Контрольно-измерительные материалы для оценки индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования по предмету «Русский язык»
Комплект КИМ для оценки индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования по предмету «Русский язык»
Материалы подготовлены: Шведовой Ириной Михайловной, учителем начальных классов
Образовательное учреждение/место работы: МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Миньяра
Контактные данные: e-mail: shvedova72@mail.ru
КОДИФИКАТОР
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.), с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Русский язык», Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» и отдельных метапредметных результатов обучения.
Кодификатор содержит планируемые результаты, которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится», согласно установкам ФГОС этот тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся. Достижение данного типа требований должно проверяться при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы.
Предметные планируемые результаты, проверяемые в рамках процедуры оценки состояния системы начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении)
Учебный предмет Код Планируемый результат
П.1. Русский язык
П.1.1. Фонетика и графика П.1.1.1 различать звуки и буквы;
П.1.1.2 характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
П.1.1.3 знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
П.1.2. Состав слова (морфемика) П.1.2.1 различать изменяемые и неизменяемые слова;
П.1.2.2 различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
П.1.2.3 находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
П.1.3. Лексика П.1.3.1 выявлять слова, значение которых требует уточнения;
П.1.3.2 определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
П.1.4. Морфология П.1.4.1 определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
П.1.4.2 определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
П.1.4.3 определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
П.1.5. Синтаксис П.1.5.1 различать предложение, словосочетание, слово;
П.1.5.2 устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
П.1.5.3 классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
П.1.5.4 определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
П.1.5.5 находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
П.1.5.6 выделять предложения с однородными членами.
П.1.6. Орфография и пунктуация П.1.6.1 применять правила правописания (в объеме содержания курса);
П.1.6.2 определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
П.1.6.3 безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов;
П.1.6.4 писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
П.1.6.5 проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
П.1.7. Развитие речи П.1.7.1 оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
П.1.7.2 соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
П.1.7.3 выражать собственное мнение и аргументировать его;
П.1.7.4 самостоятельно озаглавливать текст;
П.1.7.5 составлять план текста;
П.1.7.6 сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой работы для выпускников начальной школы по русскому языку (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
1. Назначение КИМ
Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык».
Основной целью работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные в процессе изучения русского языка знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами русского языка.
2. Перечень документов, определяющих содержание КИМ
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
2) Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
4) Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. №03/961 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области».
5) Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.12.2013 г. №01/4732 «Об организации мониторинга системы образования в Челябинской области».
6) Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 07.10.2014 г. №01/2896 «Об утверждении Положения о региональном мониторинге индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования».
7) Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Русский язык» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.; с. 22-26).
8) Примерная программа начального общего образования по предмету «Русский язык» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 119-125).
9) Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 36-44).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ,
характеристика структуры КИМ
На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология. Русский язык» для проведения процедур оценки качества начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении).
В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится».
Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. Содержание заданий итоговой работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов блока «Выпускник научится», работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение четвероклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).
4. Распределение заданий по содержанию и уровням сложности
№ Содержательные блоки по кодификатору Количество заданий базового уровня сложности Количество заданий повышенного уровня сложности
1 Фонетика и графика 2 1
2 Состав слова (морфемика) 2 1
3 Морфология 5 2
4 Синтаксис 2 5 Орфография и пунктуация 1 1
6 Развитие речи 2 1
Итого 14 6
Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Первая группа – набор базовых заданий, позволяющих оценить уровень освоения базовых (опорных) знаний и умений по предмету, а вторая – задания повышенного уровня, которые проверяют способность учащихся решать учебные или практические задачи по русскому языку.
Из 20 заданий проверочной работы 14 заданий относятся к базовому уровню сложности, 6 заданий – к повышенному уровню. Такое соотношение заданий продиктовано необходимостью включения в работу 70% заданий базового уровня от общего числа заданий.
В работе используются несколько видов заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных, с выбором нескольких верных ответов из ряда предложенных, задания на определение последовательности, с кратким ответом, с развернутым ответом (мини сочинение).
5. Продолжительность выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 45 минут. Каждый ученик получает бланк с текстом проверочной работы, в котором отмечает или записывает свои ответы на задания.
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – 1-3 минуты;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут.
