«Организационные и технологические аспекты проведения апробации Всероссийских проверочных работ»
Доклад на педагогическом совете на тему
«Организационные и технологические аспекты проведения апробации Всероссийских проверочных работ»
Подготовила
Клёмина Татьяна Семеновна, учитель начальных классов
МОУ «СОШ №8»
г.о. Саранск
2016 г.
1 СЛАЙД
В декабре 2015 года была организована апробация проведения Всероссийских проверочных работ для учащихся 4 классов по русскому языку и математике.
(Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 сентября 2015 г. № 02-435 “О проведении апробации Всероссийских проверочных работ”)
5 октября 2015
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информировала о проведении до конца 2015 года апробации новой процедуры оценки качества общего образования - Всероссийских проверочных работ (далее - ВПР). Они проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и направлены на выявление уровня подготовки школьников.
Назначение ВПР– оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Всероссийские проверочные работы(ВПР) позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения. Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания русского языка , математики в начальной школе, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития. Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
2 СЛАЙД
Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Всероссийская проверочная работа учащихся 4 класса не является государственной итоговой аттестацией, проводится на региональном или школьном уровнях и является аналогом традиционных годовых контрольных работ.
Тексты ВПР разрабатываются в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов с учетом примерных образовательных программ. Проверочные работы по формату приближены к традиционным контрольным работам без тестовой части. По русскому языку контрольная работа в форме диктанта с грамматическими заданиями.
Особенность всероссийской проверочной работы учащихся 4 класса:
единство подходов к составлению вариантов заданий и проведению самих работ и их оцениванию;
использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.
Всероссийские проверочные работы
Не ЕГЭ!
Вместо КИМ – варианты проверочной работы
Вместо демоверсии – образец проверочной работы
Нет заданий с выбором ответа
Русский язык 4 класс – на основе диктанта
Оценка предметных результатов в соответствии с ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) , оценка УУД (Универсальных учебных действий )
Предоставление школам единых вариантов и критериев оценивания
Доступность для всех школ
Возможность провести на уровне региона.
Возможность получить сводные результаты на федеральном уровне
Использование банков заданий, построенных с учетом опыта российских и международных оценочных процедур
Оценивание работ на основе стандартизированных критериев, интеграция проекта с системой повышения квалификации в вопросах оценивания
3 СЛАЙД
Организация проведения ВПР
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор) разработала Всероссийские проверочные работы,
Образовательная организация проведет Всероссийские проверочные работы (ВПР)
4 СЛАЙД
Использование результатов проверочных работ пройдет на трех уровнях
На федеральном уровне:
мониторинг результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
формирование базы результатов обучающихся, в перспективе – обеспечение возможности учета результатов в качестве портфолио
На региональном уровне:
своевременная корректировка отдельных аспектов в системе общего образования;
основание для планирования контрольно-надзорной деятельности
На уровне образовательной организации:
корректировка образовательного процесса;
учет результатов проверочных работ при выставлении годовых отметок по предмету
Оценка в декабре не выставлялась в журнал и не учитывалась при выставлении в четвертной оценке.
Проведение Всероссийских проверочных работ позволит осуществлять мониторинг результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также послужит развитию единого образовательного пространства в Российской Федерации
5 СЛАЙД
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки разработала план проведения ВПР на 2015-2016
В соответствии с графиком проведения ВПР в декабре 2015 года была проведена ВПР для обучающихся 4 классов по учебным предметам (русский язык, математика) на основе добровольного участия субъектов Российской Федерации.
Проверочные работы по математике и русскому языку писали в пробном режиме около 750 тысяч четвероклассников из 20 тысячи школ, представляющих почти 80 регионов России. В Мордовии приняли участие 33 школы, в г.о Саранск было выбрано 8 школ.
В 2015-2016 учебном году планируется проведение Всероссийских проверочных работ (ВПР) (апрель 2016 года):
--- для обучающихся 4 классов по учебным предметам (русский язык, математика, окружающий мир) на основе обязательного участия субъектов Российской Федерации;
Дата
Мероприятия
Ноябрь 2015
Проведение в рамках конференции в МРИО круглого стола по окончательной подготовке апробации
1, 3, 8 декабря
2015
Апробация ВПР: 4класс, русский язык, математика
? 12, 14, 19, 21 Апрель- май
2016
Штатное проведение ВПР: 4 класс, русский язык, математика, окружающий мир
Конец мая 2016
Окончание обработки и проверки результатов, выдача статистики всем заинтересованным участникам
6 СЛАЙД
График введения ВПР
Постепенно вводятся Проверочные работы (
·ВПР) по всем предметам в каждом классе (начальная школа это только первый шаг)
В рамках ВПР будет осуществляться проверка наиболее значимых аспектов подготовки школьников как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования.
