Свадебные обряды на Руси
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 п.г.т. Уренгой
Свадебные обряды на Руси
Выполнила: Щербенюк Юлия,
Королева Ксения
ученицы 7 б класса
Руководитель: Куртова Елена Николаевна,
учитель истории и обществознания
Уренгой. 2011 г.
Содержание:
Введение
Земной почет
Купцы
Мещане
Судите сами Прасковья Жемчугова, крепостная актриса и граф Шереметьев, тайны Вселенной
Заключение
Список литературы
Наряду с большими социальными группами в обществе существуют малые социальные группы. К ним, прежде всего, относится семья. Это самая малая часть, самая сплоченная ячейка общества, без которой нет социальной жизни.
Ушли в прошлое уклад жизни, нравы и многие обычаи предков. Как говорится, новое время – новые песни. Но отчего - же нам так хорошо и уютно в старых русских городах? Отчего теплеет на сердце при виде запечатленных на картинах образов и быта прошлого? Это наши корни, уходящие вглубь времен и поколений.
Территория, на которой выпало жить славянам, очень богата и удобна для проживания. На пригорках и крутых берегах рек – удобнее обороняться от врагов, строили наши предки хорошо укрепленные города и селения. Одевались славяне просто и удобно - рубаха, порты, лапти и кафтан, на головах носили шапки. У женщин были просторные платья и сарафаны, богато украшенные кокошники, повязки, платки.
Исстари у славян образовывались крепкие семьи. У предков наших выходить замуж или жениться – так это на всю жизнь! Свадьбу называли не свадьбой, а брачным пиром или весельем. В семье главенствовал мужчина. Женщины и дети были в повиновении у главы семьи. В семье женщина почти вообще не имела права голоса. Даже замуж выходила не по любви. Этот вопрос за нее решали родители и близкие.
Многими столетиями формировался этот порядок образования семьи. Ему был свойственен высокий уровень рождаемости и смертности детей, низкая продолжительность жизни (мужчины в среднем 38 лет, женщин – 40 лет), раннее вступление в брак.
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились ко дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Отношение к холостякам и незамужним было весьма недоброжелательным. Считалось, что единственными причинами, по которым молодые не могли пожениться, были тяжелая болезнь и обет безбрачия (как, например, у монахов). Все, кто был здоров и не отягощен монашеским обетом, вступали в брак или в противном случае становились изгоями. Было не важно, по какой причине родители решили выдать дочь за того или иного парня (из-за денег, в счет долга и т.д.). Девушки практически никогда не противились их решению, а порой даже радовались, что не остались в девках. Незамужние барышни завидовали черной завистью своим подругам, которым, «подвернулся муженек».
Как известно, на Руси людей делили на сословия: представитель одного не мог вступить в брак с человеком из другого. Но и в самих сословиях молодой человек (будь то, сын царя, князя или простого крестьянина) не имел права выбора невесты. И князья, и крестьяне следовали одному и тому же свадебному обряду. Такое положение существовало до принятия Петром Великим новых законов. По указу царя, представители высшего сословия женились и выходили замуж согласно западноевропейскими традициям, привезенным им же. Таким образом, старые свадебные обряды постепенно стали прерогативой исключительно крестьян. Единственный обряд, который был обязателен для любого человека – венчание.
Земной почет.
Подготовка к свадьбе начиналась с устройства постели для новобрачных. По описаниям, мать привозила приданое с постелью в дом жениха накануне свадьбы. В день венчания свадебный поезд деревенского жениха заезжал сначала в дом невесты. У городских новобрачные добирались в дом невесты порознь.
Переполох в доме городской невесты. Тетка ее, по прозванию «снарядиха», да любимые подруги достают из шкатулки, присланной утром женихом, фату, обручальные кольца, восковые цветы и венчальные свечи. А еще там гребешки, булавки, иголки и прочая мелочь. Не забыть бы вколоть иголки в подол подвенечного платья. От сглаза, от лихих людей, что могут испортить свадьбу. Ну, а в доме жениха, где будет брачный пир, наверное, поместят две иглы или два гвоздя крест на крест в дверной косяк. Опять – таки оберег. У невест – дворянок талисманы от бабок да прабабок. Ладанки, привески, перстни с печаткой из поколения в поколение передают.
Дядя, по материнской линии, одевая жениха, уж точно положил ему в сапог монету. А купцы и невесте кладут в туфельку золотой.
На Руси кукла была важным атрибутом свадебной церемонии. И кукол всегда было несколько.
