Рабочая программа по предмету Русский язык 8-9 класс по УМК М.М.Разумовской
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8-9 классов класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Примерныепрограммы основного общего образования. Русский язык. — 2-е изд. — М., 2010. — (Стандарты второго поколения), Программы по русскому (родному) языку, 5—9 классы, авторы программы: М.М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г.А.Богданова. («Рабочие программы.) Русский язык. 5–9 классы», сост. Е. И. Харитонова, М.: «Дрофа».-2012)Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК следующих авторов:
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский язык.
8 класс/ под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский язык.
9 класс/ под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования. Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Цели обучения русскому языку в основной школе:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему
явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимуюинформацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая
СМИ; осуществлять информационную переработку текста и др.);- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования,о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитиеспособности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения,
нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика предмета «Русский язык»
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.
Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания
(устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года
определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя
(тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Структура курса: 5—7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап поматериалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. На всех этапах обучения реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом:
- введение понятия;
- осмысление лингвистической сути понятия;
- овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала;
- формулирование теоретических выводов;
- углубление знаний.
Обязательное изучение русского языка осуществляется в объёме:
№ Классы Количество часов в неделю Количество часов в год
1. 8 класс 3 108
2. 9 класс 3 105
3. 10 класс 1 36
4. 11 класс 1 72
5. 12 класс 2 70
Итого: 10 391 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметномуровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественнойлитературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы курса русского языка
8 класс
№
п/п Содержание разделов Всего часов Количество контрольных работ Количество
работ по развитию речи
О языке 1 - -
Морфология и орфография
(закрепление ранее изученного материала) 8 1 -
Речь, её разновидности. Текст, его тема и основная мысль. Типы речи; 5 - 1
Словосочетание и предложение. 6 - 2
Двусоставное предложение.
Главные и второстепенные члены предложения 16 1 -
Односоставное простое предложение 12 1 2
Неполные предложения 2 -- -
Предложения с однородными членами 13 1 1
Предложения с обращениями
и вводными конструкциями 10 1 1
Предложения с обособленными членами 17 2 1
Прямая речь 11 1 2
Повторение 7 - -
Итого: 105 8 10
Количество часов-108
Количество часов в неделю - 3
Количество контрольных работ – 8
Развитие речи - 10
9 класс
№ Раздел программы Общее кол-во часов Из них количество часов
контр. работы Р.Р.
1 Русский язык – национальный язык русского народа 2 - -
2 Повторение изученного в 5-8 классах
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Лексика. Морфемика. Словообразование. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. 24 - -
3 Сложное предложение
Понятие сложного предложения. Типы сложного предложения и средства связи между его частями. 2 - -
4 Речь. Повторение изученного в 5-8 классах
Стили речи. Типы речи. Основные способы сжатия текста. 4 - 3
5 Сложносочинённое предложение
Понятие сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённого предложения. 5 1 -
6 Художественный стиль речи и язык художественной литературы 2 - -
7 Текст. Строение текста. 2 - 2
8 Сложноподчинённое предложение
Понятие сложноподчинённого предложения. Виды сложноподчинённого предложения. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными: места, времени, сравнения, образа действия и степени, цели, условия, причины и следствия, уступки. Сложноподчинённое с несколькими придаточными. 21 1 -
9 Обучение написанию сочинения по заданному тексту 1 - 1
10 Эссе 1 - 1
11 Подготовка к ГВЭ
Изложение. Анализ текста. Сочинение по заданному тексту. 5 - 2
12 Бессоюзное сложное предложение
Понятие бессоюзного сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия и следствия. 6 1 -
13 Путевые заметки 1 - 1
14 Подготовка к ГВЭ
Изложение. Анализ текста. Сочинение по заданному тексту. 5 - 2
15 Сложное предложение с различными видами связи
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи 5 - 1
16 Рецензия 1 - 1
17 Подготовка к ГВЭ
Пробная экзаменационная работа. Изложение. Анализ текста. Сочинение по заданному тексту. 5 - 2
18 Деловая речь 1 - 1
19 Повторение
Повторение изученного материала в 5-9 классах 4 - -
20 Подготовка к ГВЭ
Пробная экзаменационная работа. Анализ текста. Сочинение по заданному тексту. 6 - 1
21 Итоговое занятие
Анализ пробной экзаменационной работы. Выводы. 1 - -
22 Резервные уроки 2 - -
Общее количество часов – 105;
Уроков в неделю - 3;
Контрольных работ -3;
Уроков развития речи -18.
