Программа кружка Зеч-а, бур-а, удмурт кыл
Согласовано:
зам. директора по ВР
МОУ «Вавожская СОШ»
______________/В.А.Головина/
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол № от 2015 г.
Утверждено приказом
№ от 2015 г.
Рабочая программа кружка удмуртского языка
«Зеч-а, бура-а удмурт кыл»
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
МОУ «Вавожская СОШ»
Калашникова А. А.
Вавож, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Зеч-а, бур-а удмурт кыл» разработана на основе авторской программы Н.П.Боталовой и А.Н.Журавлёвой для детей, незнающих удмуртский язык. (Программа. «Удмурт кылэз тодисьтэм пиналъёсты удмурт кыллы дышетон программа». - Ижевск, «Удмуртия», 2010.). В последние годы не только городские, но и большинство сельских детей, для которых удмуртский язык является родным языком, его не знают, хотя жизнь на селе идет по своим традиционным канонам, национальным обычаям. В результате появилось целое поколение удмуртов, не знающих языка, обычаев, истории и культуры своего народа.Вместе с тем, появляется термин «обрусевший» или русскоязычный. Это удмурты, владеющие русским языком, но не знающие своего родного языка.
Программа предназначена для учащихся 1 классов, 33 часа в год , 1 час в неделю.
Цель программы кружка «Зеч-а, бур-а удмурт кыл»:
развить в детях интерес к удмуртскому языку, его культуре и обычаям.
Задачи:
Обучить детей простым языковым конструкциям.
Обучить детей понимать удмуртскую речь, общаться между собой на бытовом уровне.
Разучить стихи, песни на удмуртском языке.
Научить играть в удмуртские народные игры.
Формы и методы работы:
ролевые, сюжетные игры, диалоги, умение читать стихи, петь песни, играть в народные игры.
Содержание программы
Ойдо тодматском.
Слова: мон, тон, со, соос. Ответы на вопросы Кин та? Ма та? Кызьы тынад нимыд? Учимся здороваться с друзьями и взрослыми людьми.
Мынам семьяе.
Слова: анай, атай, песянай, песятай, агай, апай. Составление небольших предложений с изученными словами. Разучивание стихотворений о семье.
Ойдо шудом.
Слова: шудон, мунё, мусо, чебер. Составление рассказа «Мынам шудонэ». Разучивание стихотворений об игрушках
Лыдпусъёслэн дуннеязы.
Слова: одиг, кык, куинь, ньыль, вить, куать, сизьым, тямыс, укмыс, дас. Ответ на вопрос Коня тыныд арес? Рузучивание удмуртских народных игр. Удмуртские считалки.
Буёл дуннеын.
Слова: Буел, лыз, вож, горд, чуж, тодьы, сьод. Ответ на вопрос Кыче буёло та + сущ?. Разучивание стихов и песенок.
Гурт пудо-животъёс – милям эшъёсмы.
Слова: Скал, ыж, кеч, вал, пуны, парсьпи, кечпи, ыжпи, кунян, чуньы, зазег, чож, курег, атас Ответ на вопрос Ма сие + сущ? Ма каре + сущ? Кызьы шуэ?
Сад – бакча емышъес.
Слова: Картошка, кубиста, кешер, кушман, кияр, бакча, будэ. Составление предложений. Загадки об овощах.
Пойшуръес дорын куноынСлова: Зичы, кион, гондыр, лудкеч, быж, пель, нюлэс, гурт, кар Ответ на вопрос Кытын улэ? Ма сие? Разучивание потешек, небылиц о животных
Дышетскон дуннеынСлова: дышетись, дышетскись, дышетэ, лыдзиське, гожъяське, суреда. Ответы на вопросы Дышетскись ма каре?Дышетись ма каре? Повторение стихов, песен. Подготовка к концерту.
Вордиськем шаер.
Слова: улыны, гурт, город, узы, боры, эмезь, палэзь. Выражения: Вордиськем шаере, Мынам гуртэ, Элькун Удмуртия. Ответ на вопрос Кытын улиськод?
Обобщение, повторение. Чему научились за год. Урок-концерт.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
- слова, обозначающие вокруг нас предметы.
- слова - приветствия
- стихи, песенки удмуртских авторов.