6. Рекомендации по оцениваю отдельных заданий и работы в целом
№ зада-ния Планируемый результат Тип задания Критерии оценивания и оценочные баллы Правильный ответ по вариантам
I II III
1 знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации Выбор правильного ответа из нескольких вариантов 1 балл – выбран верный вариант ответа;
0 баллов – ответ неверный. 2 3 2
2 характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безудар-ные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; Выбор правильного ответа из нескольких вариантов 1 балл – выбран верный вариант ответа;
0 баллов – ответ неверный. 1 2 1
3 Установление соответствия 1 балл – за каждый правильно установленное соответствие;
0 баллов – ответ неверный. Смотреть в тексте работы
4 различать родственные (однокоренные) слова и формы слова Выбор правильного ответа из нескольких вариантов 1 балл – выбран верный вариант ответа;
0 баллов – ответ неверный. 4 3 3
5 находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Выбор правильного ответа из нескольких вариантов 1 балл – выбран верный вариант ответа;
0 баллов – ответ неверный. 1 3 4
6 Установление соответствия 1 балл – за каждый правильно установленное соответствие;
0 баллов – ответ неверный.. Смотреть в тексте работы
7 определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. Множественный выбор 1 балл – за правильный вариант ответа;
0 баллов – ответ неверный. Смотреть в тексте работы
8 определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение; Выбор правильного ответа из нескольких вариантов 1 балл – выбран верный вариант ответа;
0 баллов – ответ неверный. 3 2 3
9 определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж; Выбор правильного ответа из нескольких вариантов 1 балл – выбран верный вариант ответа;
0 баллов – ответ неверный. 4 3 4
10 определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. Задание со свободным кратким однозначным ответом 2 балла – выбран верный вариант ответа,
1 балл – выбран частично верный вариант ответа,
0 баллов – ответ неверный сущ. м.р., ед.ч., Им.п сущ. ж.р., ед.ч., Им.п прил
ж.р., ед.ч, Имп
11 определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. Выбор правильного ответа из нескольких вариантов 1 балл – выбран верный вариант ответа;
0 баллов – ответ неверный. 3 4 2
12 3 2 1
13 определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение Задание со свободным кратким однозначным ответом 2 балла – выбран верный вариант ответа,
1 балл – выбран частично верный вариант ответа,
0 баллов – ответ неверный Смотреть в тексте работы
14 находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения Выбор правильного ответа 1 балл – выбран верный вариант ответа;
0 баллов – ответ неверный. боло-то порос-ло оду-ван-чики пово-рачи-вают-ся луч упал
15 выделять предложения с однородными членами Выбор правильного ответа из нескольких вариантов 1 балл – выбран верный вариант ответа;
0 баллов – ответ неверный. 4 3 3
16 проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки 2 3 2
17 применять правила правописания (в объеме содержания курса) Установление соответствия 1 балл – за каждый правильно установленное соответствие;
0 баллов – ответ неверный. Смотреть в тексте работы
18 оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста Задание со свободным кратким однозначным ответом 2 балла – выбран верный вариант ответа,
1 балл – выбран частично верный вариант ответа,
0 баллов – ответ неверный Смотреть в тексте работы
19 самостоятельно озаглавливать текст Выбор правильного ответа из нескольких вариантов 1 балл – выбран верный вариант ответа;
0 баллов – ответ неверный. 4 3 3
20 сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
выражать собственное мнение и аргументировать его Задание со свободным выражением собственного мнения 2 балла – записан связный текст объемом в 2-3 предложения, в котором указано о чём этот рассказ, передана его основная мысль (орфографические ошибки в тексте не учитываются);
1 балл – задание выполнено правильно, но не в полном объеме;
0 баллов – любой другой ответ Смотреть в тексте работы
Оценка выполнения работы осуществляется в несколько этапов:
1) определяется балл за выполнение заданий базового уровня;
2) определяется балл за выполнение заданий повышенного уровня;
3) определяется общий балл учащегося.
Максимальный балл за выполнение всей работы – 31 баллов.
Если ученик получает за выполнение всей работы менее 10 баллов, то он имеет недостаточную подготовку по русскому языку.
Если ученик получает от 10 до 17 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта.
При получении от 17 до 31 баллов, учащийся способен выполнять задания повышенного уровня сложности.
7. Обобщенный план варианта КИМ
№ задания Раздел программы Проверяемый результат Коды проверяемых элементов по кодифи-катору Уровень сложности Время выпол-нения заданий и работы в целом Максимальный балл за выполнение задания и работы в целом
1 Фонетика и графика Знание алфавита. Нахождение алфавитной последовательности слов. П.1.1.3 Б 2 1
2 Фонетика и графика Умение характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие. П.1.1.2 Б 1 1
3 Фонетика и графика Умение характеризовать звуковой, буквенный и слоговой состав слова. Умение характеризовать слово по двум признакам, умение работать с таблицей. П.1.1.2 П 3 4
4 Состав слова (морфемика) Умение различать формы слова и родственные слова. П.1.2.2 Б 1 1
5 Состав слова (морфемика) Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение находить слова, соответствующие предложенной схеме состава слова. П.1.2.3 Б 2 1
6 Состав слова Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение самостоятельно определять способ действия при группировке слов в соответствии с их морфемным составом. П.1.2.3 П 4 3