Мать невесты еще до свадьбы изготавливала особую куклу, которую называют «Материнское благословение».
Это была большая кукла (кукла-женщина), к платью которой прикреплялись две маленькие: кукла-юноша и кукла-девушка. На свадьбе мать невесты отсоединяла эти маленькие куклы и дарила их жениху и невесте, а себе оставляла большую куклу. В старину верили, что таким образом мать отгоняет от себя тоску по дочери, которая уходит жить в дом своего мужа.
Еще была кукла, которую клали невесте на колени якобы для того, чтобы привлечь так называемую материнскую силу.
В старину к куклам было особое отношение. Ведь они были своеобразными оберегами. Можно сказать, что была даже специальная технология изготовления таких кукол-оберегов, целый свод правил. Если их не соблюдать, то оберег не будет «работать».
За час до отъезда к венцу в домах жениха и невесты накрывают стол на пять человек. Растроганные отец и мать благословляют иконой свое дитя. А потом вместе с ним, свахой или теткой, а также шафером обходят вокруг стола. Сели, закусили немного.
«Жених, жених приехал!» - раздается крик в доме невесты. Преградили дорогу жениховым коням – откуп требуют. И ворота на запоре, они тоже идут на «продажу». Даже место возле суженой и то выкупать нужно. Таков обычай!
Наконец сели молодые рядом, «поплакали, попричитали» подружки. Расстается с девичьей волей их подруга. Украшают друзья и подружки свадебный поезд цветами, колокольчиками. Свадебная процессия двинулась в церковь.
Рушник не зря у наших предков олицетворялся с дорогой: этот нехитрый атрибут сопровождал человека на протяжении всего жизненного пути от рождения и до последнего вздоха. Каждой вехе на куске льняного полотна соответствовал свой незамысловатый узор вышивки, в которую крестик за крестиком, словно буква за буквой, вплетались слова молитвы. И хотя все церемониальные рушники переполнены символизмом, главными лидерами среди них всё же являются свадебные.
Вообще для проведения свадьбы нашим прабабушкам приходилось готовить до 40 различных полотенец. В солидном списке самыми главными считались пять: рушник под каравай, для перевязывания рук молодых, для украшения иконы жениха и невесты, и рушник, на который молодые становились во время венчания. Последний, с учётом современных тенденций, из венчального обряда перекочевал в церемонию росписи в Загсе. Символизирует рушник облако, на котором молодая пара поднимается в Царствие небесное для получения благословения.
По расстеленной от самого входа до аналоя атласной или бархатной дорожке идут молодые. Вид у них поистине княжеский. Недаром в день свадьбы жениха именуют не иначе как «молодым князем», а невесту – «молодой княгиней». Торжественен и красив чин венчания. Молитвы священника сопровождают пение певчих. Шаферы держат над головами молодых венцы. Жених и невеста в знак согласия обмениваются кольцами.
В стародавние времена жена, едва выйдя из-под венца, падала мужу в ноги. Касалась головой его сапога в знак подчинения главе семьи.
Еще Петр I запретил отцу и матери жениха и невесты под страхом наказания быть в церкви. Во избежание случаев принуждения детей к браку. Ждут родители детей дома, отец встречает их с иконой, мать – с караваем хлеба и серебряной солонкой. Кланяются дети, принимая благословение. Трижды целуют сначала отца, потом мать. Гости обсыпают молодых хмелем и монетками. Приехавшие от венца счастливые новобрачные трижды обходят вокруг стола – символа домашнего очага.
В эти счастливые дни родители вместе с благословением передавали детям все лучшие заветы жизни. Не случайно русские называли свадьбу – «земной почет».
Долгое время признавался лишь тот брак, что был заключен в Церкви или в других признанных государством конфессиях. Препятствием к браку являлось: иноверие, запрещался брак с монашествующими, безумными, старообрядцами, арестантами и студентами духовных академий. Не венчали лиц, состоящих в близком родстве.
Купцы.
В XVI- XVIII вв. русское правительство стало привлекать купцов на государственную службу, а также использовать их для важных и секретных дипломатических поручений. Было среди них немало таких незаурядных людей – исследователей, организаторов, путешественников, писателей. Вспомним Григория Шелехова, исследовавшего Курилы и Аляску, или тверского купца Афанасия Никитина, побывавшего в Индии.
Жили купеческие семьи патриархально, по-старинке. Торговавший в рядах купец редко видел свое семейство. Проведя весь день в трудах праведных, он являлся домой только к вечеру. Ужинал, и, сотворив молитву, ложился спать.
