Интегрированный урок по ИЗО Мы победили!
МКОУ «Богородская школа №8»
Интегрированный урок
(ИЗО + музыка) в 5-м классе
по теме "Мы победили!"
(произведения искусства о Великой Отечественной войне)
учитель ИЗО: Меркулова Елена Николаевна
205359039751000
г. Богородск 2015г.
Интегрированный урок (ИЗО + музыка) в 5-м классе по теме "Мы победили!"
Цели урока: познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны (картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя», песня «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова); изготовить поздравительную открытку.Задачи урока:
Дидактические:
обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;
закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках декоративного рисования.
Коррекционно-развивающие:
коррекция и развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.
Воспитательные:
воспитывать умение выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос;
воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор, аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне; портрет художника А.А. Дейнеки; репродукция картины А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя»; вспомогательный материал с опорными словами и названиями произведений искусства; образец поздравительной открытки; презентация «Художники о ВОВ»
у учащихся: заготовки поздравительной открытки (чистый альбомный лист, сложенный пополам), простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисточки, баночки с водой. Часть классной доски оформлена иллюстрациями о Великой Отечественной войне.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Все готовы? Молодцы! Улыбнулись друг другу. Садитесь.
II. Мотивация. Постановка учебной задачи
– Сегодня у нас необычный урок: музыка и рисование вместе. И посвящён он большому, радостному празднику, который будет отмечать вся страна в начале мая. Какой это праздник? (День Победы, 9 мая) 70 лет Победы!
– 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут произведения искусства, созданные в годы войны. Вам надо запомнить эти произведения и постараться понять их содержание.
III. Слушание песни "Священная война" Сл. В. Лебедева-Кумача, муз. Александрова
– 27 июня 1941 года, шёл шестой день войны. Белорусский вокзал Москвы. Отсюда бойцы отправлялись на фронт. Неожиданно в зале ожидания раздались звуки песни. Наступила тишина. Все встали со своих мест, как при исполнении гимна.
Аудиозапись "Священная война" (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).(Дети слушают первый куплет песни, затем учитель убавляет звук и на фоне музыки продолжает беседу).
– Строга, исполнена благородной ярости мелодия песни, упруг и энергичен маршевый ритм. Хор поёт песню сурово, мужественно, произносит слова твёрдо и решительно. Песня звучит, как клятва. Песню "Священная война" написал композитор
А. Александров и поэт В. Лебедев-Кумач.
На доску прикреплены опоры с фамилиями композитора и поэта, а также название песни.
– Внезапное нападение врага на нашу Родину вызвало у композитора, как и у всех людей, чувство возмущения, гнева, мести. Александров не был военным специалистом, но у него всё же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разбить врага.
И трубы медью пламенеют,Над миром рассыпая гром,Мы с грозной музыкой,Мы с нею, непобедимые идём…(читает ученик)
Учитель вывешивает на доске опорные слова:
Грозная
Справедливая
Мужественная
Суровая
Призывная
– Выберите слова, наиболее ярко характеризующие эту песню. – Какие чувства людей выражает эта песня? (Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу).– Какие чувства песня пробуждает в людях? (Гордость за свою Родину, придаёт уверенность в Победе).– Песня "Священная война" стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Люди, взволнованные и потрясённые, уносили в своих сердцах эту мужественную, суровую, справедливую музыку. Песня звучала много раз, пока не раздалась команда: "По вагонам!"
IV. Беседа по картине А. Дейнека "Оборона Севастополя"
– В годы войны не только композиторы и поэты сочиняли музыку, но и создавали свои произведения художники. Своими произведениями они призывали людей мужественно защищать Родину, вселяли в них веру в Победу. О творчестве одного из них мы узнаем сегодня на уроке.