7 Морфология Умение находить в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы. П.1.4.1
П.1.4.2
П.1.4.3 Б 3 1
8 Морфология Умение находить имя существительное с заданными грамматическими признаками (склонение, форма числа, падежа). П.1.4.1 Б 1 1
9 Морфология Умение находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками (форма рода и падежа). П.1.4.2 Б 1 1
10 Морфология Умение характеризовать группу слов, указывая часть речи и общие грамматические признаки П.1.4.1
П.1.4.2
П.1.4.3 П 2 2
11 Морфология Умение находить глагол, различать омонимичные имена существительные и глаголы. П.1.4.3 Б 1 1
12 Морфология Умение находить глагол с заданными грамматическими признаками (время, число, лицо). П.1.4.3 Б 1 1
13 Морфология Умение осознанно применить знания о грамматических признаках имен существительных. Умение подтверждать правильный ответ примерами. П.1.4.1 П 3 2
14 Синтаксис Умение находить в предложении подлежащее и сказуемое. П.1.5.5 Б 1 1
15 Синтаксис Умение находить предложение с однородными членами. П.1.5.6 Б 1 1
16 Орфография и пунктуация Умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». П.1.6.5 Б 1 1
17 Орфография и пунктуация Умение определять наличие в словах изученных орфограмм. Умение самостоятельно определять способ действия при группировке слов в соответствии с тем, какая орфограмма есть в слове. П.1.6.1 П 2 3
18 Развитие речи Умение осуществлять выбор адекватных языковых средств в процессе общения с людьми разного возраста. П.1.7.1 Б 3 2
19 Развитие речи Умение самостоятельно озаглавливать текст. П.1.7.4 Б 2 1
20 Развитие речи Умение составлять небольшой связный текст на заданную тему. Умение высказать свое мнение и обосновать его. П.1.7.6
П.1.7.3 П 5 2
Итого 40 31
8. Инструкция для организатора в аудитории
В целях обеспечения организации и проведения регионального мониторинга индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов в каждой общеобразовательной организации Челябинской области, приказом руководителя организации назначается организатор в каждую аудиторию, задействованную в проведении мониторинга.
За два дня до проведения мониторинга организатор знакомится с нормативными документами, регламентирующими проведение мониторинга, с информацией о лицах, направляемых в общеобразовательную организацию в качестве общественных наблюдателей.
За 30 минут до проведения мониторинга организатор должен проверить аудиторию, в которой будет проводиться процедура мониторинга. Необходимо убедиться, что в аудитории обеспечены:
рабочие места в соответствии с количеством участников мониторинга;
рабочие места для организатора мониторинга и наблюдателя;
место для вещей участников мониторинга;
шариковая ручка для каждого ученика и не менее двух запасных у организатора;
черновик для каждого участника мониторинга на его рабочем месте;
ножницы для вскрытия доставочного пакета (при проведении мониторинга на бумажных носителях).
На стенах в аудитории не должно быть справочных материалов по предметам, включенным в региональный мониторинг.
Организатор в аудитории должен:
за 15 минут до начала в присутствии общественных наблюдателей принять у ответственного организатора общеобразовательной организации пакеты КИМ и убедиться, что они не вскрыты;
за 5 минут до начала (на перемене) произвести рассадку участников согласно составленным спискам, проинформировать обучающихся о порядке проведения мониторинга;
со звонком на урок в течение 5 минут продемонстрировать участникам целостность упаковки доставочного пакета с КИМ, затем вскрыть доставочный пакет, раздать КИМ участникам мониторинга, заполнить бланк регистрации и провести инструктаж по процедуре заполнения бланков ответов (черновики, необходимые для выполнения заданий КИМ, а также ручки должны лежать на столах учащихся до начала мониторинга);
за 10 минут до завершения времени выполнения заданий КИМ напомнить участникам о том, что время работы подходит к концу;
по истечении установленного времени проведения мониторинга организаторы в аудитории объявляют об окончании выполнения заданий, собирают у участников мониторинга бланки с выполненными заданиями КИМ.
По окончании проведения регионального мониторинга на бумажных носителях организатор в аудитории удостоверяется, что у него имеется список логинов и паролей участников, проходивших тестирование в данной аудитории, либо получает такой список от ответственного организатора общеобразовательной организации; в присутствии общественного наблюдателя производит оцифровку работ участников (вносит в онлайн-форму результаты выполнения учащимися заданий КИМ на бумажных носителях), упаковывает и оформляет пакеты с заполненными бланками КИМ для передачи их организатору в общеобразовательной организации.
9. Инструкция для учащихся
На выполнение работы отводится 45 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда правильных ответов несколько. Внимательно читай задания! В некоторых заданиях тебе нужно будет записать несколько слов, иногда тебе нужно будет написать небольшие тексты.
Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Рядом с номерами некоторых заданий стоит звёздочка (*) – так отмечены более трудные задания. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
После выполнения работы, внимательно проверь выполненные задания.
Желаем успеха!
Итоговая работа для выпускников начальной школы
по русскому языку
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
I вариант
№1. Обведи номер ряда, в котором фамилии стоят в алфавитном порядке.
1) Домрачева, Бунин, Лазарев, Столяров
2) Ахматова, Куприн, Онегин, Шишкин
3) Ершов, Москвин, Рыков, Головин
4) Гумилев, Толстой, Есенин, Пушкин
Правильный ответ: 2.
№2. Обведи номер верного утверждения о слове широта.
1) В слове широта все согласные твердые.
2) В слове широта нет звонких согласных.
3) В слове широта букв больше, чем звуков.
