Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Педагогические ценности чтения художественных произведений

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме:
«Педагогические ценности чтения художественных произведений»

Перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.
     Художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов,  проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.

Цель рабаты по данному направлению:

- мотивировать и формировать интерес к чтению детских книг
Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, программа может и должна готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

Задачи, поставленные перед обучающимися:

формировать у детей интерес к книге через чтение художественных произведений, их обсуждение в классе и дома с родителями
зарождение традиций домашнего чтения, чтения в кругу семьи, тихое чтение перед дома сном, «Прочитай мне, мама, книжку»
уметь воспринимать и понимать прочитанный текст
учить отвечать на вопросы по содержанию
учить пересказу
развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков
учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла"
познакомить с библиографическими понятиями, терминами
учить подбирать книги на заданную тему
учить выполнять проекты
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.
Пути достижения
Знакомство с творчеством Н. Абрамцевой
подбор материала о ее жизни, судьбе, творчестве
чтение произведений
иллюстрирование произведений
написание отзывов по книгам
обращение в фонд ее имени
обращение к маме Н. Абрамцевой
Знакомство с библиотеками
посещение школьной библиотеки
экскурсия в Приморскую детскую библиотеку
экскурсия в Приморскую городскую библиотеку
поездка в межпоселенческую детскую библиотеку г. Выборга
поездка в библиотеку им. Аалто г. Выборг
знакомство с библиографическими понятиями
практические занятия в библиотеке: работа с каталогами, словарями, энциклопедиями
знакомство с фондом библиотек
подбор книг на заданную тему из фонда библиотеки
Чтение книг по теме
Беседа, обсуждение, рассуждение о прочитанном произведении
Подбор пословиц, поговорок о чтении, книгах
Подбор и разучивание песен о книгах
Иллюстрирование произведений
Инсценировка отрывков
Написание отзывов о прочитанном произведении и о поездках
Совместное чтение и обсуждение произведений дома с родителями
Ведение читательских дневников
Выступление на конференции: гипотеза, рассказ, выводы, промежуточные итоги творчества
Зарождение традиций домашнего чтения, чтения в кругу семьи, тихое чтение перед дома сном, «Прочитай мне, мама, книжку»
Проведение классного часа совместно с родителями


Невероятно важно – прививать любовь к чтению с самого раннего возраста ребенка. Можно начинать с чтения сказки на ночь, что я рекомендую делать родителям учеников своего класса. Опыт, полученный при прослушивании, пригодиться ребенку в дальнейшем. Это, своего рода, защитная оболочка для ребенка от негативных воздействий, от беспокойства, также – это создание благоприятного эмоционального фона для ребенка, развитие воображения, памяти.
Если сравнить чтение с другими современными развлечениями, как например, просмотр кинофильмов, увлечение музыкой, игра в компьютерные игры, то его преимущество состоит, хотя бы в неоспоримой пользе для развития мыслительных способностей.
Дети и подростки, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием. Более того, многие известные люди, добившиеся в жизни успехов, признаются, что ни на что не променяют свои [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и возможность почитать любимую книгу.
Известно, что чтение продуцирует умственную деятельность, стимулирует развитие глазных мышц, что повышает и концентрацию, и способность к наблюдению. Кроме того, чтение предполагает полную концентрацию читателя на процессе, улучшает коммуникативные навыки. При чтении мы находим такие точные и меткие фразы, которые очень уместны в повседневной жизни – то есть развитие словарного запаса налицо!
Только читая, можно, не вставая с удобного дивана, побывать в самых экзотических странах, понять образ мышления их жителей, а самое главное – пропустить всю информацию через свою душу.
Читая, дети становятся более чуткими, отзывчивыми.


15