Рабочая программа по Метрологии стандартизации и сертификации для спец. Бурение нефтяных и газовых скважин
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»
(ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»)
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 «Метрология, стандартизация и сертификация»
по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин
НИЖНЕВАРТОВСК
-2015-
РАССМОТРЕНО
На заседании ПЦК СГ и ПН
Протокол заседания
№_1 от «_9_»_сентября_2015г.
Председатель ПЦК
____________И.Е. Скобелева
УТВЕРЖДЕНО
Председатель Методического совета
ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»
_____________ Р.И. Хайбулина
«_11_» сентября_ 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин.
Организация-разработчик: Нижневартовский нефтяной техникум - филиал Югорского государственного университета
Разработчик:
Савельева Н.Н. – преподаватель Нижневартовского нефтяного техникума – филиала Югорского государственного университета
СОГЛАСОВАНО:
____________________ ___________________ _________________________
(подпись, МП) (инициалы, фамилия) (занимаемая должность)
____________________ ___________________ _________________________
(подпись, МП) (инициалы, фамилия) (занимаемая должность)
____________________ ___________________ _________________________
(подпись, МП) (инициалы, фамилия) (занимаемая должность)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология стандартизация и сертификация
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.02 Бурение нефтегазовых скважин (базовой подготовки).
Программа учебной дисциплины может быть использована: в рамках цикла ОП укрупненной группы специальностей 21.02.02 Бурение нефтегазовых скважин; реализации программ дополнительного профессионального образования взрослого и незанятого населения; программ профильной подготовки обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
1.2. Место дисциплины в структуре ПССЗ: общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой СИ;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции и процессов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации и документации систем качества;
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой СИ;
формы подтверждения качества.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, включающими способность:
ПК 1.1. Выбирать оптимальный вариант проводки глубоких и сверхглубоких скважин в различных горно-геологических условиях;
ПК 1.2. Выбирать способы и средства контроля технологических процессов бурения.
ПК 1.3. Решать технические задачи по предотвращению и ликвидации осложнений и аварийных ситуаций.
ПК 1.4. Проводить работы по подготовке скважин к ремонту;
ПК 2.1. Производить выбор бурового оборудования в соответствии с геолого-техническими условиями проводки скважин;
ПК 2.2. Производить техническое обслуживание бурового оборудования, готовить буровое оборудование к транспортировке;
ПК 2.3. Проводить проверку контрольно-измерительных приборов автоматов, предохранительных устройств, противовыбросового оборудования;
ПК 2.4. Осуществлять оперативный контроль за техническим состоянием наземного и подземного бурового оборудования;
ПК 2.5. Оформлять технологическую и техническую документацию по обслуживанию и эксплуатации бурового оборудования;
ПК 3.1. Обеспечивать профилактику производственного травматизма и безопасные условия труда;
ПК 3.2. Организовывать работу бригады по бурению скважин в соответствии с технологическими регламентами;
ПК 3.3. Контролировать и анализировать процесс и результаты деятельности коллектива исполнителей, оценивать эффективность производственной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работыВид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 68
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе: 1. Выполнение домашней работы 1 4
2. Выполнение домашней работы 2 4
3. Подготовка сообщений «Система качества» 6
Подготовка сообщений «Стандартизация и сертификация» 6
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение
Основные понятия о метрологии, стандартизации и сертификации. 2 Раздел 1. основы метрологии 36 Тема 1.1.
Основные понятия о допуске. Содержание учебного материала 2 1
Графическое изображение и основные понятия о поле допуска. Домашняя работа № 1. Определение предельных размеров по условному обозначению точности на чертеже Тема 1.2.
Виды посадок
Содержание учебного материала Посадка с зазором. Решение задач. Посадка с натягом. Решение задач. 2 Переходная посадка. Обозначение посадок на чертежах. Решение задач. 2 Тема 1.3.
ЕСДП Содержание учебного материала ЕСДП. Система допусков и посадок для гладких деталей и соединений. Понятие о посадках в системе отверстия и в системе вала. 2 Основные правила нормирования посадок. Работа с нормативной документацией. Рекомендации по выбору посадок. Правила указания допусков на чертежах. 2 Решение задач. Определение годности действительных размеров трубы.
Домашняя работа № 2. Оформление задач. 2 Рекомендации по выбору посадок. Правила указания допусков на чертежах. 2 Решение задач. Определение вида посадок. 2 Отклонения расположения поверхностей. Виды отклонений, условные знаки. Базы для нормирования требований по расположению поверхностей 2 Практическая работа. Выбор посадки по заданным исходным данным.
Домашняя работа № 3. Оформление практической работы. 2 Тема 1.6.
Технические измерения Содержание учебного материала Основы технических измерений: основные определения, средства измерений, виды и методы измерений, погрешность измерений. 2 Лабораторная работа № 1. Измерение детали штангенинструментами. 2 Лабораторная работа № 2. Измерение деталей микрометрическим инструментом. 2 Лабораторная работа № 3. Измерение деталей индикаторными приборами. 2 Лабораторная работа № 4. Измерение калибр-пробки. 2 Основные понятия, параметры, определения шероховатости поверхности. Обозначения шероховатости поверхности на чертежах 2 Лабораторная работа № 5. Шероховатость поверхности. 2 Контрольная работа № 1.
