Рабочая программа по биологии в 5 классе
БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС
Рабочая программа по биологии составлена на основе программы Биология 5-9 классы. Рабочие программы: учебно-Б63 методическое пособие/ автор составитель Г.М. Пальдяева - М.: Дрофа, 2015г.
Учебник: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
иметь представление о биологии как науке, о методах ее изучения, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества;
давать определения изученных понятий: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка», элементам клетки, «клеточное строение живых организмов», «семенные растения», «плод», «цветок», «жизненные формы»;
наблюдать, описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык биологии;
знать названия, описывать и различать изученные царства живых организмов;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных биологических процессов, прогнозировать свойства неизученных живых объектов по аналогии со свойствами изученных;
иметь начальные представления о многообразии растений и животных, о сезонных изменениях в их жизни, о связи со средой обитания;
иметь начальные представления о строении клетки, ее химическом составе и жизнедеятельности;
знать устройство увеличительных приборов, уметь работать с ними, иметь навыки приготовления микропрепаратов;
иметь первоначальные понятия о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме;
иметь представление, начальные сведения о бактериях, грибах, водорослях, лишайниках, мхах, папоротниках, хвощах и плаунах, голосеменных и покрытосеменных растениях, их строении и роли в природе и жизни человека;
знакомиться с биологической информацией, полученной из других источников;
анализировать и оценивать последствия для окружающей природы бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием растительных живых организмов;
знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного поведения при проведении наблюдений и экскурсий на природе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (6 часов)
Биология наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные работы:
«Изучение клеток растения с помощью лупы»
«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».
«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»
«Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»
«Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
Основные виды деятельности: Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные».
Клеточное строение организмов (11 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Основные виды деятельности: Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Учатся готовить микропрепараты.
Царство Бактерии (2 часа).
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Основные виды деятельности: Выделяют существенные признаки бактерий. Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.
Царство Грибы (5 часов).
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лабораторные работы:
«Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом».
«Изучение строения тел шляпочных грибов»
Основные виды деятельности: Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением
Определяют понятие «грибы-паразиты».
Царство Растения (11 часов)
Растения. Ботаника наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Лабораторные работы:
«Изучение строения зеленых водорослей на примере водорослей Ставропольского Края»
«Строение мха (на местных видах)»
«Строение спороносящего хвоща и папоротника»
«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»
«Строение цветкового растения».
Основные виды деятельности: Определяют понятие «ботаника», «растения низшие и высшие», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространенные растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. Готовят сообщение «Роль растений в природе». Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей.
Формы проведения уроков:
- Урок-исследование
- Видео-урок
- Урок-дискуссия
- Индивидуальная работа
- Групповая работа
- Работа по парам
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Подготовка к ГИА
Введение - 6ч
1
Биология наука о живой природе.
1
2
Методы исследования в биологии.
1
3
Р/К Разнообразие живой природы Курского района. Царства живых организмов
1
4
Среды обитания живых организмов.
1
5
Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
1
6
Р/К «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных в Кановском лесу» (экскурсия №1)
1
Клеточное строение организмов -11 ч.
7
Устройство увеличительных приборов. Т.Б. Л.р.№1 «Изучение клеток растения с помощью лупы»
1
8
Строение клетки. Т.Б. Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».
1
9
Т.Б. Л.р.№3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа герани»
1
К. 2.4
10
Строение клетки. Т.Б. Л.р.№4 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»
1
11
Химический состав клетки. Методы изучения клетки.
1
12
Жизнедеятельность клетки
1
13
Контрольная работа по теме: «Клеточное строение организмов»
1
14
Деление клетки.
1
15
Ткань. Генетический аппарат, ядро, хромосомы.
1
К. 4.4
16
Т.Б. Л.р.№5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
1
17
Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов».
Царство Бактерии -2 ч.
18
Строение и жизнедеятельность бактерий.
1
К. 4.2
19
Роль бактерий в природе и жизни человека. Р/К «Возбудители природно-очаговых заболеваний края»
1
Царство Грибы -5 ч.
20
Общая характеристика грибов. Плесневые грибы и дрожжи. Т.Б. Лаб. раб.№5 «Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом».
1
К. 4.3
21
Шляпочные грибы. Р/К «Грибы нашей местности». Т.Б. Лаб. раб. №6 «Изучение строения тел шляпочных грибов»
1
К. 4.3
22
Грибы паразиты. Р/К «Грибы-паразиты нашей местности»
1
23
Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
1
24
Обобщающий урок по теме «Царство Грибы».
1
Царство Растения – 11 ч.
25
Ботаника- наука о растениях. Р/К «Растения Ставропольского края»
1
К. 4.5
26
Водоросли. Р/К «Водоросли нашей местности». Т.Б. Л. р. № 7 «Изучение строения зеленых водорослей на примере водорослей Ставропольского Края»
1
К. 4.3
27
Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей.
1
К. 4.5
28
РК «Многообразие и распространение лишайников в Ставропольском крае».
1
К. 4.5
29
РК Мхи Ставропольского края. Т.Б. Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах)»
1
К. 4.5
30
Папоротники, хвощи, плауны. Т.Б. Л.р.№9 «Строение спороносящего хвоща и папоротника»
1
К. 4.5
31
РК Голосеменные растения Ставропольского края.
1
К. 4.5
32
Л.р.№10 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»
1
К. 4.3
33
Итоговая контрольная работа.
1
34
Покрытосеменные растения. Л.р.№11 «Строение цветкового растения».
1
35
Происхождение растений. РК Растения своей местности (Экскурсия №2).
1
15