4) В слове широта два мягких согласных.
Правильный ответ: 1.
№3*. Прочитай названия столбцов и строчек таблицы. Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано. мизинец, вишня, синяя, лисица, тополь, ясень
В слове два слога В слове три слога
В слове все согласные звуки мягкие В слове НЕ все согласные звуки мягкие мизинец,
Правильный ответ:
В слове два слога В слове три слога
В слове все согласные звуки мягкие ясень синяя
В слове НЕ все согласные звуки мягкие вишня, тополь лисица
№4. Обведи номер ряда, в который включены родственные слова и среди них нет формы одного из слов.
1) дом, дома, домашний, домосед
2) вода, водичка, водный, воды
3) весна, веснушки, весной, веснушечка
4) груз, грузить, грузовик, грузчик
Правильный ответ: 4.
42576755397500№ 5. Обведи номер слова, которое соответствует схеме:
1) снежинка
2) столик
3) судья
4) снес
Правильный ответ: 1.
№6*. Объедини в группы словá, которые имеют одинаковый состав слóва. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
ягода, осинка, записка, колхоз, побелка, вкусный
Правильный ответ: Слова объединены в группы в соответствии с составом слов. Записаны следующие группы:
1) ягода, колхоз
2) осинка, вкусный
3) записка, побелка
Примечание: порядок записи групп может быть любым, порядок слов в группе также может быть любым.
№7. Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений.
К пруду ведет узкая дорожка. Вокруг него растут березки и дубки. Вода – прозрачная , гладкая.
Имена существительные Имена прилагательные Глаголы
1) 1) 1)
2) 2) 2)
Правильный ответ: В каждый столбик таблицы записано по два слова из предложений.
№8. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя существительное 2-го склонения в единственном числе, в творительном падеже.
1) приехал на вокзал
2) выходил из квартиры
3) гордись отцом
4) пролетел над площадью
Правильный ответ: 3.
9. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя прилагательное женского рода в творительном падеже.
1) за ближним лесом
2) за домашнюю работу
3) зимним утром
4) ранней весной
Правильный ответ: 4.
№10*. Даны слова: космос, муравей, диван, костер. Допиши ответы на вопросы об этих словах.
1. Какой частью речи являются эти слова?
Эти слова являются___________________________.
2. Что общего есть у этих слов?
Все эти слова стоят в форме:
1)_______________________
2)_______________________
3)________________________
Правильный ответ: 1. Эти слова являются именами существительными.
2. Все эти слова стоят в форме 1) м.р., 2) ед.ч., 3) Им.п.
№11. Обведи номер предложения, в котором выделенное слово является глаголом.
1) Раньше в деревне в каждом доме обязательно была печь
2) Летом дедушка попросил нас побелить печь.
3). Бабушка очень любит печь пироги и плюшки
4). В доме тепло, громко трещит затопленная печь.
Правильный ответ: 3.
№12. Обведи номер предложения, в котором есть глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица.
1) Солнце растолкало облака.
2) Скоро зацветет на опушках черемуха.
3) Березовая роща звенит от птичьих песен.
4) На деньги ума не купишь.
Правильный ответ: 3.
№13*. Учительница задала два вопроса, ответы Лиды и Пети приведены ниже. Отметь, кто из ребят дал правильный ответ. Подтверди выбранный ответ двумя примерами. Если правильного ответа нет, напиши свой и подтверди его двумя примерами.
Вопрос 1. Всегда ли можно определить род имени прилагательного?
□ Лида: Да, всегда. ____________________________________________
□ Петя: Нет, не всегда. _________________________________________
□ Правильного ответа нет. Мой ответ:_____________________________
Вопрос 2. Все ли имена существительные имеют форму единственного числа?
□ Лида: Нет, не все. ____________________________________________
□ Петя: Да, все. _______________________________________________
□ Правильного ответа нет. Мой ответ: ____________________________
Правильный ответ:
Вопрос 1. Прав Петя. Т.к. у некоторых существительных нет формы единственного числа.
Вопрос 2. Права Лида. Приведены примеры слов типа ножницы, очки, дрожжи, шахматы.
№14. Прочитай предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
По краям болото поросло частым березняком.
Правильный ответ: По краям болото поросло частым березняком.
№15. Найди и отметь предложение с однородными подлежащими, соединенными союзом и.
1) Выглянуло яркое солнце и осветило местность.
2) Высокие груды моркови и репы лежат между грядками.
3) Тихо шумели и качались деревья.
4) По опушкам лесов растут скользкие грузди и душистые рыжики.
Правильный ответ: 4.
№ 16. Прочитай варианты проверки слов. Найди верное утверждение. Обведи его номер.
1) Слово ш…повник можно проверить словом шипеть.
2) Слово цв…тной можно проверить словом цветик.
3) Слово к…лосья можно проверить словом колокольчик.
4) Слово к…ртина можно проверить словом картон.
Правильный ответ: 2.
