Внеклассное мероприятие по русскому языку Путешествие в историю


Путешествие в историю.
Цели:
Знакомство с историей русского языка.
Воспитание любви к родному языку.
Формирование бережного отношения к языку.
Сегодня мы поговорили о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Без культуры, грамоты и письменности не может жить нация, народ, государство. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Чтобы понять это, перенесёмся на две с половиной тысячи лет назад. Вот картинка из далёкого прошлого.
Персидский царь Дарий получил от скифов подарки: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Задумался царь. Что хотели сказать ему скифы. Неужели они решили сдаться нам. Мышь… она живёт в земле, лягушка – на земле, а птица – в воздухе. Значит, они решили отдать нам свои воды, земли и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу, – подумал он.
Но его военачальник Горий возразил.
- Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего, это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам, в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте ударами наших стрел».Вот так в древности люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстоянии было неудобно и понять эти знаки можно было по-разному. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
На экране вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл и Мефодий. Родом из города Солуни, который находится в Греции. Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.
Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского языка.
В древней азбуке каждая буква имела начертание, название, а большинство из них – и числовое значение. Так, буква а называлась аз, что означает «я»; буква б называлась буки, что означает «буква» или «книга», «письмо»; буква в называлась веди, то есть «знаю». Нетрудно заметить, что слово азбука состоит из названий двух первых букв кириллицы, а названия букв а, б, в могут составить целое высказывание «Я буквы знаю» .В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией. Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.На Руси долго использовали другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.
С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды. Первой книгой стало «Евангилие», затем «Апостол», «Псалтырь».
Число рукописных книг на Руси было столь велико, что вопреки пожарам и различным невзгодам до нас дошли десятки драгоценных свидетельств широкого распространения в XI веке так называемой «учительной литературы», сборников философских изречений, поучений, псалтырей (книг религиозного характера).
Деятельность писцы в Древней Руси начиналась рано и продолжалась всю жизнь. Мастер линовал и сшивал тетради в одну книгу, писал красивым почерком большую часть текста, художественно оформлял рукопись, рисовал заглавные буквы, используя богатый буквенный орнамент.
Сейчас русский народ и другие славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Научиться читать в старину было гораздо труднее, чем сейчас. Сначала надо было вызубрить трудные названия букв, потом научиться складывать из букв слоги. Одолев склады, принимались, наконец, за чтение. Книги у нас в России до 16 века не печатались, а переписывались от руки. Нелегко было разбираться в затейливом почерке переписчика, во всех его крючках и завитках. Да к тому же нередко из-за экономии писали подряд, не отделяя слова друг от друга.
В Древней Руси текст записывали без деления его на абзацы и предложения, без знаков препинания. Читать и понимать читать и понимать такие записи было очень трудно. С изобретением знаков препинания стало гораздо легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства на письме.
Предыстория русского языка занимает несколько тысячелетий, но примерно чуть больше тысячелетия продолжается уже и собственная его история, основными этапами которой являются само возникновение русского письма, введение книгопечатания, реформы Петра I, академические реформы азбуки в первой половине и в середине XVIII века, реформа орфографии в 1917 году.
После 1917-1918 годов в русскую азбуку никаких значительных изменений не вносилось. Лишь о букве Ё было несколько официальных постановлений: сначала об обязательности этой буквы (1943 год) и о необязательности буквы Ё в общем письме и печати (1956г.)
Сложно представить, что каких-то двести лет назад в русском алфавите не было буквы «Ё». Но слова, в которых «Е» произносилась не как «Е», а скорее всего как «Ё», уже были. И именно Николай Михайлович Карамзин сделал всё, чтобы узаконить накопившиеся за века особенности произношения слов с «Ё». Так в русском алфавите появилась седьмая гласная буква.
Как долго живут слова? Одни существуют столетиями, очень популярны и даже не собираются уходить из речи. Другие же исчезают, и только изредка их вспоминает какой-то историк, который исследует эпоху, когда жили эти слова. Историзмы обозначают уже несуществующие вещи и явления. Мы не носим кафтаны, не платим подати и не меряем аршинами. Меняется образ жизни, государственный строй, появляются новые понятия, а старые постепенно выходят из употребления за ненадобностью. Так и возникают историзмы.
Как по-другому назвать приказчика, институт благородных девиц или боярина? А как насчет того, чтобы придумать сходу синонимы к словам «холоп» или «кольчуга»? Это сложно, или практически невозможно. А все потому, что вещей и понятий, которые обозначают эти слова, уже нет.