Купеческие жены были верными помощницами мужей, домоправительницами, воспитательницами детей. Они любят, уважают. Боятся мужей, большею частью сидят дома, занимаются хозяйством, а в свободное от занятий время производят чрезвычайно обильное распитие чаев.
Если муж, отдавая дань старине, носил бороду, жена ходила по-русски в платке. Ежели он брил бороду, она надевала чепец или шляпку. Для любимой жены ничего не жалко! В день ее именин дает закуски, обеды, а иногда и роскошный бал закатит.
Родители-купцы любили своих детей, мечтали, чтобы сыновья стали продолжателями семейного «дела», поддержкой им в старости. Дочек холили и лелеяли. Однако и тех, и других держали в строгости, растили в уважении к честному труду и почтительности к старшим. Суженых детям выбирали сами, исходя из «торговой выгоды».
Один из поэтов прошлого столетия верно подметил: « В классе среднем, промышленном, купеческом по преимуществу, мы видим старую извечную Русь с ее дурным и хорошим, с ее самобытностью».
Мещане.
В середине прошлого столетия мещане составляли половину городского населения европейской России и Сибири. Это простолюдины: ремесленники, мастеровые, мелкий торговый люд. А в древние времена – посадские. Мещане и крестьянство составляли сословие непривилегированное. Принадлежавшие к нему были ограничены в свободе передвижения, платили подати и даже, до 1863 года, могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Принадлежность к мещанству была наследственная. Или сообщалась браком, «вышла замуж за мещанина, такая же мещанка стала». Мещанки искали женихов среди «своих».
Быт мещан, особенно зажиточных, почти не отличался от быта купцов средней руки. В праздничные дни собиралась молодежь на мещанские «вечерки». Зимой любили мещанки кататься на санях по городу с песнями.
Мещанская семья стремилась пораньше да повыгоднее «сбыть с рук» дочерей. По всей России спешили жениться до поста. Ни одна свадьба не обходилась без ряженых.
Жили мещане вдали от центра, в деревянных домах с грязными воротами. В доме темные и низенькие комнаты, в углу образа, на стенах лубочные картинки. На подоконниках – цветы в горшочках. Не богато, но по-своему уютно. Экономит мещанка каждую копеечку, чтобы все были одеты не «хуже других». Доходы у мещан невелики, а достоинство соблюсти надо.
Многое в нашем городском житейском укладе осталось от этого сословия: стремление к уюту, к добрым родственным связям, домовитости. Вполне достойны мещане того, чтобы вспомнили их добрым словом потомки.
Вековой уклад жизни начал рушиться в XIX веке, особенно актуальной и волнующей становится проблема семьи. Возросло количество неблагополучных семей. Мужчины уходили на заработки в город, возвращаясь домой, они часто пропивали заработанное и избивали жену и детей. Это давало повод жаловаться женам на своих мужей. Тогда такие жалобы не принимались судом. Женщина продолжала оставаться рабочей силой семьи без права голоса. Но часто мировые судьи по-человечески пытались помочь, как могли, несчастным женщинам. Жестокое обращение с женщиной, фактический распад семьи, при сохранении ее формально юридический целостности – все это требовало вмешательства законодателей. Проблема отношений в семье, находясь в центре внимания общества, так и не была разрешена в полном объеме.
Судите сами
Прасковья Жемчугова, крепостная актриса и граф Шереметьев и тайны Вселенной
Как же встретились они, эти двое? Есть легенда. По легенде представляется почему-то вершина лета. Много зелени, тёмной вдали. Сочной, живой и яркой-близко. Цветы сонного сиренево-розового цвета, иван-чай. Полянами, разливами. Речка. Деталь вполне театральная - резной мостик. Природное - Параша, нечто искусственное - граф. Как две переплетающиеся, разные мелодии. В красном нарядном сарафане – она уже не совсем крестьянка, она крестьянка при графском дворе. Но естественна, всё в ней – от здоровья, от силы, от страстности, и эти завитки на лбу вполне простонародные.
Вполне банально графское вторжение: улюлюканье, шум, роскошная стая гончих. Стремя, нога, линии конского крупа. И он сам – стройный стареющий красавец с нервическим лицом артиста.
Кто знает, из чего рождается высокое, романтическое отношение к миру – залог красоты чувств и их требовательной силы.
