Методические рекомендации о системе оценки при работе по ФГОС НОО и ООО
Содержание
1. 13 TOC \o "1-2" \h \z \u 1413LINK \l "_Toc311800968"14Общие положения 315
13LINK \l "_Toc311800980"142. Основные цели и задачи внутренней оценки качества образования15 5
13LINK \l "_Toc311800984"143. Содержание системы оценки качества образования15 6
13LINK \l "_Toc311800987"144. Формы, методы и порядок процедур внутренней системы оценки качества образования 15 8
13LINK \l "_Toc311800987"145. Обязанности и ответственность участников образовательных отношений при организации внутреннего мониторинга качества образования 15 10
6. Оценка реализации результатов основной образовательной программы 13
13LINK \l "_Toc311800987"146. Ведение документации 15 15
13LINK \l "_Toc311800987"147. Срок действия Положения 1156
13LINK \l "_Toc311800987"148. Приложения 1157
151. Общие положения
Настоящее Положение определяет цели, задачи, содержание и порядок внутренней системы оценки качества образования (далее ВСОКО) в МБОУ СОШ №88 с УИОП, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также права и обязанности участников образовательного процесса.
Настоящее положение разработано на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы»; приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; долгосрочной областной целевой программаы «Развитие образования Воронежской области на 2011- 2015 годы».
Внутренная система оценки качества образования в МБОУ СОШ №88 с УИОП представляет собой инструмент организации и управления процессом реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.
Участниками оценочных процедур системы оценки качества образования в образовательной организации являются участники отношений в сфере образования.
МБОУ СОШ №88 с УИОП обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели внутренней оценки качества, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в т. ч. на педагогических работников, работающих по совместительству.
В положении используются следующие понятия:
качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - система управления качеством образования на основе проектирования, сбора и анализа информации о содержании образования, результатах освоения основной образовательной программы (по уровням общего образования), условий ее реализации и эффективности составляющих ее подпрограмм/ компонентов, а также о содержании, условиях реализации и результатах освоения дополнительных образовательных программ ОО;
мониторинг качества образования – комплексное целенаправленное, специально организованное, непрерывное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения основных свойств качества образования в целях своевременного принятия обоснованных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.
внешняя система оценки качества образования - включение потребителей образовательных услуг, органов государственнобщественного управления/ коллегиального управления ОО в оценку деятельности системы образования образовательной организации, содержания образования в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов общего образования (по соответствующим уровням), целям и задачам государственной политики в сфере образования;
экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМ (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму, и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
критерий – признак, на основании которого производится принятие решения по оценке объекта на соответствие предъявляемым требованиям.
ФКГОС - федеральный компонент государственного образовательного стандарта (стандарты общего образования первого поколения);
ФГОС ОО - федеральный государственный образовательный стандарт (новые стандарты общего образования);
ООП - основная образовательная программа;
НОО - начальное общее образование;
ООО - основное общее образование.
Основные цели и задачи внутренней оценки качества образования
Целью внутренней оценки качества образования является сбор, осмысление, анализ и выдача информации, необходимой для поддержания высокого уровня качества всего образовательного процесса в МБОУ СОШ №88 с УИОП.
Задачи внутренней оценки качества образования являются:
2.2.1. формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образовательной деятельности образовательной организации;
2.2.2. реализация практико-ориентированного алгоритма анализа полученных материалов о состоянии системы образовательной деятельности школы;
2.2.3. координация деятельности всех субъектов мониторинга;
2.2.4. формулирование основных стратегических направлений развития системы образовательной деятельности школы на основе анализа полученных данных.
Функциями внутренней системы оценки качества образования являются:
2.3.1. информационно-аналитическая;
2.3.2. контрольно-диагностическая;
2.3.3. коррективно-регулятивная;
2.3.4. стимулирующая.
Принципами внутренней системы оценки образования:
2.4.1. объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
2.4.2. критериальности оценивания;
2.4.3. реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
2.4.4. открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в региональную и общероссийскую систему оценки качества образования;
2.4.5. доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп пользователей результатов мониторинга;
2.4.6. рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
2.4.7. инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
2.4.8. сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
2.4.9. взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
2.4.10. соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.