Тогда зачем они вообще нужны - историзмы? Зачем о них помнить? Зачем создавать словари? Историзмы имеют особенное значение для истории и литературы. Они передают дух эпохи и описывают понятия, у которых просто-напросто нет синонимов. Без толкового словаря иногда очень сложно читать художественные произведения, относящиеся к той или иной эпохе. Без знания значения историзмов невозможно понять исторические события. Историзмы помогают проникнуться духом эпохи и наиболее точно описать быт и исторические события того времени, о котором идет речь.
В чем же разница между архаизмом и историзмом? Эти понятия на самом деле очень близки, но при этом между ними есть и существенное различие. Архаизмы – это слова, которые устарели, но у которых при этом есть синонимы в современном языке (например, уста - губы). Историзмы же обозначают понятия, которые в современном мире не существуют.
Историзмы – это свидетели истории. Они рассказывают нам о тех исторических событиях, когда они были популярны и часто употреблялись. Ведь правда же, при упоминании таких слов, как «крепостной», «боярин» или «буденовец» воображение рисует картину, связанную с определенной исторической эпохой? Вот для этого историзмы и нужны.
У русского народа много исторических пословиц, поговорок. Наряду с крылатыми выражениями (которые происходят не из фольклора и имеют автора) их можно назвать исторической памятью народа. В них живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского государства.
За свою многовековую историю народы нашей страны создали огромное количество пословиц и поговорок. Меткие и образные, эти маленькие жемчужины народной мудрости веками передавались от одного поколения другому, сохраняя глубину мысли и художественную силу. В яркой чеканной форме в них запечатлен богатый жизненный опыт народа, его высокие моральные качества. С незапамятных времен живут они в разговорной речи, в своеобразной форме выражая думы и чаяния простых людей.
Народные пословицы охватывают огромный круг явлений и событий, говорят о социальных отношениях людей в обществе, национально-освободительной борьбе, духовных качествах народа. Они «образцово формируют весь жизненный, социально-исторический опыт трудового народа»,- говорил А. М. Горький. В образных и выразительных изречениях народ воплотил горячую любовь к Родине и ненависть к ее врагам — иноземным захватчикам.
Народные изречения тесно связаны с историей. В них запечатлены военно-исторические события, многолетний военный опыт. Несколько древних народных военных изречений дошло до нас в русских летописях. Знаменитый князь Киевской Руси Святослав, обращаясь к воинам своей дружины перед нашествием врага, воодушевлял их: «Да не посрамим земли Русские, но ляжем костьми, мертвы ибо срама не имам».
Слова «лечь костьми, но разгромить врага» вошли в поговорку и в разных вариантах повторялись в годы Великой Отечественной войны. Народные изречения отразили многие другие военные события русской истории. «Погиб, как швед под Полтавой», «Петр со славой дрался под Полтавой». В сборнике пословиц В. Даля приведены десятки пословиц об Отечественной войне 1812 года: «Наступил на землю русскую, да оступился», «Отогрелся в Москве, да замерз на Березине», «Сам себя сжег француз, сам и поморозил».
У разных народов есть похожие пословицы.
1)Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости» (Поспешишь – людей насмешишь).
2)Украинская : «И живи до старости, и учись до старости». (Век живи - век учись).
3)Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда» (Что посеешь, то и пожнешь).
4)Малайская: «Кончил, оборвал нить» (Сделал дело – гуляй смело).
5)Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь» ( Тише едешь – дальше будешь).
6)Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива» (Яблоко от яблони далеко не падает).
Шел на Земле сто первый век,
И путь Земли был мудр и долог,
И жил на свете человек,
Чудак, а проще - археолог.
И как-то под пластами лет,
Под массой всяких наслоений
Он странный отыскал предмет,
Изделье давних поколений.
Предмет был сделан из листков,
Сухих и желтых, словно осень,
Таких прозрачных, что легко
Сквозь них струилась неба просинь.
И археолог в тишине
С листков очистил пыль забвенья
И прочитал на желтизне:
«Я помню чудное мгновенье»
И вдруг постиг он, что окрест
Поет и плещет мирозданье,
Что он всю жизнь несет свой крест
Любви, надежды и страданья.
И археолог счастлив был,
Так счастлив, что и не заметил,
Как те листки рассыпал в пыль
Уж слишком современный ветер.
И запах легкий, как печаль,
Исчез в последнем дуновенье,
Но в сердце колокол звучал:
«Я помню чудное мгновенье». ( О. Лебедушкина «Фантастическое»)
Каким будет будущее нашего языка, зависит от каждого из нас! И мы сегодня обращаемся ко всем присутствующим словами классика: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык», обращайтесь почтительно с этим могущественным «орудием», не засоряйте его неоправданными заимствованиями, жаргонизмами. И тогда мы сохраним эту удивительную жемчужину – наш родной русский язык!
Язык пришел к нам по наследью,
Для нас дороже он всего.
Мы заменять чужою медью
Не смеем золота его.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь,
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь. (Сергеев-Ценский)