Педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО — ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПРИКЛАДНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА



Автор – разработчик:
Аврамов Станислав Васильевич,
преподаватель физической культуры








г. Лангепас
Краткая аннотация проекта
Современный производительный труд предполагает постоянное повышение интенсивности трудовой деятельности, которая, в свою очередь, предъявляет специфические требования к физической подготовленности работника. Только общая физическая подготовка будущих специалистов не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке молодежи к труду.
В настоящее время все больше внимания уделяется разработанности вопросов профессионально-прикладной физической культуры специалистов. Однако, фактически отсутствуют рекомендации и тем более методики проведения занятий, направленных на формирование ППФКЛ будущих специалистов электротехнического профиля.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью поиска педагогических условий направленного использования ценностей профессиональной физической культуры в становлении личности профессионала.





Обоснование необходимости проекта
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в период до 2020 года перед профессиональным образованием стоит задача подготовки кадров, способных продуктивно работать в наукоемких высокотехнологичных областях.
Современный производительный труд предполагает постоянное повышение интенсивности трудовой деятельности, которая, в свою очередь, предъявляет специфические требования к физической подготовленности работника.
Достижение успеха в будущей профессиональной деятельности студентов во многом зависит от уровня их физического состояния.
На современном этапе модернизации среднего профессионального образования предмет «Физическая культура» имеет большое значение, задачи которого заключаются не только в развитии двигательных способностей и функциональных возможностей студентов, но и в создании предпосылок для качественной профессиональной подготовки будущих высококвалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем общей, физической и профессиональной культуры.
Потенциальные возможности физической культуры позволяют эффективно решать такие вопросы, как развитие профессионально значимых психофизических качеств, улучшение адаптационных возможностей организма, повышение физической работоспособности, формирование здорового образа и стиля жизни.
Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Только общая физическая подготовка будущих специалистов не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке молодежи к труду.
Реализация профессионально-прикладной направленности в процессе физического воспитания обеспечивает сохранение здоровья студентов, качественную подготовку к будущей профессии, стабильно высокую работоспособность и, в определенной мере, профилактику профессиональных заболеваний.
Профессионально-прикладная физическая культура, как часть общей, физической и профессиональной культуры обусловлена тем, что каждая профессия имеет свою специфику, предъявляет определенные требования к специалисту, к его культуре, психофизическим способностям, готовности к профессиональной деятельности. Физическая подготовка, организуемая вне связи со спецификой труда, может не только не способствовать освоению профессии, но в ряде случаев и затруднять в силу отрицательного переноса формирования профессионально важных качеств и навыков.
Необходимость и эффективность физического воспитания с профессиональной направленностью при подготовке молодежи к труду подтверждена многими исследованиями В.В.Белиновича, Б.И.Загородского, А.В.Коробкова, А.Д.Новикова, Р.Т.Раевского, С.А.Полиевского и др.
В настоящее время все больше внимания уделяется разработанности вопросов профессионально-прикладной физической культуры. Особое значение при этом придается развитию прикладной его функции, т.е. профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП). Однако, ряд исследователей (В. С. Ежков, В. П. Жидких, В. И. Ильинич, А. В. Лотоненко, Л. И. Лубышева, В. М. Наскалов, Г. В. Руденко и другие) указывают, что эти вопросы остаются недостаточно изученными и проблема качественной подготовки к будущей профессиональной деятельности в настоящее время сохраняется. В специальной методической литературе недостаточно раскрываются особенности процесса профессионального образования будущих специалистов в аспекте формирования физической культуры. Существует проблема недостаточной разработанности программно-методического обеспечения процесса формирования ППФК и выбора средств формирования психофизической готовности с учетом специфики предстоящей трудовой деятельности.
Несмотря на то, что существует большое количество литературы, посвященной проблемам ППФП специалистов многих профессий, задействованных в различных отраслях промышленности и сферах жизнедеятельности, оценка состояния проблемы показывает, что работ раскрывающих специфику ППФП специалистов электротехнического профиля практически нет. Должного внимания характеристике трудовой психофизической сферы, как наилучшему обоснованию профессиональной направленности физического воспитания, не уделяется. Фактически отсутствуют рекомендации и тем более методики проведения занятий, направленных на формирование ППФКЛ будущих специалистов электротехнического профиля.
Таким образом, обозначается основное противоречие между
- социальной потребностью в становлении личности профессионала и неразработанностью теоретико-методологических и методических оснований профилированного физического образования, обеспечивающего в наилучшей мере формирование основных культурологических характеристик личности профессионала в связи с конкретной профессиональной деятельностью;
- признанием функционального потенциала ценностей профессиональной физической культуры и неразработанностью конкретного программно-содержательного обеспечения, несущего эффект обучения, воспитания и развития личности в становлении профессионально значимых двигательных и личностных способностей и потребностей.
Традиционно организуемый процесс физического воспитания студентов не обеспечивает формирование должного уровня профессионально важных качеств и свойств личности, формирования мотивации к здоровому образу жизни и профессиональному мастерству.
Таким образом, актуальность проблемы обусловлена необходимостью разработки системы деятельности преподавателя по формированию профессионально-прикладной физической культуры личности студентов электротехнического профиля.

Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Разработка системы деятельности по формированию профессионально-прикладной физической культуры личности (ППФКЛ) студентов электротехнического профиля.

Задачи:
Определить значимость профессионально-прикладной физической культуры для эффективной реализации профессиональных задач подготовки специалиста.
Изучить особенности профессиональной деятельности специалистов электротехнического профиля для выявления профессионально важных физических качеств, двигательных умений и навыков.
Определить оптимальное содержание, направленное на формирование профессионально-прикладной физической культуры личности студентов электротехнического профиля.
Осуществить подбор средств и методов физического воспитания, направленных на развитие профессионально важных физических качеств, двигательных умений и навыков.
Разработать программно-методическое обеспечение дисциплины «Физическая культура», направленное на формирование ППФКЛ у студентов электротехнического профиля.
Объект исследования - процесс физического воспитания студентов специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».
Предмет исследования – содержание и организация процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры личности у будущих специалистов электротехнического профиля.

Основное содержание проекта
Физическая культура в ССУЗ, являясь частью гуманитарного цикла образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и специальной подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она служит целям сохранения и укрепления здоровья студента, его физического и духовного совершенствования, являясь характеристикой общей, физической и профессиональной культуры.
Накопленные годами опыт и знания о возможностях физической культуры в становлении личности будущего специалиста, подготовленного к профессиональной деятельности, предопределяют выделение специального раздела физической культуры - профессионально прикладная физическая культура (ППФК).
Профессионально-прикладная физическая культура - это специальный раздел физической культуры, направленный на оптимизацию условий развития психофизических качеств и физиологических способностей человека в процессе профессиональной деятельности.
Цель ППФК - содействовать освоению конкретной профессии, достижение необходимого уровня культуры, профессиональной дееспособности и психофизической готовности к труду.
Задачи ППФК:
способствовать воспитанию профессионально прикладной физической культуры личности: ценностное отношение к своему здоровью, физической культуре и профессиональной деятельности;
способствовать расширению арсенала профессиональноприкладной физической подготовки для формирования прикладных двигательных действий и улучшения тех психофизических качеств, которые, прежде всего, необходимы в конкретной профессиональной деятельности;
способствовать формированию профессиональной психофизической готовности специалиста: обеспечение эффективной адаптации организма к сложным факторам профессиональной деятельности, увеличению диапазона функциональных возможностей организма.
Функции ППФК. Специфическая функция обеспечивает содействие развитию и оптимизации условий функционирования двигательного компонента профессиональной деятельности: профессионально важные физические качества, двигательные умения и навыки.
Общеприкладная функция призвана оптимизировать другие компоненты (помимо двигательного), а также условия профессиональной деятельности: укреплять и сохранять профессиональное здоровье, способствовать формированию необходимых личностных качеств, повышать и поддерживать на необходимом уровне профессиональную работоспособность.
Социокультурная функция ППФК состоит в обеспечении гармонии физического состояния в соответствии с ведущейся в жизни каждого человека трудовой деятельностью, социализации личности, межличностного общения, общего благополучия.
В качестве элементов структуры ППФК нами определены:
1) профессионально-прикладная физическая культура личности;
2) профессионально-прикладная физическая подготовка;
3) профессиональная психофизическая готовность специалиста к условиям трудовой деятельности.
При изучении первого элемента ППФК нами определено, что основным условием воспитания профессионально прикладной физической культуры личности является формирование механизмов саморазвития и мотивации самосовершенствования, что в свою очередь, невозможно без ценностного отношения к своему здоровью, к физической культуре и к профессиональной деятельности.
Вторым элементом ППФК является профессионально прикладная физическая подготовка (ППФП). Каждая профессия предъявляет к специалисту определенные требования, связанные с уровнем развития его психофизических качеств и прикладных умений. В связи с этим возникает необходимость при подготовке специалиста к трудовой деятельности, применение ППФП.
Третьим элементом ППФК является профессиональная психофизическая готовность специалиста к предстоящей трудовой деятельности. Профессиональная психофизическая готовность это оптимальный уровень профессиональной работоспособности, включающий в себя: наличие необходимого резерва физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям среды, объему и интенсивности труда; способность к полному восстановлению в условиях лимита времени и наличия мотивации в достижении цели, базирующихся на физических, психических и духовных возможностях человека.
Прикладная роль физического воспитания базируется на профессиографии – изучении профессии и тех требований, которые она предъявляет к организму.
