
кл. руководит.

2.Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.
Постоянно
Кл. руководит.
пед.-психолог, соц. педагог

3.Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.
Постоянно

Кл. руководит.


9.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

1.Оформление стенда по правилам дорожного движения в коридоре начального корпуса
до 1 сентября
Преп.-организ. по ОБЖ

2.Организация месячника по профилактике ДДТТ «Внимание, дети!»
По плану
Зам. дир по ВР


3.Проведение «Минуток безопасности»
Ежедневно
Кл. руковод.

4.Встреча с представителями ГИБДД
В течение года
Кл. руковод.

5.Участие в игре-конкурсе «Безопасное колесо»



май
Преп.-организ. по ОБЖ

Просветительская работа с родителями (законными представителями)
Система работы с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
– проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;
– привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Критерии, показатели эффективности деятельности, методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний, динамики школьного травматизма, утомляемости учащихся.

п\п
Критерий оценки
Показатель эффективности
Методика и инструментарий

1.
Сезонная заболеваемос
Отрицательная динамика количества уроков, пропущенных по болезни.
Наблюдение,
опрос

2.
Школьный и дорожно-транспортный травматизм
Отсутствие несчастных случаев во время учебного процесса, по дороге из дома в школу и обратно, при проведении внешкольных мероприятий.
Отчет
медработника

3.
Организация питания
Охват организованным питанием не менее 90% обучающихся.
Мониторинг

4.
Безопасность рабочих мест обуч-ся
Минимизация воздействия вредных факторов, влияющих на здоровье обучающихся
Проверка, рабочих мест на безопасность

5.
Знание основ ЗОЖ и безопасного поведения
Высокий уровень знаний обучающихся по вопросам собственной безопасности и ЗОЖ, применение навыков в повседневной деятельности.
Анкетирование, опрос, тестирование

6.
Мед.осмотрыпрофилакт. прививки
Снижение уровня хронических заболеваний обучающихся. Вакцинация не менее 90% обучающихся.
Отчет медработника

Развиваемые у обучающихся компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.








13PAGE 15


13PAGE 14215




15