Олимпиадная работа по русскому языку 4 класс
бор
беда
стужа
желать
потемки
твердыня
известие
диковинный
безучастный
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС 2015-2016 УЧ. ГОД (Выполнение 60мин.) КЛЮЧ
ЗАДАНИЕ 1: Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова: ОТВЕТ:
ЗАДАНИЕ 2: Что изменится, если в начале поставить слово У? Запиши предложение и поставь ударение в словах.
Берега заросли. _____________________________________________________.
ОТВЕТ: Изменилось ударение и части речи.
ЗАДАНИЕ 3: Сколько букв и звуков [о] в данном предложении.
Звонят все колокола.
ОТВЕТ: о – 4__, [о] __0___
ЗАДАНИЕ 4: У числительных много «родственников», так сказать по морфологической линии. Так у числительного ОДИН (един) их около 30, причем разных частей речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия и даже союз. Попробуйте написать по несколько слов к каждой части речи.
Существительные (например: одиночка) - ______________________________________
Прилагательные - ____________________________________________________________
Глаголы - ___________________________________________________________________
Союз - _______________________________________________________________________
Наречие - ____________________________________________________________________
ОТВЕТ: Сущ.- одиночество, единство
Прилаг.- одинарный, единственный
Глаг.- присоединять
Союз - однако
Наречие- однажды
ЗАДАНИЕ 5: Найди общее определение к каждой группе из трёх существительных.
деревня
клён
тетеря
малыш
старушка
парик
дорога
пирог
воля
поцелуй
дисциплина
сон
ОТВЕТ:
деревня
глухая
клён
кудрявый
тетеря
малыш
старушка
парик
дорога
железная
пирог
сладкий
воля
поцелуй
дисциплина
сон
ЗАДАНИЕ 6: Подбери к словам современные аналоги.
Страж - __________________________грядущее - _______________________
Кладезь - ________________________ вопиять - _________________________
Врата - __________________________ зерцало -__________________________
Прах - ___________________________ алкать - _________________________
ОТВЕТ: СТОРОЖ, КОЛОДЕЦ, ВОРОТА, ОСТАНКИ, БУДУЩЕЕ, КРИЧАТЬ, ЗЕРКАЛО, ЖЕЛАТЬ.
ЗАДАНИЕ 7: Не меняя ни одного звука, преврати данные существительные в другие части речи. Объясни, как тебе это удалось.
Съезд - _________________________________________________
Лесть - _________________________________________________
Пядь (старинная мера длины) - ______________________________
ОТВЕТ: съезд – съест (гл.), лесть – лезть (гл.), пядь – пять (числ.)
Это преобразование возможно потому, что согласные звуки на конце слова и перед другими согласными оглушаются (заменяются парными).
ЗАДАНИЕ 8: В каком глаголе нет 100 раз? ___________________________
ОТВЕТ: _________СТОНЕТ______________________
ЗАДАНИЕ 9: Вставь в глаголы на месте пропусков –ться или тся
Грамоте учит_____, всегда пригодит ____.
За все берет___, да не все удает_______.
Нужно поклонит_____, чтобы из ручья напит_____.
Нечего торопит_______ - не каша варит_______.
ОТВЕТ: Грамоте учиться, всегда пригодится.
За все берется, да не все удается
Нужно поклониться, чтобы из ручья напиться.
Нечего торопиться - не каша варится
ЗАДАНИЕ 10: Почему в старину говорили «Аз, буки и веди страшат, как медведи» Объясни свое рассуждение. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТ: Вот как об этом сказано в книге Н. Кончаловской «Наша древняя столица» - (Обучение грамоте на Руси было очень трудным, давалось зубрежкой)
9 баллов (по 1 б. за каждое слово)
3 балла. Образование нового предл. Постановка ударения. Определение части речи.
2 балла
5 баллов + .
4 балла
8 баллов
3 балла по 1 б. за каждое слово + 2 б. за развёрнутое объяснение
2 балла
4 балла (по одному за правильно образованное слово)
10 баллов
Рисунок 8