Планируется изучение факторов профессиональной деятельности специалистов электротехнического профиля и ее условий, преимущественно обусловливающих требования к физической и другим сторонам прикладной подготовленности человека (к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями).
На основании литературных источников, собственных наблюдений за работой квалифицированных специалистов, собеседований и анкетирования опытных специалистов, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения электротехнического профиля будет составлена профессиограмма техника-электрика с целью выявления профессионально важных психофизических качеств, двигательных умений и навыков и определения возможности их эффективного развития путем применения в учебном процессе специально подобранных средств и методов физического воспитания.
Реализация содержательного компонента ППФК будет осуществляться на учебных и самостоятельных занятиях, внеучебных формах деятельности.
В программно-содержательном обеспечении процесса профилированного физического образования предусматривается расширение теоретической части раздела «Профессиональная физическая культура», направленного на формирование сознательного отношения к собственному здоровью, развитие стремления к саморазвитию и самообразованию, активно-положительного отношения к профессионально-прикладной физической подготовке.
Предполагается совершенствование содержания самостоятельной работы по дисциплине «Физическая культура» через введение в вариативный компонент учебного материала тем практико-ориентированных проектов («Фестиваль по ППФП», «Самодиагностика физической подготовленности», «Коррекция осанки», «Коррекция телосложения», «Развитие выносливости» и др.) и предоставление студентам права их свободного выбора.
Совершенствование содержания ППФК и его дидактического обеспечения будет производиться за счет смешения акцента с формирования большого объема двигательных умений и навыков в сторону предстоящей практической деятельности, формирования профессионально и личностно значимых физических качеств и умений.
Содержание прикладной физической подготовки будут составлять обычные физические упражнения и виды спорта, но подобранные и организованные в полном соответствии с поставленными задачами. В составе физических упражнений, применяемых для формирования высокого уровня профессионально-прикладной физической подготовленности, доминирующее положение отводится естественным движениям, позволяющим обеспечивать положительный перенос двигательных навыков и умений, а также видам спорта, оказывающие комплексное влияние на физические кондиции.
ППФП строится на основе и в единстве (в соответствующих отношениях) с общей физической подготовкой.
Предусматривается расширение арсенала средств физического воспитания - введение нетрадиционных средств физического воспитания (нетрадиционных видов гимнастики, элементов аутогенной тренировки, методов самоконтроля, обеспечивающих оптимизацию психофизического состояния и, как следствие, психическую адаптацию к профессиональной, учебной и физкультурной деятельности), а также гимнастики для глаз, способствующей укреплению и снятию утомления мышц глаз и «пальчиковой гимнастики» с предметами и без предмета для развития ловкости пальцев и быстроты движений.
Выбор средств в процессе профессионально-прикладного физического воспитания будет основываться на принципах их соответствия профессиональным требованиям, учета индивидуальных потребностей и особенностей, комплексности воздействия и одновременного развития физических и духовных профессиональных способностей; направленного здоровьесбережения занимающихся.
При освоении теоретического и практического разделов будут использоваться как традиционные, так и активные методы: метод проблемных ситуаций, метод проектов, проведение лекционных занятий, бесед, диспутов, дискуссий, викторин, конкурсов докладов, обсуждение книг, фильмов и спортивных матчей, конкурсов знатоков спорта, олимпиады, соревнования в профессионально-прикладных видах спорта, игровые методы, метод «круговой тренировки», подвижные игры, содействующие развитию как физических, так и психических качеств; элементы народных игр, национальных праздников.
Для повышения ориентации студентов на сотрудничество предусматриваются игры, требующие взаимовыручки: соревновательные кооперативные игры, игры сотрудничества, в которых не выявляются победители и побежденные и т.д.
С целью получения объективной информации об эффективности решения задач ППФК и внесения необходимых корректировок планируется разработка инструментария диагностики и системы мониторинга физического состояния и профессионально-прикладной физической подготовленности. Необходимо осуществление постоянного мониторинга показателей в начале, середине и конце каждого учебного года (тестирование, анкетирование).
Методы тестирования профессионально-прикладной физической подготовленности, основываются на сравнении новых и прежних достижений студента, с учетом которых определяются задачи по их физическому совершенствованию.
В виде контрольных упражнений будут использоваться те, в которых проявляются профессионально значимые способности и, прежде всего, ведущие в структуре профессиональных качеств. Выявление степени развития психофизиологических функций и устойчивости организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды возможно посредством некоторых функциональных проб.
С целью совершенствования программно-методического обеспечения процесса формирования ППФК будут разработаны методические материалы, отражающие направленность системы педагогических воздействий на формирование профессионально-прикладной физической культуры личности студентов.