Доклад о художнике. (На доске портрет художника А. Дейнеки)
Александр Александрович Дейнека родился в 1899 году в городе Курске, в семье железнодорожника. Вначале он думал выбрать для себя профессию отца, но любовь к рисованию привела его в художественное училище. После окончания училища Дейнека много ездил по стране. Любимым городом художника был Севастополь. Он любил этот город за его весёлых людей, за красивое Чёрное море. В 1942 году, после ранения художник вернулся с фронта. В немецкой газете он увидел снимок Севастополя, снятый немцами с самолёта. Страшный снимок, весь город был разрушен. Дейнека отчётливо представил, как всё взлетает на воздух, как женщины и дети перестали смеяться. Поэтому и решил писать картину о своём любимом городе, которую назвал "Оборона Севастополя".– Что значит "оборона"? ("Оборона" значит защита)
(На доску вывешивается картина).
– Посмотрите на картину. (Дети в течение минуты рассматривают картину). Она изображает один из боёв за Севастополь. На картине изображены две группы людей. – Можете ли вы показать, где находятся защитники, а где враги? (Ученик показывает указкой: слева – защитники, а справа – враги).– Как вы догадались? (Они по-разному одеты. У них разная форма).– Кто защищает Севастополь? – Какая форма у защитников? – Чем они вооружены?– Кто затрудняется, может воспользоваться опорными словами:
Моряки
фашистыбелая форма
немецкий солдаттельняшка
зелёная форма
синий воротник
каскибескозырка
винтовки со штыкамигранаты
танкиручной пулемёт
– Какая форма у немцев? Чем они вооружены?– Идёт сверх напряжённый бой. Давайте рассмотрим, как художнику удалось это передать.– Кого мы видим на переднем плане картины?– Кто изображён слева от него?– Рассмотрите внимательно выражения лиц моряков. Что можно сказать, глядя на них? – Какие чувства они испытывают? (Опорные слова)
Храбрые, смелые.
На лицах не видно страха. Суровый, зоркий взгляд. Ненависть
– Кто ещё изображён на переднем плане картины? (Немецкий солдат лежит вниз лицом, неподвижно, видны следы крови).– Обратите внимание на моряка на втором плане картины. Что с ним произошло?
(Он ранен. Моряк как бы приостановился, опустил голову, винтовку выронил из рук).– Что ещё говорит о том, что идёт напряжённый бой? (Моряки и фашисты близко подошли друг к другу. Моряки готовы пронзить противника штыками).– Как называется бой на ближнем расстоянии? (Такой бой называется рукопашным).– Обратите внимание на задний план картины. Что мы видим? (Мы видим разрушенный город. Виден самолёт, обстреливающий город).– Посмотрите в окно, какое сегодня небо? (Небо ярко голубое, безоблачное).– Какое небо на картине? (Небо красное от взрывов и пожаров, валит густой чёрный дым).– Наступления немцев всегда поддерживали фашистские самолёты. Иногда Севастополь обстреливали 200 – 250 немецких самолётов.– Краски, цвета в картине помогают раскрыть её содержание. Какие краски преобладают в этой картине: светлые или тёмные? (На этой картине преобладают тёмные краски: серые, чёрные, тёмно зелёные, коричневые).– Такие краски создают тревожное, печальное настроение. Бой тяжёлый, но по лицам моряков мы видим, что они полны решимости победить врага.– Понравилась вам картина? Чем?– Кому посвятил её художник?– Назовите фамилию художника и название картины.– Картина написана в 1942 году, почти за 3 года до Победы, но Дейнеку никогда не покидала уверенность в Победе, он верил, что фашисты будут разгромлены. Героически защищали севастопольцы свой родной город. Бои шли почти 8 месяцев или 250 дней. Но героев становилось всё меньше, и Советские войска были вынуждены оставить его. На катерах уходили черноморцы в открытое море. И моряк, что последний покидал Севастополь, взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Он поклялся вернуть его только на свободный берег.