№17*. Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
ночной, устный, радостный, резкий, жидкая, указка, грустный, известный, кленовый
Правильный ответ:
1) резкий, указка, жидкая – слова с орфограммой «Парные по звонкости – глухости согласные звуки в корне слова»
2) ночной, кленовый – слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные звуки в корне слова»
3) устный, радостный, грустный, известный – слова с орфограммой «Непроизносимые согласные звуки в корне слова»
№18. Прочитай запись телефонного разговора.
center2476501) – Позовите Петю.
– Здравствуй, Саша. У Пети очень болит горло, ему тяжело разговаривать.
2) – Передайте ему, чтобы он мне позвонил, когда он сможет разговаривать!
– Договорились, Саша! Я ему передам. До свидания..
3) – Хорошо.
001) – Позовите Петю.
– Здравствуй, Саша. У Пети очень болит горло, ему тяжело разговаривать.
2) – Передайте ему, чтобы он мне позвонил, когда он сможет разговаривать!
– Договорились, Саша! Я ему передам. До свидания..
3) – Хорошо.
Саша позвонил заболевшему другу Пете. К телефону подошла бабушка.
Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Саши.
Реплика 1 ______________________________________________________
Реплика 2 ______________________________________________________
Реплика 3 ______________________________________________________
Правильный ответ:
Реплика 1 Здравствуйте/Добрый день/Добрый вечер.
Реплика 2 Пожалуйста/Будьте добры.
Реплика 3 Спасибо.
ПРОЧИТАЙ РАССКАЗ И ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ 19-20
У меня радость, сказала Аленка, у меня новая ленточка!
Она показала свою новую ленту в косе.
У меня тоже радость, сказала Таня, мне цветные карандаши купили.
Подумаешь, радости! сказал Петя. У меня вот удочка есть. Сколько хочешь рыбы наловлю.
Только Ваня ничего не говорил.
А у Вани никакой радости нет, сказала Аленка.
Нет, есть, сказал Ваня, я цветы видел.
Все сразу стали спрашивать:
Какие цветы? Где?
В лесу на полянке. Вечер, кругом темно. А цветы стоят белые и как будто светятся.
Мало ли в лесу цветов! Тоже радость нашел! засмеялись ребята.
А еще я один раз зимой крыши видел, сказал Ваня.
Значит, летом ты крыши не видишь? ребята засмеялись еще громче.
Вижу. Только зимой на крышах был снег, и солнце светило, от этого с одной стороны крыша синяя, а с другой розовая была.
Как будто мы снег на крышах не видели. А что он был синий да розовый, это ты выдумал, сказала Аленка. Настоящей радости у тебя нет, вот ты и придумываешь.
А Таня сказала задумчиво:
А может, у него этих радостей побольше, чем у нас. Ведь он их где хочешь найдет...
(По Л. Воронковой)
№19. Определи, какой из заголовков больше подходит к рассказу. Обведи его номер.
1) Почему ребята поссорились
2) Синий и розовый снег на крышах
3) Как Ване рассказать было не о чем
4) Какие бывают радости
5) Как в лесу радости искать
Правильный ответ: 4.
№20*. Как ты считаешь, о чем этот рассказ? В чем его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 2-3 предложения, и это обязательно должен быть связный текст.
Правильный ответ: Записан связный текст объемом в 2 – 3 предложения, в котором указано о чём этот рассказ, передана его основная мысль.
II вариант
№1. Обведи номер ряда, в котором фамилии стоят в алфавитном порядке.
1) Дементьева, Зуев, Федоров, Степанов
2) Волков, Павлов, Ларин, Шишкин
3) Меньшов, Одинцов, Румянцев, Хитров
4) Бобров, Гуляев, Зимин, Еремин
Правильный ответ: 3.
№2. Обведи номер верного утверждения о слове чашка.
1) В слове чашка все согласные твердые.
2) В слове чашка нет звонких согласных.
3) В слове чашка букв больше, чем звуков.
4) В слове чашка два мягких согласных.
Правильный ответ: 2.
№3*. Прочитай названия столбцов и строчек таблицы. Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано. ленивец, щавель, печенье, сидишь, лебеди, орешки
В слове два слога В слове три слога
В слове все согласные звуки мягкие В слове НЕ все согласные звуки мягкие ленивец,
Правильный ответ:
В слове два слога В слове три слога
В слове все согласные звуки мягкие щавель печенье, лебеди
В слове НЕ все согласные звуки мягкие сидишь орешки
№4. Обведи номер ряда, в который включены родственные слова и среди них нет формы одного из слов.
1) багаж, багажный, багажник, багажная
2) хлеб, хлебный, хлеба, хлебушек
3) конница, конюх, конюшня, конный
4) бег, бегун, беготня, бегуны
Правильный ответ: 3.
42576755397500№ 5. Обведи номер слова, которое соответствует схеме:
1) записка
2) замазка
3) зайчиха
4) забава
Правильный ответ: 3.
№6*. Объедини в группы словá, которые имеют одинаковый состав слóва. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
рябина, травка, походка, карандаш, пробежка, грибной
Правильный ответ: Слова объединены в группы в соответствии с составом слов. Записаны следующие группы:
1) рябина, карандаш
2) травка, грибной
3) походка, пробежка
Примечание: порядок записи групп может быть любым, порядок слов в группе также может быть любым.