Ресурсы
Ресурсное обеспечение реализации проекта является достаточным для достижения поставленных целей.
Материально-техническое обеспечение:
наличие спортивного зала, тренажерного зала, спортивной площадки, кабинета, оснащенного мультимедийными средствами, для проведения занятий по теоретическим разделам дисциплины «Физическая культура».
Спортивный инвентарь и спортивное оборудование учебного комплекса колледжа.
Использование ресурсов муниципального учреждения «Спортивный комплекс», Лангепасского городского муниципального автономного учреждения водно-спортивный комплекс «Дельфин».
Учебно-методическое обеспечение:
электронное сопровождение курса, дидактические материалы для проведения теоретических, учебно-методических и учебно-тренировочных занятий и организации самостоятельной работы студентов, тесты, справочные материалы, учебно-наглядные пособия, учебно-методическая литература.

Партнеры
Муниципальное учреждение «Спортивный комплекс», муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа», Лангепасское городское муниципальное автономное учреждение водно-спортивный комплекс «Дельфин».

Целевая аудитория
Целевая группа, на которую рассчитан проект: студенты 1-4 курсов, обучающиеся по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».

План реализации проекта
Этапы
и сроки
Мероприятия

I.
2013 г.
Определение научного и понятийного аппарата, выявление места и значимости ППФКЛ для профессиональной деятельности специалиста.


Изучение методической, психолого-педагогической и специальной литературы по теме с целью оценки современного состояния проблемы. Ознакомление с передовым педагогическим опытом.


Сбор и обобщение информации по теме, освоение передового педагогического опыта.

II.
20013-2017гг.

Проведение анкетирования и собеседования опытных специалистов, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения электротехнического профиля с целью выявления профессионально важных психофизических качеств, двигательных умений и навыков.


Разработка профессиограммы специалистов электротехнического профиля.


Разработка инструментария диагностики и системы мониторинга физического состояния и профессионально-прикладной физической подготовленности.


Определение физического развития, физической подготовленности и ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом студентов, обучающихся по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
(Тестирование, анкетирование, собеседования).


Определение содержания, направленного на формирование профессионально-прикладной физической культуры личности студентов.


