Образовательная программа элективного курса по математике Академия математики для 6 класса


СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР
_______________________.
«___»_____________2015г


УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Школа №_______
______________________________
«___»_____________2015г










Образовательная программа элективного курса по математике
«Академия математики»
для 6 класса ( МГУ – Школе)




Учитель: Макарова Татьяна Павловна,
учитель математики ГБОУ «Школа №618» г. Москвы
Целевая аудитория: 6 класс
Количество часов в неделю: 1ч 30 мин
Всего: 54ч









2015-2016 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления учащихся, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Актуальным остаётся вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой стороны удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Программа факультативного курса по математике для учащихся 6 классов направлена на расширение знаний по предмету, разработан в соответствии с интересами учащихся 6 класса, их возможностями. Программа курса включает информацию не входящую в базовую программу основной школы, но необходимую для решения олимпиадных задач, задач повышенного уровня сложности. Решение нестандартных задач будет способствовать развитию логического мышления; приобретению опыта работы с заданием более высокого уровня сложности по сравнению с обязательным уровнем; развитию навыков познавательной деятельности, формированию математической культуры учащихся.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 6, так и в 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цели данного курса:
Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
Развитие математических, интеллектуальных способностей учащих.
Задачи факультативного курса по математике определены следующие:
развитие у учащихся логических способностей;
привитие интереса к изучению предмета;
расширение и углубление знаний по предмету;
выявление одаренных детей;
формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности.
Основные принципы отбора материала:
принцип доступности;
принцип дифференцированности;
принцип активности (разные виды деятельности: интеллектуальная, эмоциональная, игры);
принцип наглядности.
Методы и формы обучения:
личностно-ориентированный подход;
самостоятельное добывание знаний;
тренировка в применении приобретённых знаний;
парная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности.
Итоговое занятие провести в форме игры с элементами занимательной математики.
Программа рассчитана на 54 учебных часа с сентября по май.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате изучения факультативных занятий у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.
Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:
находить наиболее рациональные способы решения логических задач;
оценивать логическую правильность рассуждений;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
уметь составлять занимательные задачи;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.


Календарно- тематическое планирование


Тема
Продолжи-
тельность занятия
Примерные сроки изучения
Группа1
Примерные сроки изучения
Группа2

1
1.Развитие вычислительной культуры. Признаки делимости.
2. Отношения, пропорции, проценты
Отношение чисел и величин.
1 час 30 мин
02.09 
7.09
 

2
1. Дроби. Обыкновенные и десятичные дроби.
2. Масштаб.
1 час 30 мин
 09.09
 14.09

3
1.Арифметические действия с дробями.
2. Деление числа в заданном отношении.
1 час 30 мин
 16.09
 21.09

4
1.Решение задач по течению и против течения.
2. Пропорции.
1 час 30 мин
23.09
28.09

5
1. Прямая и обратная пропорциональность.
2. Решение олимпиадных задач
1 час 30 мин
30.09
05.10

6
1.Занимательные задания на комбинации монет и спичек.
2. Понятие о проценте. Задачи на проценты.
1 час 30 мин
 07.10
12.10

7
1.Применение графов к решению задач
2. Задачи на перебор всех возможных вариантов.
1 час 30 мин
 14.10
19.10

8
1.Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур
2. Задачи на проценты.
1 час 30 мин
 21.10
26.10

9
1. Вероятность события.
2. Решение арифметических задач на движение с помощью уравнений.
1 час 30 мин
28.10
9.11

10
1.Задачи на вычисление вероятности события
1 час 30 мин
11.11
16.11

11
1.Решение задач на взвешивание с помощью уравнений.
2. Отрицательные целые числа. Противоположное число.
1 час 30 мин
18.11
21.11

12
1. Модуль числа. Сравнение целых чисел.
2.Задачи на окружности
1 час 30 мин
25.11
23.11

13
1. Сложение целых чисел. Законы сложения целых чисел.
2.Занимательная геометрия
1 час 30 мин
 03.12
30.11

14
1.Модуль и действия над ними.
2. Разность целых чисел.
1 час 30 мин
 10.12
7.12

15
1.Решение уравнений с модулем.
2. Произведение целых чисел. Частное целых чисел.
1 час 30 мин
17.12 
14.12

16
1.Решение уравнений с модулем.
2. Произведение целых чисел. Частное целых чисел.
1 час 30 мин
24.12 
21.12

17
1. Раскрытие скобок и заключение в скобки.
2. Рациональные числа. История возникновения математических терминов и понятий.
1 час 30 мин
13.01 
11.01

18
Раскрытие скобок и заключение в скобки.
Распределительный закон.
1 час 30 мин
16.01
16.01

19
1.Приемы быстрого счета с рациональными числами. 
2. Задачи на переливание и взвешивание
1 час 30 мин
20.01
18.01

20
1.Сравнение рациональных чисел и действия над ними.
2. Математический бой
1 час 30 мин
27.01
25.01

21
Буквенные выражения. Распределительное свойство.
1 час 30 мин
 03.02
01.02 

22
Различные способы решения уравнений.
1 час 30 мин
 10.02
08.02 

23
1.Элементы комбинаторных задач.
2. Текстовые задачи (задачи решаемые с конца)
1 час 30 мин
 17.02
15.02 

24
Элементы комбинаторных задач.
1 час 30 мин
 24.02
22.02

25
Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».
1 час 30 мин
2.03
29.02

26
Решение логических задач
1 час 30 мин
9.03
07.03

27
Рациональные числа и действия над ними. Распределительное свойство. Решение уравнений.
1 час 30 мин
16.03
14.03

28
1.Сложные задачи на проценты
2.Задачи – шутки
1 час 30 мин
23.03
21.03

29
1. Простейшие уравнения с параметром
2. Использование вспомогательных букв при решении задач на проценты
1 час 30 мин
6.04


30
Практические задачи на проценты
1 час 30 мин
13.04
4.04

31
Десятичные дроби произвольного знака
1 час 30 мин
20.04
11.04

32
Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями произвольного знака
1 час 30 мин
27.04
18.04

33
Приближения десятичных дробей. Приближенные вычисления
1 час 30 мин
04.05
25.04

34
Периодические десятичные дроби
1 час 30 мин
11.05
16.05

35
Текстовые задачи (выигрышные ситуации, математические игры)
1 час 30 мин
18.05
23.05

36
Итоговое занятие. Викторина смекалистых
1 час 30 мин
25.05
30.05 


Итого
54 часа






































15