Содержание системы оценки качества образования
Содержание системы оценки качества образования отражено в приложении №1.
Основными объектами внутренней системы оценки качества образования являются:
3.2.1. качество образовательных результатов;
3.2.2. качество реализации образовательного процесса;
3.2.3. контроль качества управления.
Оценка качества образовательных результатов направлена на обработку информации об уровне реализации требований к результатам освоения образовательной программы МБОУ СОШ №88 с УИОП, включая основные образовательные программы основного общего образования и начального общего образования (в соответствие с ФГОС).
Внутренняя система оценки качества образования функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как основой управления образовательной деятельностью ОО; направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования; учитывает федеральные требования к порядку проведения ОО процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.
Оценка качества образовательных результатов осуществляется в ходе процедур стартовой диагностики, промежуточной и итоговой аттестации, контрольно-методических срезов внешней экспертизы, неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при реализации образовательного процесса на всех уровнях общего образования, программы развития МБОУ СОШ №88 с УИОП. Их осуществление проводится специалистами образовательной организации, педагогическими работниками.
Для оценки качества образовательных результатов определены следующие показатели:
здоровье обучающихся;
личностные образовательные результаты (включая показатели социализации обучающихся);
метапредметные образовательные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики);
предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ОГЭ и ЕГЭ);
удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.
Оценка качества реализации образовательного процесса направлена на определение уровня созданных условий реализации образовательных программ, в т. ч. кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий:
качество обучающей предметной области;
качество деятельности педагогического коллектива по организации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к «портрету выпускника»;
качество реализации системы воспитательной работы;
качество коррекционной работы;
качество методического сопровождения образовательного процесса.
Оценка контроля качества управления:
качество образовательных программ школы;
качество управления образовательным процессом;
качество управления реализацией требований ФГОС;
качество управления материально-технической базой образовательного процесса;
качество управления профессиональным ростом педагогов школы;
компетентность субъектов управления.
Формы, методы и порядок процедур внутренней системы оценки качества образования
Основными объектами внутренней системы оценки качества образования являются:
4.1.1. качество образовательных результатов;
4.1.2. качество реализации образовательного процесса;
4.1.3. контроль качества управления.
Мониторинг качества образования в образовательном учреждении проводится посредством:
4.2.1.системы внутреннего мониторинга качества образования;
4.2.2. общественно-профессиональной экспертизы качества образования;
4.2.3. лицензирования;
4.2.4. государственной аккредитации;
4.2.5. государственной (итоговой) аттестации выпускников;
4.2.6. внешнего мониторинга качества образования.
В качестве источников данных для мониторинга качества образования используются:
4.3.1. анализ результатов стартовой диагностики, промежуточной и итоговой аттестации;
4.3.2. анализ творческих достижений учащихся;
4.3.3. анализ результатов внутренних статистических и социологических исследований;
4.3.4. анализ внутришкольного направления аттестации педагогических и руководящих работников школы;
4.3.5. результаты диагностических срезов;
4.3.6. результаты медицинских и психологических исследований, проводимых по инициативе медицинской службы и администрации школы.
Порядок проведения внутреннего мониторинга качества образования:
4.4.1. Операционально и диагностично прописываются цели мониторинга как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования.
4.4.2. Определяется содержание по целям (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов).
4.4.3. Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий (формы, методы и технологии измерений).
4.4.4. Определяются условия и субъекты реализации каждой процедуры мониторинга.
4.4.5. Определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы).
4.4.6. Определяются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам мониторинга).
4.4.7. Сбор, структурирование, обработка, анализ и интерпретация данных, используемых для мониторинга.
4.4.8. Подготовка документов по итогам анализа полученных данных.
4.4.9.Распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.
Периодичность проведения мониторинга качества образования, объекты мониторинга устанавливаются в плане внутреннего мониторинга качества образования.
Обязанности и ответственность участников образовательных отношений при организации внутреннего мониторинга качества образования
Организационная структура, занимающаяся внутренним мониторингом, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию образовательного учреждения, педагогический совет, методический совет школы, методические объединения учителей-предметников.