Определение возможности эффективного развития психофизических качеств студентов электротехнического профиля в процессе специально подобранных средств и методов физического воспитания.


Совершенствование программно-методического обеспечения дисциплины.


Совершенствование программы с профессиональной направленностью для студентов, обучающихся по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».


Разработка комплексов физических упражнений, направленных на формирование профессионально важных психофизических качеств для специалистов электротехнического профиля.


Апробация и совершенствование комплекса пед.условий по формированию ППФКЛ.


Диагностика (мониторинг) накопленного материала, результатов.

III.
2013-2017гг.
Анализ и обобщение опыта по проблеме.


Презентация результатов педагогического опыта.


Создание среды обмена информацией (круглый стол, создание электронной страницы на сайте колледжа, размещение материалов для студентов в колледжной газете «Студенческие вести» и т.п.



Ожидаемые результаты и социальный эффект
Ожидаемые результаты:
- сформированность и осознанность знаний теории и методики профессиональной физической культуры, здорового образа жизни и здоровьесбережения;
- ценностная ориентированность личности на осознание профессиональной физической культуры и здорового образа жизни ценностью для себя и социума;
- сформированность практических умений и навыков психической саморегуляции и самоконтроля;
- включенность учащихся в профессионально направленную оздоровительную физкультурную деятельность по направленному использованию средств физической культуры для сохранения и укрепления индивидуального здоровья;
- психофизическая адаптация, свидетельствующая о приспособленности учащихся к условиям учебной, трудовой и повседневной жизни и деятельности, отраженная в достаточно высоком уровне развития основных физических качеств, сформированности профессионально и жизненно важных двигательных умений и навыков;
- разработка методических материалов, отражающих направленность системы педагогических воздействий на формирование профессионально-прикладной физической культуры личности студентов.
Опосредованным результатом и следствием целенаправленного формирования профессионально-прикладной физической культуры личности является эффективное повышение общественно полезной деятельности трудящихся, т. е. эффективность их труда.
Социальный эффект - в улучшении качества работы, состояния здоровья, повышении производительности труда, снижении риска профессиональной заболеваемости.

Критерии оценки эффективности.
Эффективность процесса формирования ППФКЛ прослеживается в динамике сформированности основных ее компонентов
- в динамике показателей ценностных ориентаций личности в сфере профессионально направленной оздоровительной физкультурной деятельности;
- в более высоком уровне знаний и в более высоком уровне сформированности профессиональной двигательной подготовленности
- более высокими показателями профессиональной физической подготовленности учащихся;
- сформироваиность адекватного отношения учащихся к ценностям профессиональной физической культуры и самодеятельному физкультурному совершенствованию здоровьесберегающей направленности;
-наличие разработанных методических материалов, отражающих направленность системы педагогических воздействий на формирование профессионально-прикладной физической культуры личности студентов.

Перспективы дальнейшего развития проекта
Разработка программно-содержательного обеспечения процесса формирования профессиональной физической культуры личности студентов других специальностей и профессий, по которым осуществляется подготовка в ЛПК.
Литература
Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. М.: Просвещение, 1990.
Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. Кострома, 2003.
Виленский М.Я. Физическая культура студента / М.Я. Виленский, А.И. Зайцев, В.И. Ильинич. – М.: Гайдарики, 2001.
Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Евсеев Ю.И. Физическое воспитание / Ю.И. Евсеев. Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов, И. В. Кулишенко, Е.В.Крякина]; под ред. Ю.Д.Железняка. 4-е изд., перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2005.
Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: Метод.пособие - М., Высшая школа, 1982.
Коровин С. С., Кабачков В. А. Профессиональная физическая культура и формирование личности. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998.
Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие/ Л.И. Лубышева. М., 2001.
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 1011 кл. М., 2005.
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991.
Найн А. Я. Педагогические основы профессионального обучения молодых рабочих. М.: Высшая школа, 1987.
Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов / Р.Т. Раевский. М.: Высш. шк., 1985.
Педагогика / Под ред. 10. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1998.
Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2004
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособие для студентов СПО. М., Изд. Центр «Академия»,2005.
Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: Академия, 2001.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




]ђ Заголовок 1]ђ Заголовок 915