№7. Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений.
Стоял сухой октябрь. Дым легких облаков пролетал в вышине. Вдруг как бы впервые я увидел над головой огромное, живое небо.
Имена существительные Имена прилагательные Глаголы
1) 1) 1)
2) 2) 2)
Правильный ответ: В каждый столбик таблицы записано по два слова из предложений.
№8. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя существительное 1-го склонения в единственном числе, в предложном падеже.
1) прижался к земле
2) думать о дочке
3) защищать от ветра
4) подбежал к лошади
Правильный ответ: 2.
9. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя прилагательное среднего рода в дательном падеже.
1) вечернему поезду
2) старому охотнику
3) синему морю
4) ранним утром
Правильный ответ: 3.
№10*. Даны слова: матрешка, голова, доска, груша. Допиши ответы на вопросы об этих словах.
1. Какой частью речи являются эти слова?
Эти слова являются___________________________.
2. Что общего есть у этих слов?
Все эти слова стоят в форме:
1)_______________________
2)_______________________
3)________________________
Правильный ответ: 1. Эти слова являются именами существительными.
2. Все эти слова стоят в форме 1) ж.р., 2) ед.ч., 3) Им.п.
№11. Обведи номер предложения, в котором выделенное слово является глаголом.
1) Мы стояли на высоком обрывистом берегу.
2) Моторная лодка причалила к правому берегу реки.
3) На берегу реки расположился пансионат.
4) Я берегу эту вещь, она мне дорога как память.
Правильный ответ: 4.
№12. Обведи номер предложения, в котором есть глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица.
1) Совы и летучие мыши ведут ночной образ жизни.
2) Июль славится тихой спокойной погодой.
3) Бабочка перелетела с одуванчика на колокольчик.
4) Слезами ты горю не поможешь.
Правильный ответ: 2.
№13*. Учительница задала два вопроса, ответы Лиды и Пети приведены ниже. Отметь, кто из ребят дал правильный ответ. Подтверди выбранный ответ двумя примерами. Если правильного ответа нет, напиши свой и подтверди его двумя примерами.
Вопрос 1. Всегда ли можно определить род имени прилагательного?
□ Лида: Да, всегда. ____________________________________________
□ Петя: Нет, не всегда. _________________________________________
□ Правильного ответа нет. Мой ответ:_____________________________
Вопрос 2. Все ли имена существительные имеют форму единственного числа?
□ Лида: Нет, не все. ____________________________________________
□ Петя: Да, все. _______________________________________________
□ Правильного ответа нет. Мой ответ: ____________________________
Правильный ответ:
Вопрос 1. Прав Петя. Т.к. у некоторых существительных нет формы единственного числа.
Вопрос 2. Права Лида. Приведены примеры слов типа ножницы, очки, дрожжи, шахматы.
№14. Прочитай предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Весь день одуванчики поворачиваются головками вслед за солнцем.
Правильный ответ: Весь день одуванчики поворачиваются головками вслед за солнцем.
№15. Найди и отметь предложение с однородными подлежащими, соединенными союзом и.
1) Паучок уселся на паутинке и замигал цветными глазками.
2) Ягоды будут прекрасным лакомством зверям и птицам.
3) На лугу цвели синие колокольчики и белые ромашки.
4) Солнце скрылось за горизонтом, в небе зажглись звезды.
Правильный ответ: 3.
№ 16. Прочитай варианты проверки слов. Найди верное утверждение. Обведи его номер.
1) Слово л …сной можно проверить словом лестница.
2) Слово д…ждинка можно проверить словом дождливый.
3) Слово сл…ниха можно проверить словом слоник.
4) Слово к…рзина можно проверить словом коржик.
Правильный ответ: 3.
№17*. Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
далёкий, лёгкий, поздний, узкий, прыжки, честный, зеленый, звёздный, крикливый
Правильный ответ:
1) лёгкий, узкий, прыжки – слова с орфограммой «Парные по звонкости – глухости согласные звуки в корне слова»
2) далёкий, крикливый, зеленый – слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные звуки в корне слова»
3) поздний, честный, звёздный – слова с орфограммой «Непроизносимые согласные звуки в корне слова»
№18. Прочитай запись телефонного разговора.
Саша позвонил заболевшему другу Пете. К телефону подошла бабушка. center2476501) – Позовите Петю.
– Здравствуй, Саша. У Пети очень болит горло, ему тяжело разговаривать.
2) – Передайте ему, чтобы он мне позвонил, когда он сможет разговаривать!
– Договорились, Саша! Я ему передам. До свидания..
3) – Хорошо.
001) – Позовите Петю.
– Здравствуй, Саша. У Пети очень болит горло, ему тяжело разговаривать.
2) – Передайте ему, чтобы он мне позвонил, когда он сможет разговаривать!
– Договорились, Саша! Я ему передам. До свидания..
3) – Хорошо.
Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Саши.