2015/2016
2016/2017
2017/2018
2018/2019
2019/2020
Апробация ВПР в начальной школе
(декабрь 2015-апрель 2016)
Введение ВПР в начальной школе
Проведение ВПР
в начальной школе
Проведение ВПР
в начальной школе
Проведение ВПР
в начальной школе
Апробация ВПР в 5-7классах
Введение ВПР в 5-7классах
Проведение ВПР
в 5-7классах
Проведение ВПР
в 5-7классах
Апробация ВПР в 8 классах
Введение ВПР в 8 классах
Проведение ВПР в 8 классах
Апробация ВПР в 10 классах
Введение ВПР в 10 классах
7-- 11 СЛАЙД
Задания проверочной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
Структура варианта проверочной работы по русскому языку
Проверочная работа по русскому языку состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий.
В первой части проверочной по русскому языку дети писали диктант.
Во второй части проверялось умение работать с текстом и понимание системы языка.
Всего по русскому языку было 16 заданий.
На выполнение каждой части проверочной работы по русскому языку дается 45 минут.
Задания проверочной работы направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми синтаксическими и морфологическими умениями, а также логическими, общеучебными универсальными действиями.
Задания проверяют традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы, умение производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
-- умение распознавать изученные части речи в предложении (морфологическое опознавательное умение).
-- умения классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа
-- адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме,
-- умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;
-- умение подбирать антонимы и синонимы
-- классифицировать слова по составу,
-- классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки.
Задание 13 предполагает знание обучающимися норм речевого этикета, умение выражать просьбу, благодарность или отказ, исходя из анализа заданной речевой ситуации
Проверяемые в заданиях умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения.
Структура варианта проверочной работы по математике
По математике ученики решали 12 задач.
Работа по математике проверяет умение считать, применять математические знания для решения практических задач, логически рассуждать, работать с информацией, представленной в разных формах. В работу включены задания на развитие геометрических представлений, пространственного воображения, алгоритмического мышления.
Проверяется:
-- умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
-- умение выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000).
-- умение решать арифметическим способом (в одно-два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
-- умение читать, записывать и сравнивать величины (массу, длину, площадь,
скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения
между ними,
-- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение.
-- умение решать текстовые задачи в три-четыре действия, связанные с расчетом времени.
-- умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры,
-- вычисление периметра прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата.
-- построение геометрических фигур с заданными измерениями
(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
-- умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные.
-- овладение основами пространственного воображения предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости.
-- овладение основами логического и алгоритмического мышления связано с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы, применять на практике в реальной ситуации ).
СЛАЙД 12
Структура варианта проверочной работы
13 INCLUDETEXT "http://195.178.216.31/docs/E040A72A1A3DABA14C90C97E0B6EE7DC/docs/MA.2015.I.6t.HC_5/source.xml?type=xs3doc&guid=8FA470C218A4BEB64BD6CA4C4CDF5EE7&shname=1001" \c XML \* MERGEFORMAT 14Ответы на задания записать в работе в отведённых для этого полях. Если хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Выполнять задания лучше в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходить к следующему. Нужно выполнить как можно больше заданий.
Для каждого часового пояса составлены свои комплекты заданий. Результаты обрабатывались в течение двух недель.
1513-14 СЛАЙД
В связи с проведением Всероссийских проверочных работ, издательство «Просвещение» массовым тиражом выпустило методические материалы для подготовки к ВПР--рабочие тетради по русскому языку, математике, окружающему миру.
Пособие предназначено для индивидуальной подготовки (в школе и дома) четвероклассника к выполнению итоговой проверочной работы. В тетрадь включены тренировочные задания, проверочные мини-работы (5-20 мин) по каждому разделу программы, две итоговые работы (в двух вариантах). Ко всем заданиям и проверочным работам приведены ответы, решения. Для каждой мини-работы в конце тетради дана карточка самопроверки с образцом оформления решений и таблицей, в которой ученик и взрослый фиксируют успешность выполнения каждого задания.
Мы будем знакомить ребят с такими заданиями, пробовать, решать, стараться доводить знания и умения до учащихся, чтобы они применили их в своих работах
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315