Календарно-тематическое планирование
8 класс (108 ч)
№
п/п Содержание раздела (темы) урока Кол-во
часов Тип урока Цели и задачи урока Дата проведения Примечания
план факт О языке (1 ч.) 1. Русский язык в семье славянских языков 1 комбини-рованный Знать структуру учебника, разделов. Уметь найти справочный материал 1.09 Морфология и орфография
(закрепление ранее изученного) (8ч) 2-4. Буквы – и н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. 3 Комбини-рованныйУметь распознавать имена сущ., прил., прич., нареч.; образовывать полные и краткие формы страдательных причастий; уметь соотносить конкретные суффиксы с определенными группами слов. Правильно писать суффиксы с –Н и –НН. 2.09
4.09
8.09 5. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи 1 Комбинирован-ный Усвоить написания НЕ с глаголами и деепричастиями; с причастиями, существительными и наречиями 9.09 6. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями 1 практикум Закрепить навыки слитного и раздельного правописания с местоимениями и наречиями. 11.09 7. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи 1 практикум Закрепить навык правописания. Знать способы разграничения смысла слов разных частей речи. Различать их лексическое и грамматическое значения, морфемный состав 15.09 8. Диктант №1 1 контрольный Уметь применять изученные правила 16.09 9. Анализ диктанта. 1 Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание слов 18.09 Синтаксис и пунктуация (74 ч)
Словосочетание и предложение. (6 ч) 10-11. Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании. 2 Комби-нированныйПонимать роль словосочетания, различать словосочетания в предложении. Знать и уметь вычленять из предложений словосочетания с разными видами связи (согласование, управление, примыкание). Уметь употреблять их в составе предложений. Производить устный и письменный син таксический разбор словосочетаний 22.09
23.09
12-15. Повторение. Речь. Разновидности речи.
Текст, его тема и основная мысль.
Типы речи. Средства художественной выразительности речи. 4 Уметь определять типы речи на основе анализа речевой ситуации, видеть языковые средства изученных стилей 25.09
29.09
30.09
02.10 16. Способы и средства связи предложений в тексте. 1 Формировать умения определять способ и средства связи предложений в тексте. Анализ текста своего изложения. 06.10 17-18. Предложение и его типы 2 Комбинированный Знать и уметь определять типы предложений; утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамм. основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов. 7.10
9.10 19. Рр Изложение 1 13.10
20. Рр Изложение
1 14.10 Двусоставное предложение.
Главные и второстепенные члены предложения
(16 ч) 21. Главные члены предложения, их функции. Подлежащее и способы его выражения 1 комбинированный Знать и пояснять функцию главных членов предложения 16.10 22-24. Сказуемое и способы его выражения 3 комбинированный Усвоить понятие сказуемого; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении. 20.10
21.10
23.10 25-26. Тире между подлежащим и сказуемым. 2 Закрепить навык постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи. 27.10
6.10 27. Правила согласования главных членов предложения. 1 комбинированный Формирование умения согласовывать подлежащее и сказуемое с учетом существующих в литературной речи вариантов согласования 10.11
28-29. Второстепенные члены предложения, их функции. 2 Определять роль второстепенных членов предложения. 11.11
13.11 30. Определение. 1 Формировать умение классифицировать виды определений. Грамотно и уместно употреблять определения в речи. 17.11 31. Дополнение. 1 Сформировать понятие дополнения и способов его выражения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме 18.11 32-33. Обстоятельство. Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом. 2 Знать разряды обстоятельств и способы их выражения. Правильно употреблять знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом. 20.11
24.11 34. Порядок слов в предложении. 1 Сформировать представление о прямом и обратном порядке слов и месте главных и второстепенных членов предложения. 25.11
36. Диктант №2. 1 Умение применять полученные навыки и правила 27.11 37. Анализ контрольного диктанта. 1 Умение анализировать типичные ошибки. 1.12
Односоставное простое предложение (12ч) 38. Виды односоставных предложений 1 Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; вид (четыре глагольных и назывное) 2.12 39-40 Определённо-личное предложение. 2 Усвоить особенности употребления в речи определенно-личных предложений, формы выражения сказуемого; уметь грамотно использовать в собственных высказываниях. 4.12