Чтение параметров точности на чертеже детали. 2 Самостоятельная работа обучающихся.
Оформление практических и лабораторных работ, подготовка к их защите. 10 РАЗДЕЛ 2. Системы качества 6 Тема 3. 1.
Содержание учебного материала 2
Качество. Общие понятия. Управление организацией по критерию качества.
2 Система качества: ответственность руководства, подготовка кадров и др. Построение систем качества на предприятиях. 2 Коллоквиум. Доклады студентов по разделу: Системы качества. 2 Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка докладов по разделу: Системы качества 5 РАЗДЕЛ 4. Основы стандартизации и сертификации 4 Тема 4.1.
Содержание учебного материала 1
Основные цели и задачи стандартизации. Виды и категории стандартов.
Государственная система стандартизации. Международная стандартизация 2 Основные понятия и порядок сертификации продукции и услуг. 1 Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка рефератов и докладов по разделу: Основы стандартизации и сертификации 5 Контрольная работа № 2. Стандартизация и сертификация 1 Всего: 68 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Лаборатория: «Метрология, стандартизация и сертификация».
Оборудование учебного кабинета: 10 лабораторных столов, 30 стульев для сидения обучающихся; рабочее место преподавателя; доска; средства измерения, модели деталей.
Средства измерения:
Штангенинструмент: штангенциркули ШЦ-1, ШЦ-2, ШЦ-3; штангенглубиномер, штангенрейсмас, штангенугломер.
Микрометрический инструмент: микрометры гладкие 0-25, 25-50, 50-75 и др.; микромеры резьбовые и др.; микрометрический нутромер; микрометрический глубиномер.
Индикаторный инструмент: ИЧТ-10; индикаторные скобы; индикаторные нутромеры.
Калибр-скобы, калибр-пробки.
Микрокаторы, измерительные стойки.
Концевые меры длины (набор); образцы шероховатости.
Модели деталей:
Валы, валики;
Трубы, втулки;
Детали с резьбой.
Технические средства обучения: персональный компьютер 1 ед., экран 1 ед., проектор мультимедийный 1 ед.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении, М.: ПрофОбрИздат, 2009
Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии, М.; Издательство Юнити-дана, 2012
Марков Н.Н., Осипов В.В. Шабалина М.Б. Нормирование точности в машиностроении, М.
Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000. – СПб.: Питер, 2002
Дополнительные источники:
Марков Н.Н., Ганевский Г.М. Конструкция, расчет и эксплуатация контрольно-измерительных инструментов и приборов. –М.:Машиностроение, 1993.
Белкин И.М. Средства линейно-угловых измерений. Справочник. –М.:Машиностроение, 1987.
Васильев А.С. Основы метрологии и технические измерения. –М.:Машиностроение, 1980.
Нормативные документы
Федеральный закон «Об основах технического регулирования в Российской Федерации»
ГОСТ Р 1.0 – 92. Государственная система стандартизации РФ. Основные положения.
ГОСТ Р 1.2 – 92. Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки государственных стандартов.
ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 (ИСО 9000 - 2000). Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Требования.
Пр. 50.3.001. Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Требования к экспертам и порядок их аккредитации.
ГОСТ 25346-89. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений.
ГОСТ 25347-82. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки.
ГОСТ 25670-83. Основные нормы взаимозаменяемости. Предельные отклонения с неуказанными допусками.
ГОСТ 2.307-68. Нанесение размеров и предельных отклонений.
ГОСТ 24642-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Основные термины и определения.
ГОСТ 2.308-79. ЕСКД. Указание на чертежах допусков формы и расположения поверхностей.
ГОСТ 2.308-79. ЕСКД. Указание на чертежах допусков формы и расположения поверхностей.
Федеральный закон. Об основах технического регулирования в Российской Федерации.
ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
Интернет-ресурсы:
Библиотека ресурсов по «Метрологии, стандартизации и сертификации» http://window.edu.ru/window/library rubr=2.2.75.14
4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
выполнять метрологическую поверку средств измерений;
проводить испытания и контроль продукции;
применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;
определять износ соединений.
Текущий контроль в форме:
- защиты лабораторных и практических занятий;
- защиты графических работ;
- семинарского занятия;
- устного опроса;
- тестового практического задания,
- экспертной оценки выполнения ситуационных и проблемно-ориентированных заданий,
- контрольных работ по темам разделов.
Итоговый контроль в форме:
Комплексной (итоговой по дисциплине) контрольной работе
знать:
основные понятия, термины и определения;
средства метрологии, стандартизации и сертификации;
профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;
показатели качества и методы их оценки;
системы и схемы сертификации.
Рубежный контроль в форме:
- защиты лабораторных и практических занятий;
- защиты графических работ;
- семинарского занятия;
- устного опроса;
- тестового практического задания,
- экспертной оценки выполнения ситуационных и проблемно-ориентированных заданий,
- контрольных работ по темам разделов.