Реплика 1 ______________________________________________________
Реплика 2 ______________________________________________________
Реплика 3 ______________________________________________________
Правильный ответ:
Реплика 1 Здравствуйте/Добрый день/Добрый вечер.
Реплика 2 Пожалуйста/Будьте добры.
Реплика 3 Спасибо.
ПРОЧИТАЙ ПРИТЧУ И ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ 19-20
- Назначаю вас правителями двух областей, а потом я решу, кто будет моим наследником, - сказал король двум своим сыновьям.
Старшему сыну досталась равнинная область. Младший сын стал править горной областью.
Прошел год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, потом провез короля по стране. Люди убирали урожай, при виде королевской кареты они падали на землю и лежали так, пока карета не скрывалась вдали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию.
- Видите, отец, какую власть я приобрел за год! Все в моей области держится на страхе и повиновении, - с гордостью сказал принц.
В горной области короля тоже встретили с почетом. Люди низко кланялись королю и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.
- Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, - сказал младший принц королю.
Вскоре король объявил, что назначает своим наследником младшего принца.
- Народ его не боится, он даже армию не создал! - обиженно заявил старший принц.
- Не это украшает правителя, - спокойно объяснил король.
№19. Определи, какой из заголовков больше подходит к притче. Обведи его номер.
1) Кто умнее
2) Один год в королевстве
3) Что важнее для правителя
4) Обиженный принц
5) Старый король
Правильный ответ: 3.
№20*. Как ты считаешь, о чем этот рассказ? В чем его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 2-3 предложения, и это обязательно должен быть связный текст.
Правильный ответ: Записан связный текст объемом в 2 – 3 предложения, в котором указано о чём этот рассказ, передана его основная мысль.
III вариант
№ 1. Обведи номер ряда, в котором фамилии стоят в алфавитном порядке.
1) Груздев, Дунаев, Редькин, Москвин
2) Клюев, Пирогов, Тихонов, Федин
3) Борисов, Рожков, Никулин, Щепкин
4) Аристов, Волгин, Журов, Дятлов
Правильный ответ: 2.
№ 2. Обведи номер верного утверждения о слове чайки.
1) В слове чайки все согласные мягкие.
2) В слове чайки три слога.
3) В слове чайки букв больше, чем звуков.
4) В слове чайки нет глухих согласных.
Правильный ответ: 1.
№ 3*.Прочитай названия столбцов и строчек таблицы. Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано.
килька, зелень, пение, решишь, весёлый, овощ, чаща, метели
В слове два слога В слове три слога
В слове все согласные звуки мягкие В слове НЕ все согласные звуки мягкие килька,
Правильный ответ:
В слове два слога В слове три слога
В слове все согласные звуки мягкие зелень, чаща пение, метели
В слове НЕ все согласные звуки мягкие решишь, овощ, килька весёлый
№4. Обведи номер ряда, в котором все слова родственные слова и среди них нет формы одного из слов.
1) город, городской, города, городок
2) снег, снежный, снежок, снежная
3) ветер, ветрище, ветерок, ветреный
4) лист, листок, листопад, листком
Правильный ответ: 3.
42100501778000№5. Обведи номер слова, которое соответствует схеме: .
1) покраска
2) повязка
3) погода
4) полоска
Правильный ответ: 4.
№6*. Объедини в группы словá, которые имеют одинаковый состав слóва. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
голова, малиновый, ключик, журнал, приморский, дерево, речка, заморозки, заокеанский
Правильный ответ: Слова объединены в группы в соответствии с составом слов. Записаны следующие группы:
1) голова, журнал, дерево
2) малиновый, ключик, речка
3) приморский, заморозки, заокеанский
Примечание: порядок записи групп может быть любым, порядок слов в группе также может быть любым.
№7. Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений.
Перед рассветом над лесом кружит прохладный ветерок. Медленно появляется на небе солнце. Поздней осенью вода в ручье чистая и прозрачная.
Имена существительные Имена прилагательные Глаголы
1) 1) 1)
2) 2) 2)
Правильный ответ: В каждый столбик таблицы записано по два слова из предложений.
№8. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя существительное 3-го склонения в единственном числе, в дательном падеже.
1) засыпать от усталости
2) повернуться к кроватке
3) подойти к сирени
4) размышлять о жизни
Правильный ответ: 3.
№9. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя прилагательное мужского рода в творительном падеже.
1) яркому солнцу
2) новому фильму
3) душистому мылу
4) сладким горошком
Правильный ответ: 4.
№10*. Даны слова: синяя, горячая, коротка, добрая. Допиши ответы на вопросы об этих словах.
1. Какой частью речи являются эти слова?
Эти слова являются___________________________.
2. Что общего есть у этих слов?
Все эти слова стоят в форме:
1)_______________________
2)_______________________
3)________________________
Правильный ответ: 1. Эти слова являются именами прилагательными.
2. Все эти слова стоят в форме 1) ж.р., 2) ед.ч., 3) Им.п.
№11. Обведи номер предложения, в котором выделенное слово является глаголом.
1) Это был такой протяжный вой, что мы замерли.
2) Альма, не вой так громко, нас услышат.
3) Это был даже не вой, а очень грустная песня.
