Конспект урока по литературному чтению на тему Русские, казахские народные песни, потешка, пестушка ( 2 класс )


План – конспект урока литературного чтения
Тема: Русские, казахские народные песни, потешка, пестушка.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить  детей с малыми фольклорными жанрами,   способствовать обогащению  словарного запаса учащихся. Формирование навыка осозного беглого выразительного чтения;
Развивающая: развитие памяти, мышление, речи, внимание;
Воспитывающая:  способствовать воспитанию  уважительного отношения к народному творчеству, воспитание любви к чтению, бережного отношения к слову.
Оборудование: наглядные пособие: презентация, учебник; аудиозапись, видеозапись.
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок,
Тут затеи и загадки,
Игры, шутки, все для вас,
За работу, в добрый час!
Сегодня на уроке мы познакомимся с устным народным творчеством: песни, потешка, пестушка. (на доске записана тема «Устное народное творчество»)
Проверка домашнего задание
- Домашним заданием было выучить стихотворение «Осень» А. Плещеев.
Изучение нового материала
– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? 
- Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста.
- С какими жанрами устного народного творчества вы знакомы?
- У каждого народа есть бесценное сокровище – устное народное творчество, или фольклор. Слово «Фольклор» переводится с английского языка как «народная мудрость». Из поколения в поколение передавались произведения устного народного творчества: песни, потешки, приговорки, пословицы, загадки, сказки.
Беседа о русских народных песнях. – Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить.
- Ребята, давайте послушаем русскую народную песню «Береза моя, березонька», (звучит аудиозапись)
Берёза моя, берёзонька, Берёза моя белая, Берёза кудрявая ! Стоишь ты, берёзонька, Посередь долинушки, На тебе, берёзонька, Листья зелёные; Под тобой, берёзонька, Травка шелковая… – Как относится народ к березе? – Какие слова подтверждают любовь к березе? – С какой интонацией нужно читать эту песню? 
Беседа о колыбельных песнях. – Когда вы были маленькими, мамы, бабушки, укачивая вас, тоже пели песни. Такие песни называются … (колыбельными).
- давайте послушаем колыбельные песни (звучит аудиозапись)
- Как, с каким настроением, с какими чувствами надо их петь? - Попробуем спеть колыбельные песенки из учебника (с. 21–22). 
IV. ФизминуткаВот так- Как живёшь? Вот так!- Как берёшь? Вот так!- Как даёшь? Вот так!- Как грозишь? Вот так!- Как шалишь? Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)- Ночью спишь? Вот так!- Как молчишь? Вот так!
V. Продолжение работы по новой теме
Беседа о патешках- Ребята, сейчас я буду читать четверостишье, а вы за мной повторяйте:
Чики – чики – чикалочки,
Едет Ваня на полочке,
А Дуня в тележке
Щёлкает орешки!
     - Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)
     - А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево)
      АКШЕТОП
- Правильно, ребята, вы прочитали потешку. (На доске появляется карточка со словом «ПОТЕШКА»)
- Итак, что такое потешка?
- Потешка - это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться. В ней часто даются советы, наставления.
- А сейчас я хочу потешить вас забавными потешками (Звучит аудиозапись «Два весёлых гуся», «Сорока - белобока», «Кошкин дом», «Мишка косолапый»)
- Почему потешки называют народными? (Автором потешек является народ)
- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)
- Ребята, давайте прочитаем потешки из учебника на стр.22
Беседа о пестушках- А теперь послушайте внимательно стишок – звучит аудиозапись
- Как вы думаете, как в народе называют такие стишки? Чтобы нам узнать, как их называли, нам снова надо расшифровать слово, (чтение справа налево) АКШУТСЕП
- Ребята, а что такое пестушки?
- Пестушка – это еще один жанр устного народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Пестушка – небольшой стишок или песенка, которое сопровождает движение младенца.
-Давайте послушаем пестушки (звучит аудиозапись), потом прочитаем из учебника на стр.23
Закрепление изученного- Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Угадай-ка», вы должны внимательно слушать и отгадать что это: народные песни или потешки или пестушка.
Итог урока
- С чем вы познакомились на уроке?
- Что такое потешка, пестушка?
- Расшифруйте, как, в общем, называются народные песни, потешки, пестушки? На доске: НОЕУСТ    РОДНОЕНА     ЧЕСТВОТВОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО)
- оценки за урок
VIII. Домашнее задание