«Стимулирование речи детей раннего возраста посредством игр и упражнений в соответствии с ФГОС ДО»

ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск сп детский сад № 5 «Зернышко»









Выступление на заседании ОТМО
«Реализация ФГОС ДО в группах раннего возраста»

по теме: «Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС группах раннего возраста»











Презентация
«Стимулирование речи детей раннего возраста посредством игр и упражнений в соответствии с ФГОС»








Подготовили:
старший воспитатель Мартынова Екатерина Сергеевна,
воспитатель Угольникова Елена Александровна.





10 ноября 2016 г.

Речь одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.
К.Д.Ушинский доказал, что ребёнок «усваивая родной язык усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков, этот народный великий педагог родное слово!».
Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО: Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [ФГОС ДО].
Задачами первых двух лет жизни являются: развитие понимания речи взрослых и формирование активного словаря ребенка. После второго года жизни задачи по «Развитию речи» расширяются по следующим направлениям работы:
- обогащение пассивного и активного словаря
- формирование грамматического строя речи
- воспитание звуковой культуры речи
- развитие связной речи
Развитие речи происходит в процессе содержательного общения с детьми в разных видах деятельности. При реализации содержания разных образовательных областей, общение сопровождает совместные игры, совместную предметную деятельность и т.п. Взрослый в этот период – притягательный для ребенка объект общения, интересный сам по себе, особенно близкий взрослый. Но и среди близких людей ребенок предпочитает тех, кто с ним интересно общается, по-деловому, поскольку ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметная деятельность, отвечающая потребности познания предметного мира и способов действия с предметами. Она проявляется во всех видах деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной и др.

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы: словесные, наглядные, практические, которые стимулируют развитие речевой активности дошкольников.

Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста по развитию речи – это использование малых форм фольклора. Использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость.

Внимание на экран. (Видео - Потешка «Водичка-водичка»)
Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми раннего возраста стимулируют речь детей, развивают мелкую моторику рук. Например, игры «Ладушки-ладушки», «Этот пальчик – дедушка», «Идет коза рогатая» и другие.

Посмотрите на экран. (Видео - Пальчиковая гимнастика)

Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных игр и упражнений. Их может педагог использовать как на НОД, так и в режимных моментах.
Давайте поиграем в одну из таких игр – «Вот водичка капает» (Приготовили ладошки)

Звукоподражание – это так же эффективный метод активизации речи детей. При выполнении упражнений на звукоподражание используются картинки, символы или иллюстрации из детских книг. (Например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д.)

Внимание на экран. (Видео – звукоподражание с картинками из книжки)

С этой же целью можно создавать и предлагать детям дидактические игры с использованием ИКТ, которые оживляют интерес детей и стимулируют развитие их речи.
Пример: Игра на звукоподражание «Домашние животные»
Цель игры: Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях
Ход игры: Рассматриваем с малышом картинки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов блеет, мяукает и т.п.), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.
Это корова. Корова мычит: «Му-му-му!» Как кричит корова?
Это коза. Коза кричит: «Ме-ме-ме!» Как кричит коза?
Это кошка. Кошка кричит: «Мяу! Мяу!» Как кричит кошка?
Это цыпленок. Цыпленок пищит: «Пи-пи-пи!» Как пищит цыпленок?
Это овечка. Овечка кричит: «Бе-бе-бе!» Как кричит овечка?
Это собака. Собака лает: «Гав! Гав! Гав!» Как лает собака?

Второй вариант этой игры для детей 1 младшей группы: Рассматриваем с малышом картинки, выразительно читаем двустишия, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:
«Мяу! Мяу!»
Рыжий кот.
Он у бабушки живет.

«Гав! Гав! Гав!» Лохматый пес.
Хвост кольцом и черный нос.

«И-го-го!»
Вот это конь!
Хвост и грива как огонь.

«Бе-бе-бе!»
Барашек черный.
Он веселый и проворный.

«Ме! кричит козел сердито. Опрокинуто корыто!»

«Му! My! My! кричит корова. Забодаю Катю с Вовой!»

В раннем возрасте происходит знакомство со сказками: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”. Сказки – это всегда благоприятная почва для стимулирования и развития связной речи, формирования грамматического строя речи. Например, в следующей дидактической игре, используя сюжет знакомой сказки «Репка», формируем умение использовать в речи предлог «за», уточняем его значение.
Внимание на экран (на экране Дидактическая игра «Сказка репка»)
Ход игры: «Ребята, героев какой сказки вы видите? Помогите им вытянуть репку – вспомните, кто за кем стоит. Кто стоит за дедом? ».
Такие игры создаются с помощью специальных программ: Microsoft PowerPoint или DragAndDrop.

Инновационным приемом в работе по данному направлению является использование авторского пособия – «Мультфильмы по сказкам народов Поволжья». Дети старшего дошкольного возраста совместно с педагогами создали мультфильм «Курочка Ряба», который с удовольствием смотрят наши малыши (фото).
Данное пособие помогает стимулировать развитие связной речи (в частности: развивает умение слушать и пересказывать сказку), а форма пособия – мультипликация - оживляет интерес к сказке, помогает лучшему её восприятию и просто доставляет удовольствие от положительных эмоций.
Таким образом, используя различные методы и приемы, в том числе и информационные технологии, мы успешно стимулируем речь детей раннего возраста. К концу раннего возраста дети овладевают речевыми навыками и с удовольствием их демонстрируют.
Внимание на экран (Видео – ролик стихотворение «Дождик» И. Благинина.)
Спасибо за внимание!