Администрация образовательного учреждения:
5.2.1. формирует, утверждает приказом директора школы и контролирует исполнение блока локальных актов, регулирующих функционирование внутренней системы мониторинга качества образования школы и приложений к ним;
5.2.2. разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы внутреннего мониторинга качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;
5.2.3. обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
5.2.4. обеспечивает на основе образовательных программ проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
5.2.5. организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
5.2.6. организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
5.2.7. обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам мониторинга качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад директора школы);
5.2.8. принимает управленческие решения по развитию системы качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации внутренней системы мониторинга качества образования.
Методический совет школы, методические объединения учителей-предметников:
5.3.1.участвуют в разработке методики мониторинга качества образования; системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы; критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;
5.3.2. содействуют подготовке работников школы и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
5.3.3. проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
5.3.4. готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам мониторинга качества образования на уровне школы.
Педагогический совет:
5.4.1.содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе;
5.4.2. содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в школе;
5.4.3. инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;
5.4.4. принимает участие:
в формировании информационных запросов основных
пользователей системы мониторинга качества образования школы;
в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования;
в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации образовательного процесса в школе;
в оценке качества и результативности труда работников школы,
распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, установленном локальными актами школы;
содействует организации работы по повышению квалификации
педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
заслушивает информацию и отчеты педагогических работников,
доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в т. ч. сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы;
принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на
промежуточную аттестацию по результатам учебного года.
Оценка результатов реализации ООП
Оценка результатов реализации ООП в части, соответсвующей ФКГОС.
В период поэтапного перехода на ФГОС общего образования (по
уровням) в отношении обучающихся, осваивающих ООП, соответствующих ФКГОС, оценке подвергаются только предметные образовательные результаты.
Оценка предметных результатов по указанной группе
обучающихся проводится в следующих формах (приложение 3-5):
промежуточная аттестация;
накопительная оценка индивидуальных образовательных
достижений обучающихся (с использованием технологии портфолио);
итоговая аттестация обучающихся на институциональном уровне
(по предметам, не выходящим на ГИА (предметы по выбору));
анализ результатов государственной итоговой аттестации.
Качество образования по направлению «качество образовательного
Оценка результатов реализации ООП в части, соответствующей ФГОС.
Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в
соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится в следующих формах:
промежуточная аттестация;
накопительная оценка индивидуальных образовательных
достижений обучающихся (с использованием технологии портфолио);
итоговая аттестация обучающихся на институциональном уровне
(по предметам, не выходящим на ГИА (предметы по выбору));
анализ результатов государственной итоговой аттестации.
Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП в
соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится в следующих формах:
комплексная контрольная работа;
тест;
экспертное заключение по результатам выполнения
обучающимися группового проекта.
Фиксация данных по оценке метапредметных результатов проводится согласно параметрам и индикаторам, разработанным ОО.
Оценка достижения личностных результатов освоения
обучающимися ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО проводится косвенно, посредством неперсонифицированных мониторингов, осуществляемых психологом или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, а также посредством статистического учета индивидуальных достижений обучающихся в мероприятиях воспитательной направленности.
Оценка личностных результатов встраивается в программы
воспитательной направленности, разработанные в соответствии с реализуемым образовательным стандартом.
Фиксация данных по оценке личностных результатов проводится согласно параметрам и индикаторам, разработанным ОО.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
обучающихся:
организуются и проводятся в ОО согласно Положению о формах,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
являются частью системы внутришкольного мониторинга качества
образования в МБОУ СОШ № 88 с УИОП и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
В рамках текущего контроля проводится оценка запланированных рабочими программами педагогов результатов образования: предметных и (или) метапредметных - в зависимости от реализуемой ООП.
Ведение документации
По итогам анализа полученных данных в рамках мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), содержание которых доводится до всех участников образовательных отношений в режиме гласности и открытости, который обеспечивается через:
7.1.1.публичный доклад образовательной организации;
7.1.2. размещение аналитических материалов, результатов мониторинга качества образования на официальном сайте школы.
Срок действия Положения
Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515
Заголовок 115