8.12
41-42 Неопределённо-личное предложение. 2 Знать условия употребления в речи неопределенно-личных предложений; формы выражения сказуемого 9.12
11.12 43 Рр Репортаж, его тематика, задачи речи 1 15.12 44. Рр Сочинение в жанре репортажа 1 Урок развития речи Продемонстрировать навыки создания определенного текста в соответствии с заданным стилем и жанром 16.12 45 Обобщённо - личное предложение. 1 практикум Усвоить роль обобщенно-личных предложений в речи; формы выражения сказуемого. 18.12 46-47 Безличное предложение. 2 Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого, грамотно использовать в собственном высказывании. 22.12
23.12 48 Назывные предложения 1 Знать условия употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего. 25.12 49. Контрольная работа по теме
«Односоставные предложения» 1 Творческое задание Демонстрация навыков определения односоставных предложений в предложенных текстах 29.12 Неполные предложения (2ч) 50-51 Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме. 2 Тесты Знать назначение неполных предложений в общении; опознавать их в текстах и грамотно употреблять в собственных речевых высказываниях; сформировать навыки пунктуационного оформления на письме неполых предложений. 12.01
13.01 Простое осложненное предложение (40 ч)
Предложения с однородными членами (13 ч) 52-54 Понятие однородности членов предложения. 3 Сформировать понятие об однородных членах предложения и их особенностях; отработать навыки построения синтаксической структуры предложения в виде графических схем; развить умение пунктуационного анализа таких предложений. 15.01
19.01
20.01 55-57 Средства связи между однородными членами предложения 3 Знать особенности сочинительной связи; группы сочинительных союзов по их значению6 сочинительные, противительные, разделительные; оформлять пунктуационный анализ предложений с данными видами связи 22.01
26.01
27.01 58-59 Однородные и неоднородные определения 2 Творческое задание Уметь отличать эти виды определений в тексте, грамотно оформлять их пунктуацию на письме. 29.01
2.02 60-61 Обобщающие слова при однородных членах предложения. 2 Особенности данной синтаксической конструкции; владение навыками постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами. 3.02
5.02 62 Рр Сочинение с грамматическим заданием по картине А.П. Рябушкина «Московская девушка 17 века)1 9.02 63-64 Диктант № 3 и работа над ошибками 2 10.02
12.02 Предложения с обращениями
и вводными конструкциями (10 ч) 65-66 Обращение. 2 Сформировать понятие обращения в устной и письменной речи; навыки обозначения на письме в разных частях предложения 16.02
17.02 67-71 Предложения с вводными конструкциями. 5 Познакомить с основными группами вводных слов по значению; научить навыкам разграничения смысловых различий разных вариантов предложения; навыки выделения на письме таких конструкций. 19.02
24.02
26.02
2.03
3.03 72 Предложения с вставными конструкциями. 1 Творческий диктант Сформировать понятие о вставных конструкциях и их отличиях от вводных слов и предложений; пунктуация таких предложений на письме.
5.03
73-74 Контрольный диктант № 4 по теме
«Вводные и вставные конструкции» с последующей работой над ошибками.
2 10.03
12.03 Предложения с обособленными членами (17 ч) 75 Обособления второстепенных членов предложения. 1 Сформировать понятие об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения особую смысловую значимость в речевом высказывании. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные причастными и и деепричастными оборотами. 16.03 76-80 Обособленные определения и приложения. 5 Обобщить основные условия разновидностей обособления определений и приложений; закрепить навыки пунктуации таких предложений осложненного типа. 17.03
19.03
23.03
2.04
6.04 81-82. Рр Изложение «Что значит быть воспитанным?» (статья) 2 7.04
9.04 83-84 Диктант №5 по теме «Предложения с обособленными определениями» с последующим анализом 2 Контрольн. Определить уровень усвоения пройденной темы 13.04
14.04 85-87. Обособленные обстоятельства 3 практикум Повторить и обобщить сведения об обстоятельствах и способах его выражения и условиях обособления в форме деепричастий, деепричастных оборотов и существительных в косвенных падежах. 16.04
20.04
21.04 88-89 Уточняющие члены предложения. 2 практикум Сформировать понятие об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов; опознавать уточняющие члены предложения на основе семантико-интонационного анализа высказывания. 23.04
27.04
90-91 Диктант № 6 на тему «Предложения с обособленными членами» с работой над ошибками. 2 28.04
30.04 Прямая речь(11 ч) 92-93 Прямая и косвенная речь.