- произведения удмуртского фольклора
Уметь:
- отвечать на вопросы на удмуртском языке.
- составлять небольшие предложения с изученными словами и выражениями.
- составлять небольшой рассказ о себе, о своей семье (3-5 предложений).
- играть в удмуртские народные игры.
Учебно-тематический план
№
раздела Раздел, тема Часы Форма работы
1 Ойдо тодматском! 4 Ролевые игры, диалоги. Разучивание стихов, песенок. Разучивание удмуртских народных игр.
2 Мынам семьяе4 3 Ойдо шудом3 4 Лыдпусъеслэн дуннеязы4 5 Буел дуннеын3 6 Гурт пудоживотъес – милям эшъесмы4 7 Сад – бакча емышъес. 2 8 Пойшуръес дорын куноын3 9 Дышетскон дуннеын2 10 Вордиськем шаер4 Итого за год 33 Тематическое планирование
№ занятия Раздел. Тема Количество
часов Прак-
тика
Ойдо тодматском4 1 Кызьы тынад нимыд? 1 Разыгрывание диалога
2 Ма та? Кин та? 1 Игра «Вопрос-ответ»
3 Ог-огеныд тодматскыны дышетскон. 1 Работа в группах
4 Ог-геныд зечбуръяськыны дышетон1 Разыгрывание диалога
Мынам семьяе4 5 Анай, атай 1 Беседа
6 Песятай, песянай 1 Разыгрывание диалога
7 Агай, апай 1 Составление рассказа о семье
8 Кинлэн та семьяез? 1 Разучивание стихотворений о семье
Ойдо шудом3 9 Шудон дуннеын 1 Аукцион слов
10 Мынам, тынад 1 Работа в парах
11 Мынам шудонэ1 Составление рассказа об игрушке
Лыдпусъеслэн дуннеязы4 12 Одиг, кык, куинь, ньыль 1 Беседа
13 Вить, куать, сизьым 1 Игра «Угадай число»
14 Тямыс, укмыс, дас 1 Создание альбома с числами
15 Коня тыныд арес?
1 Разучивание удмуртских считалок, дразнилок, песенок.
Буел дуннеын3 16 Буёлъёс 1 Игра «Собери радугу»
17 Тодьы, сьод 1 Разучивание загадок, стихов, песен
18 Выль ар 1 Создание стенгазеты
Гурт пудоживотъес – милям эшъесмы4 19 Гурт пудоживотъёс1 Беседа
20 Кызьы шуэ? 1 Игра «Бабушкин двор»
21 Ма каре скал? 1 Разучивание стихов о домашних животных, игр
22 Ма сие парсьпи? 1 Макет «Мой двор»
Сад – бакча емышъес. 2 23 Бакча сионъёс1 Разгадывание загадок об овощах
24 Емышъёс 1 Разучивание стихов об овощах и фруктах, игр
Пойшуръес дорын куноын3 25 Пойшуръёс 1 Игра «Аукцион слов»
26 Кытын улэ?
1 Рисование лесной полянки
27 Пойшуръёс сярысь выжыкылъёс1 Разучивание стихов, игр
Дышетскон дуннеын2 28 Дышетись, дышетскись1 Беседа
29 Дышетскись ма каре?
1 Составление рассказа о школе
Вордиськем шаер4 30 Кытын улиськод? 1 Создание альбома «Моя родина»
31 Узыё, борыё шаере… 1 Разучивание стихов , песенок
32 Мае тодимы? Малы дышимы ар куспын.
1 Повторение стихов, песен
33 Концерт пуктон урок. 1 1
Итого 33 Информационно-методическое обеспечение.
Учебная литература
Журавлева А.Н., Байсарова Ю.П. «Анай кыл». Удмурт кылэз тодисьтэм пиналъеслы лыдзон книга. - Ижевск: «Удмуртия», 2010.
Методическая литература
Боталова Н.П. «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» пособиен ужаны дэмланъес. – Ижевск: «Удмуртия», 2012.
Художественная литература для детей
Ившин В.Н. «Паймытись дуннеын». Семьяен лыдзон книга. Веросъес, выжыкылъес, кылбуръес. – Ижевск: «Удмуртия», 2011.