Может, истоки его в обычной деревенской избе. На матице два кольца для люльки. Шесть кованных отцом подсвечников, шесть расписных яиц. Стеклянный пузырь с гробом Господним под иконой Всех скорбящих. Рассматривай всё это до бесконечности. Луч солнца проникает сквозь щели в ставнях ранним утром. Рой сверкающих пылинок – сверкающее радугой богатство детских лет
А вот другое. Рассказы о Наталье Борисовне, сестре старого барина, пошедшей за наречённым в Сибирь. Кровопивец Бирон сослал его, царского рода князя, за тридевять земель. Ещё и не муж ей был страдалец, а пошла за ним, дальнего пути не побоялась. Сначала в карете, а там, где карете не пройти, пешком. Рассказывали, что через горы Уральские, сбивая белые ноженьки, питаясь одной ягодой морошкой, всё шла да шла. Ночевать приходилось в мороз на жухлой листве. Не из любви даже, из благородства шла
«Не прелюбодействуй», - гласит одна из заповедей Священного писания. По нынешним временам – чудной запрет. Фильмы, книги, телешоу – все пропагандируют свободу, в том числе и половую. Но если бы все было так просто!
Половой акт действительно сопровождается удовольствием, но высшая цель этого акта, все же не удовольствие, а зачатие новой жизни.
Зачатие – великое таинство и далеко не все равно с кем и как оно произойдет.
Эзотерики убеждены в бессмертии человека, точнее, в бессмертии человеческой души. Каждый из нас – космическая душа, которая «методом проб и ошибок» нарабатывает свой уникальный опыт на Земле. Накопив его, после физической смерти, душа поднимается и на небесах осмысливает свои ошибки и успехи, а затем, переработав информацию, мы снова приходим в этот мир.
Биоэнергетики убеждены, что во время полового акта происходит сильный выброс невидимых энергий. Этот энергетический жгут, сплетенный из мужской и женской энергии, взвивается вверх и врывается в тонкие миры Земли, где ждут своего часа человеческие души. Какая из них подключится к будущей матери, во многом зависит от родителей, от того что они испытывают друг к другу. Чем более высокие чувства любви, нежности их объединяют, тем более развита и гармонична будет душа их будущего ребенка. Ведь давно известна поговорка: «От любви рождаются красивые дети». И наоборот, если половой акт вызван не любовью, а только физиологической потребностью, то энергетический вихрь будет слабым и не сможет подняться высоко. И потому захватит для воплощения душу еще малоразвитую и примитивную.
Но бывают ситуации и похуже. Если энергетический вихрь отклонится в сторону от области человеческого мира, то он попадет в области мира животных или других нечеловеческих миров. И тогда для воплощения в человеческом теле может втянуться нечеловеческая сущность. Особенно опасно зачатие при алкогольном или наркотическом опьянении – это реальный шанс получить ребенка, которого раньше в простонародье назвали бы «нелюдь». Неслучайно в старину жениху и невесте на свадьбе не полагалось пить.
О том, что среди людей не все имеют человеческую душу, говорилось еще в древних священных книгах. «Нелюди» или «демоны» имеют человеческий облик, но мораль, поведение, чувства их далеки от человеческих. Сострадание, благодарность, бескорыстная вера в добро для них пустой звук. Они могут быть очень умны и изобретательны, наделены большой физической силой. Но все эти качества они используют только для себя. Живут по законам джунглей - «сильный пожирает слабого». Нередко эти существа несчастны и одиноки – ведь они чужаки среди людей, они находятся во враждебном и непонятном для них мире людей.
Не родители выбирают ребенка, а наоборот, душа ребенка, выбирает родителей. А вот кто это будет – ребенок с чистой и любящей душой или «нелюдь» уже зависит от родителей, от того какая энергия их соединила, потому искать надо не партнера по сексу, а любимую родную душу.
На протяжении истории человечества семья выполняет важные функции. Во-первых, семья обеспечивает продолжение человеческого рода.
Во-вторых, семья берет на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закрепленные в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребенка, а также на взрослых членов семьи.
В-третьих, семья удовлетворяет потребности человека в любви, духовном общении, во взаимопомощи, моральной и материальной поддержки, в организации досуга и отдыха.
В-четвертых, семья играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета. Она заботится о малолетних и престарелых членах семьи. Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.
Список литературы:
www.istockphoto
Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия и поэзия.Собр.М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. – Симферополь, «Таврида», 1992
Крестьянка. Подборка статей о свадебных обрядах. 1995 г.
Правдивцев В. Браки свершаются на небесах. – Крестьянка, № 1,1990
13PAGE 15
13PAGE 14315
15