Оформление прямой речи на письме. 2 Практикум Закрепить навыки оформления прямой речи и диалога на письме; умение пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью на письме. 5.05
7.05 94 Рр Сочинение по картине М.М. Кустодиева «Шаляпин» (портретный очерк) 1 Урок развития речи 12.05 95 Диалог. 1 Закрепить навыки разграничения прямой речи и диалога. 14.05 96-97 Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. 2 Дать понятие косвенной речи; закрепить навыки трансформирования предложений с прямой речью в предложения с косвенной и наоборот.18.05
19.05 98 Цитаты и их обозначение на письме. 1 Сформировать навыки оформления цитирования с соблюдением норм письменной и устной речи. 21.05 99-100 Итоговый контрольный диктант №7 2 25.05
26.05 101-102 Рр Контрольная работа №4 - сочинение в жанре портретного очерка 2 28.05
103-108 Резервные уроки 6 Календарно-тематическое планирование
9 класс (105 ч)
№ Содержание раздела
(темы урока) Кол-во часов Тип урока Цели и задачи Дата проведения примечания
План факт О языке (2 ч.)
1. 1. Русский язык - национальный язык русского народа 2 Лекция с элементами беседы Познакомить с понятиями: язык как система; уровни языка; функции языка с опорой на прежние представления 01.09
Повторение изученного материала в 5-8 кл. (12 ч.)
2 3. Фонетика.
2.Орфоэпия.
3. Графика. 3 практикум Повторить сведения о звуках речи; важнейших фонетических законах в соответствии с нормами произношения 02.09
04.09
08.09 5. Лексика
6.
7.
3 практикум Привести в систему знания о лексическом разнообразии языка 09.09
11.09
15.09
7. Морфемика.
8. Словообразование. 2 практикум Закрепить знания о морфемном составе слов умения; навыки разбора слов по составу 16.09 9. Морфология и орфография.
Правописание гласных в
корнях слов.
12. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. 1 практикум Усвоить понятия орфограммы; видов орфограмм; орфографической зоркости 18.09
22.09 10. Правописание слов с не и ни. 1 практикум Закрепить на примерах орфограмму 23.09 11.Морфология и синтаксис.
Синтаксический разбор
предложения
2 практикум Сформировать навыки пунктуационного разбора 23.09
25.09 13. Знаки препинания в простом предложении осложненной структуры. 2 практикум 29.09
30.09 14. Пунктуация в предложениях с причастными и деепричастными оборотами. 1 практикум Закрепить навыки пунктуационного разбора Сложное предложение (2 ч.)
3 15. Понятие о сложном предложении 1 комбинированный Формировать понятие сложного предложения; навыки разграничения сложных предложений от простых 02.10
06.10 16. Типы сложных предложений.
Средства связи между частями сложного предложения 1 Речь. Стили и типы речи (4 ч.)
4 Рр 17. Стили и типы речи 1 лекция Закрепить знания о стилях, типах речи, строении текста 07.10 Рр 18. Основные способы сжатия текста 1 практикум 09.10 Рр 19-20. Сжатое изложение №1 2 контроль 13.10
14.10 Сложносочиненное предложение (ССП) -5 ч.
5 21. Понятие о сложносочинённом предложении 1 Сформировать понятие ССП, развивать умения и навыки постановки знаков препинания в ССП и предложениях с однородными членами 16.10 22-23. Виды сложносочинённых предложений 2 20.10
21.10 24 Контрольная работа №2 1 23.10 25 Анализ контрольной работы №2 1 27.10 Художественный стиль речи и язык художественной литературы (2 ч.)
6 26-27. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
2 Развивать умения и навыки использования различных стилей речи в художественном тексте, закрепить навыки анализа текста 06.11
10.11 Орфография. Повторение изученного в 5-8 кл. (5 ч.)
7 28-30. Правописание приставок 3 Закрепить навыки правописания приставок 11.11
13.11 31-32. Правописание н и нн в различных частях речи 2 Правописание -Н и –НН в разных частях речи 17.11
18.11 Текст (2 ч.)
8 Рр 33. Строение текста 1 Познакомить с принципами строения текста 20.11 Рр 34. Выборочное изложение «Хранитель Пушкиногорья» 1 Развивать правильную устную и письменную речь 24.11 Сложноподчиненное предложение (СПП) – 21 ч.