4) Волчий вой всегда очень пугал меня.
Правильный ответ: 2.
№12. Обведи номер предложения, в котором есть глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица.
1) Город улыбается тебе цветами на клумбах.
2) Летом на юге звёзды сияют очень ярко.
3) Ты идёшь сегодня на спектакль?
4) Рано утром вода в лужах замёрзла.
Правильный ответ: 1.
№13*. Учительница задала три вопроса, ответы Кати и Гены приведены ниже. Отметь, кто из ребят дал правильный ответ. Подтверди выбранный ответ двумя примерами. Если правильного ответа нет, напиши свой и подтверди его двумя примерами.
Вопрос 1. У всех ли имён существительных есть окончания?
Катя: Да, у всех.
Гена: Нет, не у всех.
Правильного ответа нет. Мой ответ.
Вопрос 2. Все ли имена существительные изменяются по числам?
Катя: Не все имена существительные изменяются по числам.
Гена: Все имена существительные изменяются по числам.
Правильного ответа нет. Мой ответ.
Вопрос 3. К какому склонению относятся имена существительные женского рода?
Катя: к 3 склонению.
Гена: к 1 склонению
Правильного ответа нет. Мой ответ.
Правильный ответ:
Вопрос 1. Прав Гена. Приведены примеры слов типа пальто, кафе.
Вопрос 2. Права Катя. Приведены примеры слов типа сушки, брюки, ножницы, молоко
Вопрос 3. Записан собственный ответ: Некоторые относятся к 1 склонению, например, кошка, некоторые к 3 склонению, например, мышь
ИЛИ Правы Катя и Гена ответ: приведены примеры слов типа кошка – 1 скл., мышь – 3 склонение.
№14. Прочитай предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Солнечный луч упал на снег под елью.
Правильный ответ: Солнечный луч упал на снег под елью.
№15.Найди и отметь предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.
1) Мы шли по тропинке, прислушивались к звукам.
2) В доме у бабушки жили ёжик и кошка.
3) Заяц заметил нас и поскакал в лес.
4) Наступил вечер, скоро на небе зажгутся звёзды.
Правильный ответ: 3.
№16.Прочитай варианты проверки слов. Найди верное утверждение. Обведи его номер.
1) Слово …гурец можно проверить словом овощ.
2) Слово п…левой можно проверить словом поле.
3) Слово с…лонка можно проверить словом солнце.
4) Слово стр…ла можно проверить словом стрелять.
Правильный ответ: 2.
№17*.Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
гибкий, устный, поздний, рыбка, зимовье, сердце, пятно, редкий, полезный
Правильный ответ:
1) гибкий, рыбка, редкий – слова с орфограммой «Парные по звонкости – глухости согласные звуки в корне слова»
2) зимовье, пятно, полезный – слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные звуки в корне слова»
3) устный, поздний, сердце – слова с орфограммой «Непроизносимые согласные звуки в корне слова»
№18.Прочитай запись телефонного разговора.
2997202152651) – А Генка дома?
– Добрый день, Федя! Нет, он ещё не вернулся из школы.
2) – А скажите ему, чтобы он мне позвонил!
– Договорились, Федя! Я ему передам. До свидания.
3) – Хорошо.
001) – А Генка дома?
– Добрый день, Федя! Нет, он ещё не вернулся из школы.
2) – А скажите ему, чтобы он мне позвонил!
– Договорились, Федя! Я ему передам. До свидания.
3) – Хорошо.
Федя позвонил своему другу Гене. К телефону подошёл папа Гены, Игорь Семёнович.
Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Феди.
Реплика 1
Реплика 2
Реплика 3
Правильный ответ:
Реплика 1 Здравствуйте. / Добрый день.
Реплика 2 Пожалуйста.
Реплика 3 До свидания! / Спасибо.
ПРОЧИТАЙ РАССКАЗ И ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ 19-20.
У меня на даче стояла бочка, полная воды. Рядом на дереве сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев.
Вот один воробей бойко и уверенно перепорхнул на край бочки и стал пить. Пил, и всё поглядывал на другого, и перекликался с ним на звенящем своем языке. Другой – чуть поменьше – с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на бочку. А пить-то хотелось – клюв был разинут от жары.
И вдруг я ясно увидел: тот, первый, – он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю бочки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва, и поглядывал на брата, и звал его.
Братишка на ветке решился, слетел к бочке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края, – и сейчас же испуганно порхнул назад, на дерево. А тот опять стал его звать.
И добился наконец: братишка перелетел на бочку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.
(по В. В. Вересаеву)
№19.Определи, какой из заголовков больше подходит к рассказу. Обведи его номер.
1. Два воробья на ветке.
2. Пить хочется!
3. Урок смелого брата.
4. Удачная попытка.
Правильный ответ: 3
№20*Как ты считаешь, о чём этот рассказ? В чём его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 2 - 3 предложения, и это обязательно должен быть связный текст.
Правильный ответ: Записан связный текст объемом в 2 – 3 предложения, в котором указано о чём этот рассказ, передана его основная мысль.