V. Слушание песни "Заветный камень". Композитор Б. Мокроусов, поэт А. Жаров
–Знаменитый композитор Борис Мокроусов и его друг, поэт Александр Жаров в годы войны служили на Черноморском флоте. Они были очевидцами этих событий, и, конечно слышали историю про моряка – севастопольца, которая стала легендой. Они сочинили песню. Вы слушали её на уроке музыки.
Аудиозапись песни "Заветный камень". Муз. Б. Мокроусова, сл. А. Жарова, 1 куплет
– Как называется песня?– О чём рассказывается в этой песне? (В этой песне рассказывается о моряке, который последним покидал Севастополь. Он взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Его раненного, умирающего подобрали друзья – моряки. Он завещал им этот камень. Поэтому песня называется "Заветный камень". Моряк, который взял у умирающего матроса этот гранитный камень, поклялся, что вернёт его только на свободный берег, и слово сдержал).– Песня сразу полюбилась и стала одной из самых любимых в годы войны. И каждый раз, когда мы слышим эту песню, она напоминает нам о стойкости и мужестве советских солдат в годы войны.
VI. Физминутка
– Теперь пройдите на свои рабочие места. Давайте споём песню А. Филиппенко "Солнце Победы».
(Дети поют стоя, маршируя на месте)
VII. Рисование поздравительной открытки
а) Вступительное слово учителя
429450524638000– В День Победы мы поздравляем ветеранов войны, тех людей, которые завоевали для нас мирную жизнь.– Сегодня на уроке мы начнём рисовать поздравительную открытку. Готовую открытку вы подпишите на уроке письма и подарите ветеранам войны.
(Учитель вывешивает образец поздравительной открытки)
б) Анализ открытки
– Из каких элементов составлена открытка? (Открытка состоит из трёх элементов: лента, звезда, веточка).– Это символы Победы. Красной звездой награждали героев войны; лавровые венки вручали с давних времён победителям; на ленту чёрно-жёлтого крепилась медаль "За взятие Берлина". Берлин – главный город Германии.– Как расположены элементы открытки? (Сверху открытки нарисуем ленту, ниже ленты по середине листа – звезду. Под звездой – лавровую ветку).– Из скольких полосок состоит лента?– Ширина полосок разная или одинаковая?– Какого цвета полоски? (Чёрного и жёлтого).– Звезду рисовать будем по шаблону. Каким цветом раскрасим?– Какую форму имеют листочки?
в) Показ выполнения рисунка на доске учителем
– Сверху провожу три линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Прикладываю шаблон звезды посередине открытки, левой рукой придерживаем шаблон, обводим чётко по контуру. В нижней части открытки рисую лавровую веточку. Провожу дугообразную линию. Рисую листочки овальной формы. Из одной точки выходят сразу два листочка, рисую 4 пары листочков, последний, девятый, листочек рисую на конце дуги.
г) Самостоятельная работа
– Вы получаете разные задания.
1 группа рисует открытку самостоятельно: выполняете рисунок в карандаше и акварельными красками.
2 группа выполняет рисунок простым карандашом, закрашивает ленту и звезду.
3 группа выполняет открытку простым карандашом. Обратите внимание на опорные точки на ваших открытках, они вам помогут правильно нарисовать открытку.
(Звучит аудиозапись песен военных лет. Учитель контролирует ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся.)– Сравниваем свою работу с образцом. Обратите внимание на ширину полосок, расположение звезды и т.п.– Красками работаем по плану. (На доске план работы акварельными красками).
VIII. Подведение итогов урока
– С какими произведениями искусства мы познакомились на уроке? – Какое практическое задание выполняли?
Учитель выставляет оценки тем учащимся, которые активно работали на уроке, закончили рисовать открытку, комментирует оценки.
Грозная
Справедливая
Мужественная
Суровая
Призывная
Моряки
фашистынемецкий солдаттельняшка
белая форма
зелёная форма
синий воротник
каски
бескозырка винтовки со штыкамигранаты
танкиручной пулемёт
Храбрые, смелые.
На лицах не видно страха. Суровый, зоркий взгляд. Ненависть