9
35-36. Понятие о сложноподчинённом предложении 2 Сформировать понятие СПП, познакомить с видами СПП, развивать умения и навыки определения вида СПП, построения схемы СПП, постановки знаков препинания в СПП, познакомить со способами связи в СПП с несколькими придаточными, развивать навыки анализа текста 25.11
27.11 37-38. Виды сложноподчинённых предложений 2 01.12
02.12 39-40. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным 2 04.12
08.12 41. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным 1 09.12 42. Сложноподчинённое предложение с придаточным места 1 11.12 43. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени 1 15.12 44. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения 1 16.12 45. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени 1 18.12 46. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели 1 22.12 47. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия 1 23.12 48. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия 1 25.12 49. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным 1 29.12 50-51. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными 2 12.01
13.01 52-53. Закрепление 2 15.01
19.01 54. Контрольная работа №3 1 20.01 55. Анализ контрольной работы №3 1 22.01 Синтаксис. Повторение изученного материала в 8 кл. (4 ч)
10 56. Типы подчинительной связи в словосочетаниях 1 Закрепить навыки определения подчинительной связи в словосочетаниях; грамматических основ предложения в односоставных и двусоставных предложениях 26.01 57. Грамматическая основа предложения 1 27.01 58-59. Односоставные и двусоставные предложения 2 29.01
02.02 Обучение письменному высказыванию по заданному тексту (2 ч.)
11 60. Рр Обучение написанию сочинения по заданному тексту 1 03.02 12 61. Рр Эссе 1 05.02 Подготовка к ГИА (5 ч.)
14 62-63. Рр Сжатое изложение 2 09.02
10.02 64. Анализ текста 1 12.02 Рр 65. Сочинение по заданному тексту 1 16.02 66. Анализ пробной экзаменационной работы 1 17.02 Бессоюзное сложное предложение (БСП) - 7ч.
15 67. Понятие о бессоюзном сложном предложении 1 Сфомировать понятие БСП, развивать навыки постановки знаков препинания в БСП, навыки синтаксического разбора БСП. 19.02 68. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления 1 24.02 69. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения 1 26.02 70. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия и следствия 1 02.03 71. Контрольная работа № 4 1 03.03 72. Анализ контрольной работы № 4 1 05.03 73. Путевые заметки 1 10.03 Синтаксис и пунктуация. Повторение изученного материала в 8 классе (3 ч.)
16 74. Предложения с однородными членами 1 Закрепить умения по полному грамматическому (синтаксическому и пунктуационному) разбору простых предложений осложненной структуры 12.03 75. Предложения с вводными словами 1 16.03 76. Предложения с обращениями 1 17.03 Подготовка к ГИА (5 ч.)
17
18 77-78. Рр Изложение 2 Сформировать навыки создания текста в соответствии с заданным жанром 19.03
23.03 79. Анализ текста 1 Развивать умения и навыки написания изложения и сочинения по заданному тексту, навыки анализа текста 02.04 80. Рр Сочинение по заданному тексту 1 06.04 81. Анализ пробной экзаменационной работы 1 07.04 Сложное предложение с различными видами связи (6 ч.)
19 82-83. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи 2 Сформировать понятие сложного предложения с различными видами связи, развивать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи, навыки анализа текста 09.04
13.04 84. Закрепление 1 практикум 14.04 85. Контрольная работа № 5 1 контрольный 16.04 86. Анализ контрольной работы
№ 5 1 20.04 20 87. Рр Рецензия 1 Закрепить навык создания текста определенного жанра 21.04 Подготовка к ГИА. Написание сжатого изложения (6 ч.)
21 88-89. Рр Изложение 2 Развивать умения и навыки написания сжатого изложения;
Совершенствовать языковые и не языковые приемы сжатия текста. 23.04
27.04 90. Анализ текста 1 28.04
91. Рр Сочинение по заданному тексту 1 30.04 92. Анализ пробной экзаменационной работы 1 05.05 22 93. Рр Деловая речь 1 Совершенствовать навыки создания текста определенного стиля речи 07.05 Повторение изученного материала в 5- 9 кл. (4 ч.)
23 94-97. Повторение изученного материала в 5-9 классах 4 12.05
14.05 Подготовка к ГИА (8 ч.)
24 98-101. Рр Пробная экзаменационная работа: изложение, анализ текста, сочинение по заданному тексту 4 Совершенствовать умения и навыки создания изложения и сочинения по заданной теме и в соответствии с заданным стилем 18.05
19.05
21.05
25.05 102. Анализ пробной экзаменационной работы 1 26.05 25 103. Итоговое занятие 1 Диагностика ошибок, допущенных в экзаменационной работе 28.05 26 104-105. Резервные уроки 2 Основная литература:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку 2004 г.
Авторская программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, 2010 г.
Учебник для 9 класса «Русский язык». М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. М.: Дрофа, 2011 г.